И зарубежной социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И зарубежной социальной работы



 

Особенности социальной помощи и поддержки в период средневековья (V-XV вв.) Западный мир в период раннего и классического средневековья. Влияние и роль церкви в социальной поддержке нуждающихся. Милостыня и основные пра­вила ее подачи. Голод и эпидемии. Отношение средневекового общества, церкви и государства к нищим и убогим, практические меры помощи.

 

Социальная помощь и поддержка нуждающихся в XVI – нач. XХ вв. Государственно-муниципальное и общественное призрение в Великом Княжестве Литовском в XVI-XVIII вв.

Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе в XVI – сер. XVIII вв.

Развитие церковной и государственной помощи в России в XVI-XVIII вв.

Развитие филантропии, меценатства и благотворительности во второй половине XIX – нач. XX вв.

 

Этапы формирования системы социальной помощи в советский период (1917-1991 гг.) Коренная трансформация идеологии и практики процесса социальной помощи в первые годы советской власти: причины, условия, направления, формы и методы.

Специфические черты советской модели социальной помощи населению.

Периодизация процесса развития советской модели помощи: основные этапы и их характеристика. Роль общественных организаций в системе социальной помощи советского периода.

Борьба с проявлениями социальной патологии на государственном и общест­венном уровне. Историческое значение советского периода для становления и развития тео­рии и практики социальной работы.

 

Формирование современной системы социальной работы в Республике Беларусь. Законодательные меры в области социальной защиты. Характеристика основных государственных программ в области поддержки и защиты населения. Органи­зация сети социальных служб и центров социальной помощи населению.

Развитие общественной инициативы социальной помощи и поддержки. Осо­бенности деятельности благотворительных обществ и организаций. Возрождение конфессионального социального служения: направления, особенности и формы дея­тельности.

Становление отечественной социальной работы как профессии, науки и учеб­ной дисциплины. Использование исторического опыта социальной работы в совре­менных условиях.

 

 

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Теоретические концепции и модели социальной работы. Психолого-ориентированный подход к социальной работе. Модели социальной работы, основанные на психоаналитической и когнитивной теориях.

Социолого-ориентированный подход к социальной работе. Модели социальной работы, основанные на теории систем. Виталистская, социально-педагогическая, разрешающая, социально-радикальная модели в контексте социолого-ориентированного подхода.

Сущность комплексно-ориентированного подхода. Модели социальной работы в рамках ролевой теории, гештальт-концепции, марксистской, коммуникативной теории.

Характеристика бихевиорально-когнитивного подхода к социальной работе.

 

Основные закономерности и принципы социальной работы. Общие закономерности в структуре теоретических основ социальной работы. Специфические закономерности в соответствии с основными уровнями социальной работы.

Основные принципы социальной работы: общефилософские, социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические.

Характеристика специфических принципов социальной работы.

 

Методы социальной работы как практической деятельности. Основания для классификации методов профессиональной социальной работы. Характеристика методов, классифицированных по объектам социальной работы. Классификация методов по направлениям и формам социальной работы: организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические.

 

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Аксиологические основания социальной работы. Понятие ценностей в современной науке. Место и роль ценностей в социаль­ной работе.

Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе.

Профессионально значимые ценности социальной работы. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.

 

Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности. Обусловленность эффективности социальной работы личностными качествами специалиста. Требования к личности специалиста по социальной работе в Образовательном стандарте по специальности «Социальная работа».

Мотивы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Классификация профессионально значимых качеств специалиста по социальной работе.

Профессиональное выгорание: факторы риска, феномены, профилактика и преодоление.

 

Деонтологические основания деятельности специалистов по социальной работе. Роль деонтологии в профессионально-этическом учении. Понятия «долг», «обязанности», «ответственность» как основные категории деонтологии. Деонтоло­гия различных типов профессиональных отношений. Ответственность и долг работ­ника перед обществом и государством, перед коллегами, перед клиентом и его близ­кими, перед самим собой. Авторитет социального работника как следствие выпол­нения им профессионального долга и профессиональных обязанностей.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Социальное проектирование как разновидность профессиональной деятельности. Теоретические подходы в понимании сущности социального проектирования. Классификация видов социального проектирования по разным основаниям: по решаемым проблемам, глубине разработки проектов, характеру, содержанию, методам и строгости обоснования проектов, степени точности, по масштабу решаемых проблем.

Характеристика элементов социального проектирования: субъекта, объекта, социальной технологии, методов, условий, проектного фона, проекта.

Этапы социального проектирования. Характеристика проекта как результата проектирования. Классификация социальных проектов.

 

Основы прогнозирования в социальной работе. Прогнозирование как социальная теория познания. Характеристика понятий: «прогностика», «прогноз». Принципы социального прогнозирования. Сущность процесса прогнозирования в социальной практике. Вариативный характер прогностических рекомендаций. Методы прогнозирования и их классификация.

 

Особенности моделирования в социальной работе. Моделирование как многоплановый метод исследования, как способ познания.

Понятие модели. Типы моделей и требования, предъявляемые к моделям.

Критерии и показатели оценки модели. Модель как средство творческого решения проблемы.

СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ

Социальная геронтология как раздел геронтологии и учебная дисциплина. Геронтология как наука о старении, старости и долголетии человека. Основные понятия геронтологии: старение, старость, долголетие, геронтогенез, смерть и др. История развития социальной геронтологии. Пожилой человек в структуре общества и системе общественных отношений как объект исследования социальной геронтологии. Предмет исследования – адаптация и социализация пожилого человека в социуме. Проблема социальной адаптации. Влияние на адаптацию изменения статуса, психологических особенностей возраста. Социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям.

Виды старения. Социальные теории старения.

Связь социальной геронтологии с другими науками. Основные направления исследований социальной геронтологии.

 

Старение населения как социально-демографический процесс. Мировая демографическая ситуация второй половины XX в. и основные принципы социально-геронтологической политики ООН.

Понятие: «демографическая старость», «молодое население», «зрелое население», «старое население». Показатели демографического старения.

Демография как одна из основных составляющих социальной геронтологии.

Демографическая политика государства как проявление заботы о населении страны и предупреждения депуполяционных процессов.

Старение населения как позитивное явление человеческой цивилизации.

Особенности старения населения в Республике Беларусь.

Социально-демографические проблемы в Республике Беларусь и их последствия.

ФЕМИНОЛОГИЯ

Социальное положение женщин в Республике Беларусь как субъекта социальной работы. Права женщин и социальная защита женщин в Республике Беларусь. Гендерная политика. Равноправие мужчин и женщин как практическая задача социальной работы.

ВИКТИМОЛОГИЯ

Виктимология – наука о поведении жертвы. Понятие, предмет и объект виктимологии. Возникновение и развитие виктимологии. Основные понятия виктимологии: виктимность как социально-психологическая характеристика предрасположенности человека быть жертвой, виктимогенность как обстоятельства социализации человека, виктимизация как процесс и результат превращения человека в тип определенной социальной жертвы.

Виктимогенная ситуация как предпосылка виктимизации малых групп. Виктимогенные факторы, негативно воздействующие на разных тапах развития индивида.

Направления исследования виктимологии.

Системный и структурно-функциональный подход как методологическая основа виктимологии.

Субъектные и индивидуально-личностные характеристики человека-жертвы.

 

Насилие над людьми как социальная проблема. Понятие о насилии. Приемы, используемые в качестве орудия влияния на жертву.

Формы насилия: семейное (домашнее, бытовое), сексуальное, психологическое, физическое, экономическое, моббинг. Их характеристика.

Жестокое обращение с детьми и его психолого-педагогические и социальные последствия. Специфика насилия над детьми. Особенности поведения ребенка-жертвы. Профилактика жестокого обращения с детьми.

 

Виктимология зависимого поведения. Понятие зависимого (аддиктивного) поведения. Факторы, влияющие на развитие зависимого поведения. Признаки зависимости. Особенности поведения, присущие зависимой личности.

Виды зависимостей: алкоголизм, наркомания, токсикомания, деструктивные культы, компьютерная зависимость, игровая зависимость, нарушение пищевого по­ведения. Созависимость. Причины созависимости и ее формы.

Профилактика зависимого поведения.

 

Виктимологические проблемы эксплуатации и торговли людьми. Понятие эксплуатации и торговли людьми (траффикинг). Причины развития эксплуатации и торговли людьми. Виды контрабанды людей. Несовершеннолетние как объект торговли и эксплуатации. Подходы к решению проблемы торговли людьми.

Правовое обеспечение регулирования вопросов торговли людьми. Профилактика эксплуатации и торговли людьми.

 

Девиация как социально-виктимологическое явление. Понятие девиантного поведения. Сущность, причины, характеристика основных форм девиантного поведения. Девиация и группы социального риска.

Типология нарушений поведения у подростков. Профилактическая работа с детьми «группы риска».

 

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Социальная сущность брака и семьи. Семья в социальной структуре общества. Генезис и эволюция семьи в истории человеческого общества. Брак и семья. Основные функции семьи. Различные подходы к классификации типов семей.

Социально-психологическая характеристика современной семьи. Проблемы современной семьи в Республике Беларусь. Факторы ослабления семейных отношений.

 

Система социальной защиты семьи. Взаимодействие макро-, мезо-, микроуровней в системе социальной защиты семьи.

Нормативно-правовая база социальной защиты семьи: международные и государственные документы. Конвенция ООН о правах ребенка. Социальнаязащита семьиКонституция Республики Беларусь о защите материнства и детства, о правах и обязанностях родителей. Кодекс о браке и семье и др.

Цель и основные направления государственной семейной политики в Республике Беларусь. Меры по разработке и реализации семейной политики.

Виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

 

Семья как социокультурная среда развития ребенка. Отец и мать как воспитатели ребенка. Материнская роль в семье. Влияние отцовского воспитания на развитие мальчиков и девочек. Влияние взаимоотношений между родителями на формирование личности ребенка. Детско-родительские отношения, их воспитательный потенциал. Психолого-педагогические основы общения в семье.Гуманизация семейного воспитания.

 

Деятельность социальных служб помощи семье. Характеристика социально-педагогических служб и центров в оказании профессиональной помощи семье и детям: задачи и основные направления их деятельности. Функции социальных служб помощи семье: диагностико-прогностическая, социальной защиты, обеспечения социальных гарантий развития ребенка как личности, социальной адаптации, консультационная, социальной коррекции и реабилитации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.027 с.)