Средообразующие полифункциональные предметы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средообразующие полифункциональные предметы.



Универсальность разнообразных моделей задается их нейтральностью, они не должны быть образными или содержать признаки применения только определенным способом. Ценность их состоит в том, что ребенок может моделировать игровую среду в соответствии со своим собственным замыслом. Это могут быть «Модуль-игра», «Волшебная башня», «Модуль-конструктрор «Квадро» и др.

Предметно- и природно-тематические игрушки (промышленные и самодельные).

Специфичной особенностью создания предметно-игровой среды в старшей группе является усложненный подбор предметно- и природно-тематических игрушек, например:

· Космические корабли, спутники, космодромы;

· Морские суда специального назначения;

· Специальные приборы для исследования и т.п.; большой запас мелких игрушек.

Для обеспечения режиссерской игры необходим ольшой запас мелких игрушек.

Игрушки должны быть разной степени готовности, разного размера и выполнены из различного материала.

3. Предметы-заменители:

· Абстрактная игрушка. Наглядно-образное мышление, первые проявления логического мышления, высокая степень развития воображения детей придает особое значение абстрактной игрушке, которую ребенок может наделить любым значением в зависимости от игрового замысла в сюжетно-ролевой и режиссерской игре;

· Демпинговый материал: веревки разнообразной длины, крупные куски бумаги, ткани и т.д.;

· Природный материал.

4. Схемы, модели, которые позволяют ребенку развить сюжет в соответствии с существующими в реальной действительности нормами социальных отношений (например, схему соподчинения ролей в играх «Больница» «Корабль» и др.); схемы последовательности трудовых действий, операций (приготовление пищи, изготовление предмета и др.).

5. Разнообразные конструкторы и строительный материал, различающиеся по:

· Размеру: крупные, средние, мелкие;

· Материалы: металлические, деревянные (конструктор Поликарпова, строительный набор «Архитектор» и др.), пластмассовые («Чародей», «ЛЕГО» и др.), тканевые и кожаные мягкие конструкторы (плоскостные и объемные модули, такие, как «Модуль – игра», «Змейка», «Сердечко»);

· Соединению отдельных деталей, что особенно важно для развития пространственного воображения («Малыш», «Текстон», «Квадро» и др.);

· Представленной теме («Подворье», «Зоопарк», «Город будущего», «Мирский замок», «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др.) или без определенной тематики.

Ребенок может использовать в своей конструктивной деятельности схемы, открытки, фотографии, рисунки и т.п.

Конструкторская деятельность детей обычно завершается сюжетно-ролевой или режиссерской игрой. Поэтому должны быть представлены сомасштабные конструктором и строительному материалу игрушки.

6.Игры-забавы:

· Бирюльки (ее разновидности, например, «Рыболовы»;

· Летающие колпачки, бильбоке, со спортивной тематикой – баскетбол, хоккей, футбол и т.д.

 

II. Художественная деятельность.

Театрально-игровая деятельность.

Все виды театров, которые рекомендованы для детского сада и куклы к ним:

· Ручной театр: бибабо, варежки, персти, наперстки, ладошки, пальчики;

· Игрушки для настольного театра (плоскостные, полуобъемные, объемные из различных материалов);

· Куклы-марионетки;

· Стендовые, театральные игры и куклы к ним (театр картинок на фланелеграфе, театр теней);

· Различные театры самоделки из демпингового материала.

Театральное оборудование и атрибуты:

· Театральные костюмы или их элементы;

· Разнообразные маски;

· Ширма, фланелеграф и т.п.

Возможно развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры в «Театр», где есть гримерная и костюмерная, подиум, сцена. Театрально-игровая деятельность – это комбинированный вид деятельности, так как он связан с художественно-трудовой деятельностью (изготовление декораций костюмов), художественно-речевой (сочинение текста, передача его, отработка дикции и т.д.), музыкально-творческой деятельностью (исполнение песен, пританцовывание и т.п.).

Изобразительная деятельность.

· Игрушки, которые могут дать детям представление об особенностях строения, формы, пропорции между частями изображаемого предмета по разнообразной тематике (животные, человек, транспорт и т.п.);

· Народная белорусская игрушка из соломы, льна, керамики, дерева(свистульки, куклы, посуда и др.).

Художественный труд и конструирование.

· Демпинговый материал (различные виды бумаги, картона, ткани – по фактуре, цвету и т.п.; различные коробки, ящики и т.п.);

· Природный материал.

Конструирование (смотри раздел «Игровая деятельность»).

Музыкально-творческая деятельность.

В группе должны быть созданы условия ля самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, способствующие развитию его музыкальных и музыкально-творческих способностей:

· Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, инструменты из оркестра К.Орфа;

· Музыкальные игрушки озвученные музыкальные книжки, открытки; музыкальные шкатулки; микрофоны, игрушка –магнитофон; образные игрушки, состоящие из 7 персонажей, озвученных разными по высоте звуками; копии музыкальных инструментов; аккордеон, саксофон, флейта, арфа; игрушки со звучащей кнопкой (как звуковое начало музыкальной импровизации).

III. Познавательно-практическая деятельность

Познавательная потребность ребенка удовлетворяется посредством познания окружающей действительности, в том числе и предметов, которые может исследовать ребенок, постигая их назначение и проводя простейшие опыты и эксперименты.

Для этого вносятся:

· Различные уменьшенные реальные предметы: кухонные приспособления, сито, щетки, наборы для штопки, гаечные ключи и т.д.;

· Измерительные и исследовательские приборы и оборудование: весы точные с гирями, увеличительное стекло, микроскоп, магнит, мерки абсолютные (линейки, сантиметр, литровые и полулитровые емкости и т..) и условные;

· Предметы, способствующие развитию сенсорики:

- природные (например, кора деревьев);

- демпинговые (например, различная по фактуре наждачная бумага);

- самодельные или промышленного изготовления емкости с веществами, имеющими различный запах, разный звук при встряхивании;

· различный материал и предметы в качестве объекта исследования (игрушки с различными механизмами, озвученные и т.п.).

IV. Общение.

Общению детей старшей группы способствуют все игрушки, игры и предметы, которые содействуют возникновению коммуникативных ситуаций.

V. Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность детей старшей группы отличается желанием выполнять реальные «взрослые» трудовые операции, для этого среда должна содержать:

· игрушки-орудия;

· уменьшенные реальные орудия труда.

VI.Учебная деятельность.

Замечено, что дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, более успешно осваивают учебную деятельность:

· дидактические игры (как разновидность игр с правилами) по различным областям знаний;

· игры типа «Гусек»;

· развивающие психические процессы;

· шахматы, шашки.

Сюжетно-ролевая игра «Школа». ДЛя формирования мотивационной готовности и с целью упреждающей адаптации создаются условия для сюжетно-ролевой игры в «Школу» и вносятся реальные школьные предметы: портфель, дневник, пенал, тетради и т.п.

Для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, вязальный крючок и спицы, механические игрушки-забавы.

Для удовлетворения высокой двигательной активности в старшей группе должны быть:

1. разнообразные спортивные игрушки и спортивный инвентарь: скакалки, мячи, ручные каталки, диски для вращения, бадминтон, кольцеброс, городки, настольный теннис, клюшки, шайбы, мишень, гимнастические палки, ролики и т.д.

2. спортивные атрибуты: султанчики, флажки и т.д.

Игрушки и другие игровые материалы для детей старшей группы должны быть расположены свободно (т.е. не привязаны к определенной сюжетно-ролевой тематике), рационально, в доступном ля детей месте, что дает возможность ребенку самостоятельно подбирать необходимые для игры игровые предметы. Игровой материал может быть расположен как на открытых, так и на закрытых полках, доступных ребенку. При организации игрового пространства должна учитываться функциональная совместимость игровых полей (например, несовместимо между собой соседство подвижных и «тихих» игр), удобства, безопасность. Некоторые виды мебели (столы или полки на колесах) могут быть использованы детьми при обустройстве своей игровой деятельности.

 

Приложение № 7

 

План целенаправленного наблюдения

за освоенностью дошкольниками трудовой деятельности

 

Ф.И. ребенка, возраст________________________________________

 

 

Вид труда, в котором наблюдали проявление самостоятельности Какое отношение проявляет ребенок к труду? Как ребенок включается в трудовую деятельность? Как ребенок планирует трудовую деятельность?
  Трудится охотно, с радостью Трудится только по побуждению взрослого Равнодушен к этому труду Не любит трудиться Самостоятельно, охотно, с радостью Охотно, но по побуждению взрослого По предложению детей Неохотно, но по просьбе воспитателя Отказывается участвовать в труде Самостоятельно ставит цель: может сказать, что хочет сделать и для чего это надо сделать, самостоятеьно планирует, что и в какой последовательности удет делать Принимает цель, поставленную перед ним взрослым, и самостоятельно планирует деятельность Самостоятельно ставит цель, но не умеет планировать деятельность Принимает цель, поставленную перед ним взрослым, и выполняет задание с его помощью
Ручной труд                              
Труд в уголке природы                            
Хозяйственно-бытовой труд: уборка групповой комнаты                          
Труд по самообслуживанию: одевание на прогулку (зимой)                          

 

 

Приложение № 7

 

 

Как ребенок владеет необходимыми трудовыми умениями и навыками? Какова реакция ребенка на возникающие в процессе труда трудности? Достигает ли ребенок результата труда?
Умения и навыки сформированы, действует независимо Требует показа трудовых действий Требует словесного напоминания, что делать и как Выполняет необходимые трудовые действия только подражая взрослому Бросает работу, отказывается от помощи Преодолевает трудности сам Преодолевает трудности с помощью взрослого Старается обойти трудности Бросает работу, если не получает помощи Преодолевает трудности с помощью детей Доводит работу до конца, достигает поставленной цели С помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели С помощью детей доводит работу до конца и достигает поставленной цели Не доводит работу до конца и не достигает поставленной цели
                             
                             
                             
                             

 

 

Количество и характер отвлечений__________________________

 

Количество выполнения работы____________________________

 

 

Приложение № 8

 

Конспект организации и проведения трудовой деятельности

во II младшей группе

 

Цель: продолжать учить детей вытирать влажной тряпочкой крупные листья растений, положив лист растения на ладошку, вытирать от начала листочка к концу, развивать внимание, память, воспитывать аккуратность, желание ухаживать за комнатными растениями.

Материал(оборудование): тазики с водой, тряпочки по количеству детей, комнатные растения: фикус, аспедистра, передники, клена.

Организация и методика проведения:

 

Дети, послушайте, кто-то плачет. Давайте поищем, кто же это плачет? Ой, это, наверное, наши растения. Что случилось? Дети, фикус и аспедистра просят вам им помочь, им нечем дышать, их листья покрылись пылью. Они просят их помыть. Поможем растениям? Молодцы! Цветочки, не плачьте, мы протрем ваш каждый листок, и вам будет легко дышать. Посмотрите, ребята, чтобы протереть листочки я приготовила воду и тряпочки. Я поставлю наши растения на столы, а вы станьте вокруг. Молодцы! Посмотрите, как надо протирать листья растений. Я беру тряпочку и опускаю ее в воду, смачиваю, затем отжимаю, кладу лист фикуса на ладонь и протираю от начала листа к концу. Вот так. Вот как заблестел листок и стал радостным. Покажите, как вы будете подставлять ладошку под листок. Молодцы! А сейчас наденем передники (помогаю), возьмем тряпочки, опустим их в воду, отожмем над тазиком. Молодцы, Лена, Юля …. И начинаем вытирать листочки. В ходе выполнения поручения напоминаю, как надо протирать листья, хвалю детей, если необходимо, помогаю, используя частичный показ. Напоминаю, чтобы не разливали воду, работали аккуратно. Когда дети справятся с заданием, говорю: «Дети, посмотрите какие радостные наши цветы. Фикус и аспедистра (дружная семейка). А почему они радостные и веселые? Правильно, мы им помогли. Им сейчас легко дышать. Она нам говорят: «Спасибо!». Давайте поставим растения на место, уберем все, снимем передники и повесим их на крючок. Молодцы!. У нас хорошее настроение. Мы помогли растениям. Улыбнулись. И вот с таким хорошим настроением идем играть.

 

Методист Артюхова М.Н.

 

Конспект проведения трудовой деятельности

в старшей группе

 

Цель: учить детей с помощью взрослого готовить различные изделия из теста, делать фигурки; знакомить детей с продуктами питания. Продолжать учить старательно выполнять индивидуальные поручения; развивать мышление, умение работать в коллективе, формировать у детей эмоционально-устойчивое отношение к работе; воспитывать опрятность, трудолюбие.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, сюрпризный момент, объяснение, указания, показа способа действий, действия детей, подведение итогов.

Материалы и оборудование: передники, косынки, миска, досточки, продукты (яйцо, молоко, сахар, мука, сода).

Организация и методика проведения: Дети, к вам в гости должен зайти один гость. Попробуйте отгадать, о ком я говорю:

Он – необычный человек,

живет на крыше много лет.

Пропеллер сзади помогает,

кружит над домом и сараем.

Но если сядет он поесть,

нам всю еду не перечесть –

варенье и печенье, и все приготовленья.

 

Правильно, дети, Карлсон. Они пообещали придти к нам в гости. Но, как гостя, его, наверное, нужно чем-то угостить. А как вы встречаете гостей? Чем вы их угощаете? (ответы детей). А я вам предложу нашего Карлсона угостить печеньем. Пока его нет, давайте испечем печенье. Перед работой хорошенько надо помыть руки, затем одеть передники и косынки. (Помогаю детям). Для печенья сначала надо замесить тесто. А кто видел, как ваша мама замешивает тесто? (ответы детей). Дети, я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы отгадывайте и говорите, понадобятся ли они нам для теста? (по мере отгадывания загадки, достаю продукты на стол).

1. Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал – там и пропал. (Сахар).

 

2. Белая, да не вода,

Сладкая, да не мед.

От рогатого беру

И деточкам даю. (Молоко)

 

3. Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь –

В птицу превратиться. (Яйцо)

4. Я рассыпчата,

Гладка,

А зовут меня … (Мука).

 

А еще, чтобы наше печенье было пышным и мягким, нам понадобится сода. (Достаю соду). Дети, это все продукты, которые нам понадобятся для теста. А теперь давайте его замесим. (Кто-то помогает насыпать сахар, кто-то муку, кто-то налить молока, хорошо размешать). Даю детям поручение, напоминаю, чтобы все делали аккуратно. Звучит музыка. В группу влетает Карлсон:

- Здравствуйте, дети!

-Ой, ты уже прилетел. А мы думали, что прилетишь позже и хотели приготовить тебе сюрприз: испечь твое любимое печенье.

- А я даже рад, что прилетел к вам именно сейчас. Я печень люблю, а вот печь его еще не научился. Я очень хочу этому научиться. Дети, вы мне поможете?

(После того, как тесто замесили, раздаю детям досточки. Предлагаю сделать различные фигурки из теста). Спрашиваю: Дети, а что можно сделать из теста?

(Ответы детей)

- Правильно. Из теста можно сделать баранки, сердечки. Батончики, хворост. (Раздаю детям кусочки из теста, помогаю делать фигурки.) (Объясняю и показываю, как надо делать хворост.)

- Карлсон, вот тебе тоже тесто. Придумай и ты свою фигурку.

- Дети, после того, как мы вылепили фигурки, их нужно испечь. Я отнесу фигурки на кухню. Там нам испекут печенье, а затем мы угостим Карлсона, а затем угостим Карлсона и попробуем сами.

- Карлсон: «Спасибо, дети, что научили меня делать печенье. Все хорошо потрудились. А вот и печенье. Дети, вы выберите самую красивую фигурку. (Беседа с детьми). За ваше старание я награжу вас медалями. А самую главную медаль «Мастер – золотые руки» я вручаю Лене. Она сегодня лучше всех трудилась и вылепила самые лучшие фигурки. Все остальные постараются в следующий раз. Предложить детям убрать рабочие места, вымыть руки. Вместе с детьми отнести поднос на кухню.

 

Методист Зубова Н.М.

 

Приложение № 9

 

Вопросы

анализа организации и проведения

дидактических и подвижных игр

 

1. Настольно-печатные игры.

2. Дидактические игры.

3. Музыкально-дидактические игры.

4. Подвижные игры.

5. Самостоятельная игровая деятельность

 

1. Наблюдение и анализ настольно-печатных, дидактических игр.

1. Виды игр, их сочетание.

2. Организация детей на игру, эффективность приёмов.

3. Приёмы руководства игрой (предложение игры; объяснение, закрепление правил; контроль за выполнением решения задачи, поставленной в игре; окончание игры).

4. Уровень игровых умений детей.

5. Результаты игры.

6. Длительность игры.

 

2. Наблюдение и анализ подвижной игры.

 

1. Вид подвижной игры (по содержанию – сюжетная, бессюжетная; по подвижности - большой, средней, малой).

2. Подбор игры в соответствии с программой, режимом дня.

3. Программное содержание:

А) подготовка воспитателя – определение задач; подбор и размещение необходимого оборудования; изготовление и размещение атрибутов, их количество, вид, педагогическая целесообразность, соответствие программному содержанию; создание условий для проведения игры; уборка помещения; проветривание; разметка места для игры.

Б) подготовка детей – одежда, обувь, разучивание текстов, ознакомление с повадками зверей, птиц, с профессиями взрослых.

В) наличие двигательных навыков, умений.

4. Организация детей на игру:

А) сбор на игру соответственно возрасту (показ игрушки, сигнал, договоренность о месте сбора, помощь детей, соревнование).

Б) размещение детей для объяснения правил и содержания игры.

5. Ход игры:

А) объяснение и закрепление правил соответственно возрасту детей, четкость, конкретность, лаконичность объяснения, эмоциональность тона воспитателя.

Б) распределение ролей, участие воспитателя в распределении, активность детей в игре, правильность выполнения правил.

Г) руководство воспитателя игрой соответственно возрастной группе. Регулирование физической нагрузки на детей, дозировка, окончание игры, количество повторений, продолжительность.

Д) результат игры. Выполнение образовательных и воспитательных задач.

 

Приложение № 9

 

Вопросы

анализа организации и проведения дидактической игры

 

1. Вид дидактической игры.

2. Создание условий ля проведения игры.

3. Методика организации и проведения дидактической игры:

- приемы привлечения детей к игре;

- способ объяснения взрослым содержания и правил игры;

- вопросы детей по поводу содержания и правил игры;

- выполнение их детьми в ходе игры;

- ошибки и затруднения детей;

- как и кем осуществляется контроль выполнения правил.

4. Каковы наиболее эффективные приемы руководства воспитателем деятельностью детей.

5. Каковы причины ошибок и неудач в организации дидактической игры.

 

 

Вопросы

анализа организации и проведения подвижной игры

 

1. Создание условий для проведения игры. Место игры.

2. Задачи, их соответствие программе конкретной возрастной группе и уровню развития детей.

3. Методика организации и проведения:

- сбор детей на игру (приемы, используемые взрослым)

- объяснение правил, распределение ролей (считалка, назначение воспитателем, выбор детьми)

- руководство в процессе игры (участие воспитателя в игре, поощрение по ходу игры, указание на правила игры, качество выполнения движений)

- подведение итогов.

4. Использование пособий, элементов костюмов, головных уборов.

5. Эмоциональность насыщенности игры: тон голоса воспитателя, живость действий, т.е. владение средствами эмоциональной выразительности.

 

 

Приложение № 10

 

Примерный конспект организации и проведения дидактической игры «Угадай, что звучит» во II младшей группе

 

Цель: продолжать упражнять детей в названии предметов, узнавать звучащий предмет, отчетливо произносили его название. Развивать слуховое внимание. Воспитывать желание выполнять игровые поручения.

 

Материал: игрушки: барабан, колокольчик (звонок), молоточек; ширма.

 

 

Организация и методика проведения.

 

«Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Кто это? Да, это котенок. А что это он нам принес? Что это? (молоточек). Верно». Прошу детей повторить. Показываю барабан, колокольчик, уточняю название. Если дети какие-то игрушки не назовут, называю и предлагаю детям повторить. Затем говорю: «Дети, а теперь котенок предлагает нам послушать, что делает барабан, колокольчик, молоточек. Звоню в колокольчик, спрашиваю, что делает колокольчик? (звенит). Уточняю, что делает молоточек, бубен. Дети, а сейчас закройте глаза, послушайте что звучит? Верно, колокольчик звенит, молоточек – стучит, бубен играет. Слежу, чтобы дети четко произносили слова, обозначающие предмет. Хвалю детей и предлагаю поиграть с игрушками: колокольчиком.

 

 

Конспект

организации и проведения подвижной игры «Самолеты»

во II младшей группе

 

 

Цель: продолжать упражнять детей в беге по всему участку, не наталкиваясь друг на друга, учить действовать по сигналу. Развивать внимание глазами, умение действовать по сигналу. Воспитывать желание играть.

Материал: эмблемы самолета.

 

Организация и методика проведения игры

 

Громким голосом говорю: «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся играть». Говоря эти слова, с игрушечным самолетом в руках, имитирую движения и звук самолета. Когда дети соберутся, говорю: «Дети, как вы считаете, в какую игру я предлагаю вам поиграть, если у меня в руках самолет и вот такие медальончики? Молодцы, догадались. Поиграем в игру «Самолеты». Вспомните, как надо играть в эту игру? Верно! Напоминаю, дети, бегаем по всей площадке, стараемся не наталкиваться друг на друга. Раздаю медальончики, говорю: «Внимание! Летчики, завели моторы, расправили крылья и полетели. Летаем по всей площадке, не наталкиваемся, быстрее летаем. Молодцы! На посадку! Молодцы! Игра повторяется 3-4 раза. В ходе игры отмечаю самых внимательных и быстрых. Дарю на память медальончики.

 

 

 

Приложение № 11

 

Вопросы обсуждения и руководства творческими играми

 

1. Начало игры. Какая деятельность детей предшествовала игре, что послужило поводом к началу игры. Кто был инициатором, как были привлечены к игре остальные участники, был ли сговор на игру, его содержание, характер взаимоотношений детей во время сговора. Количество детей, начавших игру, распределение ролей между ними.

Подготовка обстановки для игры. Создают и дети обстановку заново или используют уже имеющуюся. Отметить, как подбирают игрушки, используют только готовые или приспосабливают другие вещи, делают недостающие. Роль воспитателя в подготовке к игре, какими приемами пользовался педагог.

2. Ход игры. Описать развитие сюжета: развивались изображаемые в игре события, по чьей инициативе. Содержание игровых действий и характер отношений. Эмоциональное состояние играющих детей. Отметить затруднения, конфликты, пути их преодоления. Отметить выдумку детей, проявление их творчества. Какие новые игрушки и материалы дополнительно потребовались детям в ходе игры, и как была удовлетворена их потребность. Отметить, если кто-либо из играющих, выбыл из игры раньше. Указать причины. Охарактеризовать роль воспитателя в ходе игры, приемы руководства, использованные им, отношение детей к советам и предложениям детей, если они были даны.

3. Конец игры. Имела ли игра свое завершение или была прервана. К какой деятельности перешли дети после игры. Договорились ли дети о продолжении игры. Продолжительность игры. Оценка воспитателем деятельности детей. Наблюдение следует дополнить кратким разговором с детьми и беседой с воспитателем.

 

 

Приложение № 12

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.183 с.)