III. Искусство и эстетические споры эпохи иконоборчества (726–867). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Искусство и эстетические споры эпохи иконоборчества (726–867).



Сложные процессы во внутренней жизни страны. Социальные движения эпохи, развитие богословских ересей. Осуждение в 726 году императором Львом III Исавром поклонения иконам, в 730 году - запрещение императорским эдиктом иконопочитания. Кристаллизация основных положений средневековой византийской эстетики. Отрицание иконоборцами возможности передать в чувственных образах трансцендентную идею и двойственную природу божества. Теория тождества изображения его предмету. Осуждение почитания икон, как идолопоклонства, недопустимого в христианской церкви.

Произведения иконоборческого искусства: декоративные фрески на острове Наксос ( вторая половина VIII- первая половина IX в.), мозаики мечетей в Иерусалиме и Дамаске. Склонность иконоборцев к отвлеченными символами (крест, евхаристический хлеб и пр.), орнаментальными и пейзажным мотивам, изображениям животных и птиц. Возрастание значения светского искусства: расширение комплекса Большого дворца в Константинополе, популярность изображений императорских побед, портретов.

Теоретики иконопочитания и главные противники иконоборцев - философ, поэт и богослов Иоанн Дамаскин (ум. до 753 г.), игумен Феодор Студит (759-826). Разработка Дамаскином теорий «образа» и «иконы» (функции иконописного изображения). Отрицание Дамаскином принципа единосущности архетипа и образа. Решения УII Вселенского Собора (Никейского) 787 года, его значение для формирования теории церковного искусства. Поиски строгих канонических правил изображения в изобразительном искусстве. Окончательная победа в 843 году иконопочитателей.

Искусство иконопочитателей. Скудость сохранившихся памятников VIII- начала IX века. Росписи монастырей Каппадокии: плоскостные, линейные, перегруженные множеством фигур и повествовательных подробностей. Иллюстрированные Псалтири - излюбленные книги для чтения мирян.

Актуализация в VIII - начала IX века крестовокупольного типа храма. Храм св. Софии в Салониках (717—741, построен при Льве Ш Исавре с включением остатков светской постройки IV в., в 1585 превращен в мечеть, в 1890 пострадал от пожара, в 1907-1910 реставрирован, в 1912 снова превращен в церковь): крестообразно расположенные помещения, перекрытые сводами, с куполом в центре; план, приближенный к квадрату. Привнесение черт крестовокупольного решения после 740 года в облик купольной базилики VI века – церкви св. Ирины в Константинополе (перестроена после землетрясения).

Термины: образ, икона, единосущность, ипостась, харизматичность.

Контрольные вопросы:

Каковы основные аргументы иконоборцев против создания антропоморфных сакральных изображений?

Каковы основные положения теории «иконы» И.Дамаскина?

Каковы причины актуализации крестовокупольных построек в период иконоборчества?

 

 

IY. Средневизантийский период. 867–1204 (12 часов)

Македонское «Возрождение».

Условность термина «возрождение”. Византийские писатели этого периода об искусстве. Почитание императора как священной особы, стоящей на вершине иерархической системы. Деятельность патриарха Фотия (820-891). «Мириобиблион» как свод сведений о двухстах восьмидесяти произведениях древних и византийских авторов. Зачатки рационализма в сочинениях Михаила Пселла (1018-ок. 1097) и его ученика Иоанна Итала. Зарождение в монастырской среде противоположной тенденции - мистического учения Симеона Нового Богослова (949—1022), аскета и противника книжной учености. Сложение канона как всеобщей системы норм (набора моделей произведений искусства), направленной на воплощение в искусстве сложнейших философско-религиозных концепций.

Архитектура IХ-ХI вв. Роль Константинополя как главного художественного центра империи. Опора после восстановления иконопочитания на народные течения и монастырское искусство (миниатюры «Хлудовской псалтири», вторая половина IX в., Москва, Гос. Исторический музей). Воздействие восточных образцов на константинопольское зодчество (церковь Аттик-Джами). Окончательный переход к типу крестовокупольного храма.

Генезис крестовокупольного храма. Различные теории его происхождения. Г. Милле: крестовокупольный храм - результат развития столичной архитектуры YI-YIII столетий. Й. Стржиговский: в основе крестовокупольного храма иранские, армянские и сирийские сооружения II в. н.э. Н. Брунов: крестовокупольный храм сформировался из купольных базилик. Р. Краутхаймер: крестовокупольный храм — детище позднеюстиниановской эпохи, сочетающее свойства традиционной столичной архитектуры и архитектуры мартириев. А. Комеч: крестовокупольный тип храма известен с Y в., бытовал на периферии, никакой связи с купольными базилики не имел, развитие связано с изменением литургии в конце YI — начале YII в.

Единство утилитарной и образной системы крестовокупольного храма в соответствии с духом византийского мировоззрения и характером культового действия. Возможность создавать большое количество вариантов, менять масштабы здания при неизменности центрального ядра. Крестовокупольная система храма как идеальное решение конструктивных проблем (погашение распора системой взаимноуравновешенных сводов, локализация его в определенных точках при помощи контрфорсов); как удобное решение функциональных задач (приспособленность для нужд проведения литургии, превратившейся в пышную мистерию); как ясное воплощение идеи феодальной иерархии, иерархической «лествицы» в строгом соподчинении пространственных зон. Подкупольное пространство и алтарная часть храма как главное средоточие культового действия.

Константинопольская архитектурная школа в Х-ХII вв. Широкое распространение храма на четырех колоннах. Совершенство его структуры, определенность стилистических принципов, превращение в обязательный образец. Неа (Новая церковь) Василия Македонянина (867-886, посвящена Христу, Богоматери, св. Николаю, архангелам и Илье пророку, разрушена во время латинских завоеваний). Описание в «Экфразисе” патриарха Фотия. Северная церковь (храм Богородицы) монастыря Константина Липса (908) - усиление идеи центричности и пространственной слитности. Погребальная церковь Романа Лекапина (930-е гг., Будрум-Джами). Церковь Христа Акаталепта (середина или вторая половина IХ в., Календер-джами). Церковь Феодосия (середина или вторая половина IХ в., перестроена в ХI или ХII в., Гюльджами). Храм Спаса Всевидящего (мечеть Эски-Имарет, не позднее 1087 г.) - вертикализм интерьера, ажурность стен.

Воздействие столичной архитектуры на храмовое зодчество провинций: церкви Панагии Халкеон в Салониках (1024), св. Апостолов и св. Феодоров в Афинах (1049), Панагии Горгоэпикос в Афинах, северная (Теотокос) церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (первая половина XI в.).

Особый вариант постройки крестовокупольного типа — греческий храм на восьми опорах: католикон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде, храм Успения Богородицы монастыря Дафнии близ Афин, Неа Мони на острове Хиос (все XI в). Выразительность системы кладки, сочетание каменных блоков и кирпича, украшение наружных стен декоративными узорами.

Основные принципы монастырского зодчества: комплексность; наличие крепостной стены и башен; наличие выраженного центра - католикона, стоящего в середине двора, и окруженного кельями; подчинение композиции ансамбля рельефу местности. Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос (основан в 1088 г.). Монастыри Афона (полуостров Халкидика). Лавра св. Афанасия ( католикон - 961 г.) - образец для всех афонских церквей. Триконхиальная форма плана, одноглавие, широкий нартекс на западе. Подчеркнутая монументальность храмов Афона, массивность стен, крепостной характер, наличие только одного входа.

Монументальная живопись Сложение и разработка системы внутренней декорации крестовокупольного храма, символизировавшей божественную вселенную. Мозаики апсиды и купола церкви Св. Софии в Салониках (ок. 885 г.) как образец раннего стиля послеиконоборческого времени (привязанность к восточным и народным истокам). Мозаики апсиды храма Св. Софии в Константинополе (867), реставрация купола церкви Успения Богоматери в Никее (ок. 867). О. Демус о классической системе украшения византийского храма. Строгая иерархия в расположении сюжетов. Связь декора храма с литургическим действом, преобладание кругового движения (идея цикличности времени). Византийский иконографический канон. Иконография Богоматери. Иконография Иисуса Христа. Закрепление в IX-XI вв. иконографической традиции в образцах (прорисях) — устных и письменных. Сложная световая партитура интерьера храма. Специфическое понимание света в византийской художественной традиции. Светоносная система византийской живописи (золотые фоны и нимбы, ассист, светоносность самого мозаичного материала). Феномен обратной перспективы.

Эволюция монументальной живописи: от утонченности антикизированного стиля второй половины IX века (мозаики апсиды и вимы храма Св. Софии в Константинополе) к спиритуалистичности конца IX—Х века (мозаики Св. Софии в Константинополе второй половины Х в.).

Живописные ансамбли Греции: южная церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на Хиосе, церковь Успения Богоматери в монастыре Дафни (близ Афин). Архаические черты в мозаиках Хосиос Лукас (начало XI в.). Тесная связь между росписью и архитектурой в мозаиках церкви Неа Мони (ок. 1050 г.). Близость к константинопольской школе мозаик монастыря Дафни.

Иллюминированная книга. Роскошные рукописи императорских скрипториев IX-начала Х века (подражание эллинизированным рукописями раннего христианства и работами александрийской школы). Кодекс Григория Назианзина (между 880 и 886 гг., Парижская национальная библиотека). Повествовательность, разрушение старых пространственных представлений (разномасштабность фигур и архитектуры в пределах изображения, сочетание прямой и обратной перспективы), нежные красочные полутона, мягкие складки, разработанные пейзажи. Парижская псалтирь (начало Х в., Париж, Национальная библиотека). Близость александрийскому прототипу: объемность фигур, действенная связь между ними, разработанность пейзажных фонов, подробность и обстоятельность повествования. Изменение стиля иллюминирования на рубеже Х и XI веков. Возрастание духовного напряжения, отход от монументальных форм. Новые отношения изображения и текста, равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство. Распространение маргинальных иллюстраций на полях, дробление листа на мелкие изображения, вплетение фигур в текст, дробность мелких изображений, черты интимности. Свиток Иисуса Навина (сер. X в., Рим, Ватиканская библиотека). Христианская топография Косьмы Индикоплова ( последняя четверть IX в. Рим, Ватиканская библиотека ). Минологий Василия II (ок. 986 г., Рим, Ватиканская библиотека). Изживание антикизирующего стиля:господство отвлеченных золотых фонов, превращение деревьев, холмов, построек в символические знаки, усиление торжественности и репрезентативности, нарастание застылости и фронтальности поз, ярко выраженное графическое начало.

Иконопись. Малочисленность памятников эпохи «македонского возрождения». Перелом первой половины XI в. Новая концепция образа: строгость и аскетичность ликов, крупные симметричные черты лица, огромные глаза, неподвижность фигур, тяжеловесность пропорций, обобщенность форм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.01 с.)