Основные фазы кризисов в зрелые годы жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные фазы кризисов в зрелые годы жизни



 

Эпоха зрелости, если взять за основу концепцию Э.Эриксона, делиться на раннюю и среднюю взрослость. Это время расцвета всех духовных и физических сил человека. Однако самый плодотворный возраст жизненного цикла в социальном измерении не исключает внутри себя внутренние кризисы, обусловленные флуктуациями психического состояния личности и ее отношением с миром ценностей. Именно в этом возрасте нередко возникают кризисы между двумя полярными стимулами развития системы человека- это стремление к стабильности и стремление к переменам. Маятник между ними становится причиной внешне ни чем не обоснованных резких метаний личности и ее нелогических или нерациональных поступков по линии своей судьбы. И если давать этим крайне неустойчивым состояниям личности определение одним словом, то я бы сказал, что это кризис однообразия жизни во времени. И как это не странно, он имеет не материальную или физическую причину, а восходит к духовному «Я», тех, кто не заглушил эти вибрации высших начал духа в себе.

Другой причиной возникновения духовного кризиса может стать ощущение и смирение с тем, что человек не может найти, мобилизовать и реализовать свои потенции, а отсюда упирается в тупик неустранимых обстоятельств, внутри которых его жизнь превращается в банальное прозябание. Назовем этот кризис чувством тупика. И далеко не многим удается найти выход из этого тупика, разве что, настоящим воителям духа, наделенных большим запасом сил.

Здесь меня больше интересует кризис, природа которого просматривается во всех нелинейных системах, когда относительно стабильный период умеренных колебаний линейного развития спонтанно и неизбежно сменяется неумеренными колебаниями, приводящими систему в зону бифуркаций и в крайне разбалансированное хаотическое состояние. Еще раз передам эту общую закономерность образной ассоциацией с противоположным состоянием моря. Оно перемежает зеркальную гладь своей умиротворенности и покоя, приступами неистовой стихии обезумевших в гребнях шторма своих безбрежных вод. Мне представляется, что кризис однообразия жизни вписывается в эту закономерность. И я хотел бы остановиться на нем чуть подробнее, чтобы в последующем найти общие черты с периодическими кризисами предприятий и экономик в целом, имея в виду глобальный кризис, возникший совершенно неожиданно для многих в самом начале 2009 года.

Предполагаю, что духовные кризисы – это прерогатива продвинутых людей. Когда личность высокого уровня саморазвития входит в этот кризис и начинает рушить все устоявшиеся стандарты жизни, многие обыватели и завистники, перемалывая ей кости, обобщают свои оценки таких анормальных поступков традиционными словами: «жиру бесится». Однако духовный кризис вещь объективная и его развитие включает несколько важных этапов. В неординарной книге по мифологии «Тысячеликий герой» Дж. Кэмпбелл выделяет пять этапов развития кризиса (24). С идеей этого автора полностью перекликается В.Козлов, развернувший весьма любопытную трактовку каждого из них с позиций интегральной психологии. Я использую ряд положений В. Козлова в рамках предмета и темы своей книги.

Первый этап или фаза характеризуется обычным и привычным ходом событий нашей накатанной колеи жизни. Мы долго искали себя, в чем-то уже состоялись на данном этапе бытия и выстроили приемлемый для своего круга людей образ и стиль жизни. У нас все нормально. Слово «нормально» как штамп ответов на все разнообразные вопросы о том, как жизнь, как дети, как на работе и т.д., отражает относительное благополучие и комфорт условий существования и функционирования нас в обществе. Жизнь течет как спокойное русло реки, если и происходят определенные события, возбуждающие наши чувства, то эти колебания не перехлестывают через край привычных человеческих реакций. В этих пределах и лежит размеренная и тихая сладость бытия, удовлетворяющая нас мелкими радостями вокруг всех центров самости, не знающих острых противоречий между собой. Иногда она все же огорчает нашу душу мелкими неприятностями, но не вынуждает радикально менять уклад жизни и склад личности. В. Козлов пишет: «Для основной массы жизнь является нормальной в той степени, в какой она привычна и обыденна. Более того, человек предпринимает все возможные усилия, чтобы сохранить эту «нормальность» (20, с.218).

Вторая фаза кризиса знаменуется тем, что личность начинает испытывать скуку от стабильности и привычности образа жизни, где все дни похожи друг на друга, и легко предвидеть, что произойдет завтра и послезавтра в этом спокойном потоке русла реки или даже ее омуте. На неосознаваемом уровне в глубины сознания вторгается тоска по переменам. Эта тоска по переменам и острым ощущениям провоцирует во многих людям экстраординарные устремления к приключениям и к нерациональным поступкам. И, пожалуй, лучше многих эту страсть человека к иррациональным порывам, готовым взломать даже хрустальный замок счастья, показал Ф.Достоевский. Дж.Кэмпбелл назвал эту фазу перевоплощений своего мифического героя фазой внутреннего зова. Косвеннымипричинами назревающего кризиса личности, является наш мозг, который для поддержания высокого тонуса нуждается в притоке чувственной информации разнообразного свойства. Если этот приток ослабевает, что и происходит в условиях гнетущего однообразия, высшие психические механизмы интеллекта переживают период снижения своей функциональной активности и теряют способность к творческой игре воображения, вовлекая в состояния тусклости и высшую духовную самость личности. Б. Муравьев заметил, что наш мозг нуждается в постоянных встрясках, иначе он впадает в умственную дрему. Для большинства людей интеллект – это орган выживания. И он начинает активно работать, когда возникает крайняя необходимость думать. Можно сказать даже так, когда в желудке пусто, в интеллекте густо, ибо он начинает служить культу голодного тела, и, наоборот, в мозгах пусто, когда в желудке густо.

Но есть определенная часть людей, для которых тонкость чувств и глубина мысли являются осевым нервом их личности. Про них писал Ф.Достоевский, что им миллиона денег не надо, но дай мысль разрешить. И когда они начинают осознавать, что теряют эти способности, в них вызревает зов к переменам, требующих новых мобилизаций мозга и обострения в нем всех порогов чувствительности и не только расширение осознания, а переход на более высокий уровень развития. Главные причины кризиса объективно и изначально сокрыты в человеческой психике, несущей потенциал эволюции и саморазвития системы человека. Его ядро сконцентрировано в духовной подсистеме личности, и оно влияет на всех другие структуры личности, инициируя изменения тотального характера. Я готов подписаться под следующими словами В. Козлова: «Кризис – это зов перехода в новое качество, это некая прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы» (20, с.230).

Внешне фазу зова могут провоцировать разные факторы, выступающие скорее поводом, чем причиной созревшего кризиса, повергающего маленьким толчком или слабыми воздействиями из внешней среды, всю систему личности в состояние полного хаоса или дезинтеграции. Эти воздействиями могут быть разные обстоятельства жизни, в которых тесно переплетаются между собой причины и следствия, болезни и их симптомы. Так, к примеру, созревший кризис могут инициировать неприятности на работе, болезнь, авария машины с минимальными травмами, смерть друзей или серьезная размолвка с близким человеком. Достаточно сказать, что когда линейное развитие переходит в зону бифуркации, чувствительность систему многократно возрастает подобно тому, как чих в горах может спровоцировать снежную лавину, а обычный наклон спины вызвать приступ радикулита. В указанных примерах причина, следствие и повод соотносятся так, что при поверхностном взгляде нередко повод как спусковой крючок кризиса и хаоса ошибочно воспринимается как его причина. Так или иначе, но если кризис созрел, подтолкнуть личность к распаду системы ценностей и какой – то части картины мира и своего места в ней может любой внешний или внутренний фактор.

Собственно кризис – это очередная фаза развития личности. О том, что у многих из нас случается обрушение смыслового каркаса внутреннего пространства очень метко написано у поэта Е.Евтушенко.

У каждого бывает в жизни час,

Когда тоска липучая пристанет.

И догола разоблачясь,

Вся жизнь бессмысленной предстанет.

Как и всякая живая система преодолеть очередной хаос своего микрокосмоса личность может двумя путями: либо выйти на более высокий уровень самоорганизации, либо перейти на нисходящую кривую эволюции и включить защитные механизмы, чтобы уравновесить себя в этом состоянии.

Процитирую слова В. Козлова: «Кризисное состояние – это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Такое разрушение внешнего и проявление внутреннего важно для истинного созревания личности» (20, с.221).

Поскольку кризис – это распад бывшей идентичности, утрата иллюзий и разрушение шкалы ценностей и смыслов, то эту фазу Дж. Кэмпбелл, применительно к обобщенному мифическому герою назвал смертью личности. Но, «догола разоблачясь», сильная личность находит себе ресурсы, чтобы в горниле хаоса пережить прорыв и заново родиться. Это новое рождение личности больше всего затрагивает ключевые установки Я- концепции и картину миру. Духовное обновление личности и есть позитивная интеграция нового уровня как результат разветвления очередной точки хаоса. Человек часто сегодня сжигает то, чему вчера еще слепо поклонялся. Новое рождение представляет очередную фазу кризисного периода в жизни взрослого человека. Человек, как и природа, которая после грозы и ударов молнии переживает фазу затишья и омовения, тратит много духовных сил, чтобы развернуть внутренний хаос в созидательное русло. Новое рождение личности – это более высокий уровень устойчивости и равновесия системы человека, это большая глубина и спокойствие духа, наполняющего силой все фибры души и тела.

Важной фазой этого омовения и новой стадии саморазвития является формирование новых перспектив и целей жизни, переплавка убеждений и высших ценностей в себе на основе расширенного осознания себя и мира. Вот почему эту фазу назвали уроком жизни. Одних из самых позитивных выходов из очередного хаоса может стать духовное просветление, когда личность открывает в себе высшие истоки ноуменального уровня и находит более содержательные ответы на вопросы экзистенциального уровня своего пребывания в мире и вселенной. Одним из ключевых новшеств личности является внутренняя отстраненность духовного «Я», которое, как говорят восточные мудрецы, обретает положение «стоящего напротив бытия зрителя». В. Козлов связал это новое состояние с понятием «равностность», понимая под ним равное отношение ко всему и нахождение над другими ипостасями, их пристрастиями и привязанностями.

О том, что личность, пережившая такой духовный прорыв, обретает этого внутреннего мудреца написано у ряда выдающихся мыслителей. Я приведу только суждения В. Шмакова: «Эволюция человека и сказывается в том, что он постепенно постигает великое искусство беспристрастного наблюдения событий своей собственной жизни и спокойного объективного анализа своих волевых поступков и решений. Уходя в глубь своего духа, он начинает смотреть на жизнь и действительность разных сторон своего существа как справедливый и мудрый судья». (52, с.406). Выход личности на уровень внутренней отрешенности духа и появление отстраненного духовного острия личности есть фаза завершения кризиса взрослости. Он может перейти в стадию линейного развития, чтобы однажды опять уступить место новому хаосу в общем цикле жизненного пути. Однако на завершающем этапе в период поздней зрелости обязательно станет дилемма, по Э.Эриксону, либо отчаяние и страх перед смертью, либо самоотречение и мудрость принятия смерти.

Многое из того, что мы разобрали в эволюции человека и его личности обнаруживает себя в проектировании организаций современного производства. И я сделаю разворот своих суждений в координаты этих социально – экономических образований цивилизации прошлого столетия. Как и в предыдущих разделах книги, ракурс подхода к эволюции организационных структур будут определять базовые понятия синергетики. Однако я хочу сразу сформулировать два сквозных положения, которые будут пронизывать анализ всех типов этих структур и переход от одной модели к другой на гребне «второй волны» индустриальных перемен в динамике прошлого столетия. Первое заключается в том, что каждая новая модель организационной структуры, преодолевая ограничения и недостатки предыдущих типов организации, приобретала новые признаки живой системы, чтобы выдержать давление и вызовы неопределенностей внешней среды и конъюнктуры рынка. Второе сводится к тому, что эволюция организационных структур в отдельных экономиках мира отражает в сжатом виде ОБЩУЮ ТЕНДЕНЦИЮ развития современных цивилизаций, которые подвержены влиянию закона неравномерности перехода от одного типа устройства к другому. И было бы нелепо утверждать, что в процессы либерализации включились с одинаковой интенсивностью все страны мира. Но либерализация – это вектор нового этапа самоорганизации человечества. Именно из этих соображений, я расположил материал книги в такой последовательности. Читатель может перенести основные этапы эволюции продвинутых экономик на состояние и тенденции развития общества в целом. Здесь находит проявление признак связи малых и больших систем. Не может возникнуть сеть мобильных и конкурентных предприятий и даже отраслей экономик в условиях односторонне искаженной вертикали в обществе типа «телеги».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.014 с.)