Экзаменационный билет включает в себя два теоретических вопроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзаменационный билет включает в себя два теоретических вопроса.



 

1. Роль подготовки специалиста социальной работы с молодёжью в его профессиональной деятельности.
2. Адаптация молодых специалистов в социальной сфере деятельности.
3. Права и обязанности специалиста по молодежной политике.
4. Проблемы становления статуса работника сферы государственной молодежной политики и пути их решения.
5. Структура и полномочия органов управления государственной молодежной политики.
6. Технология формирования кадрового резерва и реализация программ по продвижению кадров в сфере управления и практики государственной молодежной политики на территории Самарской области.
7. Понятие «молодежь» в отечественной практике.
8. Демографическое своеобразие молодежи как социальной группы.
9. Особенности определения возрастных границ молодёжи на современном этапе. Понятие биологического, психологического и социального возраста.
10. Социальная структура молодежи.
11. Теоретическое объяснение понятия «Государственная молодежная политика».
12. Основные аспекты взаимодействия государства с молодежью
13. Нормативно-правовая база государственной молодежной политики.
14. Цель и приоритеты государственной молодежной политики.
15. Особенности социальной интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
16. Измерители, показатели и индикаторы молодежной политики.
17. Нормативно-правовые акты молодежной политики в Самарской области (1991-2011 гг.).
18. Система органов управления государственной молодежной политикой.
19. Задачи и функции органов государственной молодежной политики.
20. Стратегия государственной молодежной политики 2006 года.
21. Стратегия государственной молодежной политики Самарской области.
22. История детского движения в России (пионерская организация).
23. История молодежного движения в России (ВЛКСМ).
24. Современные детские и молодежные общественные организации России.
  Организация досуга подростков и молодежи по месту жительства. Активные формы работы с молодежью.
26. Деятельность подростковых центров города Самары и Самарской области.
27. Политическая культура молодежи.
28. Патриотическое воспитание молодежи – задача государственной важности.
29. Отечественные исследования в области социологии молодежи.
30. Поколенческий подход к пониманию общества. Постановка проблемы конфликта поколений в молодежных исследованиях.
31. Стратегия эмпирического исследования молодежных проблем.
32. Специфика использования инструментария эмпирического ис­следования при обращении к молодежной проблематике.
33. Понятие «Социализация». Основные концепции, функции и модели социализации.
34. Роль потребностей, мотивации, интересов, жизненных стандартов, поведенческих стереотипов и молодежных ценностей в механизме со­циализации.
35. Социализирующие функции семьи.
36. Раннее материнство как социальный феномен.
37. Городская и сельская молодежь: социологический портрет.
38. Студенчество: основные социологические характеристики
39. Молодежная безработица: пути решения.
40. Культура молодежи как система субкультур.
41. Условия возникновения молодежных субкультур. Типоло­гии молодежных субкультур.
42. Альтернативные подходы к исследованию молодёжных субкультур.
43. Исследования молодежных субкультур в России. Ю.Н.Давыдов, И.Б.Роднянская, И.Ю.Сундиев, В.Ф.Левичева, А.Л.Салагаев, И.Б.Громова, В.Н.Леонтьева.
44. Механизмы формирования девиантности.
45. Концептуализация девиантного поведения Э.Дюркгеймом, Р.Мертоном.
46. Делинкветность в контексте миграционного поведения моло­дежи.
47. Структура молодежных миграций в современной России.
48. Структурные изменения внутренней миграции в 1990-2000-е гг. в России.
49. Профилактика наркомании у подростков и молодёжи: основные подходы и мероприятия.
50. Теории зависимости, их классификация.
51. Антинаркотическая пропаганда в общественных организациях молодежи.
52. Формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и развитие индивидуального здоровья у молодёжи.
53. Молодежная политика Самарской области в сфере профилактики девиантного поведения.
54. Молодежь и религия.
55. Молодежная преступность.
56. Особенности построения и реализации проектного подхода в сфере молодежной политики,
57. Региональная специфика постановки молодежных проблем.
58. Применение социальных технологий в работе с молодежью.
59. Применение международных документов ООН в отношении решения проблем молодежи.
60. Механизм построений эффективной национальной молодежной политики, рекомендованный экспертами ООН.

 

 

 

Алгоритм ответа на теоретические вопросы экзамена:

1. Определение и признаки основных понятий: «молодежь», «молодежная политика», «государственная молодежная политика» и др.

2. Смысл и значение основных понятий для характеристики процессов, происходящих в молодежном социуме.

3. Структура и содержание данного вопроса.

4. Известные примеры, раскрывающие суть вопроса.

5. Собственная точка зрения по данному вопросу.

6. Выводы.


6. Практические задания

 

Экзаменационный билет включает в себя одно практическое задание, связанное с разработкой определенного элемента социального процесса в молодежной политике.

Практика работы с молодежью рассматривается как прикладная система научных знаний, включающая совокупность форм, методов, средств и приемов, а также технологий социальной помощи и поддержки молодежи как системы взаимосвязанных действий организатора по делам молодежи с молодежным социумом.

 

1. Опишите возможности использования метода наблюдения в социальной работе с молодежью.

2. Проведите сравнительный анализ особенностей молодежной политики в России и за рубежом.

3. Проведите анализ демографической политики в Российской Федерации.

4. Составьте примерный бланк анкеты по теме: «Особенности репродуктивных установок современной молодежи».

5. Текучесть молодых кадров на предприятии: социологический анализ.

6. Составьте программу социологического исследования по теме «Готовность молодых сотрудников к повышению своей квалификации».

7. Разработайте диагностику трудовой мотивации молодых сотрудников в общественной деятельности.

8. Составьте бланк формализованного интервью по теме «Отношение молодежи к мигрантам и миграции»

9. Составьте бланк свободного интервью по теме «Образ профессионального будущего в сознании студенческой молодежи»

10. Составьте план проведения экологической акции.

11. Предложите вариант программы социальной реабилитации молодежи с ограниченными возможностями.

12. Составьте примерный план комплекса мероприятий с молодыми семьями в сельской местности.

13. Разработайте схему работы с добровольцами различных возрастных категорий.

14. Опишите модель специалиста по работе с молодежью.

15. Составьте схему работы по программе «Обучение действием».

16. Проведите сравнительный анализ модели поведения молодого человека в особой и экстремальной ситуациях.

17. Подберите и обоснуйте технологии коррекции девиантного поведения детей.

18. Осмыслите исходные данные для разработки концепций молодежной политики в процессе социализации молодежи.

19. Охарактеризуйте отличия молодежной культуры и молодежных
субкультур (на конкретных примерах).

20. Определите принадлежность молодого человека к неформальному объединению молодежи, учитывая внешний вид, вербальное и невербальное поведение.

21. Проведите оценку социального проекта, используя оценочный лист.

22. Составьте схему «Основные направления деятельности Домов общественных организаций молодежи» на примере района Самарской области.

23. Разработайте социологический инструментарий, позволяющий определить, к какому типу молодежной субкультуры относятся респонденты.

24. Разработайте социологический инструментарий, позволяющий определить уровень политической активности молодежи.

25. Разработайте социологический инструментарий, позволяющий выяснить потребности подростков определенного района в различных видах проведения досуга.

26. Разработайте социологический инструментарий, позволяющий выяснить информированность детей о детских движениях и отношение к ним.

27. Предложите приемы оптимизации вхождения новичка-волонтера в существующую волонтерскую организацию.

28. Представьте макет социальной рекламы на антидискриминационную тему.

29. Предложите вариант профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

30. Технология подготовки и проведения социальной акции.

 

 

Алгоритм решения практической задачи:

1. Тема практического задания.

2. Место и время действия.

3. Участники.

4. Начальные условия.

5. Цели организационной деятельности.

6. Формы и методы деятельности участников проведения мероприятия.

7. Предполагаемый результат.

8. Способы рефлексии, контроля и оценки результата.

 

 

Составители программы:

Д.с.н., профессор Лукс Г.А.,

К.с.н., доцент Фурсов О.Б.,

К.п.н., доцент Асташина Е.Е.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.014 с.)