Рыночная экономика: понятия, условия возникновения, эволюция, функции, модели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная экономика: понятия, условия возникновения, эволюция, функции, модели.



Рынок – система отношений продавцов и покупателей, которая определяет объемы производства разных благ и их цены.

В экономике рынок выполняет следующие функции:

  • Распределительная. Рынок обеспечивает распределение экономических ресурсов между отраслями, территориями, людьми, государством в соответствии со структурой доходов и, соответственно, рыночного спроса.
  • Регулирующая. Ценовой механизм рынка определяет объемы и структуру совокупности производимых товаров.
  • Стимулирующая состоит в том, что равновесие спроса и предложения на рынке определяет преимущество и привлекательность производства товаров, потребность в которых удовлетворена в наименьшей степени.

Классификацию рынков можно произвести:

1) по функциональной роли объектов рыночных отношений. В соответствии с эти критерием выделяют: рынок потребительских товаров и услуг; рынок ресурсов (труда, земли и капитала);

2) по отраслевому признаку: рынок промышленных товаров;

сельскохозяйственный рынок; транспортных услуг коммунальных услуг и т.д.3) по критерию локализации рынка, его границ и масштабов. Соответственно, выделяются региональные, национальные и мировой рынки;

4) по степени развития конкуренции различают рынки: совершенной конкуренции; несовершенной конкуренции (олигополии и монополистической конкуренции) неконкурентный (монополии и монопсонии);

5) по характеру продаж выделяют оптовый и розничный рынки.По степени организации (институционального оформления) оптовые рынки могут быть организованными (биржи и ярмарки) и неорганизованными (внебиржевая торговля).

 

 

Рынок товаров. Товарная биржа.

Товарная биржа — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

Международные товарные биржи (МТБ), являющиеся признанными центрами мировой торговли тем или иным товаром, выполняют следующие основные функции.

1. Ежедневное установление цены на товар (Pricing). Результаты торгов на МТБ становятся моментально известны во всем мире благодаря современным средствам связи и информации. Таким образом, цены МТБ являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в мире.

2. Хеджирование (Hedging). Это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем. Хеджирование является одной из первейших функций биржи уже более ста лет.

3. Гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту) (Delivery). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося на складах биржи, а также созданием специальной системы расчетов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.

 

Рынок капиталов. Фондовая биржа.

Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

  • банковские займы (ссуды);
  • акции;
  • облигации;
  • финансовые деривативы;
  • ноты и закладные.

Фондовая биржа — организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Задачи фондовой биржи:

  1. Предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;
  2. Выявление равновесной биржевой цены;
  3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности;
  4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов;
  5. Обеспечение арбитража;
  6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале;
  7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

 

 

Рынок труда. Занятость и безработица.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

  • Не имел работы
  • Искал работу
  • Был готов приступить к работе

Выделяют следующие виды безработицы:

· Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

· Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Разновидности вынужденной безработицы:

· циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

· сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

· технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

· Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

· Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

· Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

· Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

· Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

· Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

· Скрытая:

· формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

· наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

 

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

 

Конкуренция: формы и виды.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Выделяют следующие функции конкуренции:

  • выявление или установление рыночной стоимости товара;
  • выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
  • регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Виды конкуренции:

  • Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изденлия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
  • Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
  • Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.009 с.)