Методы прогнозирования экономической конъюнктуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы прогнозирования экономической конъюнктуры



В антикризисном управлении

С начала первых десятилетий ХХ века, в экономической литературе используется термин “конъюнктура”. Можно рассматривать конъюнктуру как совокупность факторов и условий, определяющих развитие какой-либо сферы воспроизводства.

Экономическая структура - совокупность признаков характеризующих состояние экономики в определенный период; сложившаяся экономическая обстановка, временная ситуация, характеризующаяся определенными экономическими показателями, отражающими состояние мирового хозяйства или хозяйства страны (энциклопедия).

Одним из основателей теории экономической конъюнктуры был русский ученый экономист М.И.Туган-Барановский, свою теорию циклов и кризисов он изложил в книге “Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь” в которой раскрыт механизм наступления кризиса при перепроизводстве товаров при этом рассматривается кризис как точка “повышательной” и “понижательной” волны.

Последователем его был русский ученый Н.Д.Кондратьев, который дал определение понятия - “конъюнктура” и попытался с помощью математики открыть новую экономическую закономерность существования “больших циклов конъюнктуры”. По его определению: “Под экономической конъюнктурой каждого данного элемента следует понимать направление и степень изменения совокупности элементов народохозяйственной жизни по сравнению с предшествующим моментом”[1].

Исходя из этого можно сделать вывод, что изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействий на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры или текущих изменений ситуации на других товарных рынках происходят в процессе развития конкретных экономических циклов. Поэтому основой изучения конъюнктуры товарных рынков является теория циклического развития рыночной экономики.

Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности: анализ производства, анализ спроса и предложений, анализ международной торговли, анализ цен, анализ индекса стоимости жизни, на результатах которых выполняется прогноз экономической конъюнктуры на перспективу.

В соответствии с этой теорией цикл включает 4 фазы:

кризис (выпускаемые товары не находят сбыта, кривая производства падает вниз);

депрессия (застойное явление в экономике нет падения, нет роста);

оживление (массовое вложение капитала, массовое обновление капитала, стремление сохранить прибыль в условиях низких цен);

подъем (массовое обновление и расширение основного капитала, рост производства (перепроизводства) и т.д.).

Состояние экономической конъюнктуры страны и происходящие с ней изменения могут быть оценены с помощью следующих показателей:

объем производства в материальной сфере; внутренний товарооборот; внешний товарооборот; платежеспособный спрос населения; объемы капитальных вложений; цены на основные товары; индекс стоимости жизни (покупательская корзина).

Цели и задачи прогнозирования экономической конъюнктуры

Прогноз конъюнктуры должен производиться по каждому сегменту рынка систематически на период 1,5 - 2 года по принципу “скользящего” прогноза т.е. на 1,5 года вперед.

Прогноз конъюнктуры базируется на прогнозах: ограничений по защите окружающей среды; международной торговли; спроса на продукцию; предложений на продукцию. Прогнозирование конъюнктуры должно стать объектом самостоятельной деятельности специального подразделения службы перспективного развития фирмы. В процессе прогнозирования исследуется:

динамика производства данной продукции и ее аналогов внутри страны и за рубежом;

влияние научно-технического прогресса (НТП) на потребительские свойства и конструктивно-технологические параметры продукции;

динамика загрузки производственный мощностей и наличие их резерва на данном предприятии и др. предприятиях внутри страны и за рубежом;

динамика текущих издержек производства и потребностей в капитальных вложениях;

динамика потребления (спроса) продукции и причины ее изменения;

тенденции НТП в отраслях - потребителях продукции и влияние их на потребление (спрос) продукции;

тенденции экспортно-импортных операций, таможенной, валютной и кредитной политики стран-потребителей и собственной страны;

динамика цен и причины их изменения.

На основе исследования перечисленных факторов составляется конъюнктурный прогноз. На рис. 17 приведена последовательность разработки прогнозов конъюнктуры рынка.

ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

Прогноз общехозяйственной конъюнктуры страны импортера

Прогноз валютно-финансового состояния страны импортера

 

Прогноз соотношения спроса с предложения

 

Прогноз предложений

 
 


Прогноз объемов производства

Прогноз ввода новых мощностей

Прогноз загрузки имеющихся мощностей

Прогноз динамики запасов у производителя

Прогноз поступлений из государственных запасов

 
 


Прогноз спроса

 
 


Прогноз объемов потребления

Прогноз закупок в государственные запасы

Прогноз динамики запасов у потребителей

Прогноз ввода новых предприятий-потребителей

Прогноз появления новых отраслей-потребителей

Прогноз конкуренции товарами-заменителями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.21 (0.008 с.)