Определение содержания государственных испытаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение содержания государственных испытаний



Определение содержания государственных испытаний

Цель государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам – установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.

Оформление выпускной квалификационной работы должно соответствовать принятым на кафедре стандартам оформления научных исследований.

 

Виды деятельности и соответствующие им задачи профессиональной деятельности

В сферу профессиональной деятельности специалиста по социальной работе входит:

  • посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п. в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;
  • организация и оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;
  • организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т.д.;
  • проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в районе, учреждении, организации, с целью разработки проектов и программ социальной работы;
  • участие в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
  • содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
  • организация и ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях.

2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения профессиональных задач

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

  • основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом;
  • понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования;
  • сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
  • профессионально – этические, организационно – управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;
  • психологические основы социальной работы, виды и технологии психосоциальной работы;
  • основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;
  • социально-медицинские основы здоровья;
  • основы правового обеспечения социальной работы.

Специалист должен изучить опыт:

  • практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;
  • организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы;
  • получения и обработки информации о системе социальной работы;
  • проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
  • использования информационных технологий в органах и учреждениях социальной работы;
  • участия в исследовательской работе, составления рефератов и написания адекватного уровня исследовательских работ;
  • организации и проведения психосоциальной, социально – педагогической и социально – медицинской работы.

Специалист должен владеть:

  • основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;
  • основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;
  • методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы;
  • методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
  • основными методами психолого-педагогической деятельности;
  • методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах;
  • основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

2.3. Соответствие профессиональных функций (требований к профессиональной подготовке) видам профессиональной деятельности выпускника

Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.; благотворительные организации; промышленные предприятия; учреждения сферы досуга и отдыха.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

2.4. Соответствие профессиональных функций и требований видам аттестационных испытаний выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.п.1.2. – 1.3. государственного образовательного стандарта.


Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена

Для определения качества ответа выпускника на государственном междисциплинарном комплексном экзамене используются следующие основные показатели:

- соответствие ответов формулировкам проблем и вопросов;

- структура, последовательность и логика ответа;

- полнота, целостность, самостоятельность;

- соответствие ответов на вопросы нормам культуры речи;

- знание и учет нормативно-правовых документов;

- степень и уровень знания специальной литературы по проблеме;

- способность интегрировать знания и привлекать сведения из различных научных областей;

- качество ответов на дополнительные вопросы.

 

3.1. Перечень основных учебных модулей-дисциплин основной образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемые в процессе государственного экзамена

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Антропологические основы социальной работы

Социально-медицинские проблемы населения, их учет в социальной работе

Психологические основы социальной работы

Педагогические основы социальной работы.

Социологические основы социальной работы

Экологические проблемы социальной работы

Социальная политика и социальная работа

ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Исторические проблемы становления и развития социальной работы в России и за рубежом

Проблемы научной идентификации социальной работы (теория социальной работы)

Технология социальной работы

Профессионально-этические основы социальной работы

Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе

Экономические основы социальной работы

Правовое обеспечение социальной работы

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

Конфликтология в социальной работе

Методика исследований в социальной работе

Социальная статистика

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Семьеведение

Гендерные аспекты социальной работы

Социальная геронтология

Проблемы социальной работы с молодежью

Занятость населения и ее регулирование

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)

Содержание и методика социально-медицинской работы

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций


Социальная статистика

Методы и измерения в социальной статистике. Система показателей в социальной статистике. Роль статистики в исследованиях социальной работы.

Семьеведение

Понятие семьеведения. Основные типы семьи. Социально-экономические, культурно-духовные, нормативно-правовые основания современной семьи. Государственная семейная политика и механизм ее реализации. Основные направления социальной работы с семьей.

Социальная геронтология

Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека. Место и роль пожилых и старых людей в современном обществе. Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

Содержание и методика социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Базовая модель социально-медицинской работы. Содержание технологий социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания, здравоохранение, образования, армии, правоохранительных органов.

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

Психосоциальная работа как отрасль практической психологии. Понятие и основные характеристики объектов психосоциальной работы: человек, находящийся в кризисной ситуации; дезадаптированная личность; проблемная семья и др. Типы поведенческих дезадаптивных реакций на стрессоры: агрессия, аутоагрессия, суицид и др. Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая.

Краткая характеристика основных психосоциальных технологий: индивидуальное и семейное консультирование, телефонное консультирование, социально-психологические тренинги, игротерапевтические методы, социодраммы, психодрамы, семейная терапия.

3.9 Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Понятие организационно-административной работы, ее нормативно-правовая база.

Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы.

Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.


Примерные вопросы к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

 

1. Антропологические основы социальной работы.

2. Социально-медицинские проблемы, их учет в социальной работе.

3. Основы общественного здоровья населения.

4. Проблемы организации социально – медицинской работы с населением.

5. Психологические основы социальной работы.

6. Педагогические основы социальной работы.

7. Социологические основы социальной работы.

8. Экологические проблемы социальной работы.

9. Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой.

10. Основные модели и приоритеты социальной политики в России и зарубежом.

11. Социальная работа как общественный феномен.

12. Объект, предмет и категории теории социальной работы.

13. Социальная работа как вид профессиональной деятельности: ее объекты и субъекты.

14. Проблемы периодизации истории социальной работы в России и зарубежом.

15. Основные тенденции становления социальной работы в России.

16. Сущность и классификация технологий социальной работы.

17. Проблемы эффективности в социальной работе и методы её оценки.

18. Характеристика методов социальной работы с различными категориями населения: организационно-распорядительных, психологических, экономических, педагогических.

19. Особенности реализации технологии социальной диагностики.

20. Особенности реализации технологии социальной профилактики.

21. Особенности реализации технологий социальной адаптации и реабилитации.

22. Особенности реализации технологии социальной терапии.

23. Особенности реализации технологии социальной экспертизы.

24. Этико – аксеологический подход в социальной работе.

25. Деонтологические вопросы социальной работы.

26. Социальная работа как профессия.

27. Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе.

28. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах социальной работы.

29. Экономические основы деятельности организаций и учреждений социальной работы.

30. Экономическая политика и благосостояние населения.

31. Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина.

32. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения.

33. Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды.

34. Сущность и технология проектирования и моделирования в социальной работе.

35. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе.

36. Модели разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

37. Методы исследования в области социальной работы.

38. Методы и измерения в социальной статистике.

39. Семья и ее основные функции.

40. Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

41. Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства.

42. Социально-экономические, духовно-культурные, психолого-педагогические основания современной семьи.

43. Государственная семейная политика и механизм ее реализации.

44. Гендерные аспекты социальной работы.

45. Социальный статус женщины в обществе.

46. «Женский вопрос», роль женского движения в его решении.

47. Специфика социальных проблем женщин.

48. Формы социальной работы с женщинами.

49. Основные характеристики и проблемы граждан пожилого и старческого возраста в современной России.

50. Проблемы и технологии социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

51. Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики.

52. Проблемы социализации молодежи в современной России.

53. Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи.

54. Система социальных служб для молодежи, ее специфика.

55. Рынок труда, занятость и безработица: понятия, виды и основные характеристики.

56. Характеристика труда и занятости в России.

57. Понятие, виды и динамика безработицы в современном обществе.

58. Технология работы в учреждениях и организациях службы занятости.

59. Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы.

60. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе.

61. Место, роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы.

62. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.

63. Педагогические требования к личности и деятельности социального работника.

64. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания населения.

65. Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности.

66. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

67. Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации.

68. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы.

69. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.

70. Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.


Список рекомендуемой литературы для подготовки к экзамену.

Нормативно-правовые акты.

Международные:

1. Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948г.

2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. ООН, 1979г.

3. Конвенция о правах ребенка. ООН, 1989.

4. Профессионально-этический кодекс социальных работников (принципы и стандарты). МФСР, 1994г.

Федеральные:

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосование 12 декабря 1992г.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1995г.
  3. Федеральный Закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №16
  4. Федеральный Закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №17
  5. Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18
  6. Федеральный закон от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №22
  7. Федеральный Закон от 12 января 1995г. № 5-ФЗ “О ветеранах”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №3

8. Федеральный Закон от 28 июня 1995г. № 98-ФЗ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18

  1. Федеральный Закон от 15 ноября 1995г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №22
  2. Федеральный Закон от 22 мая 1996г. “О занятости населения в Российской Федерации”. - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26
  3. Федеральный Закон от 8 декабря 1995г., “О государственной системе защиты прав несовершеннолетних и профилактике их безнадзорности и правонарушений”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18
  4. Федеральный Закон от 16 февраля 1990 г. “О пенсиях в Российской Советской Федеративной социалистической Республике ”. М., 1995г.
  5. Федеральный Закон от 16 мая 1991г. “О занятости населения в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике”. С изменениями и дополнениями от 5 мая 1996г.
  6. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. №492 “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года” - Собрание законодательств РФ, 1995г., №27
  7. Указ Президента РФ от 13 июня 1996г. №883 “О федеральной целевой комплексной программе “Старшее поколение” на 1997-1999 годы”. - Собрание законодательств РФ, 1996г., №25
  8. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 “Об основных направлениях государственной социальной политики”. - Собрание законодательств РФ, 1996г, № 21
  9. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 “Об основных направлениях государственной семейной политики”. - Собрание законодательств РФ, 1996г., №9
  10. Указ Президента РФ от 18 июня 1996г. № 932 “О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 года”. - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26
  11. Указ Президента РФ от 8 июня 1996г. № 851 “Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей” - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26
  12. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994г. № 1198 “О федеральной целевой программе “Безопасное материнство” на 1995-1997 годы”. - Собрание законодательств РФ, 1994г, №28
  13. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995г. № 420 “Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением”. - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18
  14. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996г. №829 “О приемной семье”. - Собрание законодательств РФ, 1996г., №31
  15. Постановление Правительства РФ от 8 января 1996г. №6 “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”. - Собрание законодательств РФ, 1996г, №3

24. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996г. № 387 “О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации”. - Собрание законодательств РФ, 1996г, №15

Учебные и научные издания.

1. Анисимов Л.Н. и др. Трудовое и социальное право России. Москва, «Владос». 1999.

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

3. Бочарова И.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

  1. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Рамон. М., 1997.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савчеко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов-н/д.: Феникс, 2001.-576с.

6. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.

7. Зайцев А.К. Социальный конфликт.-М.: Академия, 2001.-464с.

8. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие.-М.: «Маркетинг», 2001.-248с.

9. Комаров Е.Н., Войтенко А.И. Менеджмент социальной работы. Уч. пособие. -М, «Владос»,1999.

10. Луков В.А. Социальное проектирование. Учебное пособие. - М, 2000.

  1. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1995. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М., 1998.

12. Мардахаев Л.В., Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога. Москва, «Академия», 2001.

13. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.

14. Медведева Г.П. Этика социальной работы. Учебное пособие. -М, «Владос», 2000.

15. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций).-М.:Медународный университете бизнеса и управления: «Братья Карич», 1997.-192с.

16. Основы социальной работы. Учебник/ Отв. ред. П.Д. 2-е изд,, испр. и доп. Под ред. Павленка П.Д. -М, 2001.

17. Павленок П.Д. Введение в специальность «социальная работа».- М., 1999.

18. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. Москва, «Владос», 1999.

  1. Практика социальной работы. Под ред. Доэла М., Шардлоу Ф. М., 1995г.
  2. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект.- Новосибирск: Наука, 2002.-275с.
  3. Савинов Л.И. Семьеведение. - Саранск: Изд-во Мордовск. Ун-та, 2000.-196с.
  4. Савинова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений /Л.В.Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224с.

23. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. Москва, «Академия», 2001.

24. Сборник задач и упражнений по социальной работе/Под ред. Л.Г. Гусляковой и др. 2-е изд., доп. и перераб. -Барнаул, 2000.

25. Слепенков И.М. Основы теории социального управления.-М.: Высшая школа, 1990.-304с.

  1. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Холостовой Е.И. М., 1997г.

27. Социальная педагогика. Учебное пособие/ Под. ред. Никитина В.А.-М, «Владос», 2000.

28. Социальная политика: Учебник./Под общ. Ред. Н.А. Волгина.-Изд-во «Экзамен», 2002.-736с.

29. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. / Под ред. Жукова В.И.-М, «Союз», 1997.

30. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И Холостова, А.С. Сорвина – М., 2001.

31. Социальная работа: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д., 1999.

32. Социальная статистика/ Под ред. И.И. Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 2002, 480с.

33. Социальные технологии. Толковый словарь. М. Белгод. 1995.

34. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

35. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. Москва, «Академия», 2001.

36. Старость: Популярный справочник / под ред. Л.И.Петровской. -М., 1996.

  1. Сулейманова Г.В. Социальное страхование и социальное обеспечение. М., 1997.

38. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Уч. пособие для студентов.- М, Институт психологии, 1998.

39. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие/ Под ред. В.И. Жукова ч.1,2.-М, Союз, 1993-94.

40. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие/ Под. ред. Григорьева С.И., Гусляковой Л.Г., Ельчанинова В.А. -М, Наука, 1994.

41. Теория социальной работы. Учебник / Под. ред. Холостовой Е.И.-М, Юрист, 1998.

42. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. М., 2000.

43. Технология социальной работы. Под ред. Зайнышева И.Г. Москва, «Владос», 1999.

44. Уткин Э.Я. Конфликтология: теория и практика.-М.:ЭКМОС, 2000.-271с.

45. Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие.- М, «Владос», 1999.

  1. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.
  2. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методика психосоциальной практики: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2002.-192с.

Определение содержания государственных испытаний

Цель государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам – установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.

Оформление выпускной квалификационной работы должно соответствовать принятым на кафедре стандартам оформления научных исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.087 с.)