Ежедневное разыгрывание пианистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ежедневное разыгрывание пианистов



Принцип разыгрывания – разогревания аппарата пианиста строится на основе анатомических особенностей нервных импульсов, идущих от мозга и позвоночного столба, и поступающих сначала в крупные скелетные мышцы и суставы, и только потом - в мелкие (кисти, пальцы). Поэтому важно сначала разогреть крупные мышцы спины – трёхглавые (трицепсы), затем (двуглавые)- бицепсы, предплечье, запястный сустав и, наконец, пальцы, и их кончики.

Поэтому оптимальный для здоровья вариант следующий:

1. Играть Аккорды, тонические трезвучия с обращениями с использованием 4-ого уровня веса с «крылом» всей руки:

· в характере - легато, как хорал; портаменто –как орган, в медленном темпе (grave),

· в характере нон-легато, маркато (в темпе – анданте),

· в характере стаккато, с использованием 3-его, 2-ого уровней веса (предплечье-кисть) с цепкими пальцами (в темпе модерато и аллегро).

· «Складывать» аккорд от верхнего звука, прибавляя по 1-му, то же от нижнего;

· Играть «октавы» с «начинкой», и без. и т.д.

1. Играть Арпеджио ломанные с активной ротацией лучезапястных (предплечье) и плечевых суставов – мышц:

· играть вариант с удвоением интервалов (тремоло): 1звук «до» (1палец) +3звук соль (3-ий палец) со словами «я играю на рояле»;

2-ой звук «ми» + 4звук «до» слова те же, пальцы: 2+5

· в различных штрихах: маркато, леджиеро, нон-легато, легато-secco (сухое легато).

1. Арпеджиокороткое играть на легато-легатиссимо (глубокий контакт) со вспомогательными движениями в запястье: «качели-мостики» с различными упражнениями в разных темпах от медленного к быстрому:

Аппликатура пр. р.- тоническое трезвучие 1-2-3-5-,

тон. секстаккорд: 1-2-4-5,

квартсекстаккорд: 1-2-4-5.

Аппликатура левой руки: тоническое трезвучие 5-4-2-1,

секстаккорд 5-4-2-1,

квартсекстаккорд 5-3-2-1;

· играть, собирая пальцы «в ладонь», с остановкой на 5-ом пальце – вверх пр. р..(«качели»), то же играть л. р. но сверху вниз. xxxq xxx q xxx q xxxq

· играть с остановками на 1-ом звуке (1-ом пальце) с «пробежкой» по остальным звукам: пр.р. вниз, то же - л.р. вверх. q xxx q xxx q xx x q xxx но сверху вниз.

· играть также с остановками на 2-ом звуке арпеджио, на 3-ем, на 4-ом. (акценты), как отдельно каждой рукой так и вместе. x q xx x q xx x q xx x q xx

1. Двойные терции, двойные сексты

играть на «весовых толчках» с освобождением руки, по 1-ой, затем по 2-ве, по 3, по 4-ре, по 5, 6 со словами – («подтекстовкой»):

  • аппликатура диатонических терций (ДО мажор) для правой руки:

3 4 5 2 3 4 5

двойных терций 1 2 3 1 1 2 3 вверх,

3 2 1 3 2 1 1

  • аппликатура терций для левой руки вверх: 5 4 3 5 4 3 2 и т. д.
  • сексты: (в До мажоре) аппликатура для правой р. вверх:

ДО -- 4 5 4 5 4 5 4 5

МИ --- 1 2 1 2 1 2 1 2

аппликатура для левой руки вниз: до 1 2 1 2 1 2 1 2

Ми 4 5 4 5 4 5 4 5

5. Хроматические терции двойные (малые)

Аппликатура: правая рука:// ми-бемоль 3 – 4 – 5 – 3 - 5 - 3 - 4 - 3 - 4 - 5 - 3 - 5 - 3

// до --- 1 - 2 – 1 - 2 - 1 - 1 - 2 - 1 - 2 - 1 - 2 - 1 – 1

Аппликатура левой руки:

ми- бемоль 2 – 1—1—2—1-- 2---1—2—1—1—2—1—2—

до--------- 4—3—5—3—5— 4—3—4—3—5—3—5—4—

играть с различными акцентами:

· по 2-ве, по 3, по 4-ре, по 5, по 6,по7, по 8 в разных мотивных структурах с акцентами: (ямб, хорей, амфибрахий) с подтекстовкой, например: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя», или «Красное солнышко светит в окошечко, красная девица косу плетёт» и т. д.,

· один голос играть легато, другой – стаккато и наоборот (каждой рукой отдельно и вместе);

· играть в разных ритмах: пунктир, «ломбардский» пунктир (с короткой ноты) и т. д.

· играть с «пробежками – остановками»

· играть в метрической организации на 2/4, ¾, 4/4, 6/8, и т.д.

· играть в прямом движении, в расходящемся и т. д.

Работа над гаммами

Гамма – это музыкальная линия, рисующая «устремление», «полёт», движение чувства или образа к «цели».

Развитие образно-музыкального понимания линеарной символики гаммы происходит через пение, через мелодическое представление о гамме, как о 2-х тетрахордах, через внутриладовое и гармоническое тяготение, через штрихи – легато.

Примеры: Черни соч. 299 Этюд № 1,2,5 До мажор, Бетховен Концерт №3 до минор-темавступления в оркестре, и другие примеры.

Основной способ исполнения– это перенос веса руки с пальца на палец с помощью горизонтального скользящего движения крупных частей аппарата— плеча, корпуса, а также перемещения веса тела с правой стопы на левую при игре вверх, и наоборот. (непрерывное перетекание веса руки через конец пальца в дно клавиатуры)

Вспомогательные движения – это ведущие и направляющие крупные части аппарата: корпус, плечо, локоть, пронационный и супинационный поворот кистей при игре вверх или вниз.

1. Формирование позиционного мышления на основе кластеров:

· трихорд + тетрахорд: в правой руке вверхG: 3+4+3+5; в л. р, внизH: 3+ 4+3+5.

· игра из середины в расходящемся движении двумя руками в гаммах с симметричной аппликатурой: «кластерами», «пробежками», «винтиками», и др.

· Специальные упражнения для формирования пальцевого ощущения собранности пястья - «посыпание» («солью» или «сахаром»); элементы «берёзки»: («шелест листьев»), «рыба «Глиссанда»» и др. упражнения.

· Левой рукой учить играть сначала сверху вниз H ---чтобы сохранить у ученика понимание симметричной последовательности позиций в двух руках 4+3+4+3+4+3ç è 3+4+3+4 +3+4+3+5

1. Предварительное развитие «проблемных» пальцев (1-ого и 5-ого) и соответственно приёмов подкладывания 1-ого пальца и перекладывания через 1ый: 2-ого, 3-его, 4-ого через упражнения:

· «овражки», (на подкладывание 1-ого пальца под 3-ий, под 4-ый)

· «раскатки», упражнение для перекладывания 3-его и 4-ого через 1-ый палец

· «болтушки» - как «трели» между 1и 2-м звуками, между 3 и 4 –ым звуками гаммы и 5-6, 7-8.

· игра гаммы только двумя пальцами вверх и вниз каждой рукой отдельно: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

и др. упражнения.

3. Каждой рукой добиться полного ЛЕГАТО в медленных и средних темпах: четверть равна = 50-60 ударов в минуту, затем –70 ударов, затем 80 ударов, 90, 100 (на 4-ре шестнадцатых) с пением со словами:

§ «Я иг- ра –ю на ро - я - ле, я иг— ра - ю, как по-- ю.»

§ «Я иг----ра---ю на ле---га---то связ—но, связ—но, как по—ю»

§ Я умеренно шагаю, модерато я играю»

§ «Мои пальцы побежали на АЛЛЕГРО заиграли»

§ «На крещендо звук усилить, на диминуэндо увести»

§ «Я играю всё стаккато: прыг-скок, прыг-скок, прыг да скок» и т. д.

4. Развитие независимого пальцевого удара через специальные упражнения:

§ игра с приготовлением пальца с «места», т.е. с клавиши,

§ игра с приготовлением пальца с «замахом» над клавишей

§ приготовление следующей клавиши (пальца) одновременно с игрой предыдущего,

§ игра в пунктирном ритме для активизации снятия пальца, играющего короткую ноту,

§ пробежки,- остановки для активизации пальцев, играющих быстрые ♬♬♩♬ ♬♩♬♬

§ трели между двумя соседними звуками с подтекстовкой и акцентами на 1-ом звуке из 4-х.

5. Учить различными ритмическими рисунками: (триолями, пунктирами, ломбардскими ритмами) с пением со словами:

§ «Тан---цы, тан- цы, тан---цы, тан—цы, как хочу я танцевать: вальсы, польки, и мазурки, полонезы и фокстрот.»

§ «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах»

§ «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»

§ «Я умеренно шагаю, модерато я играю «Я умеренно шагаю, модерато я играю

§ На триоли: «Эти триоли играются чётко и счёт будет: раз-два-три, раз-два-три раз

§ Французский пунктир, ломбардский пунктир. и т.д.

6. Гаммы – основа виртуозности:

«Гаммы надо играть у поительно, с наслаждением и красивейшим звуком на легато» утверждал один из великих пианистов 20-ого века Г.Г. Нейгауз. «Гамма – это красивейшая мелодия».

Самая симметричная гамма и самая удобная для руки пианиста это Ми-мажор! (А так же Ми-бемоль мажор, и До маж; ми-минор гармонич., до мин. гарм.- условно симметричные по рельефу клавиш)

· учить рельеф гамм по позициям: 3 + 43+ 4, 3 + 4, 3 + 5 в правой руке и

-----------//-------------------//-- 5+ 3, 4+ 3, 4+ 3, 4+ 3 в лев, руке (в до маж.) отдельно каждой рукой: пр.р.Gá, а лев.р. обязательно сначала сверху вниз HiÈ.

  • играть упражнение в виде «кластеров»: трихорд+тетрахорд, отдельно каждой рукой,
  • играть упражнение в виде кластеров - «винтиков»- отдельно каждой рукой,
  • играть позиционными кластерами вместе на 4 октавы:

пр.р. 3 + 4, 3 + 4, 3 + 4

и л. р. 4 + 3, 4 + 3, 4 + 3 одновременно!!!

  • игратьупражнение «пробежки – остановки» по позициям 3+4, с остановкой на крайних звуках (пальцах) —на 3-ем, на 4-ом в правой рукеG, на 1-ом пальце делать остановку, играя вниз; то же самое в левой руке.
  • играть только крайние звуки позиций каждой рукой отдельно, на 4-ре октавы ái, без остановки (упражнение Нейгауза)
  • играть раскатки по позициям, с остановкой на последнем звуке со словами: «я весёлый бегемот, вот у меня разболелся живот»
  • играть пунктиры: qk x qk x qk x qk и x q k x q k x qk x q
  • играть гамму только 1ым и 2ым пальцами, а так же 1+3, 1+4, 1+5, по любым клавишам!
  • играть в разных ритмах с акцентами: по 2-ноты на один толчок, по 3 (триолями), по 4-ре (квартолями), по 5(квинтолями), по 6(секстолями), по 7(септолями)
  • играть трелями: 1-ая нота со 2-ой; 3-я с4-ой, 5-ая с 6-ой, 7-я с 8-ой, 9-ая с 10-ой, как дуолями, так и триолями.
  • играть 2-ва звука легато, следующие 2 звука играть стаккато, и наоборот.
  • играть, прибавляя по звуку, с акцентом и остановкой на последнем звуке, разгоняясь постепенно, с темпа «анданте» до «престо» (упражнение «стоп-кадр»).
  • играть совмещённые штрихи: пр.р. играет легато, а левая рука одновременно играет стаккато, и наоборот
  • правая рука играет триоли, а левая рука играет дуоли, и наоборот.
  • прав. р. играет ровно по восьмым, а левая пунктир, и наоборот.
  • играть с яркой динамикой на одной динамической волне, и на двойной волне (по 2-октавы крещендо) с наполнением и уплотнением уровня веса руки с 1-ого на 2-ой или 3-ий.

Играя в подвижном темпе помнить о горизонтальных движениях крупных частей аппарата:

  • о ведущем линию плече, верхней части туловища, а также об опоре на левую ногу при движении вверх, и на правую ногу при движении вниз.

о супинации и пронации лучезапястных суставов («рулить» как «на велосипеде») и др. упр.

II. Работа над Музыкальным произведением.

«Работа над музыкальным произведением – это процесс бесконечного вслушивания.» \Нейгауз\

Это детализация звучания и поиск вариантов различных соотношений этих деталей: постоянный «анализ – синтез» - как по горизонтали так и по вертикали нотного текста;

· Анализ авторских средств: «вижу-слышу» точные ноты, «слышу- знаю» тональность (ключевые знаки ), «чувствую» энергию размера пьесы - её жанровые основы.

· Анализ штрихов, лиг-хореев, лиг-мотивов, динамики, акцентов.

· Анализ Аппликатуры – точнейшим образом проверить по нотному тексту!!! (определи позиционные формулы в каждом виде фактуры).

РАБОТАЙ ОТДЕЛЬНО каждой рукой:

1) простучи ритмический рисунок на крышке инструмента со счётом по внутридолевой пульсации вслух! Сыграй правой р. со счётом по xxxx xxxx xxxx.

1) вычлени мелодию, - играй пр.р. и пой нотами с дирижированием по e e левой рукой, и наоборот;

1) Вычлени линиюбаса – сыграй и спой нотами, просчитай так же, как правую с дирижир-ем.

1) Плавно «обведи» все мелодические подъёмы и спады вспомогательными горизонтальными движениями к 5-му пальцу («качели», «пронации») и горизонтальными движениями к 1-ому пальцу –(«мостики», «супинации»); Динамически «раскрась» все мелодические подъёмы нажимами в дно клавиатуры.

1) Расчлени мотивы, фразы, предложения с помощью дыхания кисти и мягких по звуку окончаний. (отдельно к.р.)

1) Объедини несколько мотивов в единую фразу, используя тяготение слабых долей в сильные и общее устремление к К4/6. (отдельно к.р.)

1) Наполни весомдлинные и высокие звуки по примерной таблице, см. ниже H:

1) Помни о соотношении рук и длительностей на рояле, используй разные уровни веса между руками:

- W W w w H H -- всё «крыло», IV--V уровень в еса (пальцы + кисть+предплечье+вес плеча+ корпус).

- H H H q q -- III-ий уровень веса (пальцы + вес кисти + вес предплечья (локтя))

- q q q q e e e e e -- II уровень веса – это вес пальца + вес кисти,

- e e e e e e -x x x x x x - 1-ый уровень веса - это вес пальца, чёткий подъём, острые «коготки;

1) Медленно, с удовольствием вслушиваясь в интервалы, сыграй «вертикали» (гармонический скелет):

– мелодия + басовый голос, (правая рука + левая рука),

- мелодия + фигурации; (правая рука + левая рука),

– анализируй интервалы, стройно складывай гармонию на основе сильного звучания баса.

 

1) Раскрась гармонии по басу: Т (синий), S(жёлтый), Д(Красный)), К4/6(малиновый, II(зелёный), VI(жёлто-голубой); III-(розово-голубой), VII (фиолетовый)

1) Организуй пластику запястий каждой руки («дыхание») во время игры по размеру, грамотно: 1 доля 2 доля 3 доля 4 доля

 

14)- Выпиши все термины в тетрадь – найди перевод по словарю.

 

Цель работы: Воплотить истинный замысел автора произведения и получить наслаждение от звучания рояля и общения с гением, реализовать свой музыкальный талант.

Задачи: Накопить репертуар для выступлений на концертной эстраде, и приобрести много исполнительских навыков игры, а также - друзей и поклонников твоего таланта

Помни: Музыкальное произведение в нотах – это «зашифрованное послание» («письмо»), которое надо расшифровать точно, чтобы узнать, что хотел сказать автор.

Музыкальное произведение в звуках – это твои живые чувства и мысли, которые удалось понять – «расшифровать» и воплотить в реальное звуковое представление

. /Вдохновение – это внезапное проникновение в Истину! Вдохновение – это момент Истины в Искусстве!/

Рояль – Royal – «Король»!. I J I («Точность – это вежливость Королей»).

 

 

III. Чтение с листа: 1-2е пьесы в день, - развивает скорость «расшифровки» музыкальных текстов, развивает интеллект, расширяет кругозор, («заполняет файлы» памяти полезной информацией).

$

H H H H H H H H H H H H I & I H H H H H H H H H H H H

 

Мастерство и звук (живут, находятся) в кончиках пальцев и в гибкой кисти! Требовательный слух контролирует наше горячее сердце, ум рассчитывает и соразмеряет наши силы!

 

IV. Для развития силы и скорости пальцев обязательно учи виртуозные эпизоды во всех произведениях и все технические формулы приёмами на forte и активными пальцами:


1. Приготовление звука «с замахом» следующего пальца

1. Приготовление звука «с места» – «с клавиши»

1. «Пунктиры» с длинной и короткой нотой активными пальцами

1. Акценты по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 звуков: (с подтекстовкой)

 

q q, q q, q q q, q q q, qqqq qqqq qqqqq qqqqqq qqqqqqq qqqqqqqq qqqqqqqqq

f p f p 3 3 4 5 6 7 8 9 и т. д.

1. «Остановки-пробежки»: q xxx q xxx q xxx q xxx q xxx q xxx

1. «Шагом – шагом – побежали», «побежали – шагом- шагом»

7. «Болтушки» - по дуолям, квартолям, октолям, триолям, и т. д. с акцентами на 1-ом звуке, потом на 2-ом, 3-ем, и т.д.

каждой рукой отдельно и вместе.

 

8. Противоположным штрихом – на staccato, на legato, на leggiero, либо non legato или legato

9. «Совмещённые» приёмы исполнения: правая рука – ровно – на f

(в параллельных движениях) и наоборот

левая рука – пунктир, на р

 

 

правая рука – legato – на f

и наоборот

левая рука – staccato – на р

9. Транспонировать в другую тональность (отдельные эпизоды) на ½ тона выше или ниже.

 

9. Играть «Весовыми толчками»- каждый звук играть от плеча – на 4-ом уровне веса с освобождением.

9. Играть «С закрытыми глазами», (или без света), «наощупь», «близко» к клавишам

 

9. Играть «Откинувшись на спинку стула», достигая полной свободы после толчка («развалившись»)

9. Играть «В перчатках» - для тренировки точности попадания в середину клавиши.

 

9. Спеть внутренним слухом по нотам и без рояля; (по методу Иосифа Гофмана)

 

16. Спеть внутренним слухом без нот и без рояля, с яркой динамикой, агогикой и в эмоциональном тонусе, с дирижированием. (укрепление памяти всех видов для сценического тренинга).

 

 

Литература:

— Материалы конгрессов ИСМЕ

— Сборник «Ребенок за роялем». М., 1981

— Сборник «Вопросы фортепианного исполнительства» под ред. Соколова. Вып. 1-4

Тема 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.112 с.)