Византийское искусство в музейных и библиотечных собраниях мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийское искусство в музейных и библиотечных собраниях мира.



На основе практических занятий в мультимедийном классе каждый с тудент должен подготовить и провести самостоятельную мультимедийную презентацию коллекции или выставки византийского искусства в музеях или библиотеках мира на материале Интернета (см. список Интернет-ресурсов) и других источников. В частности, это могут быть:

  • Коллекция византийского искусства в Государственном Эрмитаже (СПб);
  • Византийское искусство в собрании ГМИИ (Москва)
  • Византийские коллекции Метрополитен музея (Нью-Йорк)
  • Византийские коллекции Лувра (Париж)
  • Византийское искусство в собраниях греческих музеев
  • Национальный музей (Равенна)
  • Коллекция византийских рукописей в Парижской национальной библиотеке
  • Выставка «Слава Византии» (1997, Метрополитен музей, Нью-Йорк)
  • Выставка «Сокровища Афона» (1997, Салоники)

 

Контрольные вопросы:

1. Истоки византийского искусства. Богословско-эстетические основы византийского искусства.

2. Концепции иерархии, образа и символа, цвета и света Дионисия Ареопагита и их влияние на византийское искусство.

3. Хронологические рамки и периодизация византийского искусства.

4. Вклад русского византиноведения 19-20 веков в изучение искусства Византии.

5. Западноевропейское искусствоведение о византийском искусстве.

6. Живопись катакомб: сложение христианской иконографии и специфического художественного языка.

7. Раннехристианская архитектура 4-5 вв. Типология и символика форм.

8. Возникновение и развитие христианской монументальной живописи в 1У-У вв.

9. Раннехристианская миниатюра и скульптура.

10. Архитектура Константинополя У1-УП вв.

11. Византийская архитектура У1-УП вв.: провинциальные школы.

12. Византийское изобразительное искусство У1-УП вв.: монументальная живопись.

13. Древнейшие византийские иконы, их эллинистический характер и прототипы.

14. Памятники архитектуры Равенны 4-7 вв.

15. Мозаичные ансамбли Равенны: особенности иконографии и стиля.

16. Византийская миниатюра У1-УП вв. Основные школы и памятники.

17. Иконоборчество и развитие теории византийского искусства. Культовое и светское искусство этого периода.

18. Иоанн Дамаскин и его теория иконы.

19. Генезис, типология и семантика крестовокупольного храма.

20. Архитектурные школы средневизантийского периода.

21. Монументальная живопись Македонской эпохи: иконографический канон и система декора храма, стилистические особенности.

22. Работы византийских мастеров в Италии.

23. Иллюминированные рукописи македонского Возрождения

24. Иконопись средневизантийского периода.

25. Монументальная живопись Комниновской эпохи.

26. Миниатюра эпохи Комнинов.

27. Искусство Византии периода латинских завоеваний. Основные центры.

28. Архитектура Византии эпохи Палеологов.

29. Проблема палеологовского Возрождения.

30. Архитектура и монументальные росписи Кахрие-Джами.

31. Иконопись эпохи Палеологов.

32. Исихазм и его влияние на поздневизантийское искусство.

33. Миниатюра эпохи Палеологов.

34. Искусство Мистры.

35. Значение Византийского искусства для развития западного и восточно-христианского искусства.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа является самостоятельным научным исследованием студента по конкретной, четко сформулированной проблеме. Ее написание требует углубленного изучения специальной литературы и, по возможности, непосредственного знакомства с произведениями средневекового искусства. Поскольку в условиях Екатеринбурга, как и других нестоличных городов России, последнее не всегда возможно, студенту следует особое внимание уделить работе с научной литературой, с литературными источниками, с материалами, размещенными в Интернете. Курсовая работа должна продемонстрировать навыки студента самостоятельно работать с научной литературой, анализировать ее, сопоставлять точки зрения различных исследователей, убедительно аргументировать свое отношение к той или иной концепции, проблеме.

Курсовая работа строится по определенному плану и соответствующим образом оформляется. В ней обязательно должно быть введение, которое содержит обоснование темы, постановку проблемы, формулировку основной цели работы и конкретных задач, критический обзор имеющейся по теме литературы, обоснование избранного методологического подхода. В основной части должно содержаться последовательное и логичное изложение основного материала, рассматриваться основные пути решения обозначенных задач. Эта часть может быть разбита либо на отдельные главы, либо просто на отдельные параграфы в соответствии с логикой освещения темы. Наконец, в работе обязательно должно быть заключение, содержащее основные выводы, сделанные в ходе исследования. Все теоретические рассуждения должны подтверждаться конкретными примерами, сопровождаться ссылками на мнения по этому вопросу других специалистов, разумеется, с указанием конкретных источников. Прямые и косвенные цитаты из используемой литературы оформляются сносками, в которых указывается фамилия и инициалы автора, полное название книги или статьи, место, год издания и страницы. Если цитата берется не из оригинала, а приводится по другому исследованию, то указывается то сочинение, откуда она взята (Цит. по кн.:…). Желательно сопровождать работу иллюстрационным материалом, на который должны быть указания в тексте. Иллюстрации обязательно нумеруются, подписываются, указывается их источник или местонахождение произведения.

В конце работы приводится список использованной литературы (в алфавитно-авторском или хронологическом порядке), который должен содержать не менее 15 наименований (не только книги и монографии, но и статьи, Интернет-ресурсы), оформленных по всем правилам библиографического описания (точки, запятые, кавычки, тире должны соответствовать имеющимся стандартам библиографического описания). Названия иностранных изданий пишется на языке оригинала.

Весь текст должен быть набран на компьютере (размер кегля 14). Объем – не менее 20 стандартных листов. В конце работы (после заключения) ставится дата написания и личная подпись. Работа может быть представлена преподавателю как в бумажном, так и в электронном варианте (на дискете или CD-rom), может быть оформлена в формате веб-страницы.

 

Примерные темы курсовых работ по курсу «Искусство Византии» (темы могут быть переформулированы, дополнены, изменены, но обязательно по согласованию с преподавателем)

  1. Эстетические взгляды каппадокийцев и их влияние на ранневизантийское искусство.
  2. Истоки и генезис иконографии раннехристианского искусства.
  3. Семантика и стилистика росписей римских катакомб.
  4. Скульптурный декор древнеримских саркофагов (палеохристианских и языческих) в контексте развития позднеантичной скульптуры.
  5. Сравнительная характеристика иконографического и стилистического аспектов скульптурных рельефов языческих и раннехристианских саркофагов.
  6. Саркофаг Юния Басса: иконография, стиль, семантика.
  7. Позднеантичная древнеримская пластика как источник иконографических схем, сюжетов, образов для палеохристианского искусства - типологическая характеристика.
  8. Значение императорской темы в живописи и скульптуре древнего Рима для формирования раннехристианского искусства.
  9. Иконографическая и теологическая программа мозаик базилики Санта Мария Маджоре в Риме.
  10. Типология раннехристианских базилик: столичный и провинциальный варианты.
  11. Христологический цикл базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне: иконографические и стилистические особенности.
  12. Византийское искусство в оценке западноевропейских и русских ученых: методы и теории (выбрать одну научную школу или исследователя, или период – 18 век, 19 век, 20 век и т.д.).
  13. Античные традиции в византийском искусстве.

Проблему можно рассмотреть на примере развития искусства конкретного периода (раннехристианское искусство, эпоха Юстиниана, «македонское возрождение», «палеологовский ренессанс»).

  1. Место изобразительного искусства в византийском богослужебном ритуале.
  2. Дионисий Ареопагит и его влияние на византийское искусство (можно рассматривать в отдельности концепции цвета, света, образа, иерархии).
  3. Символика византийского крестово-купольного храма (на конкретных примерах).
  4. Константинополь — главный художественный центр Византийской империи от эпохи Юстиниана до эпохи Комнинов.
  5. Происхождение раннехристианской базилики и ее эволюция.
  6. Софийский собор в Константинополе: конструктивные особенности и символика архитектурных форм.
  7. Теория иконы Иоанна Дамаскина и ее воплощение в живописи средневизантийского периода.
  8. Система украшения и иконографический репертуар византийских иллюстрированных псалтырей.
  9. Принципы искусства “Македонского Возрождения”.
  10. Византийские эмали: техника, иконография, стилистика.
  11. Византийские плащаницы – литургический и символический смысл, художественно-технологические особенности.
  12. Семантика образа Христа-Пантократора в византийской живописи.
  13. Стилистический и иконографический анализ одной или группы икон.
  14. Сравнительная иконография отдельного святого в византийской, западноевропейской и древнерусской живописи.
  15. Тема страшного суда в византийском искусстве.
  16. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах.
  17. Ангельская иерархия в византийской живописи.
  18. Тема евхаристической жертвы Христа в византийской живописи.
  19. Исихазм и его влияние на поздневизантийское искусство.
  20. Влияние византийской живописи на Проторенессанс в Италии.

 

 

Литература по курсу

Обязательная литература

Книги:

1. Алпатов М.В. Этюды по истории искусства. В 2-х т. — М., 1967. Т. 1.

2. Арган Дж. К. Раннехристианское искусство // Арган Дж. К. История итальянского искусства. В 2-х т. Т.1. — М., 1990. С. 86-110.

3. Арсланов В.Г. История западного искусствознания ХХ века. — М., 2003.

4. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. — М., 1995.

5. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX—XII веков. Очерки. — М., 1978.

6. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. — М., 2002.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 3 т. — М.-Л., 1935. Т. 2.

8. Брунов Н. И. Византийская архитектура // Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. Т. 3. — М.-Л., 1966.

9. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. — М., 1977.

10. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев, 1991.

11. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т.1. Раннее христианство. Византия. — М.-СПб., 1999.

12. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. — М., 1960. Т. 2. Кн. 1.

13. Грабар А. Император в византийском искусстве. — М., 2000.

14. Даркевич В.П. Светское искусство Византии: произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X—XIII вв. — М., 1975.

15. Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства // Дворжак М. История искусства как история духа.— СПб., 2001.

16. Демус О. Византийские мозаики. — М., 2001.

17. Искусство Византии в собраниях Советского Союза. — Л., 1975.

18. История европейского искусствознания / Под ред. Б.Р. Виппера. Ч.I. — M., 1963; Ч.П. — М., 1965.

19. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. YI-XX века. — М., 2002.

20. Колпакова Г. Искусство Византии. ─ СПб., 2004.

21. Колпакова Г. Искусство Византии. Поздний период 1204-1453. ─ СПб., 2004.

22. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х- начала ХII в. — М., 1987.

23. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х т. — СПб., 1914— 1915.

24. Лазарев В.Н. История византийской живописи. 2-е изд. — М., 1986.

25. Лихачева В.Д. Искусство Византии IY — XY вв. — Л., 1981.

26. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX –XY вв. в собраниях Советского Союза. — М., 1977.

27. Медведев И.П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантийского города. — Л., 1973.

28. Нессельштраус Ц. Г. Раннехристианское искусство // Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. — СПб.: Азбука, 2000. С. 27- 88.

29. Полевой В.М. Искусство Греции. В 3-х т. Т.2 (Средние века). — М., 1973.

30. Райс Т. Искусство Византии. — М., 2002.

31. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи.— М., 1975.

32. Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков: Византия, Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Украина и Белоруссия. — М., 1975.

33. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. — СПб., 1993.

34. Шуази О. История архитектуры. — М., 1937.

35. Эттингоф О.Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. — М., 2000.

36. Якобсон А.Л. Закономерности развития средневековой архитектуры IX—XY вв. — Л., 1987.

37. Якобсон А.Л. Закономерности развития раннесредневековой архитектуры.— Л., 1983.

 

Статьи:

38. Аверинцев С. Золото в системе символов ранневизантийского искусства // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. — М., 1973.

39. Бернштейн Б. Традиция и канон. Два парадокса //Советское искусствознание 80. Вып. 2. — М., 1981.

40. Брунов Н. И. Византийская архитектура // Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. Т. 3. — М.-Л., 1966.

41. Данилова И.Е. О византийской иконе XIY века «Благовещение» из ГМИИ им. А.С.Пушкина // Античность. Средние века. Новое время. — М., 1977

42. Комеч А. И. Византийская архитектура IV — 1й пол. VII вв. // Культура Византии. Т. 1. — М., 1984. С. 573 – 596.

43. Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии. — М., 1978. С. 209 – 223.

44. Комеч А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. — М., 1973. С.64 –77.

45. Лазарев В. Н. Равеннские мозаики // Византийская живопись. — М., 1971.

46. Лазарев В. Н. Фрески Кастельсеприо // Византийская живопись. — М., 1971.

47. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. С. 6 – 15.

48. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Там же. С.16 – 22.

49. Попова О. С. Искусство первых веков христианства // Очерки истории искусства. — М., 1987. С. 211 - 241.

50. Попова О. С. Искусство Византии // Очерки истории искусства. — М., 1987. С. 211 — 303.

51. Попова О.С. Свет в византийском и древнерусском искусстве // Советское искусствознание`77. Вып. 1. — М., 1978.

52. Щенникова Л. Деисус в византийском искусстве // Вопросы искусствознания. 1994. № 2-3.

53. Якобсон А. Л. Византийская архитектура 2й пол. VII — XII вв. // Культура Византии. Т. II. — М., 1989. С. 496 - 520.

54. Якобсон А. Л. Византийское зодчество эпохи Палеологов XIII — 1й пол. XV вв. // Культура Византии. Т. III. — М., 1989. С. 484 – 509.

Дополнительная литература:

Источники:

  1. Агафий. О царствовании Юстиниана / Пер., вступ. ст. и примеч. М.В. Левченко. — М.-Л., 1943.
  2. Ареопагит Дионисий. О небесной иерархии. — СПб., 1997.
  3. Ареопагит, Псевдо-Дионисий. О небесной иерархии. — М., 1994.
  4. Багрянородный, Константин. Об управлении империей / Текст, перевод и коммент. / Под ред. Г.Г. Литаврина. — М., 1989.
  5. Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания. — СПб.: Азбука-классика, 2001.
  6. Диакон Л. История / Пер. М.М. Копыленко. Вступ. ст. М.Я. Сюзюмова, коммент. М.Я. Сюзюмова и С.А. Иванова. — М., 1989.
  7. Жития византийских святых. — СПб., 1995.
  8. Месарит Н. Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской в Константинополе / Пер., предисл. и комм. А.Ю. Никифоровой // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира: Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. — М., 2000. С. 127-132.
  9. де Клари Р. Завоевание Константинополя. Пер. и комм. М.А. Заборова. — М., 1986.
  10. Комнина А. Алексиада /Вступ. ст., пер., коммент. Я.Н. Любарского. — М., 1965.
  11. Константин Родосский. Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати Апостолов // Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. — М., 2000. С. 145 - 148.
  12. Мистическое богословие. — Киев, 1991.
  13. Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э. / Вст. ст. и пер. с сирийскиго и греч. языков С. С. Аверинцева. — М., 1994.

14. Памятники византийской литературы IV — IX вв. — М., 1968

15. Памятники византийской литературы IX — XIV вв. — М., 1969

  1. Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей / Изд. подгот. Я.Н. Любарского. — СПб., 1992.
  2. Прокопий из Кесарии. Война с готами / Пер. С.П. Кондратьева. — М., 1950.
  3. Прокопий Кесарийский. Отрывки из описания Константинопольской Софии // Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. — М., 2000. С. 142-145.
  4. Пселл М. Хронография / Пер., вступ. ст. коммент. Я.Н. Любарского. — М., 1978.
  5. Творения св. Афанасия Великого. Т. I-2. — М., 1862.
  6. Творения св. Кирилла Александрийского. — М., 1855.
  7. Творения св. Василия Великого. Т. 1-4. — М., 1846.

 

Справочные издания:

  1. Искусство стран и народов мира. В 6-ти т. — М., 1962. Т. 1.
  2. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. — М.., 1995.

25. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. — М., 1993-1995.

 

Книги:

  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997.
  2. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. — М., 1991
  3. Айналов Д.В. Византийская живопись XIY столетия. — СПб., 1985.
  4. Айналов Д.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.-Л., 1939.
  5. Айналов Д.В. Мозаики IY и Y веков. — СПб., 1895.
  6. Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. — СПб., 1900.
  7. Алпатов М.В. Феофан Грек. — М., 1979.
  8. Античность и Византия. — М., 1975.
  9. Байэ Е. Византийское искусство / Пер. с фр. — СПб.: Вестник изящных искусств, 1888.
  10. Банк А.В., Бессонова М.А. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. В 3-х т.— М., 1977.
  11. Басаргина Е.Ю. Русский археологический институт в Константинополе. Очерки истории. — СПб., 1999.
  12. Безобразов П.В. Очерки византийской культуры. — Пг., 1919.
  13. Беляев Л. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. Учебное пособие для вузов. — М., 1998.
  14. Бенешевич В. П. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. I. — СПб., 1911. Т. II. 1917.
  15. Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 г. / С. Материалов. Каталог выст. — М., 1995.
  16. Булгаков С. Икона и благочестие. — М., 1996.
  17. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. — М., 1995.
  18. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. — М., 1977.
  19. Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. — Chicago-London, 1971
  20. Верман К. История искусства всех времен и народов. Т.2. — СПб.,
  21. Вздорнов Г.И. Феофан Грек: Творческое наследие. — М., 1983.
  22. Византия и Русь: Памяти В.Д. Лихачевой /Отв. Ред. Г.К. Вагнер. — М., 1989.
  23. Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII — XV вв. / Каталог выставки. — М., 1991.
  24. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. — М., 1973.
  25. Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. — СПб., 1994.
  26. Grabar A. Le premier art chretien (200-395). — Paris, 1966. (The Beginnings of Christian Art, 200-395. — London, 1967).
  27. Grabar A. L’age d’or de Justinien. — Paris, 1966.
  28. Grabar A. Sculptures byzantines du moyen age: XIe-XIVe siecle. — Paris, 1976.
  29. Grabar A. Christian Iconography. A Study of Its Origins. — Princeton, 1968.
  30. Голубцов А.П. Из чтения по церковной археологии и литургике. — Спб., 1995.
  31. Гомбрих Э. История искусства. — М., 1988.
  32. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы кватроченто. — М., 1975.
  33. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. — М., 1972.
  34. Диль Ш. Византийские портреты. В 2-х ч. — М., 1947-1948; 1994.
  35. Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация YI века. — СПб., 1908.
  36. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения.— М., 1970.
  37. Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV—XII веков. Опыт атрибуции. — СПб., 1997.
  38. Из истории Византии и византиноведения: Межвузовский сборник. — Л., 1991.
  39. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. — Л., 1960.
  40. История Византии. В 3-х т. — М., 1967.
  41. История Византии / Под ред. С.Д. Сказкина. — М., 1984.
  42. История Европы. В 8-ми т. — М., 1992. Т. 2.
  43. The Kariye Djami. T. IV. Studies in the Art of the Kariye Djami and Its Intellectual Background. — Princeton, 1975.
  44. Kitzinger E. Byzantine Art in the Making, 3d -7th century. — London, 1977.
  45. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.) / Изд. вт., испр. и доп. — СПб., 2000.
  46. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. — М., 1973.
  47. Каковкин А. Я. Коптские ткани из фондов Эрмитажа. — Л., 1978.
  48. Карсавин Л. П. Святые отцы и Учители Церкви. — М., 1994.
  49. Кирпичников А.И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве. — Одесса, 1988.
  50. Кожин Н.А., Сидоров А.А. Архитектура средневековья. — М., 1940.
  51. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима / Альбом. — М., 1982.
  52. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. — СПб., 1910.
  53. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. — Одесса, 1876.
  54. Кондаков Н.П. История и памятники византийской эмали: Собрание А.В. Звенигородского. — СПб., 1892.
  55. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. — СПб., 1905.
  56. Кондаков Н.П. Мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. — Одесса, 1881.
  57. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. — СПб., 1905.
  58. Кондаков Н. П. Путешествие на Синай. — Одесса, 1882.
  59. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика / Пер. и послесл. Л.А. Беляева (Архив архитектуры. Вып. XIII). — М.-СПб., 2000.
  60. Культура Византии: IY — первая половина YII в. — М., 1984.
  61. Культура Византии: Вторая половина YII — XII в. — М., 1989.
  62. Культура Византии: XIII — первая половина ХY в.: К XYIII Международному конгрессу византинистов / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. — М., 1991.
  63. Курбатов Г.Л. История Византии: историография. — М., 1984.
  64. Курбатов Г.Л. История Византии: от античности к феодализму. — М., 1984.
  65. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. — Л., 1991.
  66. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И.Буслаев, Н.П.Кондаков: Методы, идеи, теории). — М., 1985.
  67. Lowden J. Early Christian and Byzantine Art. — London, 1997.
  68. Лазарев В.Н. Византийская живопись. — М., 1971.
  69. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. — М., 1978.
  70. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. — М., 1973.
  71. Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков. — М., 1925.
  72. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. — М., 1960.
  73. Лазарев В.Н. Происхождение итальян­ского Возрождения. Т. 1-2.— М., 1956-1959.
  74. Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь XI в. — М., 1976.
  75. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. — М., 1997.
  76. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры: YIII - первая половина IX в. — М., 1961.
  77. Литургия, архитектура и искусство византийского мира / Под ред. К. К. Акентьева. — СПб., 1995.
  78. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Византийской Церкви. — М., 1992.
  79. Любарский Н. Михаил Пселл. Личность и творчество: к истории византийского предгуманизма. — М., 1978.
  80. Mango C. Byzantine Architecture. — Milano, 1974 (NY, 1976; Milano, NY, 1985).
  81. Мавродинов Н. Византийская архитектура. — София, 1955.
  82. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали древней Руси. — М., 1976.
  83. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIY — XY вв. — Л., 1976.
  84. Мейендорф И. Жизнь и учение святителя Григория Паламы. Введение в изучение. — СПб., 1997.
  85. Олсуфьев Д. Схема византийских основ теории творчества. — М., б.г.
  86. Орлова М.А. Наружные росписи средневековых памятников архитектуры: Византия. Балканы. Древняя Русь. — М., 1990; М., 2002.
  87. Павлов В. В. Египетский портрет I — IV веков / Альбом. — М., 1967.
  88. Петросян Ю.А. Древний город на берегах Босфора: исторические очерки. — М., 1991.
  89. Писарская Л.В. Памятники византийского искусства Y –XY вв. в Государственной Оружейной палате. — М.-Л., 1964.
  90. Покровский Н. О. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. — М., 2001 (первое издание - СПб., 1892).
  91. Покровский Н. Очерки памятников православной иконографии и искусства. Вып. 1. — СПб., 1893.

117. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. — СПб., 2000.

  1. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. — Свердловск, 1989.
  2. Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. — М., 2003.
  3. Попова О. С. Византийские иконы I-й пол. XIV — нач. XV в. // Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII — XV вв. / Каталог выставки. — М., 1991. С. 11 — 41.
  4. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIY в.: его связи с Византией. — М.: Искусство, 1980.
  5. Попова О. С. Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. — М., 1997. С. 93 — 119.
  6. Пятницкий Ю. А. Византийские памятники в музее Русского археологического института в Константинополе. — СПб., 1993.
  7. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. — М., 1933.
  8. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453. — М., 1983.
  9. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. — СПб., 1896.
  10. Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. — СПб, 1997.
  11. Сборник статей по археологии и византиноведению / Семинар им. Н.П. Кондакова. В 8 т. — Прага, 1927 – 1936.
  12. Синай. Византия. Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века. Каталог выставки в Гос. Эрмитаже и в галерее Курто, Лондон. — СПб.- Лондон. 2000.
  13. Соколов Г. И. Римский скульптурный портрет III века и художественная культура того времени. — М., 1983.
  14. Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство средних веков. — М.,1976.
  15. Стрелков А. С. Фаюмский портрет. Исследование и описание памятников. — М.-Л., 1936.
  16. Трубецкой С. Умозрение в красках.
  17. Underwood P. A. The Kariye Djami. T. I. Historical Introduction and Description of the Mosaics and Frescoes. T. II. The Mosaics (plates). T. III. The Frescoes (plates). — Princeton, 1966
  18. Удальцова З.В. Византийская культура. — М., 1988.
  19. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. — М., 1989.
  20. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. — М., 1992.
  21. Флоровский Г. В. Восточные Отцы V — VIII вв. — М., 1992.
  22. Фонкич Б.Л., Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. — М., 1993.
  23. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Ред. - сост. А. М. Лидов; Центр восточно-христианской культуры. — М., 1996.
  24. Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. — М., 1977.
  25. Шмит Ф.И. Мозаики и фрески Кахрие Джами. — СПб., 1902.
  26. Шмит Ф.И. Мозаики монастыря преподобного Луки. — СПб., 1914.
  27. Этюды о картинах. — М., 1986.
  28. Языкова И.К. Богословие иконы. — М., 1995.
  29. Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. — М., 1950.

Статьи:

  1. Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // Византийский временник. 1972. Т. 33. С. 190-202.
  2. Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия // Записки классического отделения РАО. Т. IX. — Пг., 1917.
  3. Афанасьев К.Н. Геометрический анализ храма Св. Софии в Константинополе // Византийский временник. 1952. Т. 5.
  4. Банк А.В. Некоторые проблемы изучения византийской скульптуры // Культурное наследие Востока. — М., 1985. С. 284 – 296.
  5. Банк А.В. Некоторые памятники византийской скульптуры из собрания Эрмитажа // Древнерусское искусство. Художественная культура Х – первой половины Х в. — М., 1988. С. 262-271.
  6. Банк А.В. Рельеф с изображением св. Георгия из собрания Эрмитажа // Исследования по истории и культуре народов Востока: Сб. в честь академика И.А Орбели. — М.-Л., 1960. С. 20 - 28.
  7. Банк А.В. Черты палеологовского стиля в византийском художественном металле // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. — М., 1973. С.156–163.
  8. Брунов Н.И. Архитектура Константинополя IX —XII веков // Византийский временник. 1949. Т. 2. С. 150 – 214.
  9. Брунов Н.И. К вопросу о средневизантийской архитектуре Константинополя // Византийский временник. 1968. Т. 28. С. 159-191.
  10. Брунов Н.И. Триумф купола в византийской архитектуре // Византийский временник. 1953. Т. 7.
  11. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 163 – 182.
  12. Вейдле В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство // Вейдле В. Умирание искусства. — СПб. 1996.
  13. Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы // Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. — М., 1995
  14. Вздорнов Г. Русские художники и византийская старина // Творчество. 1992. № 1.
  15. Голейзовский Н.К. Заметки о творчестве Феофана Грека // Византийский временник. 1964. Т. 24. С. 139 – 149.
  16. Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIY – XY вв. // Византийский временник. 1969. Т. 29. С. 196 – 210.
  17. Громова Е.В. Византийская икона Богоматери из собрания ГИМ // Музей. — 1975. № 6. С. 76 – 83.
  18. Громова Е.Б. Проблемы изучения новых композиционных типов поздневизантийской живописи // Из истории древнего мира и средневековья. — М., 1989.
  19. Джексон Дж., Джексон Р. Туринская плащаница в Константинополе. Естественно-научные данные об иконографии "Христос во гробе" // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. — М., 2000.
  20. Жоливе Л. Образ власти в искусстве Македонской династии: 867 – 1056 // Византийский временник. 1988. Т. 49. С. 143 – 161.
  21. Заборов М.А. Новые материалы и исследования по архитектуре Константинополя: библиографический обзор // Советское искусствознание` 77. Вып. 2. — М., 1978.
  22. Залесская В.Н. Символика античных образов в ранневизантийском искусстве // Восточное Средиземноморье и Кавказ в IY – XYI вв. — Л., 1984. С. 20 – 36.
  23. Зедльмайр Г. Первая архитектурная система средневековья // История архитектуры в избранных отрывках. — М., 1935. С. 151 -200.
  24. Зубов В.П. Византийский архитектор (по данным литературных источников) // Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. — М., 2000. С. 20 - 141.
  25. Иерусалимская А.А. Ткани собора св. Софии в Константинополе по поэме Павла Силенциария // Восточное Средиземноморье и Кавказ в IY – XYI вв. — Л., 1984. С. 8 – 19.
  26. Измайлович Д. О мозаиках и фресках Кахрие Джами и о состоянии сохранности других памятников византийской старины в Константинополе // Творчество. 1992. № 1.
  27. Каврус Н.Ф. Императорский скрипторий в XI в. // Византийский временник. 1988. Т.49. С. 134 – 142.
  28. Каждан А.П. Вещь и среда в византийской культуре // Декоративное искусство СССР. 1978. № 5.
  29. Кализи Ан. Византийская иконопись Апулии и Базилиаты // Новая Европа. 1997. № 11. С.50- 66.
  30. Кауфман С.А. О взаимосвязи ранневизантийских сводчатых перекрытий с позднеримскими // Византийский временник. 1961. Т. 20.
  31. Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // Византийский временник. 1958. Т. 14. С. 200 – 233.
  32. Котанджян Н.Г. Цвет в изобразительном языке средневековой живописи // Советское искусствознание `79. Вып. 1. — М., 1980.
  33. Кызласова И. Московские собиратели «греческого письма» // Наше наследие. 1992. № 25. С. 6-11.
  34. Лихачева В.Д., Любарский Я.Н. Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного // Византийский временник. 1981 Т. 42.
  35. Литаврин Г.Г. Византия и Русь // Наше наследие. 1992. № 25. С. 3-5.
  36. Мацулевич Л. Византийские резные кости из собрания М. П. Боткина // Сборник Гос. Эрмитажа. Т. 11. — Пг., 1923.
  37. Мацулевич Л. Византийский антик и Прикамье // Материалы и исследования по археологии СССР. М. — Л., 1940
  38. Муратов П.П. Византийская живопись // П. П. Муратов. Ночные мысли. Эссе, очерки, статьи: 1923-1934 / Сост. Ю.П.Соловьёв. — М., 2000. С. 152-173.
  39. Овчинникова Е.С. Миниатюрная мозаика из собрания ГИМ // Византийский временник. 1968. Т. 28. С. 207 – 224.
  40. Окунев Н.Л. Храм Св. Софии в Константинополе // Старые годы. 1915. Т. XI. С. 3-29.
  41. Острогорский Г. Гносеологические основы византийского спора об иконах // Семинариум Кондаковианум. Т. 2. — Прага, 1928.
  42. Пименова М.М. Византийская икона «Богородица Перивлепта» конца XIY в. // Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. — М., 1980. С. 17 – 27.
  43. Попов Г.В. Икона Григория Паламы из ГМИИ и живопись Фессалоник поздневизантийского периода // Искусство Западной Европы и Византии. — М., 1978. С. 262-275.
  44. Попова О. С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI — XI вв.: Равенна и Киев // Византийский временник. 1998. Т. 55 (80). Ч. 2.
  45. Попова О. С. Византийские иконы первой пол. XIV — нач. XV в. // Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII — XV вв. / Каталог выставки. — М., 1991. С. 11 — 41.
  46. Попова О.С. Икона «Иоанн Предтеча» середины XIY в. из Эрмитажа // Искусство Западной Европы и Византии. — М., 1978. С. 245-261.
  47. Попова О.С. Икона «Благовещение» из Музея изобразительных искусств в Москве – произведение фессалоникских мастерских 30-40—х годов XIY в. // Византийский временник. 1995. Т. 56. С. 238-246.
  48. Попова О.С. Новый Завет с псалтырью: греческий кодекс первой половины XIY в. из Синодальной библиотеки (гр. 407) // Византийский временник. 1993. Т. 54. С. 127-139.
  49. Пунин Н. К проблеме византийского искусства // Аполлон. 1913. № 3. С.17.
  50. Пуцко В. Византия и Русь // Декоративное искусство СССР. 1976. № 8.
  51. Пуцко В. Византийские иллюминированные рукописи — продукция императорского скриптория XI в. // Византия и Русь /Сб. статей. — М., 1 989. С. 90 – 99.
  52. Пуцко В. Византийские лицевые рукописи Государственной Публичной библиотеки им. В.И. Ленина // Византийский временник. 1982. Т. 43. С. 106 – 123.
  53. Пятницкий Ю. А. Два типа изображения “Троицы” в палеологовском искусстве // Научная конференция памяти А. В. Банк (1906 - 1984): К 90- летию со дня рождения: Тез. докл. / Гос. Эрмитаж. — СПб., 1996. С. 55 - 57.
  54. Сборник статей по археологии и византиноведению / Семинар им. Н.П. Кондакова. В 8 т. — Прага, 1927 – 1936.
  55. Срезневский И.И. Св. София Царьградская по описанию русского паломника конца XII века // Труды Археологического съезда. — Киев, 1978. Т.1.
  56. Чубинашвили Г.Н. К вопросу о начальных формах христианского храма // Византийский временник. 1972. Т. 33. С. 158 – 165.
  57. Шалина И.А. Икона "Христос во гробе" и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. — М., 2000. С. 34-37
  58. Шмит Ф.И. Что такое византийское искусство // Вестник Европы. Октябрь. 1912.

Рекомендуется также использовать статьи по искусству Византии в журнале «Византийский временник».

Для знакомства с визуальным материалом полезно использовать и нтернет-ресурсы:

Специализированные порталы по медиевистике:

http://www.ccr.jussieu.fr/urfist/mediev.htm: французский портал Ménestrel: Médiévistes sur l'InterNet.

http://www.netserf.org/: англоязычный портал, содержащий ссылки на сайты, посвященные средневековой истории, культуре, искусству, повседневной жизни.

http://english.mediaevum.de/: портал, дающий возможность выйти на различные сайты, посвященные средневековью (анг., нем. языки).

http://www.medievalarthistory.com/: англоязычный портал, содержащий ссылки на различные средневековые ресурсы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.074 с.)