Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Комплексный государственный экзамен по специальности»

 

 

Разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040104. 65 “Организация работы с молодежью” (очная форма обучения)

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Учебно-методической комиссии факультета государственного и муниципального управления «____» ___________2011 г.

 

Председатель комиссии ________________ И. А. Долгова

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной работы с молодежью «01» сентября 2011 года (протокол № 1).

 

 

Зав. кафедрой ______________________________О.Б. Фурсов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный междисциплинарный экзамен является итоговым этапом государственной аттестации специалиста, получающего диплом о высшем образовании. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» исходит из основной образовательной программы подготовки специалиста по делам молодежи, состоящей из знаний дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, умения применять их в практической деятельности. Данная программа составлена на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ, государственного образовательного стандарта по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью», методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной Учебно-методическим Объединением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

 

1. Цель комплексного государственного экзамена по специальности «Организация работы с молодежью» - выявить интегративные системные знания, позволяющие специалисту по работе с молодежью осуществлять самореализацию в своей профессии.

 

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

· выявить соответствие полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков общей характеристике специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»;

· выявить подготовленность выпускников к формированию общей культуры личности молодых людей;

· выявить подготовленность выпускников к осознанному выбору и освоению профессиональных программ, использованию разнообразных приемов, методов и средств работы с молодежью,

· выявить способность к систематическому повышению своей профессиональной квалификации.

 

Требования к уровню подготовленности специалиста по работе с молодежью

Специалист должен знать:

· закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;

· социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;

· закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности;

· психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью;

· историю и этапы становления и развития социологии молодежи;

· уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики;

· историю развития молодежного движения в России и за рубежом;

· эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом.

· основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;

· теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи;

· технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами;

· деятельность органов законодательной, исполнительной, муниципальной власти в организации работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· специалист по работе с молодежью должен владеть знаниями нормативно-правовой базы деятельности: законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности, наличие системы учреждений, оказывающих помощь молодежи.

· реализацию функций по работе с молодежью в местных сообществах, образовательных частях, на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы наказаний;

· организацию работы с молодежью в организациях и учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью: в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи по телефону, в социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи;

· знать содержание основных концепций социализации, занятости и карьерных стратегий молодежи, причин девиантного поведения.

 

Выпускник должен владеть навыками:

· оперировать категориями структурного анализа в отношении статусных характеристик основных социопрофессиональных групп молодежи, типологий молодежных субкультур;

· владеть навыками управления конфликтными ситуациями в
молодежной среде, профилактики девиантного поведения;

· владеть методами организации молодежного социума;

· разрабатывать и эффективно управлять профильными молодежными проектами;

· уметь составлять программу социологического исследования
молодежных проблем, реализовывать полученные данные и выводы при разработке социального проекта.

Специалист должен быть подготовлен к выполнению следующих должностных обязанностей:

· организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

· осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

· организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества;

· организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;

· содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

· содействие в развитии международного молодежного сотрудничества;

· участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

· содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;

· организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;

· поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежном социуме.

 

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
и (или) другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа    
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат    
и (или) другие виды самостоятельной работы - -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Экзамен  

4. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Содержание программы включает девять разделов изучаемой дисциплины с основными блоками вопросов и их развернутой характеристикой, практикум по работе для проверки компетентности выпускника, умением использовать полученные знания о социальных процессах и системах, разработкой определенного элемента социального процесса в молодежной политике, а также список литературы по основным разделам для изучения обозначенных проблем.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста

Место и роль специалиста по работе с молодежью в жизни общества

Роль профессиональной подготовки специалиста по работе с молодежью. Адаптация молодого специалиста по работе с молодежью в социальной сфере деятельности. Модель специалиста по работе с молодежью.

Механизмы социализации

Функции социализации. Интериоризация норм. Потреб­ности, мотивации, интересы, ценности в механизме социализации.

Этапы процесса социализации

Пять стадий психосоциального развития по 3.Фрейду. Стадий­ность развития когнитивных способностей по Ж.Пиаже. Шесть стадий развития личности в синтетическом подходе Л.Колберга. Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, Л.И.Божович, Б.Д.Эльконин, В.П.Андреенкова о периодизации развития личности. Теория эпигенеза идентичности Э.Эриксона. Концепции Р.Гоулда, Э.Берна. А.В.Пет­ровский, С.А.Беличева, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин о психологическом и социальном возрасте.

Трудовое воспитание как фактор социализации

Детский труд. Тру­довые и профессиональные ценности молодежи. Занятость молодежи, профессиональные предпочтения и ориента­ции молодежи в системе трудовой деятельности. Проблема выбора профессии. Экономические стереотипы мо­лодежи. Школьники и студенты в сфере трудовой деятельности. Совет по работе с молодежью промышленных предприятий.

Социализация в семье

Семья - главный институт социализации в обществе. Основные функции семьи. Социализация подростка в семье. Понятие «молодая семья». Молодая семья как объект молодежной политики. Особенности социального функционирования молодой семьи в обществе. Социально-психологические проблемы молодой семьи и пути их решения в обществе. Программные меры решения жилищных проблем молодежи и молодой семьи. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., на 2011 - 2015 годы. Федеральные и республиканские Центры работы с молодой семьей: функции, содержание, основные направления работы.

Молодежь и религия

Современная молодежная религиозная ситуация в стране. Модели взаимоот­ношений религии и школы. Участие молодежи в религиозных движениях в современ­ных условиях.

Досуг молодежи

Сущность молодежного досуга: функции и виды. Досуг в системе свободного времени молодежи. Досуговая ситуация и социальное самочувствие молодежи. Основ­ные тенденции развития досуга молодежи. Активный отдых молодежи. Регламенти­руемый и нерегламентируемый досуг. Фестивали для детей и молодежи. Новые направления деятельности молодежного движения в России. Волонтер­ское движение. Развитие спорта в молодежной среде.

 

Литература:

Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М., 2005.

Блюм А., Лефевр С., Себий П., Бадурашвили И., Ренье-Луалье А., Станкуниене В., Синявская О. Семья в четырех странах: Франция, Грузия, Литва, Россия // Демоскоп Weekly. 1 - 23 января 2011. Электронная версия бюллетеня "Население и общество". № 449-450. (Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики). http://demoscope.ru/weekly/2011/0449/tema01.php

Вдовина М.В. Межпоколенческий конфликт в семье: социологический аспект: Монография. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.

Вдовина М.В. Функциональное и дисфункциональное регулирование конфликта в семье // Социология. - № 1. - 2011. - С. 42-52.

Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов на Дону., 2001.

Выбирая будущее... Опыт работы службы семьи городского округа Самара / Сборник статей и материалов. - Самара, 2006.

Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

Захаров С. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Статья первая. Расширяющиеся границы брака // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». № 237-238. 6-19 марта 2006. http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema01.php.

Иванов С. Новое лицо брака в развитых странах // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня “Население и общество”. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. № 67 – 68. 20 мая – 2 июня 2002 (http://demoscope.ru/weekly/2002/067/tema05.php).

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351) // http://mon.gov.ru/dok/ukaz/vosp/4202/

Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения. Ежегодный доклад: Демографическая ситуация в РФ. [А.И. Антонов, В.М. Карпова, В.М. Медков, А.Б. Синельников]; науч. ред. А.И. Антонов. - М.: КДУ, 2008.

Синельников А.Б. Жилищные условия и жизненный цикл семей // Демографические исследования. 2006. № 3. (Интернет-издание. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=318)

Содействие трудоустройству молодежи: Карьера молодежи как предмет государственной молодежной политики. – М., 2005.

Социология семьи. Учебник. Под. ред. проф. А.И. Антонова.- 3-е изд. перераб. и доп. - М., 2010.

Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России. – Самара, 2006.

Ярская В.Н., Яковлев Л.С. и др. Социология молодежи в контексте социальной работы: Учебное пособие. – Саратов, 2004. – 300 с. – С.125-166.

 

Интернет-ресурсы:

www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - Социологический журнал.

www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - Журнал «Социологические исследования»

www.demographia.ru - Научный интернет-журнал «Демографические исследования»

www.demoscope.ru - Демографический еженедельник Центра демографии и экологии человека РАН «Демоскоп Weekly»

www.gks.ru – официальный сайт Росстата

www.socpol.ru – сайт независимого Института социальной политики

www.ggp-i.org – база данных международного исследования «Поколения и гендер» («Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе»).

www.europeansocialsurvey.org - база данных международного Европейского социального исследования.

www.ess-ru.ru – сайт, посвященный проведению международного Европейского социального исследования в России, включая анкету на русском языке.

www.cessi.ru – сайт Института сравнительных социальных исследований.

 

 

Детское движение

Возникновение, развитие и деятельность пионерской организации. Нормативно-правовая база молодежных и детских организаций. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (1995). Закон Самар­ской области о детских и юношеских общественных организациях (1998).

Социальное творче­ство. Модель взаимодействия государства и детских общественных организаций.

Молодежь и наркотики

Теории зависимости и потребления наркотиков. Наркозависимость как часть спектра зависимостей (от медикаментов, поведенческие зависимости). Биоло­гические, личностные, психологические теории. Теории проблемного поведения и социального научения. Риски наркозави­симости. Экспериментальное, эпи­зодическое, рекреационное, хаотическое, зависимое и регулярное по­требление наркотиков. Стереотипы, мифы и основные перспективы общественного восприятия проблемы. Социологический анализ эф­фектов различных моделей социальной политики вотношении по­требления наркотиков. Стратегии "нулевой толерантности" и "умень­шения вреда". Прогибиционизм и антипрогибиционизм с позиций оценки их потенциального социального эффекта для ситуаций различ­ной социокультурной среды. Перспективы профилактики молодежной наркомании в России.

Вопросы к комплексному государственному экзамену по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Комплексный государственный экзамен по специальности»

 

 

Разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040104. 65 “Организация работы с молодежью” (очная форма обучения)

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Учебно-методической комиссии факультета государственного и муниципального управления «____» ___________2011 г.

 

Председатель комиссии ________________ И. А. Долгова

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной работы с молодежью «01» сентября 2011 года (протокол № 1).

 

 

Зав. кафедрой ______________________________О.Б. Фурсов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный междисциплинарный экзамен является итоговым этапом государственной аттестации специалиста, получающего диплом о высшем образовании. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» исходит из основной образовательной программы подготовки специалиста по делам молодежи, состоящей из знаний дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, умения применять их в практической деятельности. Данная программа составлена на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ, государственного образовательного стандарта по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью», методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной Учебно-методическим Объединением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

 

1. Цель комплексного государственного экзамена по специальности «Организация работы с молодежью» - выявить интегративные системные знания, позволяющие специалисту по работе с молодежью осуществлять самореализацию в своей профессии.

 

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

· выявить соответствие полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков общей характеристике специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»;

· выявить подготовленность выпускников к формированию общей культуры личности молодых людей;

· выявить подготовленность выпускников к осознанному выбору и освоению профессиональных программ, использованию разнообразных приемов, методов и средств работы с молодежью,

· выявить способность к систематическому повышению своей профессиональной квалификации.

 

Требования к уровню подготовленности специалиста по работе с молодежью

Специалист должен знать:

· закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;

· социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;

· закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности;

· психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью;

· историю и этапы становления и развития социологии молодежи;

· уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики;

· историю развития молодежного движения в России и за рубежом;

· эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом.

· основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;

· теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи;

· технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами;

· деятельность органов законодательной, исполнительной, муниципальной власти в организации работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· специалист по работе с молодежью должен владеть знаниями нормативно-правовой базы деятельности: законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности, наличие системы учреждений, оказывающих помощь молодежи.

· реализацию функций по работе с молодежью в местных сообществах, образовательных частях, на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы наказаний;

· организацию работы с молодежью в организациях и учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью: в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи по телефону, в социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи;

· знать содержание основных концепций социализации, занятости и карьерных стратегий молодежи, причин девиантного поведения.

 

Выпускник должен владеть навыками:

· оперировать категориями структурного анализа в отношении статусных характеристик основных социопрофессиональных групп молодежи, типологий молодежных субкультур;

· владеть навыками управления конфликтными ситуациями в
молодежной среде, профилактики девиантного поведения;

· владеть методами организации молодежного социума;

· разрабатывать и эффективно управлять профильными молодежными проектами;

· уметь составлять программу социологического исследования
молодежных проблем, реализовывать полученные данные и выводы при разработке социального проекта.

Специалист должен быть подготовлен к выполнению следующих должностных обязанностей:

· организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

· осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

· организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества;

· организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;

· содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

· содействие в развитии международного молодежного сотрудничества;

· участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

· содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;

· организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;

· поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежном социуме.

 

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
и (или) другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа    
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат    
и (или) другие виды самостоятельной работы - -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Экзамен  

4. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Содержание программы включает девять разделов изучаемой дисциплины с основными блоками вопросов и их развернутой характеристикой, практикум по работе для проверки компетентности выпускника, умением использовать полученные знания о социальных процессах и системах, разработкой определенного элемента социального процесса в молодежной политике, а также список литературы по основным разделам для изучения обозначенных проблем.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.07 с.)