Программа модуля «Теория воспитания и методика организации воспитательной работы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа модуля «Теория воспитания и методика организации воспитательной работы»



Программа модуля «Теория воспитания и методика организации воспитательной работы»

 

Тематический план

  Модуль 2. Теория воспитания и методика организация воспитательной работы Всего Лекц Семин. Лабор. Самост.работа
  Раздел 1. Теоретические основы воспитания          
  Тема 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательногопроцесса. Базовые теории воспитания и развития личности.Закономерности и принципы воспитания          
  Тема 2.Системный подход в воспитании. Современные воспитательные системы          
  Тема 3. Коллектив как объект и субъект воспитания.          
  Итого по разделу          
  Раздел 2. Организация воспитательной работы в школе          
  Тема 1. Педагогическое взаимодействие и воздействие в воспитании          
  Тема 2. Технологии воспитания          
  Тема 3.Система деятельности классного руководителя          
  Итого по разделу          
  Итого по модулю 2          

 

 

Содержание дисциплины

Модуль 2. Теория воспитания и организация воспитательной работы в школе

Раздел 1. Теоретические основы воспитания

Лекции

Тема 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.

Закономерности и принципы воспитания (2ч)

  1. Понятие о воспитании, его педагогической сущности и характерных особенностях.
  2. Воспитание и обучение: их взаимосвязь и отличие.
  3. Воспитание как процесс: его движущие силы и логика.
  4. Базовые теории воспитания и развития личности.
  5. Закономерности процесса воспитания. Характеристика принципов воспитания.

 

Тема 2.Системный подход в воспитании.

Современные воспитательные системы (2ч.)

  1. Понятие «система» и «синергетическая система». Сущность системного подхода в воспитании.
  2. Структурные компоненты процесса воспитания и их взаимосвязь. Цели и задачи воспитания. Содержание воспитания. Система форм и методов воспитания. Воспитанность личности как результат воспитания.
  3. Понятия «система воспитания» и «воспитательная система». Классификация воспитательных систем. Этапы развития воспитательной системы.
  4. Гуманистические воспитательные системы: исторический экскурс; признаки; цели, принципы, содержание жизнедеятельности, используемые технологии.
  5. Воспитательное пространство: понятие, субъекты, признаки, методика создания.

Тема 3. Коллектив как объект и субъект воспитания (2 ч.)

1. Коллектив как особый вид группы. Общие групповые качества и признаки коллектива. Уровни развития группы по Л. Н. Уманскому.

2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко.

3. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.

4. Возможности и функции коллектива как субъекта воспитания. Основные условия развития детского коллектива.

 

Практические занятия (семинары) к разделу 1.

Тема 1. Воспитание как социально-педагогическое явление и процесс (2ч)

1. Понятие о воспитании, его сущности и функциях, характерных особенностях.

2. Движущие силы, закономерности, принципы воспитания.

3. Концептуальные основы воспитательной деятельности школы. Сравнительный анализ современных теорий и концепций воспитания (концепция системного построения процесса воспитания В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой; концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О.С.Газмана; концепция воспитательных отношений И.П.Иванова; концепции личностно ориентированного воспитания как становления человека культуры Е.В.Бондаревской, концепция М.И. Рожкова, концепция Н.М. Таланчука и др.): принципы, цели и задачи, содержание, механизмы и результаты воспитания.

 

Литература:

1. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 6-8; 14-18; гл. 2; с. 66-70.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. – Гл. 1,2,3, 5.

3. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.,1996. – С.8-13; 17-22; 152-156.

4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.,2002.

 

Тема 3. Система методов и форм воспитания (2 ч.)

1. Сущность и основы классификации методов воспитания.

2. Характеристика и условия эффективности методов убеждения, методов организации деятельности, методов стимулирования деятельности.

3. Система форм воспитания в современной школе.

 

 

Литература:

  1. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004. – Гл.10, 12.
  2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – Гл.5: 5.3, 5.4.

Раздел 2. Организация воспитательной работы в школе

Лекции

Тема 1. Педагогическое взаимодействие и воздействие в воспитании (2 ч.)

  1. Понятие «педагогическое взаимодействие». Воспитательные функции педагогического взаимодействия: коммуникативная, информационная, конструктивная и др.
  2. Организация взаимодействия в детском коллективе. Проблема обучения взаимодействию воспитанников. Педагогическое взаимодействие и воздействие: их диалектика и взаимосвязь.
  3. Понятие о приеме педагогического воздействия.
  4. Основные требования к выбору воспитателем приемов педагогического воздействия.
  5. Характеристика основных приемов педагогического воздействия.

Тема 3. Планирование и формы организации воспитательной деятельности классного руководителя (2 ч.)

1. Общие подходы к планированию педагогической деятельности

2. Основные требования к планированию воспитательной работы в классе. Виды планов, структура и формы плана.

3. Технологии коллективного целеполагания и планирования

4. Анализ современных организационных форм классного руководства. Количественное соотношение в современной школьной практике. Возможности и перспективы.

5. «Внутренние» формы воспитательной деятельности классного руководителя: классный час, включение детей в общешкольные дела, классные традиции и т. д.

Литература:

1. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.

2. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. –М., 2001. – С. 105-121.

3. Иванов И. П. Энциклопедия КТД. - М., 1989.

4. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. - М, 2006.- С. 387-397, 540-543.

5. Шуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. М., 1996.

6. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. - М. 2004. - С. 151-176.

7. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. – М.: Просвещение, 2008.

Вопросы к зачету по модулю 2.

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

2. Основные подходы к воспитанию.

3. Базовые теории воспитания и развития личности.

4. Современные теории и концепции воспитания.

5. Закономерности, принципы и направления воспитания.

6. Воспитание как система. Цели и содержание воспитания.

7. Формы, методы и средства воспитания. Классификации и характеристика основных методов воспитания, условия их выбора.

8. Воспитанность личности как цель и результат воспитания: уровни, критерии, показатели.

9. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Специфика технологий воспитания.

10. Виды педагогических задач. Педагогические задачи в воспитании.

11. Диагностика в деятельности педагога-воспитателя. Диагностика воспитанности: сущность, принципы и методы, требования к организации.

12. Понятие о педагогическом прогнозировании, моделировании, проектировании и конструировании, их осуществлении в процессе воспитания.

13. Понятие о воспитательных системах. Классификация воспитательных систем. Характеристика одной из гуманистических воспитательных систем.

14. Сущность, виды и стили, принципы и правила педагогического взаимодействия.

15. Педагогическое воздействие и взаимодействие: их взаимосвязь. Приемы педагогического воздействия и педагогической поддержки ребенка. Требования к анализу педагогических ситуаций, постановке и решению педагогических задач.

16. Организация взаимодействия в детском коллективе. Обучение взаимодействию воспитанников.

17. Личность ребенка в гуманистической воспитательной системе. Личностный и индивидуальный подходы в воспитании.

18. Одаренный, трудный, педагогически запущенный ребенок, условия эффективного взаимодействия с ним.

19. Возраст и особенности личностного развития, их учет в воспитании. Современный подросток, старшеклассник.

20. Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура, этапы и условия развития детского коллектива.

21. Сущность и специфика личностно ориентированной коллективной творческой деятельности: ее основные идеи, виды и формы, способы организации.

22. Система деятельности классного руководителя: функции, цели и задачи, основные направления и содержание деятельности.

23. Проблемы воспитания в поликультурном обществе. Национальное своеобразие воспитания.

24. Воспитание культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.

 

 

Программа модуля «Теория воспитания и методика организации воспитательной работы»

 

Тематический план

  Модуль 2. Теория воспитания и методика организация воспитательной работы Всего Лекц Семин. Лабор. Самост.работа
  Раздел 1. Теоретические основы воспитания          
  Тема 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательногопроцесса. Базовые теории воспитания и развития личности.Закономерности и принципы воспитания          
  Тема 2.Системный подход в воспитании. Современные воспитательные системы          
  Тема 3. Коллектив как объект и субъект воспитания.          
  Итого по разделу          
  Раздел 2. Организация воспитательной работы в школе          
  Тема 1. Педагогическое взаимодействие и воздействие в воспитании          
  Тема 2. Технологии воспитания          
  Тема 3.Система деятельности классного руководителя          
  Итого по разделу          
  Итого по модулю 2          

 

 

Содержание дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.251 (0.03 с.)