Работа над октавами и аккордами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над октавами и аккордами



Октавная и аккордовая техника - это самые сложные виды фортепианных формул, относящиеся к крупной технике пианиста, требующие большой силы, выносливости, рационального расчёта и точных движений при большой скорости движения музыки и часто при больших скачках.

Октавы можно трактовать как: а) – символ смелости, мужества, ловкости, блеска, силы духа, объединённой коллективной воли и мощи (например, воинов в героике боя) примеры: К. Черни соч. 740 № 32 Этюд до мажор, Геллер Этюд ре минор, Ф.Лист Этюд «Героика» - каденция (октавы), П.И Чайковский «Думка» - Каденция, и др.

Аккорды – это символы хорового пения: молитвы (медленные темпы), или в быстром темпе: колокола, символ единства народа, нации, группы; а так же: - фестиваль, праздник, фейерверк, танец, пляска, марши, галопы и т.д.

-из репертуара ДМШ: Кабалевский Д.Б. «Токкатина» (аккорды), Рахманинов Прелюдия cis соч.3№ 2 (аккорды: «хоровые», «колокольные», «симфонические» и «martelato») и др. пр-ия.

б) – символ радости и изящества, устремления в движении скачки или танца. Например: К.Черни соч. 740 № 49 Этюд Соль мажор: крайние части («октавное кистевое» стаккато 2-3 уровня), а средний раздел – изящные октавы «легато-леджиеро» запястевого типа, Майкапар «Токкатина»- средний раздел – аккорды «мартелато».

 

Воспитание технологии и слухового представления в «октавной технике» - следует начинать с учеником «0» класса с подготовительных упражнений.

1 Предварительные, организующие руку, упражнения:

· - специальные упражнения для постановки и укрепления 3-его, 5-ого, 1-ого пальцев:

· -«шалашики», «медведь и теремок»

· -«брейк» для 1-ого пальца: «раздвижная дверь», «кататься на 2-ом пальце, как с горки», «ворота закрыть- открыть» и т.д.

· -«до свидания – до свидания» - для внутренних ладонных мышц,

· -«5-ый палец держит спичку или письмо - бумажку»,

· -«1и5-ые пальцы держат карандаш» по размеру ладони, и «хлопают в ладоши только кистями рук» с карандашом в руке - и др. упр.

· - игра на рояле «перелётов», - «перебросов», - «перекрещиваний» (рука через руку) из терций, кварт, квинт, секст, трезвучий, (3-хзвучных аккордов), октав.

· исполнение октав и аккордов быстрым «весовым толчком» с быстрым освобождением руки и др. упр.

А затем продолжить работу над интервалами: квинтами, секстами, вводя трезвучия (Т3/5, Т6, Т 6/4), ставя следующие педагогические задачи:

· - воспитание первоначального слышания (понимания ) «Ансамблевого» звучания 2-х звуков—терций, квинт, кварт, секст, и октав как совместного пения 2-х голосов (девочки + мальчики, мама + папа, скрипка + виолончель, труба + валторна),

· -воспитание умения (навыка) вычленить голосом – спеть, затем акцентировать пальцем любой мелодический голос из 2-х звуков (из интервала), из 3-х звуков (трезвучия), из 4-х; из октавы уверенно выделять 5-е пальцы (верхний и нижний звук)

· «складывать» аккорд по одному звуку, уметь слушать и петьдлинный звук (первый), играть упражнение, как с верхнего звука, так и с нижнего звука.

· «убирать» аккорд по одному звуку, вслушиваясь в остаток звука

· добиваться одновременного, компактного звучания всех 3-х звуков при свободной руке и глубоком опорном звучании рояля (контакт на основе 5- принципов: непрерывное, перетекание, веса руки, через конец пальца в дно клавиатуры) с последующим освобождением руки.

· Играть аккорды в разных штрихах: portamente, non legato, staccato (кистевое), legato (запястевое – с «ложным» снятием и быстрым посылом вниз) и др.

2. Качественно освоить главные 2 вида октав: «кистевые» и «запястьевые». (Для детей – это возможны сексты: Дювернуа Этюд До мажор - на сексты),

3. Качественно освоить главные 3 вида аккордов:

· - «кистевые» с цепкими пальцами, оркестровые; (напр.Этюд Черни-Гермер № 30, соч.299 № 40

· - «локтевые – мартелато» (Ё. Накада Быстрый Этюд- martelato, Кабалевский Д.Б. «Токкатина»);

· - аккорды «Легато»: запястево-крыловидные, на 4-ом уровне веса, мелодические, хоровые по тембру – Черни-Гемер № 20, Черни 299 № 27;

4. Освоить основной приём структурирования октав и аккордов в мотивы – это «РИКОШЕТ»- т.е. смешанный способ из 2-х разных уровней веса, применяемый для выделения сильных долей такта, или начала мотивов.

 

5. Необходима предварительная работа по развитию навыка «держания свода» кисти. Без устойчивого свода, опирающегося на пястные косточки длинных пальцев 2-,3-,4-ого, дальнейшее формирование аккордовой и октавной техники практически очень проблематично, т. к. исполнение октав требует расширения (раздвижения-натяжения) ладони, и некоторой потери естественного природного соотношения в мышечном натяжении кисти, ладони, запястья и лучевых суставов:

- при игре октав появляется угол внешнего разворота (поворота) кистей по отношению к лучезапястному суставу (локтю): от 0*градусов до 15* – 30* градусов, в зависимости от длины пальцев и ширины ладони каждого пианиста. Соответственно, чем меньше ребёнок и его рука, тем сложнее ему управлять октавной техникой. (ÅÆ‌)‌

 

6. В октавной технике движущей мышечной силой являются продольные мышцы рукисгибатели и разгибатели (внутренняя и тыльная часть всей руки до плечевого сустава). На них падает огромная нагрузка при исполнении «кистевых», «локтевых»(martelato) - октав и аналогичных (по технике движения) аккордов.

Поэтому необходимы предварительные развивающие упражнения на рояле, укрепляющие, и специально готовящие разгибатели к интенсивной работе:

· играть гамму октавами, и на каждом звуке исполнять репетицию по триолям, (дуолям, квартолям, секстолям) со словами, по соответствующим ритмическим акцентам, каждой рукой отдельно и вместе, используя штрих кистевой (стаккатной) октавы,

· тот же материал использовать для закрепления навыка «запястьевой» («легатной») октавы.

· играть октавы только одним 5-ым пальцем, симулируя движения 1-ого пальца (для этого держать ладонь раскрытой)

· то же упражнение для 1-ого пальца, симулируя движения 5-ым пальцем.

· играть октаву в виде короткого форшлага к 5-ому пальцу.

· играть октаву в виде короткого форшлага к 1-му пальцу.

· играть октаву в виде ломаной октавы с нагрузкой (акцентом) на 5-ом пальце.

· играть октаву в виде ломаной октавы с акцентом на1-ом пальце.

· играть октаву с карандашом под 3-ими пальцами для держания свода и пястных косточек.

 

7. Для развития и укрепления силы кончиков пальцев и пястного свода играть аккорды:

· играть аккорд - арпеджиато к 5-ому пальцу, с акцентом на пятом пальце, также и левой рукой.

· играть октаву с «начинкой» (с терцией, квартой) в различных ритмах – жанрах: ¾, 4/4, 2/4 – в виде марша, польки, галопа сарабанды и т.д.

· играть аккорды – «мартелато» (на 3-ем,-4-ом весовом уровне) по очереди между руками, меняя ведущую руку 1 раз – ведущая левая, 2-ой раз – правая.

· играть аккорды в разных штрихах («пиццикато», «стаккато», «портаменто», «легато», «легато-маркато», на разных уровнях веса и опоры)

· играть октавы и аккорды в разной динамике, чередуя мотивы на Ä и p ¹;

· В различных «стилях» (изучаемых по специальности произведений): «клавесинном», «органном» стиле, «бетховенском», «шопеновском», «рахманиновском» и т.д. (примеры штрихов и стилей из исполняемых сочинений) и др. упр.

Работа над арпеджио.

Музыкальная символика АРПЕДЖИО—это взволнованность, «маленькие волны», спиральное «кружение», «завихрение» в устремлении к цели, содержит эффектыпейзажной звукописи. (Радостное в мажоре, грустное - в миноре) примеры: Черни соч.299 Этюды №№ 3, 7, 12, 19, 32; соч.740 №№ 2, 6, 12,

 

1. Способ исполнения - перенос веса руки с пальца на палец, с помощью вспомогательного движения:

5 1 5 1 1 5 1 5

· «качели» к 5-ым пальцам обеих рук!

(Левой рукой учить сначала сверху вниз!)

 

· «мостики» -играется к 1-ым пальцам обеих рук:

 

л.р. вверх- 5 1 5 1 пр. р. вниз: 1 5 1 5

 

 

Подготовительные упражнения:

· «лианы» - «скакалки» (делать с учителем), «кисточки художника» делать кистью -пальцами рисовать круги на стене; «до свидания-до свидания» - делать всей кистью от запястья.

· Основное подготовительное упражнение на рояле: собирание пальцев в «щепоть» к 5-му пальцу правой руки—вверх на движении качелиMM; и -собирание пальцев в «щепоть» к 1-ому пальцу при игре арпеджио вниз LLL

· Для левой руки всё то же самое, но наоборот.

 

2. Сложность исполнения параллельно и одновременно 2-я руками — в сложной координации 2-ух разных движений: «качели» в правой руке и «мостик» -в левой руке. С ледует показать ребёнку на вспомогательных движениях: 2-мя руками с педагогом, взявшись за кончики пальцев, раскрутить руки «скакалкой»-«лианой», но разновременно; пр. р. начинает с «качели» через низ, а лев. р. начинает движение с «мостика» через верх.

3. Развивающие упражнения:

· «раскатки»: вверх и вниз по2-3раза один аккорд со словами «море волнуется, море волнуется, море шумит» с остановкой на 5-ом пальце (пр.р. вверх к 5-му, а лев. р. вниз к 5-му пальцу)

· «остановки» на 5-ом пальце и «пробежки» по остальным 3-ём звукам со словами: «я лечу наверх, лечу наверх, лечу наверх» и т. д.:

x x x H, | x x x H | x x x H | x x x H | и т.д.

1 2 3 5 | 1 2 4 5, | 1 2 4 5 | 1 2 3 5.

^ ^ ^ ^

· «Остановки» на 1-ом пальце с пробежками по остальным 3-ём звукам,

 

w x x x | w x x x | H x x x | H x x x | H и т.д.

^ ^ ^ ^ ^

каждой рукой отдельно, попозже - вместе.

· «остановки- пробежки» на 2-ом звуке, на 3-ем, на 4-ом звуке - каждой рукой отдельно, позже вместе: x H x x и т.д .; x x H x и т.д.; x x x H и т.д.;

· игра «пунктирным ритмом» с длинной ноты, и с короткой (акцент на 2-ом и 4-ом пальце)

· игра по 2-а звука в виде трели – «болтушки»: 1+2нота (1и2пальцы), 3+4нота (3и5пальцы) и т. д. каждой рукой отдельно и позже - вместе

· играть трели по 3-олям: 1+2звук, 3+2звук, 3+4звук, 1+4звук, (сл: «красное солнышко светит в окошечко» и т. д.) каждой рукой отдельно и вместе.

· играть в триольном ритме квартоль (эффект «скользящего» по разным пальцам а кцента ) каждой рукой отдельно и позже вместе.

5 В старших классах необходимо заниматься развитием полифонического слышания и овладением навыками акустического и артикуляционного расслоения (полифонизации) арпеджированной фактуры:

· играть с разноуровневыми штрихами и весом: «акцент» на 1-ом звуке – маркато, а 3 остальные звука играть «леджиеро»; и слушать линию 1-ых звуков от каждого аккорда («скрытый» голос). h x x x h x x x h x x x h x x x h и т.д.

· исполнять арпеджио в различных метрических организациях - размерах: на 2/4, ¾, 4/4, и др. упражнения из художественных сочинений.

 

Ломанные короткие арпеджио

1. Музыкальная символика ломанного арпеджио – это энергия «ск а чки», образ движения, устремления, мужества и силы в жанре «качча» (охотничья песня), либо возбуждённость и взволнованность «альбертиевых» басов, сопровождающих мелодию.

Примеры - К.Черни соч.299 №№ 10, 20; соч. 740 №№ 4, 12, 14. С.Прокофьев соч.12 Прелюд До мажор.

 

2. Способ исполнения: сложное комплексное сочетание 2 -х видов координации-

а) переноса веса руки с пальца на палец (как при игре простого короткого арпеджио) и

б) активного ротационного движения (пронации и супинации) в предплечье и плече.

 

3. Подготовительные упражнения: а) «неваляшки» на крышке фортепиано,

б)«закручивание или выкручивание лампочек», в) «закрутить гайку» или «ручку» и др.

4. Развивающие упражнения на рояле:

· играть из аккорда сначала квинту: 1-ым +и 3-им пальцами, потом сексту: 2-ым и 5-ым пальцами ввиде двойных нот - на весовом «толчке» каждую, штрих – «портаменто», или «маркато»;

· играть в виде «болтушки» 1+3ими пальцами (до+соль) со вспомогательным движением «ротация», равномерно (одинаково по высоте) поднимая пальцы с кистью; выравнивая звук по слуху; со словами на разные акценты (дуолями, триолями) на штрихе secco legato, legato-marcato, пальцевое портаменто, но не легато.

· то же упражнение со звуками «ми+до» 2+5 пальцами ♫ ♫ ♫ ♫ ♫ ♫

· «пробежки – остановки» с акцентом на 5-ом пальце и активным замахом 1-ого пальца для дальнейшей пробежки (при движении вверх), на активной ротации, звук полный и сочный (задействован весь вес руки): (♫ ♫) - x x x h x x x h x x xh x x x h

· «пробежки – остановки» с акцентом на 1-ом пальце, с выше изложенными требованиями; h x x x h x x x h x x x h x x x

· играть с акцентами (или остановками) на 2-ом пальце x h x x с активной ротацией;

· играть с акцентом на 3-ем пальце x x h x при активной ротации.

· играть пунктиры с длинной и короткой ноты: qk x qk x, x qk x q k,

· «шагом-шагом, побежали»: сначала 4-ре ноты в медленном, затем 4-ре в быстром темпе: ♩ ♩♩♩| ♬♬ | ♩ ♩ ♩ ♩| ♬ ♬ | и наоборот.

· исполнение двумя руками, те же приёмы

·

5. Развитие полифонического слуха:

· выделить с помощью акцентов и ротационных замахов 1-ого пальца нижний голос, затем верхний, и по желанию любой другой.

· при игре вверх – выделять нижний голос – (5-ый палец по левой руке), при игре вниз - выделять верхний голос по5-му пальцу правой руки и наоборот,

· играть с метрической организацией в разных размерах: на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т.д.

· играть, задерживая крайний голос как в двухголосии: для 1-ого пальца играть штрих портаменто, а для 3-ёх шестнадцатых играть штрих леджиеро,

· играть в разных штрихах: легато, легато-легатиссимо, маркато, стаккато и др.

· играть со «смешанными» штрихами: 2 звука –легато + 2 звука - стаккато, и наоборот;

· играть в темпе ларго, ленто, модерато, аллегро, престо и т.д.

· другие упражнения.

Длинное арпеджио

 

1. Музыкальная символика длинного арпеджио- это создание длинной, «долгой» волны напряжения, устремления к цели. В мажоре - это может быть движение «струи» фонтана, полётность, «баркарольность»; в миноре - это может быть гудящий морской вал, «шум» - «рокот» толпы, раскаты колоколов, грома и т.д.

Например: К. Черни соч.740 этюд № 2, 21, 50; Черни-Гермер 2-ая тетр. этюды № 19, 20; Ф.Шопен Этюд № 24.

2. Технология исполнения длинного арпеджио – это сложный комплекс нескольких координационных движений при ведущем горизонтальном движении корпуса и плеча:

· - скольжение 3-х-палых позиций (исключить из внимания на первом этапе освоения подкладывание 1-ого пальца)

· - активные пальцы внутри позиции – штрих леджиеро «jeu perles», пальцевое «артиколато» с хорошим отскоком пальца от клавиши «под ладонь».

3. Подготовительные упражнения:

· -«закручивание гаек» 3-мя пальцами правой руки при движении вверх

· -«закручивание гаек» 4-мя пальцами левой руки при движении вниз

· -«летящая чайка, ухватывающая 1 рыбку (позицию)» на крышке, каждой рукой отдельно

· -«летящая чайка выхватывает позицию-«рыбку» из клавиатуры», сначала одну, затем две позиции, затем 3, 4. Играть каждой рукой отдельно: правой р. вверх, а левой вниз.

Важно следить за горизонтальным движением корпуса и плеча, за плавным переносом опоры тела с левой стопы (и бедра) на правую стопу (бедро).

 

4. Развивающие упражнения для подкладывания 1-ого пальца и перекладывания 3-его,4-ого через 1-ый:

 

· «раскатки» из 3-х позиционных звуков + 1 звук из следующей позиции:

«до-ми-соль+ до», вверх и вниз каждой рукой отдельно, для прав. руки пальцами

«1- 2 - 3- (+1)# вверх и 3-2-1$- вниз (со словами, подчёркивающими по очереди каждый слог - ямб, хорей, амфибрахий: «сол нышко я сное ка тится по небу», «мой ве сё лый, звонкий мя чик», «полетели далеко».

· «раскатки» из 3-х позиционных звуков + 2- ва звука из следующей позиции:

«до-ми-соль+ до+ми» # и вниз $, каждой рукой отдельно пальцами: 1+ 2 + 3 (+1-+2)+1+3+2+1,

1+ 2 + 3 (+1-+2)+1+3+2+1, со словами, «птички полетели далеко», и сольфеджио т. д.

 

· «раскатка» для левой руки вверх: 5—4—2—1 + 4 и вниз, затем 5—4—2—1 +4 +2 и вниз, играть с подтекстовкой, с сольфеджированием.

· «раскатка» для левой руки сверху вниз: $ «до-соль-ми + до» и вверх; «до-соль-ми + до +соль» $ и вверх; пальцами 1 – 2 - 4- (+1+)– 4 – 2 - 1, 1—2— 4+ (1+2+1)- 4 – 2 – 1.

 

· «раскатки» 2-мя руками, прибавляя по 1 звуку, затем по 2 звука, по 3 и т. д.

· «раскатки» по Тоническому трезвучию – от «до» до следующей ноты «до» (от 1-ого пальца до следующего 1-ого), затем по Тоническому секстаккорду от «ми» до «ми»

(от 2-ого пальца - до следующего 2-ого) – аппликатура дана по пр. р.следующего 2-ого) - по ем по Тоническому секстаккорду от "ий) и т. д.)), также по Т6/4.

· то же играть 2-мя руками по Т3/5, Т /6, Т6/4.

· играть прибавляя по звуку с акцентом и остановкой на последнем звуке (упражнение «стоп -кадр»), начиная с игры одного1-ого звука и доходя до 16–ти звуков.

 

4. Динамические особенности: при исполнении в 4-ре октавы - распределение опор и динамик:

· при игре вверх опора на басовый регистр в л. р.(примерно 1,5 октавы) - имитацияоркестровогозвучания контрабасов, духовых и т.д.

· при игре вниз - опора на верхние регистры в правой руке (до середины клавиатуры), далее – по басу; и другие варианты;

· при исполнении арпеджио вверх – крещендо, возможен вариант и наоборот.

· при исполнении арпеджио вниз - диминуэндо, но возможен вариант крещендо к басу.

 

6. Качественное исполнение длинного арпеджио требует воспитания навыка разнообразного прикосновения— туше, азначит, развития соответствующего стилевого слухового воображения и представления:

· сочный певучий звук в «стиле Рахманинова» - в штрихе legato-legatissimo,

· рассыпчатое «легато – леджиеро» (legato-leggiero) в «стиле венских классиков»,

· напевное «легато-легато» (legatissimo) в «стиле Шопена» и т. д.

7. Полифоническое расслоение фактуры длинного арпеджио: БАС (форте) +фигурация (тихо) + СОПРАНО (форте).

8. Для творческого и технического развития ученика применять различные ритмические и метрические варианты организации длинного арпеджио: дуолями, триолями, квартолями, секстолями, септолями и октолями на единицу времени и другие упражнения.

 

Для студентов: Показать все виды техники на рояле, прокомментировать все движения. Подобрать 5 этюдов на различные виды техники из сб. Черни-Гермер «Избранные этюды», исполнить их и подобрать развивающие упражнения.

 

 

«Профессиональное возмужание начинается с осознанного «послушания» и самодисциплины.»

(из заповедей средневековых тайных обществ каменьщиков-масонов)

«Рука – орудие разума»

(Брунер, американский психолог)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.108 с.)