Предмет экономической теории. Ее функции. Методы исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономической теории. Ее функции. Методы исследования.



Предмет экономической теории. Ее функции. Методы исследования.

Областью исследования экономической науки являются объективные связи людей в общественном производстве, закономерности принятия ими решений по выбору его цели и форм организации.

Предмет экономической теории по-разному трактуется разными научными школами:

1. Часть исследователей в соответствии с традициями марксизма определяет предмет как производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе совместного создания ими экономических благ, условий их совместного существования.

2. По мнению других исследователей: экономическая теория (экономикс) – наука, изучающая закономерности использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих личных и производственных потребностей.

К общим методам исследования относятся:

· Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или процесса на части, признаки, свойства, отношения.

· Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.

· Индукция - переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы.

· Дедукция - переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

· Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. С методом научной абстракции связано использование принципа «при прочих равных условиях», когда несущественные факторы принимаются в исследовании как неизменные, что упрощает решение проблемы.

· Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К специфическим экономическим методам можно отнести:

· Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности.

· Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения называется.

· Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

· Познавательная функция – выявление объективных законов и закономерностей.

· Методологическая функция – быть теоретической основой прикладных экономических наук (отраслевых).

· Практическая функция – теоретическое обоснование принимаемых решений предприятиями, государственными органами власти.

· Идеологическая функция – положения и выводы объективно подкрепляют или опровергают идеологические концепции государства.

 

Основные школы экономической теории. Мекантилизм. Школа физиократов. Классическая школа политэкономии. Марксистская экономическая школа. Теория маржинализма. Теория неоклассического экономического анализа. Теория Дж.М.Кейнса. Современные направления экономической мысли (монетаризм, институцианализм, ТРО)

 

 

Российская экономическая мысль: история развития, проблемы, представители.

Причины возникновения и сущность товарного производства. Товар и его свойства.

Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Цель товарного производства – получение денежной прибыли. При товарном производстве возникают товарно-денежные отношения. Это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Организационно-хозяйственной основой возникновения товарных отношений является общественное разделение труда, которое означает специализацию производителей на изготовлении отдельных видов продуктов или определенной производственной деятельности.

Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды:

1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого.

2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается.

3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой

Свойства товара:

1. Потребительная стоимость – это способность удовлетворять ту или иную потребность человека.

2. Стоимость – это способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции.

 

 

Происхождение и сущность денег.

Можно выделить основные эта­пы ис­то­рии раз­ви­тия де­нег:

  1. Пер­вый этап - по­яв­ле­ние де­нег с вы­пол­не­ни­ем их функ­ций слу­чай­ны­ми то­ва­ра­ми;
  2. Вто­рой этап - за­кре­п­ле­ние за зо­ло­том ро­ли все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та (этот этап был, по­жа­луй, са­мым про­дол­жи­тель­ным);
  3. Тре­тий этап - этап пе­ре­хо­да к бу­маж­ным или кре­дит­ным день­гам;
  4. Чет­вер­тый этап - по­сте­пен­ное вы­тес­не­ние на­лич­ных де­нег из обо­ро­та, вслед­ст­вие че­го поя­ви­лись элек­трон­ные ви­ды пла­те­жей.

Сущность денег заключается в том, что они служат необходи­мым активным элементом и составной частью экономической де­ятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

При золотых деньгах и золотом стандарте деньги выполняли следующие функции:

  • Функция меры стоимости. Деньги – измеритель стоимости всех товаров и общественный учет затрат на их производство. Ранее цены выражались в определенном количестве золота (в настоящее время деньги имеют условную ценность). Любая страна устанавливает денежную единицу и определяет масштаб цен – в эпоху металлических денег и золотого стандарта это было фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы. В настоящее время масштаб цен отражает сравнительную покупательную способность разных национальных валют.
  • Функция средства обращения. Деньги используются в сделках при обмене товаров. Обращение осуществляется по формуле Т – Д – Т. Для выполнения этой функции нужны не идеальные, а реальные деньги, материально воплощенные в денежных знаках. С этой функцией связано появление монет. Первоначально монета – это слиток драгоценного металла определенной формы с законодательно установленным весовым содержанием этого металла в слитке.
  • Деньги как средство платежа существуют тогда, когда оплата товара происходит через некоторое время после его получения – при продаже товаров в кредит, уплате налогов, внесении арендной платы за землю. В роли платежного средства начинают использоваться как деньги, так и выраженные в них долговые обязательства (векселя, чеки и т.п.)
  • Средство сбережения или образование сокровищ. Для выполнения данной функции необходимо, чтобы за продажей Т – Д не следовала купля Д –Т. В результате чего деньги извлекаются из обращения и превращаются в сокровище. Бумажные деньги выполнять эту функцию не могут, но могут служить средством образования денежных резервов.

 

Конкуренция: формы и виды.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Выделяют следующие функции конкуренции:

  • выявление или установление рыночной стоимости товара;
  • выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
  • регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Виды конкуренции:

  • Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изденлия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
  • Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
  • Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

 

 

Предмет экономической теории. Ее функции. Методы исследования.

Областью исследования экономической науки являются объективные связи людей в общественном производстве, закономерности принятия ими решений по выбору его цели и форм организации.

Предмет экономической теории по-разному трактуется разными научными школами:

1. Часть исследователей в соответствии с традициями марксизма определяет предмет как производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе совместного создания ими экономических благ, условий их совместного существования.

2. По мнению других исследователей: экономическая теория (экономикс) – наука, изучающая закономерности использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих личных и производственных потребностей.

К общим методам исследования относятся:

· Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или процесса на части, признаки, свойства, отношения.

· Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.

· Индукция - переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы.

· Дедукция - переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

· Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. С методом научной абстракции связано использование принципа «при прочих равных условиях», когда несущественные факторы принимаются в исследовании как неизменные, что упрощает решение проблемы.

· Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К специфическим экономическим методам можно отнести:

· Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности.

· Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения называется.

· Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

· Познавательная функция – выявление объективных законов и закономерностей.

· Методологическая функция – быть теоретической основой прикладных экономических наук (отраслевых).

· Практическая функция – теоретическое обоснование принимаемых решений предприятиями, государственными органами власти.

· Идеологическая функция – положения и выводы объективно подкрепляют или опровергают идеологические концепции государства.

 

Основные школы экономической теории. Мекантилизм. Школа физиократов. Классическая школа политэкономии. Марксистская экономическая школа. Теория маржинализма. Теория неоклассического экономического анализа. Теория Дж.М.Кейнса. Современные направления экономической мысли (монетаризм, институцианализм, ТРО)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.150 (0.025 с.)