Занятие 13. Риторика как составляющая культуры делового общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 13. Риторика как составляющая культуры делового общения



Зад.1. Установите соответствие.

Античный риторический канон выделял следующие этапы подготовки и произнесения публичной речи:

 

 

Этапы подготовки публичной речи   Что характеризуют?
1. Инвенция 2. Диспозиция 3.Элокуция 4.Меморио а) «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарий к материалу. б) «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть, выделить паузы, модуляции голоса и т.п. в) «словесное оформление мысли». Здесь осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и заключения. Г) «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

 

Занятие 14. Подготовка и проведение устного публичного выступления. Культура

речевого общения оратора и аудитории

Зад. 1. Прочитайте данные ниже высказывания. Какую роль играет вступление в создании и произнесении речи? Составьте памятку, содержащие советы, связанные с подготовкой вступления к сообщению, докладу. При выполнении задания могут быть использованы материалы учебников и учебных пособий.

Вступление – начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе. (А.В. Филимонов, н.Н. Романова)

Всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигу­рами, для того чтобы слушатель или читатель, оными усладившись, самой материи внимали и прилежно слушали. При сем должно остерегаться, что­бы вступление было не весьма долго, и всегда помнить, что оно чем коро­че, тем лучше. (М. В. Ломоносов)

Относительный объем введения не может быть очень большим — не более 1/8 всей речи. Все, что говорится, должно быть связано с темой. (А, К. Михальская)

Используйте цитату—остроумную, уместную или пословицу, это по­могает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческо­му или литературному примеру, аналогии, авторитету. (А К. Михальская)

Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искрен­ности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной наме­ренной линии поведения (начало, подчиненное самоконтролю). (М. Р. Львов)

Зад.2. Проанализируйте вступления к сообщениям различного характера. Какие приемы привлечения внимания слушателей и установления контакта с ними в них использованы?

1. Приходилось ли вам обижать других людей? Думаю, вы ответите утвердительно, ведь у вас есть совесть. А раз так, то каждый из вас помнит ситуацию, когда совесть заставляет вас сказать: «Извините, я поступил скверно...» Сегодня мы более подробно поговорим о том, как просить про­щения, о том, как сделать наши отношения с людьми доброжелательными и гармоничными.

2. «Душевный человек», — говорим мы, зная, что с таким и беда не беда: он всегда готов выслушать, утешить, помочь. А как это сделать? Все ли сумеют утешить и ободрить? Об этом и пойдет речь в моем сообщении.

3. Тема моего доклада «Что такое общение?». Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала обратимся к рассказу А. П. Чехова «Тоска». Помните, у старого извозчика Ионы Потаповича умер сын. Слез у Ионы нет. Не до слез, когда надо хоть на овес лошади заработать. Но в одном его тоска стремится найти выход. Иона чувствует потребность с кем-ни­будь поговорить. Он обращается к одному, второму, третьему седоку, но все напрасно. Один — рассеян, другой отмахнулся от чужого горя. Так и не найдя никого; Иона идет ночью к лошади и рассказывает ей о своем горе. То, чего ждет, жаждет Иона, и называют общением. Как оно происхо­дит? Какие умения нужны общающимся? Как сделать общение эффектив­ным? На эти и другие вопросы постараюсь: ответить в своем сообщении.

Зад. 3. Проанализируйте данные ниже высказывания. Составьте памятку о правилах завершения речи.

Заключение — завершающая часть ораторской (публичной) речи, в которой содержится краткое истолкование смысла всей речи, с повторе­нием и обобщением главного, существенного, с возможным побуждение ем слушателей (читателей) к каким-либо действиям» к реакции на сказанное, к размышлению над сказанным и т. п.

— Конец речи должен закруглить ее, то есть связать ее с началом… Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали... что дальше говорить нечего. (А Ф. Кони)

- Цель заключения: сделать вывод; усилить интерес к предмету ре закрепить впечатление от речи.

— Цель последней части речи — «генеральный штурм аудитории».

— Особенно важно, чтобы «заключение заканчивалось бодро, внушало слушателю оптимизм», даже если речь посвящена тяжелым, «трудным» вопросам. «Последняя нота» речи должна быть высокой и жизнеутверждающей (По А К. Михальской)

 

Зад. 4. Проанализируйте заключительные части (заключения) сообщений и докладов. Какие задачи ставит перед собой автор? Какие приемы использует для решения поставленной задачи?

 

- Итак, нельзя пренебрегать переходами – «связками», крепко «сливающими» куски вашей речи, этими вехами, превращающими ее ход в единый, спланированный и размеченный вами маршрут, по которому легко и приятно путешествовать слушателю.

- Таким образом, чтобы утешить того, кто в этом нуждается, вспомните добрые слова, поделитесь ими с собеседником, и они согреют не только его, но и вас самих.

- Подведем итог. Общение – это взаимодействие людей в сферах их деятельности. Чем правильнее люди общаются, тем большего взаимопонимания они добиваются. А для того, чтобы общение было правильным, нужно развивать необходимые для этого умения и правильно пользоваться языком как основным средством общения.

 

Зад.5. Преобразуйте данные ниже материалы в сообщение (доклад). Проду­майте содержание вступления и заключения, запишите их; разделите текст на смысловые части; обдумайте последовательность расположения частей; расположите абзацы в соответствии с логикой изложения; запишите переходные предложения, соединяющие абзацы.

(1) Публичное выступление может приобретать разные формы — выступ­ление, реплика, публичная лекция, радиовыступление, лекция-беседа, лек­ция-диалог, беседа, встреча за круглым столом и др.

(2) Эффективность той или иной формы связана с содержанием выступле­ния, с размером и характером аудитории. Однако есть исследования, ко­торые показывают, что при прочих равных условиях слушатели отдают предпочтение вполне определенным формам общения с оратором. По ря­ду параметров самыми эффективными формами публичного выступления следует считать беседу в малой аудитории и лекцию-диалог.

(3) Наиболее эффективными являются максимально «диалогизированные» формы публичных выступлений: лекция-диалог предполагает элемен­ты беседы, полемику со слушателями, выслушивание возражений и их об­суждение; беседа в малой аудитории (малой считается аудитория, не пре­вышающая 20—25 человек) вообще близка к обычному разговору. Именно разговорность манеры в силу сказанного выступает важнейшим условием эффективного публичного выступления.

(4) Можно сделать также вывод и о размере аудитории: чем меньше аудитория, тем публичное выступление эффективнее. Однако особо малые аудитории (менее 15 человек) создают дополнительные трудности для оратора, поэтому оптимальным следует считать состав аудитории от 15 до 25 человек — в такой аудитории обычно высокая активность слушателей и с ними легко установить контакт. Необходимо максимально расширять Аналогичность» выступления, приближать его к обычному межличностному общению собеседников — данная форма публичного выступления обладает высокой эффективностью.

(5) Любое публичное выступление имеет определенную структуру, строится по определенным правилам, даже если оратор сам этого не осознает. Осознание оратором структуры своего выступления значительно повышает эффективность публичного выступления. Оратор должен не только осознавать, но и готовить свое выступление с точки зрения его структуры, композиции.

(6) Информация, которую говорящий предлагает слушателям, обязательно должна быть структурирована, приведена в форму, удобную и для изложения, и для восприятия
(7) Выступления строятся по традиционной трехчастной композиции: вступ­ление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

(8)Во вступлении различают зачин (цель подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяс­нить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

(9) Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.

(10) Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель—сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

(11)Важнейшим условием, которому должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.

(12) Для того чтобы достичь этого, структурные части выступления необходимо обозначать особыми словами либо технически (паузами, снижение тона). Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с..., теперь о..., и наконец, о..., в заключение отмечу, что... и др. Аналогично могут использоваться: во-первых.., во-вторых., в третьих...

(13) Числительные как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо и рекомендуется ими пользоваться. Больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателе уже «много»: начиная с четырех сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. д. То же относится и к микротемам: оптимальное их количество — три.

(14) Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В конце-ХIХ века Герман Эббингауз установил закон края:. лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого можно применять рамочную конструкцию построения выступления: Цель нашей лекции... Итак, мы установили, что... Важную информацию можно дать в перечислении: во-первых, во-вторых, в-третьих... — это лучше работает' в разнородной и неподготовленной аудитории.

(15) Выступая в аудитории единомышленников, важную информацию эффективно давать в конце выступления, в нейтральной, незаинтересованной или критически настроенной аудитории — в начале выступления.

(16) Приведем несколько типовых планов выступлений, которые предложил в своей книге Д. Карнеги.

1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить деле 3. Просьба о сотрудничестве. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого нужно то-то и то-то. 3. Вы должны помочь по таким-то причинам.

1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и объяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать. (По И.А. Стернину).

 

Занятие 15. Основные виды аргументов в деловом публичном выступлении

 
 

Зад.1. Найдите определение (объяснение) к каждому типу аргументов:

А) аргументы к пафосу 1.Опрерируют фактами.

Б) логические аргументы 2. Апеллируют к чувствам.

В)аргументы к этносу 3. Опираются на рассуждения.

Г)естественные аргументы 4. Апеллируют к общности нравственных

ценностей.

Зад.2. Выберите правильный ответ.

2.1. Для воздействия на мужскую образованную техническую аудиторию эффективно использование следующих типов аргументации:

а) индуктивная восходящая;

б) дедуктивная, двусторонняя;

в) дедуктивная, односторонняя;

г) индуктивная, нисходящая.

2.2. В основе разделения аргументов «по существу» и аргументов «к человеку» лежит:

а) количество аргументов, используемое в аргументации;

б) представление об истинности и ложности аргументов;

в) характер воздействия на человека (на его разум или эмоции);

г) характеристика аудитории, к которой обращены аргументы.

2.3. Дедуктивное рассуждение – это рассуждение:

а) от общего к частному;

б) от частного к общему;

в) рассуждение по аналогии;

г) рассуждение с дефиницией.

5. Рекомендуемая литература

А.Основная литература


1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста:Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005.

3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2002.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: издателький центр «МарТ, 2000.

5. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплёва И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. Проф. П.И.Сидорова. – ИМ.: ИНФРА – М, 2011.

6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.

7.Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов/Д., 2002.

8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: уч. пособие для вузов. - М., 2003.

9. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ О.Я.Гойхман, Л.М. Гончарова и др./ Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М., 2002.

 

Б.Словари и справочники

1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2004.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 1997.

3. Словарь иностранных слов/отв.ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семёнова. –М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.

4.Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка. –М.: АСТ:Астрель, 2008.

6. Ахманова О.С. Словарь синонимов русского языка. –М., 1986.

7.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М., 1994 (и последующие издания).

8. Фразеологический словарь русского языка/ Л.А. Войнова, В.П.Жукова, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров. –М.:Рус.яз., 1986.

9.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1976 (и последующие издания).

10. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М., 2004.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.046 с.)