Темы лекционно-практических занятий по курсу « деловое общение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы лекционно-практических занятий по курсу « деловое общение»



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Кафедра русского языка

 

Деловое общение

Практикум

для студентов - нефилологов

 

Составитель – доц., к.п.н. Цветкова И.В.

 

 

Тверь, 2011

 

Деловое общение. Практикум для студентов – нефилологов / И.В.Цветкова. –Тверь:ООО «Фирма Октава», 2011. - 33 с.

 

В учебном пособии содержатся задания для самостоятельной работы студентов по основным разделам дисциплины «Деловое общение». Цель пособия- формирование у студентов - нефилологов навыков и умений деловой коммуникации.

 

Содержание

1.Темы лекционно- практических занятий по курсу «Деловое общение». 4

2. Распределение баллов по дисциплинарным модулям курса в 1-м семестре. 5

3. Вопросы для зачета по курсу «Деловое общение». 6

4. Практикум по курсу «Деловое общение». 6

Занятие 1-2. Основные понятия курса «Деловое общение». 6

Занятие 3. Литературная норма как основа, обеспечивающая эффективную деловую коммуникацию…………………………………………………………………………………8

Занятие 4. Экстралингвистические и языковые особенности официально-делового стиля речи. 9

Занятие 5. Официально-деловая письменная речь.Понятие о документе и документировании.

Занятия 6. Назначение, элементы содержания и языковое оформление личных документов. 11.

Занятие 7. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. Особенности деловых писем. 19.

Занятие 8. Устная деловая коммуникация. Этика делового общения и речевой этикет. 22

Занятие 9,10. Жанры устного делового общения ………………………………………….24

Занятие 12. Устная публичная речь, её лингвистические особенности и сфера функционирования. 27

Занятие 13.Риторика как составляющая культуры делового общения. 28

Занятие 14.Подготовка и проведение устного публичного выступления.

Занятие 15.Основные виды аргументов в деловом публичном выступлении. 31

 

5. Рекомендуемая литература. 33

Темы лекционно-практических занятий по курсу «Деловое общение»

 

 

Семестр, номер п/з, кол-во часов     Тема занятия Дата  
I.1. – 2 Предмет и задачи курса «Деловое общение». Основные понятия курса. Организация обучения по дисциплине. Самостоятельная работа студентов  
I. 2.-2 Культура речи и эффективность делового общения. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.  
I.3.-2 Литературная норма как основа, обеспечивающая эффективную деловую коммуникацию. Виды норм, вариативность норм.  
I.4. -2 Общая характеристика деловой речи. Экстралингвистические и языковые особенности официально-делового стиля речи. Подстили и жанры официально-деловой речи    
I.5.-2 Официально-деловая письменная речь. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Понятие о документе и документировании. Функции документа. Реквизиты документа. Типы записи документов. Унификация языка документов. Классификация документов    
I.6. – 2 Контроль (модуль №1). Назначение, элементы содержания и языковое оформление некоторых видов личных документов(заявления, расписки, доверенности, объяснительной записки и др.) Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов  
I.7.-2 Язык и стиль lделовых писем. Композиция и правила оформления деловых писем. Речевой этикет делового письма.  
I.8. -2 Устная деловая коммуникация. Этика делового общения и речевой этикет. Правила речевого общения. Стратегии и тактики речевого поведения в процессе деловой коммуникации.  
I.9.-2 Жанры устного делового общения. Деловая беседа. Собеседование. Особенности подготовки, проведения и речевого поведения участников устной деловой коммуникации.  
I.10.-2 Культура делового телефонного разговора. Основные правила ведения переговоров. Ведение полемики.  
I.11.-2 Невербальные средства и компоненты делового общения.  
I.12.-2 Контроль (модуль № 2). Устная публичная речь, её лингвистические особенности и сфера функционирования. Особенности современной устной публичной речи.  
I.13.-2 Риторика как составляющая культуры делового общения. Виды публичной речи Основные жанры деловой публичной речи (выступление, презентация и др.).  
I.14.-2 Подготовка и проведение устного публичного выступления. Композиционно-речевое оформление публичного выступления. Основные приёмы поиска материала. Виды вспомогательного материала.  
I.15.-2 Основные виды аргументов в деловом публичном выступлении. Культура речевого общения оратора и аудитории.  
I.16-2 Работа над техникой речи. Контроль (модуль 3)  
I, 17 -2 Зачёт  


2. Распределение баллов по дисциплинарным модулям курса в 1-м семестре

 

 

Виды контроля Номер модуля
     
Коэффициенты веса 0,34 0,33 0,33
Текущий рейтинг – контроль Min      
Max      
Рубежный рейтинг – контроль Min      
Max      
Рейтинг по дисциплинарному модулю Min      
Max      
Суммарный рейтинг по дисциплине Min  
Max  

 

Вопросы для зачета по курсу «Деловое общение»

(1 семестр, 34 часа учебных занятий)

  1. Предмет и задачи курса «Деловое общение». Основные понятия курса (язык, речь, речевая деятельность, общение, виды общения, комму­никативная компетенция, коммуникативная ситуация и её структура и др.).
  2. Культура речи и эффективность делового общения. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.
  3. Литературная норма как основа, обеспечивающая эффективную деловую коммуникацию. Виды норм, вариативность норм.
  4. Общая характеристика деловой речи. Экстралингвистические и языковые особенности официально-делового стиля речи.
  5. Подстили и жанры официально-деловой речи.
  6. Официально-деловая письменная речь. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Понятие о документе и документировании. Функции документа.
  7. Реквизиты документа. Типы записи документов. Унификация языка документов. Классификация документов.
  8. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов.
  9. Язык и стиль деловых писем. Композиция и правила оформления деловых писем. Речевой этикет делового письма.
  10. Устная деловая коммуникация. Этика делового общения и речевой этикет.
  11. Правила речевого общения. Стратегии и тактики речевого поведения в процессе деловой коммуникации.
  12. Жанры устного делового общения. Деловая беседа и собеседование. Особенности подготовки, проведения и речевого поведения участников устной деловой коммуникации.
  13. Культура делового телефонного разговора. Основные правила ведения переговоров. Ведение полемики.
  14. Невербальные средства и компоненты делового общения.
  15. Устная публичная речь, её лингвистические особенности и сфера функционирования. Особенности современной устной публичной речи.
  16. Риторика как составляющая культуры делового общения. Виды публичной речи Основные жанры деловой публичной речи (выступление, презентация и др.).
  1. Подготовка и проведение устного публичного выступления. Композиционно-речевое оформление публичного выступления. Основные приёмы поиска материала. Виды вспомогательного материала.
  2. Основные виды аргументов в деловом публичном выступлении. Культура речевого общения оратора и аудитории.


    4. Практикум по курсу «Деловое общение»

 

Занятия 1, 2. Основные понятия курса «Деловое общение»

 

Зад.1. Прочитайте текст. Составьте план (номинативный) и конспект данного текста.
.

Культура делового общения


Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) – деловое общение. Без него трудно обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека:менеджера, инженера, руководителя любого уровня, референта., служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде деятельности сегодня необходимо владеть определённым набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах деловой коммуникации.

Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами, руководителями и подчинёнными, партнёрами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнёров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнёры не найдут взаимопонимания.

Современный человек должен владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника, должен уметь обращать свою деятельность во благо других людей, а также своей работы, своего дела.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинённость установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

  • устное - письменное (по форме речи);
  • диалогическое - монологическое (в зависимости от однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
  • межличностное – публичное (по количеству участников);
  • непосредственное – опосредованное (по отсутствию/наличию какого-либо опосредующего «аппарата»;
  • контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве).

Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи. Так, если деловая письменная речь имеет книжную окраску: «Арендатор обязуется нести полную ответственность за все убытки, которые он может причинять Арендодателю вследствие использования предоставленных площадей не по прямому назначению в соответствии с настоящим договором …», - то деловая устная речь вбирает особенности разных стилей, в том числе разговорного: «Уважаемые господа! Я хотел бы представить на ваш суд доклад под названием «Банковские операции с ценными бумагами в России». Скажу сразу: «Деньги должны работать! Постараюсь привести ряд доводов…».

Монолог в деловом общении представляет собой продолжительное высказывание одного лица. Он относительно непрерывен, последователен и логичен, обладает относительной завершённостью, сложен по структуре.

Диалог предназначен для взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками, причём в обмене информацией речевые партнёры могут меняться ролями. Диалог спонтанен (как правило, не может быть заранее спланирован), эллиптичен (фразы более свёрнутые, краткие, чем в монологе), экспрессивен.

Дистантное, опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, электронная почта и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и наглядных предметов в качестве носителей информации (письменное общение).

Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.

Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения – контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.

 

Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения – контрактами (договорами), соглашениями и всеми видами сопутствующих документов.

Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором, как правило, представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах – устной и письменной.

Реклама, светское общение. Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнёра, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо «читаемой» монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но «нечитаемая» монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма, этикетные тосты.

Владение всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию современного руководителя, менеджера, выпускника вуза любого направления подготовки.

 

Зад. 2. Перепишите текст. Вместо точек вставьте нужную букву, где это необходимо; раскройте скобки и напишите слитно, через дефис или раздельно слова в скобках и примыкающие к ним; выделенные курсивом слова и словосочетания в скобках употребите в нужном падеже; расставьте пропущенные знаки препинания.

(В) виду скорого отъезда завотделом в командировку было проведено совещание. На совещании Петр Петрович сказал что в отсутстви… руководства он предоставил Алексееву внеочередной отпуск согласно (его личное заявление) (в) следствии… чего нагрузка на каждого сотрудника увеличивается. Потом он подвел предв…рительные итоги прохождения стаж…ровки в отделе двумя аспирантами.:

«Стаж…р Андреев инт…л..ектуал, инт…л…гент, добросовес…ный налогоплат…льщик. Как человек ответственный он многого доб…ется. Это буду…щий профес…ионал, ас… Он занимается вопросами (кадрово)управленческой работы в (промышленно)развитых странах и уже подготовил дис…ертацию на тему «Госсслужба как социальный институт». На прот…жени… стаж…ровки он прекрасно себя зарекомендовал. Кстати вчера его вызвали в суд как свидетеля по делу о кор…упции.

(В) отличи… от него стаж…р Федоров человек рас…четливый, кон…ю…ктурщик, без…нициативный, работает (в)полсилы, к тому же неак…уратный. Посмотрите на его рабочий стол куски копч…ной колбасы, печ…нки, карбона…а, гре…фу…ты, серебрян…ый медаль…н. Как говорит…ся ком…ентарии излишни. Он все делал наперкор (наши требования и пожелания). После общения с ним завотделом находился в пред…инфарктном состоянии… (в) течение… месяца. Как вы знаете (пол)лета он лежал в больнице, но в продолжении…зимы (н…) разу не болел. (В) связи со сложившейся ситуацией (в) последстви… желательно обсуждать кандидатуры стаж…ров заранее. Мы заинтересова…ы в (профессионально) подготовленных кадрах. По (прибытие, приезд) завотделом в Москву мы еще раз вернемся к вопросу (профессионально) деловой квалификации сотрудников».

(В) заключени… Петр Петрович подчеркнул что (не)смотря на отдельные недостатки (в) общем наш отдел справился с трудной задачей.

 


Занятие 3. Литературная норма как основа, обеспечивающая эффективную деловую

Коммуникацию

 

 

Зад.1. Прочитайте предложения. Заполните пропуски. Поставьте в выделенных словах ударения.

1. Согласно учредительному договору уставн…й капитал нашей фирмы составил 12,8 млн. руб.2. Вчера мой коллега прислал электронн… счёт-фактуру на поставку итальянских жалюз…. 3. На Большом проспекте открылся бутик, в этом бутике продаёт одежду известн… французск…кутюрье. 4. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж… буше и шотландск… виски.5. Мне нужны драйвер… для принтера и сканера. 6. Вы предпочитаете бел… или розв… мартини? 7. Ремонт делали первоклассные мастер…. 7. На занятиях по информатике мы изучали мастер… шаблонов программы Word.

Зад.2. Зайдите на портал www.gramota.ru в справочную службу. Какие вопросы задают посетители портала? Приведите примеры вопросов и ответов. Насколько доступно излагают ответы эксперты портала?

Зад.3. Познакомьтесь с сайтом http: // www.kursy.ru/jur_wrds.Какие ошибки словоупотребления рассматриваются в этом онлайновом курсе?

Зад.4. В приведённых ниже словах исправьте орфографические ошибки, отражающие неправильное произношение:

А) иноязычных слов:

Инциндент, беспрецендентный, константировать, компроментировать, компосировать (билет), интригантка, конъюктура, конкурентноспособный, юристконсульт, невропатолог, полувер, экскалатор (в метро), экибана, дермантин, флюрография, друшлак, грейфрукт, вакуум, скурпулезный, перетрубация, экскорт, (купить) сервелада, дивиденты, асматик, легитивный, (остановите) у почтампта.

 

Б) русских слов:

Следущий, заклеймлённый, будующий, мебелированные (комнаты), пироженое, морожное, учереждение, подчерк, протвень, индивидум, надсмехаться, жаждующий, упадничество, сумашедший, явства, подскользнуться, поддорожник, взаимообразный, милостливый, (скоро) выздоровлю, рукоплескают, предрекёшь.

Зад.5. Расставьте ударение в приведённых ниже словах и словосочетаниях.

А) диспансер, ходатай, апостроф, бармен, договор, маркетинг, казаки, косарь, обеспечение, хвоя, в сети (Интернет), соболезнование, средства, столяр, камбала, щавель, свекла, апартаменты, квартал, каталог, генезис, феномен, эксперт, слепень, колледж, коклюш, фетиш, анатом, каучук, цемент, газопровод, ревень, арахис, творог, кета, корысть, кремень, недуг, (малая) толика, досуг, украинка, танцовщица, завсегдатай, искра, узаконение, феерия, тандем, каучук, экскурс, факсимиле, жалюзи, нувориш, партер, пуловер, тефтели, статут,; по средам, на складах, много угля.

Б) Иконопись, (тайная) вечеря, вероисповедание, благовест, христианин, знамение, еретик, догмат(догматы), апокалипсис, мессия, духовник.

В) Асимметрия, индустрия, флюорография, пиццерия, филантропия, олигархия, агрономия, гастрономия, стенография, кулинария, бюрократия.

 

Зад.6. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения и предварительно уточнив произношение подчёркнутых слов в орфоэпическом словаре.

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчёт за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечениемоптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключенный им, им признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать, и мысль об этом была очень приятной для него. Отправив шефу отчёт, молодой человек просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел без шарфа на улицу.

 

 

Речи

Зад.1. Определите, какие слово и словосочетания относятся к официально-деловому стилю.

Вознаградить за труды, нетрудоспособность, жильё, приводить к общему знаменателю, принять к исполнению, жилищный фонд, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, привлечь к ответственности, поставить на вид, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, содействовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

 

 

Зад.2. Прочитайте предложения, взятые из текстов документов. Найдите лексические ошибки, исправьте их.

1. Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафкдр.2. Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнёрских отношениях.3. Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм. 4. Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика. 5. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных. 6.Был провозглашён приговор суда. 7. На заводе возникло нестерпимое положение. 8.Мне было отказано под благоприятным предлогом. 9. Необходимо ещё раз обсчитать все данные. 10 Следует затвердить это на собрании.

Зад.3. Объясните характер допущенных ошибок в приведённых ниже предложениях. Отредактируйте предложения.

1.Изучая проблемы городского транспорта, комиссией были выдвинуты следующие предложения по улучшению его работы. 2. Это показывает о том, что ответчик, не выполнил свои обязательства. 3. Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия. 4. Выводы комиссии обоснованные и справедливые. 5. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 6. Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора.

 

 

Зад.4. Определите значение слов, называющих следующие виды документов.

 

Прейскурант, нота, патент, иск, рекламация, ведомость, указ, резюме.

 

Зад.5. Подберите к существительным данные в скобках глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

Приказ, выговор, служебное письмо, счёт, оклад, порицание, контроль, благодарность, апелляция (предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, объявить, вынести, издать, подать).

 

Занятие 5. Официально-деловая письменная речь. Понятие о документе и

документировании

Зад.1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Составьте и запишите тезисы по его содержанию (тезис- кратко сформулированная основная мысль смысловой части текста).

Слово документ происходит от латинского слова dokumentum, что означает доказательство, свидетельство. В русский язык слово документ вошло в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имевшие правовую значимость.

Существует около 60 видов управленческих документов. Служебные документы делятся на несколько больших групп по своему функциональному значению: личные (заявление, доверенность, автобиография, резюме, объяснительная записка), директивные и распорядительные (постановление, распоряжение, приказ), административно-организационные (контракт, договор), информационно-справочные (справка, докладная записка, протокол и др.), деловые письма (сопроводительное письмо, письмо-приглашение, гарантийное письмо, письмо – запрос, письмо-ответ и др.), фининсовые и учетные документы (финансовая ведомость, личный листок по учету кадров и др.)

Каждый документ имеет определенную текстовую форму. Различают пять типов записи текстов: линейная запись (автобиография, заявление и др.), трафарет (справки, контракты, договоры и др.), таблица (финансовые ведомости и др.), анкета (личный листок по учету кадров и др.), тексты-аналоги (приказы, решения, постановления и др.)

Документы должны составляться и оформляться на основе правил, изложенных в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). Вид документа должен соответствовать данной ситуации и компетенции учреждения. Форма документов разных видов унифицирована.

Юридическая сила документа обеспечивается комплексом реквизитов – обязательных элементов оформления документа. Набор и форма реквизитов определяется видом и назначением документа.

Таблица 1

 

Перечень реквизитов Комментарий
Адресант Адресат     Дата   Наименование документа     Подпись Наименование отправителя документа - наименование учреждения в форме именительного падежа (что?)   - указание должности лица в форме дательного падежа (кому?) - фамилия, имя, отчество лица в форме дательного падежа (кому?) Записывается арабскими цифрами из 6 знаков: число, месяц, год (например: 03.13.11 г.)   Пишется посередине строки с прописной буквы на любом виде документа, кроме служебного письма, без точки  

В тексте документа обычно выделяется две смысловые части: в одной излагаются причины, основания, и цели составления документа, в другой – выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Для облегчения восприятия информации рекомендуется начинать документ с изложения существа вопроса: просьбы, предложения и т.п., а затем подкреплять их обоснованиями.

Некоторые документы могут состоять из одной части: заявление, приказ, письмо.

Документы неоднородны по степени унификации и стандартизации. Одну группу составляют документы, в которых единообразной является не только форма, но и типовое содержание, например паспорт, дипломы и аттестаты об окончании учебных заведений, бухгалтерские счета и под. Эти документы важны по содержанию и значению, имеют массовое распространение и длительное действие.

В другую группу входят документы более частного характера, с ограниченной областью применения и кратковременным действием. Эти документы имеют унифицированную форму, но вариативное содержание, т.е. могут значительно различаться по имеющейся в них информации.

Зад.2. Какие виды документов вам приходилось составлять, заполнять? Какие затруднения вы испытывали при работе с данными документами?

Зад.3. Выберите соответствующий вариант ответа

1. Интернациональные свойства делового текста проявляются:

а) в использовании французского или английского языка при составлении документов; сближении этикетных языковых формул; использовании речевого этикета, характерного для зарубежной деловой корреспонденции и др.;

б) в увеличении количества заимствований; сближении этикетных языковых формул; смешении латиницы и кириллицы; использовании речевого этикета и др.;

в) в увеличении количества заимствований; сближении этикетных языковых формул; использовании речевого этикета, характерного для зарубежной деловой корреспонденции; унификации делового текста в результате использования электронных средств создания и ведения документации и др.;

г) в унификации делового текста в результате использования электронных средств создания и ведения документации; привлечении зарубежных специалистов к созданию деловых документов и др.

2. Агнонимы – это:

а) слова, пришедшие в русский язык из других языков;

б) авторы сочинения, письма, скрывшие своё имя;

в) слова, противоположные по значению;

г) единицы родного языка, непонятные или малопонятные его носителям

3. Универсальные слова – это:

а) слова, которые могут быть использованы в тексте любого жанра;

б) слова со стёртым, неопределённым значением;

в) заимствования из латыни и греческого;

г) слова, используемые в рекламе универсальных организаций торговли.

4. Проблема агнонимов и заимствований стала актуальной для составления и понимания русской деловой документации:

а) в связи с татаро-монгольским нашествием;

б) в 40-е гг. XX века;

в) во время реформ Петра Великого;

г) в последние десятилетия XX в.

 

Занятие 6. Назначение, элементы содержания и языковое оформление некоторых видов

личных документов

Зад.1. Познакомьтесь с правилами оформления заявления.

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Заявление – документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения

Заявление пишется по следующей форме:

  • наименование адресата (кому); оно занимает правую половину первой строки;
  • имя, отчество и фамилия подавшего заявление (кого);
  • если заявление пишется на имя работника той же организации, к которой относится автор заявления, то последний должен указать свою должность, а если заявление адресовано в какую-либо иную организацию, то подающий заявление указывает, кроме того, свой адрес;
  • вся заголовочная часть: кому-кого-что (заявление) – составляет собой единую конструкцию, поэтому ни точка, ни запятая после наименования адресата не ставится и слово ЗАЯВЛЕНИЕ пишется в середине листа прописными (заглавными) буквами;
  • далее следует сам текст заявления, содержащий точное изложение просьбы, предложения или жалобы и опись прилагаемых документов, если в этом есть необходимость;
  • подпись заявителя ставится внизу справа;
  • ниже подписи и слева листа должна быть проставлена дата подачи заявления;
  • подпись должна быть разборчивой, а не сложной и витиеватой;
  • число и год пишутся цифрами, а месяц обозначается словами (10 сентября 2007 г.);
  • в заявлении недопустимы слова «с уважением», «уважаемому» и подобные.

 

Образцы написания заявлений

Ректору Тверского государственного

технического университета

проф. Б.В.Палюху

Ивановой А.П.,

проживающей по адресу:

17005, г. Тверь, ул. Горького, д.2, кв.8

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу принять меня на работу с 01.12.10 г. на должность бухгалтера расчетной части.

 

 

_________________________Иванова А.П.

12 ноября 2010 г.

 

Ректору ТвГТУ

проф. Б.В. Палюху

Петровой И.К., студентки

гуманитарного факультета,

гр. ИСТ –0707

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить мне академический отпуск сроком на 1 год с -1.10.10 на основании справки № 123654 от 30.09.10 г., выданной поликлиникой № 34 г. Твери. Справка прилагается.

__________________ Петрова И.К.

 

30 сентября 2010 г.

________________________________________________________________________________

 

 

Ректору ТГТУ

проф. Б.В. Палюху

Сидоровой А.В., студентки

гуманитарного факультета,

гр. БУ –0507

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу Вас разрешить перевод на заочный факультет II курса по специальности «Бухгалтерский учет» в связи с устройством на работу в «Тверьуниверсалбанк» на должность технического секретаря и невозможностью продолжать учебу в дневное время.

 

_________________ Сидорова А.В.

 

15 ноября 2010 г.

 

 

Зад. 2. Обратите внимание на содержание данной ниже таблицы.

Таблица 2

Типичные языковые конструкции заявления

Конструкции Пример употребления
Ввиду (чего) Ввиду срочного отъезда из города
В силу (чего) В силу отсутствия средств
Вследствие (чего) Вследствие изменения расписания
За неимением (чего) За неимением средств на покупку аппаратуры
По причине (чего) По причине болезни
Согласно (чему) Согласно утвержденному плану
В связи с (чем) В связи с отсутствием
Благодаря (чему) Благодаря помощи коллег
За недостатком (чего) За недостатком средств

Зад. 3. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из таблицы 2.

Образец: В связи с тем что я должен срочно уехать в Москву… В связи со срочным отъездом в Москву …

  1. Из-за того что я должен срочно уехать на родину … -
  2. В силу того что у меня нет достаточного количества денег … -
  3. Вследствие того что изменилось расписание движения поездов … -
  4. Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет … -
  5. Так как я болел в течение целого семестра … -
  6. Вследствие того что я опоздал на вокзал … -
  7. Поскольку расписание движения поездов было изменено … -

Зад. 4. Найдите 6 ошибок в данном заявлении. Отредактируйте текст.

Декану экономического факультета

Технологического университета

проф. С.С. Инину

от Иванцова Н.Ю.

ЗАЯВЛЕНИЕ.

В связи с тем что я устроился на работу в филиал фирмы «Стронг», прошу перевести меня на вечернее отделение, так как я не могу учиться в дневное время.

С уважением

____________ Н.Ю. Иванцов

11 сентября 2009 г.

 

Зад. 5. Напишите заявления с просьбой: 1) оказать вам материальную помощь; 2) перевести вас с одного факультета на другой;3) продлить вам экзаменационную сессию.

 

Зад. 6. Познакомьтесь с правилами оформления доверенности.

 

ДОВЕРЕННОСТЬ

Доверенность – это документ, дающий кому-либо право (полномочия) действовать от имени лица, выдавшего доверенность

Доверенность выдается одним лицом или учреждением другому лицу, которому доверяется ведение какого – либо дела, получение ценных предметов, денежных средств и т.п. В доверенности фигурируют два лица: доверитель (лицо, доверяющее что-либо) и доверенное лицо (тот, кому доверяется что-либо, кому выдана доверенность).

Весьма распространенным документом является доверенность на получение денег. Она удостоверяется организацией, в которой работает или учится доверитель, или администрацией лечебного учреждения, в котором лицо, доверяющее получить деньги, находится на лечении. Составляется такая доверенность по следующей форме:

· наименование документа;

· фамилия, имя, отчество (иногда должность, адрес, паспортные данные – в зависимости от цели написания доверенности) доверителя;

· фамилия, имя, имя, отчество (иногда должность), адрес, паспортные данные доверенного лица;

· содержание доверенности (должна быть точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции, что конкретно доверяется); сумма пишется прописью и в скобках цифрами;

· подпись доверителя;

· дата выдачи доверенности;

· наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

· дата удостоверения подписи и печать.

Помните, что подпись доверителя должна быть обязательно заверена: «подпись такого-то удостоверяется», подпись должностного лица, заверившего подпись и печать организации. Без этого доверенность не является документом.

Обратите внимание на расположение частей доверенности:

1) наименование документа пишется в центре строки и заглавными буквами;

2) текст начинается с красной строки;

3) дата – слева, подпись – справа;

4) под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы можно было заверить документ.

При написании доверенности используются клишированные формы:

Кто - доверяю - кому - что сделать

Образец:

 

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Иванова Анна Сергеевна, студентка гуманитарного факультета Тверского государственного технического университета, доверяю Петровой Александре Ивановне, проживающей по адресу: г.Тверь, ул. Трехсвятская, д 5, кв.53, паспорт № 73 56 4432, выдан Центральным РОВД г. Твери 5 декабря 2003 г., получить мою стипендию за июнь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.169 с.)