Кризисы детства как фактор рождения линости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы детства как фактор рождения линости



 

Жизненный путь человека от рождения до смерти или онтогенез знает несколько качественно своеобразных этапов, каждый из которых отличается возникновением новых образований и общей ситуацией развития. Я остановлюсь только на более заметных этапах, ибо в них рельефно обнаруживают себя естественные кризисы развития и выходы из них на следующую фазу общей траектории жизни. Однако предварительно сделаю одно отступление. Великий писатель Франции Бальзак, написавший одну из первых лучших произведений «Шагреневую кожу», в качестве эпиграфа к ней нарисовал кривую линию. На вопрос, что она обозначает, он ответил: «Это судьба каждого из нас». Действительно, мы вычерчиваем свою кривую в социальном пространстве. Каждый из нас на часах истории усваивает только часть опыта или наследия, накопленного человечеством, в рамках его актуальной микросреды. Развитие конкретного человека имеет свою неповторимую ритмику переходов с одного этапа на другой. Так, скажем, появление новых психических функций происходит не синхронно и с разной интенсивностью. То же самое можно наблюдать с чувствительными точками к формированию новообразований и влиянию условий среды, стимулирующих эти процессы в личности растущего человека. Одним словом, детство каждого из нас всегда уникально и неповторимо. В рамках темы книги я буду затрагивать только типичные явления, характерные для ряда поворотных этапов онтогенеза. И поскольку я пытаюсь показать универсальность некоторых базовых понятий синергетики, мое вторжение в категориальный аппарат психологии может найти оправдание. Хотя психология само по себе мало в этом нуждается. Ограничивая предмет исследования, я вынужден буду вынести за скобки своих рассуждений глубокие и интересные научные публикации о каждом из дошкольных этапов развития ребенка. Такие же ограничения мне придется сделать при обращении к другим этапам жизненного цикла человека.

По мнению психологов, первым этапом собственно рождения личности ребенка, при всей условности этого термина, является возраст трех лет. Именно на этом этапе появляются многие противоречия и обостренные флуктуации, которые приводят линию развития дитя в зону бифуркации и кризису в целом. Кризис трех лет знает ряд своих противоречий, и я выделю некоторые из них, ибо здесь фиксируются заметные разветвления и чувствительные точки развития. Так, самым важным новообразованием этого возраста является появление самосознания и стремления ребенка к частичной автономности под знаком «Я сам». Первые признаки автономности могут развить и стремление подчинить себе родителей и выливаться в приступах упрямства, капризности и т.д. И хотя ребенок уже может осваивать многие действия и формировать навыки самообслуживания, импульсы непроизвольных актов постоянно возвращают его слабую личность в стихию неосознанных мотиваций первичного свойства.

И, пожалуй, в контексте нашей темы особого внимания заслуживает концепция Э.Эриксона о восьми этапах или возрастах жизни человека (54). В ней четко прослеживаются альтернативы кризиса каждого из этих этапов и выявляются положительные и отрицательные последствия возможных путей выхода из него. И я позволю частично использовать положения этой концепции в ракурсе понятий синергетики. Как утверждает автор возраст 2-3 лет это время, когда выход из кризиса приводит к тому, что ребенок вооружает себя первыми слабыми навыками самоконтроля и силой воли. Сила воли и первые признаки управления своими непосредственными импульсами и выступает намечающейся осью развития – личности ребенка. Система формирующегося человека обретает новое еще слабое качество нового уровня развития. Но кризис возраста трех лет может усиливать другую альтернативу развития в точке ветвления или бифуркации. Если родители и другие взрослые люди, особенно бабушки, продолжают делать за ребенка то, что он должен уже научиться сам или создают мораль потворствующей гиперопеки и не умеют внушить ребенку необходимость считаться с другими детьми и чужой собственностью, он может превратиться в неуправляемого тирана с необузданной капризностью своих желаний. И я не возьмусь утверждать, что вторая тенденция имеет положительную интеграцию выхода из возрастного кризиса, скорее все наоборот, как считает Э.Эриксон, отрицательные явления будут влиять на последующие кризисы, которые неотвратимо возникнут на следующем этапе развития.

Флуктуации между капризами и импульсивностью поведения и первыми признаками подчинения себя определенным стандартам поведения и определяют природу этой вехи детской жизни и закладывают точку разветвления линий развития ребенка.

Принимая появление способов поведения, основанных на растущем самоконтроле личности ребенка, как новое качество развития, его можно трактовать как положительный аттрактор, подразумевая под ним эту главную тенденцию возраста первого рождения личности

Второе рождение личности приходиться на стадию подросткового возраста, когда ребенок еще не взрослый, но уже не дитя. Ключевым признаком переходного возраста и обострения многих противоречий онтогенеза являются процессы, связанные с половым созреванием организма подростка. Нередко бурный и скачкообразный физический рост тела, перестройка высших отделов мозга и всей нервной системы меняет многие стороны внешнего и внутреннего облика подростка. Главным фактором, вызывающим целый комплекс ломок и перестроек физиологии организма, выступает половая железа, которая, вторгаясь в оркестр гормонов, берет на себя сольную партию до конца жизни человека. Некоторые исследователи эту стадию преобразований организма связывает с возникновением нового морально – полового центра саморегуляции системы человека (П.Д. Успенский, Р. Уилсон). На протяжении многих лет проводилось сопоставление показателей физического развития и параметров психического развития. Однако утверждение системного подхода привело научную мысль к тому, что предпочтительнее сопоставлять не отдельные свойства телесной организации и психических изменений, а рассматривать их в единстве как системное образование.

Поскольку переходный возраст это еще и вспыхнувший интерес к своему резко изменившемуся телу и внешности, представляется важным заглянуть в более глубокие слои физической самости, чтобы убедиться в том, что психическое развитие нельзя отрывать от физиологии нашей организации. По этому поводу читаем у Э Нойманна: «Тело символизирует целостность и единство вообще, и его общая реакция представляет подлинную созидательную целостность. Ощущения тела как целого является естественной основой чувства личности. То, что тело и изменения в нем являются бесспорной основой того, что мы называем нашей личностью, можно видеть из того факта, что мы до сих пор продолжаем указывать на свое тело, когда говорим о «себе», и нет никаких сомнений, что уникальность тела человека и смешение наследственных факторов в его конституции являются настоящей основой индивидуальности» (34, с.304).

Второе рождение личности, обнимает последние эпохи детства и отличается тем, что в нем начинают доминировать процессы индивидуализации т.е. человек стремится делать себя сам, выбирать судьбу и реализоваться.

Общая особенность подросткового и юношеского возрастов при наличии ряда различий заключается в том, что они стремятся к эмансипации от прямого влияния взрослых, и пытаются утвердить в отношениях с ними мораль равных отношений, которое питает новое чувство самости и вспыхнувший свет сознания, обращенный внутрь самого себя. Как мы знаем, переходный возраст людей в продвинутых странах характеризуется маргинальным положением индивида. Существует даже такая формула, применимая к переходному возрасту: дети становятся взрослыми на два года позднее, чем бы их хотелось и на два года раньше, чем это замечают взрослые. В этом раздвоенном и противоречивом состоянии наш «вчерашний ребенок» переживает глубокие катаклизмы и резкие перемещения бессознательных пластов психики. Погружаясь внутрь себя, он сталкивается с множеством ипостасей, противоречащих друг другу, пробуждающих противоположные чувства, мысли и мотивы. В нем все необычайно подвижно и размыто в координатах вертикального и горизонтального измерения внутреннего мира. Этот вертящийся клубок многослойного мира выбрасывает на свет еще слабого самосознания только отдельные фрагменты и обрывки образов, символов и чувств. Столь противоречивый и расщепленный на части, мир сознания раскачивает маятник психических состояний из одной крайности к другой. С полным основанием мы можем переходный возраст ассоциировать с тотальным кризисом, в нем происходит разрушение одного порядка и нарождение нового качества.

Система внутренних координат еще не обрела стержневую точку или ось, центрированную на духовной самости или силе «Я» личности. Внутренний хаос расщепляет на полярные части вчерашнюю целостность покладистого ребенка, привнося в душевный строй противоречащие друг другу мотивации поведения. К примеру, его сексуальное чувство обретает двойственное и полярное напряжение. Он романтизирует эротическое чувство к одной из сверстниц и не допускает мысли о физической близости с ней. В то же время его воображение, инициированное половыми гормонами, может переполнять его сознание тайной страстью плоти к женщине старше по возрасту. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит гнетущее чувство одиночества и неразделенности.

Потребность в общении находит проявление в том, что подростки создают свои группировки, где очень часто под знаком культа силы утверждаются свои вожаки. Они могут стать лидерами, если группа преодолеет тенденцию к асоциальному поведению, а ее субкультура органично впишется в культуру общества. Однако в жизни детей переходного возраста тяга к автономности и демонстративной самобытности нередко оборачивается формированием своей внутренней субкультуры, основанной на нормах и ценностях, противоположных культуре взрослых людей. У инфантильных по развитию вожаков и групп, может формироваться идеал антигероя, которому они готовы следовать в пространстве жизни и искать себе романтику приключений и ложных подвигов друг перед другом, исключая возможность поставить себя на место жертвы. Не уверенные в себе и испытывающие внутренние противоречия процессов становления нового уровня самости, они бегут к единению в группы, где кучкуются, обретают силу и уверенность в своей общности «мы», утверждая свои знаки отличия во внешности и одежде, чтобы выделиться и узнать своих среди чужих «они». И хорошо, если их потребность к группированию и тенденция к асоциальному образу жизни не переходит в скрытые способы антисоциального поведения, в силу преходящей агрессивности их стиля жизни. Стычки между группировками и внутри группировок или клик, явление постоянное. Важно, чтобы их проявление было своевременно купировано, а энергия самоутверждения нашла социально приемлемые формы канализации. У ребят, с положительными социальными ориентациями, увлеченных спортом или другими развивающими делами, избыточная агрессивность трансформируется в мотивацию к достижению.

Однако следует признать, что многие увлечения подростков и юношей восходят к биологическим корням нашей природы. Они повторяются из поколения к поколению и трансформируются в завуалированные формы ритуального поведения взрослых людей. К их числу В.Дольник относит «клубы» и «пошумелки» нередко совпадающие между собой в одном пространстве. Уступим место его остроумному перу: «Суть «клуба» состоит в том, что несколько, а иногда и очень много особей одного ранга собираются вместе и на время сборища уединяются от других членов животного сообщества. Биологическое значение «клубов» разнообразно. Они являют собой и безопасное место отдыха под коллективным присмотром и место, где реализуется потребность в игровом поведении и место отдыха от напряженных иерархических отношений доминирование – зависимость, и место самоустранения на время из общества пока ему не нужных «резервных» молодых самцов. У подростков свои «клубы». И в этой тяге собираться, они так же бессознательны, как маленькие дети» (14,с. 79-80).

Разломы переходного возраста разверзают бездну многих атавизмов человеческой природы, заставляют уменьшать незримую перегородку, которую создал человеческий разум между собой и животным миром, или, если хотите, видеть гораздо больше общего между многими примитивными реакциями человека и животных. Полезно каждому из нас задуматься над следующими словами Э. Нойманна: «Импульсы и инстинкты, архетипы и символы намного больше адаптированы к реальности и к внешнему миру, чем сознание на ранних стадиях. Психология животных предоставляет бесчисленные примеры абсолютно непостижимой и необъятной ориентации по отношению к реальности окружающего мира к другим животным, растениям, временам года и т.д. Эта мудрость инстинкта к окружающей среде является бессознательной» (34, с.302).

Но есть одно безусловное отличие человека от животных – это его потенциальная духовность и космические корни сознания. И если они слабы или еще не проявили себя, юноша может разменять жизнь на игру телесной самости, обретающей новую силу и мощь. И тогда его сознание ограничится стремлениями к самоутверждению по линии бытийных или материальных ценностей культуры в этой самой критической точке бифуркаций жизни человека. Его проекция себя в будущее будет максимально заземлена житейским прагматизмом и выбором профессии, которая лучше других обеспечивает качество жизни и комфорт, пусть даже ценой попрания морали.

Если же в его самосознании забрезжит свет высшей духовности, саморазвитие наполнится вечными смыслообразующими мотивами поиска своих ответов на непреходящие вопросы культуры, что не исключает позитивных усилий в русле профессионального самоопределения и формирования познавательных интересов в близких к ней областях. Юношество – это время важных бифуркаций по вертикальному и горизонтальному измерению культурных ценностей. Выбирая и созидая себя, личность обретает определенную перспективу своего будущего, т.е. фактически ставит перед собой значимые цели саморазвития и самореализации, предполагающие друг друга и достойно преодолевает этот тотальный кризис переходной эпохи всего цикла жизни, чтобы войти в зрелую стадию своего развития. О развилке пути в юношеском возрасте писал еще Пифагор, он выделял на дороге жизни точку, где путь раздваивается. Неофит должен выбрать дальнейший путь и, либо принять диктат низшей природы, либо выбрать путь к божественной природе своей двойственной сущности.

Так или иначе, но эпоха юности – это самое чувствительное время для самоидентификации или поиска и выбора себя. Это переломная стадия жизни человека, когда он приближается к перекрестку жизненных дорог. Он должен будет покинуть родительское гнездо и обрести способность к самостоятельной и зрелой жизни. Поэтому чрезвычайно важно помочь ему в эту эпоху научиться учиться и самостоятельно преодолевать трудности жизни, закалять волю, пестовать характер и развивать свой интеллект. К сожалению, нередко случается, что эмансипация многих инфантильных и маргинальных молодых людей остается голой претензией на всю жизнь. А у некоторых из них запоздалые потуги показать себя сильной личностью на деле оборачиваются защитной демонстрацией своего независимого «Я» или просто фальшивой «Я – концепцией». И как тут не вспомнить фрагмент из стихотворения Е.Евтушенко о зрелости.

Не гоже, если в сорок лет – пострел,

Порхает мотылем и врет кромешно.

Блажен, кто вовремя созрел, конечно,

Блажен, кто, хоть когда- нибудь созрел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.011 с.)