Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 060109.65 – Сестринское делоСтр 1 из 3Следующая ⇒
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ
ПРОГРАММА
ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРЕДМЕТАМ: Педагогическая и возрастная психология, Педагогика с методикой преподавания
Специальность 060109.65 – Сестринское дело Квалификация Менеджер
Архангельск – 2011 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности /направления Сестринское дело. Квалификация Менеджер (шифр и название)
Кафедра______________ Педагогики_и психологии __________ Факультет________ высшего сестринского образования _______
Составитель: Доцент, Борчук А.В.
УТВЕРЖДЕНА протоколом заседания кафедры № __ 5 _ от 04.02.2010 г.
Зав. кафедрой профессор, Васильева Е.Ю.
_______________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задача итогового междисциплинарного экзамена по блоку психолого-педагогических дисциплин – проверка уровня усвоения студентами факультета Высшего сестринского образования основ возрастной и педагогической психологии и педагогики с методикой преподавания спецдисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве менеджера, медицинской сестры, преподавателя. В своих ответах на экзамене студенты должны показать глубину и осознанность знаний в свете следующих требований: 1. Понимание задач применения психологических и педагогических знаний в профессиональной деятельности и саморазвитии. 2. Рассмотрение вопросов в психологическом и педагогическом аспекте. 3. Подтверждение теоретических положений, сформулированных в ответе, примерами из практической деятельности. Ответы студентов должны свидетельствовать об осведомленности в важнейших вопросах возрастной и педагогической психологии и педагогики с методикой преподавания, об осознанности опыта медицинского образования и готовности к применению психологических и педагогических технологий в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Педагогическая и возрастная психология Педагогическая психология как наука Педагогическая психология как наука, ее место в системе психологических наук. Предмет, задачи педагогической психологии. Основные понятия педагогической психологии: обучение, воспитание, формирование, усвоение, учебная деятельность, учение, учебное взаимодействие.
Связь науки с другими дисциплинами. Методы исследования педагогической психологии: эмпирические, теоретические, статистические. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессиональная компетентность учителя. Педагогические способности. Профессиональный жизненный путь педагога. Педагогическая деятельность. Индивидуальный стиль деятельности. Стили педагогического общения. Общая характеристика взаимодействия. Учебное сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Барьеры в педагогическом общении.
Обучающийся как субъект педагогической деятельности Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности. Обучающийся как представитель возрастного периода: младший школьник, подросток, старшеклассник, студент. Учет возрастных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Информационная, перцептивная, интерактивная стороны общения в процессе обучения.
Психология учебной деятельности. Учебная деятельность, структура учебной деятельности. Предмет, средства учебной деятельности. Способы учебной деятельности. Процесс усвоения: этапы, критерии эффективности. Мотивация учебной деятельности школьника и студента, пути формирования учебной мотивации, психологическая готовность ребёнка к школе, психологические барьеры в учебной деятельности. Контроль и самоконтроль, саморегуляция в учебной деятельности.
Общая характеристика педагогической деятельности Предметное содержание педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности, определение и его виды. Индивидуальный стиль деятельности. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера. Психологический анализ урока. Психологические особенности обучения в группе
Психологические особенности обучения в группе. Психологический климат в ученической группе и его влияние на эффективность учебной деятельности. Влияние детских групп и коллективов на развитие личности ребенка. Основное отличие работы с детскими группами от работы с группами и коллективами взрослых. Обучение детей умениям и навыкам межличностного взаимодействия и общения. Особенности групп разного возраста: дошкольник, младший школьник, подросток, юношеский возраст
Возрастная психология как наука. Возрастная психология как наука, ее место в системе психологических наук. Предмет, задачи возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии: развитие, психологический возраст, психологическое новообразование, кризис развития, ведущая деятельность, возрастные особенности личности. Связь науки с другими дисциплинами. Методы исследования возрастной психологии: эмпирические, теоретические, статистические.
Возрастная периодизация. Принципы построения возрастной периодизации. Периодизация психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Периодизация становления личности в концепции Э.Эриксона.
9.Психические особенности младенческого возраста Период новорожденности. Комплекс оживления. Врожденные формы психики и поведения. Характеристика общей ситуации развития в младенчестве. Кризис первого года жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. Проспект, 2000. 2. Александрова Ю.В. Методика диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Учебно-метод. пособие / Ю.В. Александрова; Рос.акад.образования, Моск. псих.-соц. ин-т. - Воронеж: Модэк; М.: МПСИ, 2001. 3. Башкатов, И.П.. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учеб.-метод. пособие / И.П. Башкатов; Рос. акад. образования, Москов. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2002. 4. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов вузов / [Науч.ред.Г.П.Котельников]; Всерос.центр по непрерыв.мед.и фармац.образованию. - М.: Перспектива, 2002. 5. Возрастная и педагогическая психология. Тесты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 6. Казанская В.И. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.И. Казанская – СПб.: Питер, 2003.(Серия «Краткий курс») 7. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993. Педагогический процесс. Педагогический процесс как система. Компоненты педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.
5. Ценности и цели образования. Сущность воспитания. Цель воспитания – основополагающая категория педагогики. Связь целей воспитания и исторических, социально-экономических условий развития общества. Представление о целях воспитания в разные исторические эпохи, в разных обществах и культурах. Становление и развитие индивидуальности человека – основная цель воспитания, и самовоспитания. Две стороны воспитания: социализация индивида и обретение человеком признанных обществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм. Современные проблемы воспитания в средней профессиональной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература: 1. Мещерякова, М. А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах: учеб. пособие для студентов вузов / М.А. Мещерякова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 2. Косарев, И. И. Лекции-конспекты по курсу "Методика преподавания": учебное пособие / И.И. Косарев, Т.Б. Уткина; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Всерос. учеб. -науч.- метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию, Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова, Каф. педагогики и мед. психологии. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. 3. Сестринское дело: учеб.для студентов фак.фысш.сестр.образования мед.вузов / Под ред.А.Ф.Краснова. - Самара: Перспектива,
Дополнительная литература: 1. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования, СПб, 1985. 2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.,1990. 3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996. 4. Бирюкова Л.М. Основы управления педагогическими системами: Учебно-методические материалы. – Архангельск, 2002. 5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000. 6. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2001. - №1. 7. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2000. 8. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990. 9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999 10. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002 12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. – М.: Владос, 2001 13. Смирнов С.Д. Педагогика психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001 14. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество – М.: Издательский центр «Академия», 2002 15. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2000. 16. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001 17. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей, под ред. Пидкасистого П.И.- М.: Педагогическое общество России, 2001 18. Раевская Н.Е. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций, СПб.: Альфа, 2001
Приложение 1. Описание поступка. Укажите действия (направленность, цель, средства, результаты) и состояние личности (настроение, эмоциональное возбуждение, установки, активность), отношения личности (к обществу, коллективу, товарищам, преподавателям, самому себе), проявившиеся в поступке (положительные, отрицательные). Какие качества личности проявились в ситуации? Объяснение поступка. Установите внешние причины (стимулы) и внутренние, личностные причины поступка. Был ли поступок нечаянным или преднамеренным, сознательным или импульсивным, случайным или типичным для данного человека. Каковы предполагаемые мотивы поступка? Влияние направленности личности, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств на формирование и осуществление поступка. Какие известные и предполагаемые причины и условия способствовали развитию устойчивых качеств личности, проявившихся в анализируемой ситуации? Подумайте, какие мотивы могут быть, какие варианты развития событий возможны в данной ситуации? Ваш прогноз поведения. Диагностические решения. Какие действия, состояния, отношения личности требуют педагогического вмешательства, воздействия и с какой целью (стимулирование поступка, противодействие ему или предупреждение последующих поступков), какие внешние факторы необходимо устранить в данной ситуации, или, наоборот, создать для достижения педагогических целей? Определите качества личности, которые необходимо развивать, изменять, а также качества, требующие уточняющей диагностики. Нужно принять решение и о том, какие постоянные внешние факторы педагогически целесообразно сохранить, усилить; или наоборот – устранить или ослабить. Предвидение. Какие варианты развития событий возможны в данной ситуации?
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ
ПРОГРАММА
ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРЕДМЕТАМ: Педагогическая и возрастная психология, Педагогика с методикой преподавания
Специальность 060109.65 – Сестринское дело Квалификация Менеджер
Архангельск – 2011 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности /направления
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.033 с.) |