Причины и периоды становления культурной антропологии как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и периоды становления культурной антропологии как науки.



Причины становления культурной антропологии.

Люди всегда стремятся иметь представление о том, что их окружает, и строить свое поведение в соответствии с этим знанием. Антропология как область научного исследования сложилась в европейской культуре в XIX веке. Здесь объединялись: собственно антро­пология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиоло­гию; палеоэтнология — ранние стадии распростране­ния человека на Земле, его поведения и обычаев; социология — отношения людей между собой; лингви­стика — образование и существование языков, фольк­лор; мифология — возникновение, история и взаимо­действие религий; социальная география — воздей­ствие на человека климата и природных ландшафтов; демография — статистические данные о составе и рас­пределении человеческой популяции.

1. Политические причины. В период после второй мировой войны начались глобальные процессы, во многом определившие мировую ситуацию второй половины XX века.

· завершилась эпоха колониализма; между развитыми и развивающими­ся странами начали формироваться новые отношения и в то же время возникли специфичные напряжения;

· Развивающиеся страны оказались перед выбором путей движения, партнеров и т. п. Соответственно возникла необходимость осмыслить изменившийся контекст международных связей, наметить стратегии поведения в его рамках. Это расширило сферу позна­ния, связанного с культурным многообразием и ди­намизмом стран, регионов, этнических групп.

· активизировались националистические движе­ния, обострились межрегиональные, межэтнические, межконфессиональные конфликты, участились ло­кальные войны, интенсифицировались международ­ные терроризм и преступность.

2. Социально-экономические.

· начался переход от индустриалима к постиндустриализму в развитых странах и ин­тенсифицировались процессы модернизации в разви­вающихся.

· ускорились процессы формирования транснациональных корпо­раций, международных политических и экономичес­ких сообществ и т. п.

· возросла дина­мичность урбанизационных процессов, в частности, за счет миграции значительных групп населения, в основном бедных и малообразванных.

· изменения в мировой экономике породили ряд новых социокультурных проблем, связанных с ростом безработицы, увеличением обще­го объема свободного времени, переменами в струк­туре профессиональной подготовки и переподготов­ки.

· усилил­ся интерес к теме образа, стиля, качества жизни; проблемам молодежи и «третьего возраста»; измене­ниям тендерных отношений и ролей; развитию инду­стрии досуга.

Мировоззренческие.

· ломка традиционных нормативных структур, распространение анемических процессов, релятивизация культурных ценностей обусловили кризис личностной, культурной идентичности;

· превращение массовой культуры в глобальный феномен погрузило множество людей в атмосферу уни­фицированного языка, стандартизованных образов и эстетических форм, упрощенных алгоритмизирован­ных образцов суждений, поведения, отношений.

· тяга к более сложной культурной идентификации, которую люди ищут в обращении к этническим, историческим, конфессиональным кор­ням, в стремлении обрести личностное самоопределе­ние.

Научные причины.

· начался процесс, обозна­ченный Т. Куном как смена научных парадигм;

· исчерпал свой эвристический потенциал прин­цип тотальной взаимосвязанности, непрерывности, целостности общества и культуры;

· стало понятным, что общество и культура — это категории или концептуальные, но отнюдь не реальные объекты. Соответственно вопрос о расхождении в представлениях о социокультурной реальности между профессиональными исследовате­лями и непрофессионалами перестал однозначно ре­шаться в пользу абсолютной правоты ученого.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в те­чение XX века в рамках культурной антропологии сконцентировался богатейший эмпирический и тео­ретический материал. И не только благодаря научно­му переосмыслению многочисленных и разнообразных исторических данных. Теперь основными источника­ми систематизированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований.

Периоды становления культурной антропологии.

В истории становления антропологии как области научного познания обычно выделяются следующие периоды: этнографический (1800— 1860), эволюциони­стский (I860- 1895), исторический (1895-1925).

1. Первый этап, охватывающий 1800-1860-е гг., обычно называют этнографическим. На этом этапе происходило зарождение культурной антропологии как особой области научных знаний. По своей сути он заключался в сборе этнографических данных о различных народах мира и их культурах. Объектами изучения были преимущественно существовавшие в тот период первобытные (дописьменные) общества. Преобладающими методами были методы этнографического исследования.

2. Второй этап называется эволюционистским. Он начинается в 1860-е годы и заканчивается в начале ХХ века. Он связан с распространением эволюционных взглядов, с применением идеи развития к пониманию культуры и общества. Большую роль в распространении эволюционизма сыграло учение Чарльза Дарвина. Идея эволюции (развития), успешно применявшаяся в астрономии, в геологии, в физике, химии, стала распространяться и на социокультурную сферу. Крупнейшими представителями эволюционизма являются британский ученый Э.Б. Тайлор (1832-1917) и американский исследователь Л.Г. Морган (1818-1881). В России идеи эволюционизма разделяли М.М. Ковалевский (1851-1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), Д.Н. Анучин и др. Эволюционисты исходили из того, что человеческий род един и культура развивается закономерно и единообразно.

3. Третий – исторический – этап начался в середине 1890-х гг. и продолжался до середины 1920-х гг. Данный этап связан с деятельностью американского антрополога Ф.Боаса (1858-1942), который подвергал критике существовавшие в тот период в антропологии теоретические подходы и методы. Своей деятельностью Ф.Боас оказал большое воздействие на развитие культурной антропологии в США, Великобритании и других странах.

Выделяют также дополнительные этапы становления культурной антропологии.

4. Четвертый - психологический – этап продолжался с конца 1920-х до 1950-х гг. Его сущность заключалась в применении психологического подхода к изучению культуры. Основателями этого направления считаются немецкие ученые М.Лацарус (1824 – 1903) и Х.Штенталь (1823 – 1899). Большое внимание уделялось изучению особенностей мышления в различных культурах.

5. Пятый этап называется структурно-функционалистским. Он охватывает 1930 – 1950-е гг. Данный этап связан с применением к изучению культуры принципов структурно-функционального анализа. В рамках данного подхода общество и культура рассматриваются как социальные системы, как целостные образования, состоящие из взаимосвязанных элементов.

6. Шестой этап - неоэволюционистский (1950 – 1980-е гг.). Неоэволюционистский этап связан с возрождением идей эволюционизма. Идеи неоэволюционизма получили наибольшее распространение в США, в частности в работах Л.А.Уайта (1900-1975).

7. Седьмой этап в развитии культурной антропологии может быть назван постструктуралистским. Он начинается в 1980-е гг. и продолжается до настоящего времени. Постструктурализм неразрывно связан с постмодернизмом, представляющим собой теоретическую концепцию, вызванную необходимостью адекватного осмысления появляющихся новаций в обществе и культуре.

Развитие культурной антропологии (этнографии) в России имело свою специфику. В России не применялось название культурной или социальной антропологии. Эта область знаний носила название «этнография», в последующем «этнология». В России не уделялось такого большого внимания, как в США или в Западной Европе, созданию общих теорий о культуре, таких как эволюционизм, функционализм, структурализм и т.п.

Российская наука шла своим путем. Главное внимание уделялось изучению этносов (народов), населявших Россию, и их культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.005 с.)