Приемы вовлечения детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы вовлечения детей дошкольного возраста



В сюжетно-ролевые игры

 

· Показ игровых действий с игрушками

· Выполнение воспитателем главной роли в игре

· Дидактическая игра

 

Приемы, побуждающие детей к началу игры

 

· Предложение игрушки.

· Взятие воспитателем на себя главной роли.

· Предложение готовой темы игры.

· Совместное изготовление атрибутов.

· Совместное обсуждение плана игры.

· Внесение нового игрового оборудования.

· Создание игровой обстановки до начала игры.

· Рассматривание иллюстраций.

· Чтение книг.

· Рассказ о том, как воспитатель играл в детстве.

· Рассказ о тех играх, которые воспитатель видел у других детей.

 

Приемы, направленные на развитие и поддержание игры

 

· Внесение дополнительного оборудования.

· Советы.

· Указания.

· Вопросы.

· Включение воспитателя в игру на второстепенных ролях.

· Предложение новых ролей.

· Предложение новых игровых ситуаций.

· Предложение новых игровых действий.

· Соединение нескольких игр между собой.

· Совместное обсуждение с детьми хода игры после ее окончания.

 

Приемы, направленные на формирование

Взаимоотношений детей в игре

 

· Объединение для игр под руководством воспитателя.

· Подключение не умеющих играть детей к умеющим.

· Помощь в распределении ролей и наделение их игровыми действиями.

· Правильное отношение к постоянным лидерам.

· Создание новых группировок, способствующих проявлению активности других детей.

· Беседа после игры о том, как играли (кто был внимательным к товарищам, вежливым, делился игрушками и т.п.).

 

Приложение № 13

 

Примерный план

руководства сюжетно-ролевой игрой в старшей группе

 

Цель: учить детей развивать сюжет на основе опыта знаний, приобретенных в ходе наблюдений занятий, чтения литературных произведений, сказок.

Способствовать тому, чтобы логика, характер игровых действий определялись взятой ребенком ролью. Развивать самостоятельность, инициативу, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Воспитывать активность, желание играть.

Оборудование: иллюстрации «Минск – город-герой», журналы, газеты, детские книги, атрибуты игр «Доктор», «Магазин», «Автобус», элементы костюмов к сказке «Теремок».

 

Приемы руководства

 

По мере окончания полдника спрашиваю у детей: «В какой республике мы живем?» «Как называется столица нашей республики?», «А хотите вы побывать в Минске?», «А на каком виде транспорта можно туда поехать?» (ответы детей). «Кто хочет лететь на самолете?», «А кто из вас будет летчик?». Посмотрите, где будет аэродром. Готовьтесь к полету. А мы, ребята, давайте поедем на автобусе. Хорошо? Подумайте, что мы будем делать в дороге? (можно останавливаться по дороге, на остановках можно купить газеты, журналы, зайти в кафе и др.). Хорошо, так и сделаем. Кто будет работать в дорожном кафе? Подумайте, где будет кафе? Хорошо. И теперь официанты идут и готовят все необходимое для посетителей кафе. А вот Ира будет в киоске продавать газеты и журналы. Ира, подумайте как вы организуете свое рабочее место?. Ребята, я думаю нам нужен и медпункт, путь в Минск долгий. Кто хочет быть доктором в медпункте? Хорошо. Готовьте свое рабочее место.

Ребята, а в Минске нас ждут артисты в театре. Кто будет артистами? Вы будете готовиться к спектаклю. Посмотрите костюмы для артистов, повторите текст сказки, которую вы будете показывать. А театр у нас будет там, где у нас стоит ширма. А мы ребята купим билеты и поедем в Минск. «Кто у нас кассир, а кто водитель? Готовьтесь к отправлению». Слежу, чтобы дети организованно взяли билеты и сели в автобус. Напоминаю артистам о подготовке к спектаклю. По дороге рассказываю детям о Минске. Показываю иллюстрации. Напоминаю водителю об остановках. В ходе игры говорю: «Водитель, а когда будет остановка? Я забыла купить журнал». В другой раз говорю: «Ой, что-то голова болит. Остановитесь. Вот медпункт». В ходе поездки рассказываю о театре и предлагаю его посетить. (драматизация сказки).

В ходе игры использую напоминание, указание, ролевое участие, слежу за взаимоотношениями между детьми, довожу игру до логического конца. Подвожу итоги, уточняю, как играли, кто хорошо справился с ролью и как можно играть в следующий раз.

Приложение № 14

 

Примерная тематика творческих игр

В разных возрастных группах.

 

I младшая группа

 

«Автобус», «Поликлиника», «Дом», «Парикмахерская» и др.

 

 

I младшая группа

 

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Детский сад».

 

 

Старшая группа

 

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Детский сад», «Аптека», «Театр», «Железная дорога», «Строительство города», «Школа».

 

 

Приложение № 15

 

Вопросы для анализа занятия

по изобразительной деятельности

 

1. Вид занятия, соответствие выбранной темы виду занятия.

2. Соответствие программного содержания программе дошкольного образования, уровню знаний, умений и навыков детей, теме данного занятия. Наличие в программном содержании:

- задач, связанных с передачей явных признаков предмета (строение, цвет, форма);

- задач, связанных с техническими навыками и умениями изображения;

- воспитательных задач.

3. Подготовка к занятию:

- наличие представлений по предмету, теме занятия;

- участие детей в подготовке к занятию;

- четкость поставленной перед детьми цели, задачи;

- приемы обучения.

4. Выдержанность частей занятия: начала, хода, конца.

5. Поведение детей на занятии: сосредоточенность, внимание, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.

6. Индивидуальная работа с детьми.

7. Как осуществляются воспитательные задачи на занятии?

8. Тон и характер обращения к детям. Культура речи.

9. Конец занятия:

- форма окончания занятия (подведение итогов, просмотр детских работ, оценка их);

- поведение детей в конце занятия (бодрость, радость от выполненной работы).

10. Анализ детских работ:

- соответствует ли работа запланированной теме и программному содержанию;

- выполнили ли дети свою работу до конца;

- есть ли сходство изображения с предметом. Что говорит о наблюдательности ребенка?

- имеют ли дети представление о размещении предметов в пространстве;

- качество технических навыков у детей.

 

Приложение № 15

 

Вопросы для анализа занятия

по развитию изобразительной деятельности

 

1. Форма занятия: коллективная, по сообщению новых знаний, по замыслу, комплексная, панорамная.

2. Тема занятия: в зависимости от возраста, задач обучения, социальной жизни, времени года.

3. Программное содержание:

- воспитательные задачи;

- образовательные задачи: развитие технических навыков и умений.

4. Методы и приемы обучения:

- наблюдение, обследование, словесные приемы, игровые приемы, показ способа действий (полный, детальный, частичный), образец воспитателя (полный, детальный, вариативный), сотворчество воспитателя и ребенка, рассматривание работ предыдущих занятий.

5. Анализ детских работ:

А) в оценке предметного рисования, лепки, аппликации (форма, величина частей, строение, цвет, образность, умение передавать разнообразные позы и движения);

Б) в сюжетных работах: композиция, выразительность образов, проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умения действовать самостоятельно;

В) в декоративных работах: яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций, использование элементов народного орнамента);

Г) по замыслу: нужно начинать с вопроса: «Что изображено?», а затем обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т.д. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразность замыслов.

 

Требования к анализу детских работ:

- дать общую оценку занятия;

- брать работы всех детей по очереди (чтобы избежать захваливания);

- подчеркнуть выразительность работ;

- техника рисования;

- перед началом анализа дать возможность рассмотреть детские работы;

- использовать разнообразные формы анализа, например, рассказать о понравившейся работе, найти работу, в которой проявилось творчество, рассказать о своей работе, сравнить с образом.

6. Материал и оборудование к занятию:

- натура, образец, произведения изобразительного искусства (скульптуры малых форм, живопись, графика), народные игрушки, изделия народных мастеров, иллюстрации, изобразительные материалы для работы детей, оборудование (кисти разных размеров, подставки, вода в прозрачных банках, но не маленького размера, тряпки и т.д.).

 

7. Индивидуальная работа с детьми на занятии:

работа с активными детьми;

работа с пассивными детьми (вызвать интерес).

 

Приложение № 16

 

«Продвижение дошкольников в овладении изобразительной деятельностью»

 

1. После занятия выберите две понравившиеся детские работы. Побеседуйте с их авторами:

- что изображено на твоем рисунке?

- у тебя получилось нарисовать (наклеить, вылепить) все, что ты задумал?

- тебе нравится твоя работа?

- что ты еще хотел бы доделать?

- и что тебе для этого надо? (какие краски, карандаши, бумага и др. материалы тебе нужны?)

 

2. Возьмите у воспитателя предыдущие работы этих детей.

 

3. Побеседуйте с воспитателем и проанализируйте работы детей, сделайте заключение о «продвижении» дошкольников в овладении изобразительной деятельностью, основываясь на вопросы «Анализ детского рисунка»:

 

- определить содержание рисунков, возможную оригинальность содержания или формы;

- отметить передано ли эмоционально-эстетическое отношение ребенка к создаваемому образу;

- определить и проанализировать средства выразительности, используемы ребенком (цвет, колорит, характер линии, композиция, выразительные детали);

- отметить степень грамотности изображения (передача формы, строения предмета, композиция рисунка и т.п.);

- анализ техники работы с материалом (ритм, сила нажима, темп);

- наличие и характер сочетания в детском рисунке таких качеств, как выразительность, грамотность, оригинальность изображения (если есть таковые);

- сделать предположение о половой принадлежности, ребенка, возможных интересах, характере воображения, деятельности;

- сделать и обосновать выводы о перспективах индивидуальной работы с автором рисунков.

 

 

 

Приложение № 17

 

 

Примерный конспект по рисованию в средней группе на тему

«Рыбки в аквариуме»

(методом пальцем, тычком, тампоном)

 

 

Методист: Пономарева А.С.

 

 

Программное содержание: учить использовать различный материал для тонирования бумаги, изображать рыбок тампоном с помощью трафарета, прорисовываапть мелкие детали (глаза, чешую) пальцем, тычком или кистью по выбору. Развивать воображение, воспитывать любовь к природе, желание любоваться составленной картиной сиз своих работ (большой аквариум).

Материал: альбомные листы бумаги, гуашь различных цветов, зубные щетки, трафареты, тампоны, тычки, кисти, банка с водой, живая рыбка.

Предварительная работа: рассматривание рыб в аквариуме, на открытках-иллюстрациях, игры с игрушками-рыбками, чтение художественных произведений.

Методы и приемы: проблемная ситуация (эксперимент) – как из снега получается вода. Беседа о воде. Вопросы, художественное слово, загадки, индивидуальная работа, подвижная игра «Рыбак и рыбки», рассматривание и оценка детских работ.

 

Ход занятия

 

Дети стоят вокруг стола и рассматривают как снег превращается в воду.

Дети, посмотрите, в баночке снег. Он постоял у нас в группе и что изменилось? (снег растаял). Правильно, снег растаял и превратился в воду. Почему? Ребята, а где еще бывает вода? (реке, озере, кране, аквариуме). Видите, как часто нам встречается вода, а знаете ли вы, для чего нужна вода? (пить, мыться, стирать, купаться, варить обед и т.д.). В каких знакомых стихотворениях говорится о воде? («Мойдодыр», «Водичка, водичка», «песенка о дожде»). Вижу, что о воде вы знаете стихи. А у меня есть для вас загадка, попробуйте отгадать, о ком она:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

 

Правильно, это рыбки. А каких рыб вы знаете? (окунь, щука, карась), Где эти рыбки живут? (в воде) А почему же у нас никто не живет? Я знаю, нужно по-честному закрыть глаза и сказать волшебные слова: «раз, два, три, рыбка приплыви». Ребята, посмотрите, к нам приплыла настоящая рыбка. Она наша гостья. Она очень красивая и мы с вами ее сейчас рассмотрим. Какая рыбка: большая или маленькая? Какой формы у нее туловище? А что есть еще у рыбки? (плавники, хвост, глаза). Чем покрыто тело рыбки? (чешуей). Чешуя у рыбок разноцветная, блестящая, и поэтому они такие разноцветные, нарядные, красивые. Ребята, но мне кажется, что эта рыбка почему-то грустная. Вы не знаете, почему? Нет. Посмотрите, как вас много. Вы любите играть? А когда играть веселее: одному или когда много ребят? Да, когда много. А наша рыбка одна. И поэтому она скучает, а мы можем ей помочь. Хотите? Это очень просто. Давайте мы нарисуем рыбке друзей. Согласны? Садитесь за столы. Рисовать сегодня рыбок мы будем необычным способом. Обратите внимание, на столах у вас много разных предметов. Скажите, чтобы нарисовать воду, какого цвета нужна краска? А рисовать воду мы будем щетками. Щетку нужно обмакнуть в ванночку с синей краской и тихонько постукивая нанести на бумагу. Предлагаю детям работать. Помогаю нерешительным. Когда закончат тонировать бумагу, предлагаю салфеткой снять лишнюю краску. Затем дети рисуют рыбок (положить трафарет, обмакнуть тампон в краску, закрасить отверстие. Получится портрет рыбки). Уточняю, какие цвета нужно использовать. Дети рисуют рыбок, а когда краска высохнет, дорисовывают им глаза. Украшают их с помощью тычков или пальцев. Затем рисуют камешки, водоросли. Готовые работы предлагаю положить на ковер. Обращаю внимание, что получился большой аквариум. Вы сегодня научились рисовать новым способом. Все старались, молодцы. И поэтому у ас получился такой большой аквариум. Вот и рыбка повеселела оттого, что у нее появилось столько друзей.

 

Приложение № 17

 

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 4912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.135.169 (0.059 с.)