Согласование подлежащего с подлежащим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование подлежащего с подлежащим.



1. После однородных подлежащих – мн.ч.

2. Если при счетном обороте есть «все», «эти» - мн.ч.

3. Если при сущ. с первой частью «пол-» имеется определение в им.п. мн.ч. – мн.ч.

4. Удаленность подлежащего и сказуемого – мн.ч.

5. При составных числительных, заканчивающихся на «один» - ед.ч.

6. При «тысяча», «миллион», «миллиард» - ед.ч. + согласование в роде

7. При существительных «лет», «дней», «минут» - ед.ч.

8. При наличии «всего», «только», «лишь» - ед.ч.

9. Если в состав подлежащего входит сущ. со значение определенного количества (пара, дюжина) или неопределенного количества (масса, уйма) – ед.ч.

10. При словах «(не)много», «(не)мало», «сколько» - ед.ч.

11. Сказуемое перед однородными подлежащими – согласуется с ближайшим, ед.ч.

12. Если между подлежащими разделительные или противительные союзы – ед.ч.

13. Если подлежащее – неодуш. предмет – ед.ч.

14. Если подлежащее – сложное сущ. с «пол-» - ед.ч. прош.вр. и ср.р.

15. при обозначении меры веса, пространства, времени и т.д., имеется в виду единое целое – ед.ч. До конца пути оставалось пятнадцать километров

16. Если в роли подлежащего выступает имя числительное без существительного – ед.ч. Двадцать делится на четыре без остатка

· Но если с числительным связано представление о конкретном деятеле – мн.ч. И опять идут двенадцать

17. «Кто» - ед.ч., прош.вр.

· При наличии дополнений – может быть ж.р., мн.ч.

18. «некто», «кто-то» - ед.ч. м.р.

19. При существительном, обозначающем профессию или должность, глагол ставится в мужском роде, если не присутствует личное имя

20. При подлежащем, выраженном сложным названием и именем собственным, сказуемое согласуется с ведущим словом такого названия "Герой нашего времени" написан М.Ю. Лермонтовым

21. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов и

конструкций

22. Если сложносокращенное слово не склоняется, то оно согласуется с глаголом так же, как согласовалось бы при полной форме написания

23. При подлежащем, существительное типа «ряд», «большинство», «меньшинство» в сочетании с

родительным падежом множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активное действие – сказуемое во множественном числе.

· Если нет управляемых слов – ед.ч. (большинство решило)

· Если есть определение – ед.ч. (подавляющее большинство)

24. Количественное числительное или другое счетное слово (несколько)

· Мн.ч., если совместное действие

· Ед.ч. если раздельное действие

Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с

самостоятельным заданием)

25. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии).

26. Типа «брат с сестрой»

· Равноправные производители действия, оба делают – мн.ч.

· Один делает, второй – дополнение – ед.ч.

· Если есть «вместе», «совместно» - ед.ч.

27. При согласовании сказуемого со сложными существительными, образующими сложносоставные слова типа диван-кровать, учитываются смысловые отношения между частями сложного слова: ведущим компонентом, с которым согласуется сказуемое, является слово, выражающее более широкое понятие или конкретно обозначающее предмет

Согласование определений и приложений.

1. Приложения, выраженные прозвищами или условными названиями, не согласуются с определяемыми словами, т.е. сохраняют начальную форму во всех падежах, например: у Всеволода Большое Гнездо; с Оленем Золотые Рога (имя индейца); в газете «Известия»; на заводе «Компрессор», в банке «Менатеп». Имеются единичные отступления от правила: У Ваньки-встаньки, у мальчика с пальчика (хотя нормой является у мальчика с пальчик).

2. В сочетаниях типа ракета-носитель, образованных соединением существительного неодушевленного и существительного одушевленного, вторая часть в винительном падеже в целях согласования имеет форму именительного падежа, например: наблюдать ракету-носитель; сбить самолет-нарушитель; проконтролировать предприятия-поставщики; увековечить в памяти города-герои. Рязань из города-потребителя превратилась в город-производитель; призвать страны – члены ООН.

3. Не согласуются:

1) приложения, присоединяемые словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.п., например: за подписью корреспондента по фамилии Сергеев; несчастный случай с каким-то мальчиком по имени Коля;

2) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве», например: в суд вызвали Петрова, нужного как свидетель по данному делу;

3) слова после сочетания будь то, например: Информация содержится в различных материалах, будь то корреспонденция, подборка писем или маленькая заметка;

4) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествующему обобщающему слову, например: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, сценка-юмореска, пьеса).

4. Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе, например: в письме-открытке, на витринах-стендах. То же при наличии числительных: два торта-мороженых, три школы-интерната, четыре платья-халата (в этих примерах числительное одинаково сочетается с каждой частью сложного названия). В отдельных случаях вторая часть не согласуется: у акулы-молот.

Вариантность форм управления.

Управление – вид подчинительной связи, который находит свое выражение в правильном выборе падежной формы.

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например: Проехали лес - проехали через лес - проехали лесом - проехали по лесу.

Многие из этих конструкций отличаются лишь оттенками в значении. Например, сочетание обеспечить кого-что чем - значит: снабдить в достаточном количестве (обеспечить альпинистов инвентарем); обеспечить кому-чему что - значит: сделать что-нибудь несомненным, верным, гарантировать что-либо (обеспечить больным хороший уход).

Разница между конструкциями «просить деньги - просить денег», «искать место - искать места» заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный объект, а вторые имеют общее значение. Разница между конструкциями «выпить воду - выпить воды», «купить книги – купить книг» заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь объект, а лишь на некоторую часть или количество его, а винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет.

Стилистический интерес вызывают те варианты управления, которые получают стилевое закрепление (замечания студенту - замечания в адрес студента <книжн.>; отсутствовать из-за болезни – отсутствовать вследствие болезни <оф.-делов.>).

В русском языке ряд управляемых конструкций выражают совершенно однородные отношения: учиться в институте - учиться на курсах; был на пятом курсе - был во втором классе. Эти синтаксические конструкции характеризуются большой устойчивостью в русском синтаксисе, и выбор нужной формы управления в таких случаях не представляет сложности.

Синонимические слова нередко требуют употребления разных падежей: «восхищаться отвагой - преклоняться перед отвагой», «презирать опасность - пренебрегать опасностью».

При использовании их в речи иногда возникают ассоциативные ошибки, близкие словосочетания смешиваются: Автор описывает о событиях (вместо: рассказывает, повествует о событиях или: описывает события).

При параллельном использовании вариантов беспредложного и предложного управления, совпадающих в значениях, можно рекомендовать отдавать предпочтение более определенным конструкциям с предлогами, так как в них грамматическое значение выражается более четко. Сравним: письмо матери - письмо к матери, письмо от матери.

Чтобы избежать искажения смысла высказывания, следует с особой осторожностью относиться к вариантам управления, допускающим двоякое толкование. Так, может возникнуть неясность в словосочетаниях: портрет Репина, директору надо посоветовать. Подобные конструкции требуют исправления.

Впрочем, в речи все же встречаются такие «двузначные» конструкции, смысл которых проясняет контекст.

Нельзя не учитывать книжной окраски некоторых предложных конструкций, игнорировать канцелярский оттенок, привносимый в речь отыменными предлогами. Например, под влиянием официально-делового стиля в современном русском языке закрепляются конструкции с предлогами «о», «по»: указать о необходимости, отметить о важности, (правильными будут беспредложные конструкции: отметить важность, а также конструкции с иными предлогами: указать на необходимость). Из парных словосочетаний: «отклик по этому произведению - отклик на это произведение»; «рецензия по этой статье - рецензия на эту статью» - первые имеют канцелярскую окраску.

Нежелательно и «нанизывание» одинаковых падежных форм. Пример подобной конструкции привел некогда лингвист A.M. Пешковский: дом племянника жены кучера брата доктора. Несомненно, такое управление не может быть одобрено.

В особых случаях варианты управления отличаются экспрессивной окраской. Сравним конструкции с разными формами дополнения при глаголах с отрицанием: Он не говорит правду; Он никогда не скажет правды. Дополнения в форме родительного падежа при глаголе с отрицанием усиливают, подчеркивают это отрицание. И, напротив, конструкции с дополнением в винительном падеже «приглушают» значение отрицания.

При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово может употребляться лишь в том случае, если эти главные слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, выписывать и запоминать цитаты. Неправильно построены словосочетания: организовать и руководить группой (организовать - что? руководить - чем?). Исправление таких предложений обычно требует использования местоимения: организовать группу и руководить ею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.01 с.)