Определение норматива собственных оборотных средств в денежном выражении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение норматива собственных оборотных средств в денежном выражении.



Нормы оборотных средств в относительных величинах могут служить базой для разработки норматива в денежном выражении в течение ряда лет, если в этот период не происходит существенных изменений в технологии производства, характере перевозок и других условий.



стрее совершается кругооборот оборотных средств предприятия, тем меньше требуется их для осуществления транспортного процесса. (

Скорость оборота оборотных средств, или коэффициент их оборачиваемости, есть число полных кругооборотов оборотных средств за определенный период времени.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (я) определяется делением суммы валового дохода от автомобильных перевозок (Д) на среднюю сумму оборотных средств (Соб), находящихся в обороте транспортного предприятия:

n = Д/Соб- (7.7)

Коэффициент оборачиваемости дает также представление о сумме реализованной продукции на 1 руб. оборотных средств.

Средняя длительность одного кругооборота средств определяется делением числа дней в периоде, за который рассчитывается их оборачиваемость, на коэффициент оборачиваемости:

 

t=Т/п, (7.8)

где t — длительность одного кругооборота, дни; Т— число дней в периоде. Как уже указывалось, общее время оборота оборотных средств на транспортных предприятиях состоит из времени пребывания средств в производственных запасах, в производственном цикле и в расчетах. В соответствии с этим пути ускорения оборачиваемости оборотных средств — это:

1) правильность нормирования производственных запасов и соблюдение установленных норм;

2) улучшение материально-технического обеспечения;

3) ускорение расчетов;

4) сокращение длительности производственного цикла.

Первое и второе направления тесно связаны между собой.

Снабжение АТП всеми необходимыми материальными ресурсами в строгом соответствии с нормативными потребностями в них имеет большое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств. Более того, оно способствует уменьшению затрат (потерь) предприятия, связанных как с уменьшением, так и с превышением фактических запасов по сравнению с нормативными. Уменьшение материальных ресурсов вызывает простои подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте и уменьшение коэффициентов технической готовности и ВЫПуска его на линию, а превышение фактических запасов сопровождается увеличением затрат предприятия на хранение ресурсов.

Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов АТП и получение причитающихся в их пользу платежей.

Резервные 10—20% стоимости перевозки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от заказчика относительно качества услуги, ее цены и т.п.

Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им через посредство факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и в итоге ускорить движение своего капитала.

Рассмотрим содержание факторинговой операции. Предположим, что АТП (кредитор) выполнило перевозку грузов другому предприятию (дебитору) и хочет получить за нее оплату немедленно или в установленный договором срок. В этом случае предприятие-кредитор может продать банку дебиторскую задолженность, застраховав себя таким образом от неплатежа.

В банк направляется заявка. Предварительно организатор факторинга изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид услуг, конъюнктуру услуг.

Для этого используются балансы АТП и отчеты о финансовых результатах за последние годы. Такой анализ обычно длится 1—2 недели. Если в результате банк дает согласие на факторинговое обслуживание, то между ним и предприятием-кредитором заключается договор.

Схема проведения факторинговой операции представлена на рис. 7.1.

Оплата услуг

Оплата требований

Покупка платежных требований

Факторинговая компания или факторинговый отдел банка

Заказчик услуги (дебитор)

 

Анализ (аудит) платежеспособности

Автотранспортное предприятие

Выполнение услуг

 

Рис. 7.1. Схема факторинговой операции

 

Договор может быть открытым и закрытым (конфиденциальным). Открытый факторинг — это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что АТП переуступает счета-фактуры факторинговой компании.

Закрытый (конфиденциальный) факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования транспортных услуг, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур факторной компании.

Таким образом, стоимость факторинговых услуг складывается из двух частей:

1) комиссионное вознаграждение, которое устанавливается в процентах от суммы дебиторской задолженности (в мировой практике 1,5—2,5%, в российской — 5%);

2) проценты за кредит, взимаемые при досрочной оплате представленных документов. Процентная ставка обычно на 2—4% превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании.

Кроме того, если дебитор задерживает оплату документов, то сумма пеней поступает организатору факторинга.

Помимо «дисконтирования фактур» факторинговые компании могут выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

• вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;

• консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременного получения платежей и т.п.

• информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству услуг. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своего клиента, подчинению его своему влиянию и контролю.

Из всех финансовых услуг для предприятий, особенно мелких и средних, это направление сотрудничества с банками очень привлекательно. Факторинговые операции помогают им в определенной степени решить проблемы временного недостатка оборотных средств и неплатежей и таким образом улучшить свое финансовое положение.

Глава 8. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

 

Производственный персонал

Производственный персонал АТП — это основной (штатный) состав постоянных работников. Численность и состав производственного персонала играют большую роль при решении вопросов налогообложения, подготовки кадров и т.д., поэтому в практической деятельности эти показатели входят в число основных при характеристике размеров предприятия.

Различают списочную и среднесписочную численность работников.

В списочную численность включают наемных работников, работающих по договору (контракту) один день и более, а также собственников АТП, получающих в нем заработную плату; их фиксируют ежедневно, а также на определенную дату (например, на первое или последнее число месяца). В списочной численности учитывают как фактически работающих в данный день, так и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. Работников, принятых на предприятие по внешнему совместительству, в списочной численности не учитывают, их учет ведут отдельно. Внутренних совместителей (получающих две, полторы или менее одной тарифной ставки) учитывают только один раз.

Среднесписочную численность рассчитывают за какой-либо период — месяц, квартал, с начала года, год.

Например, рассчитывая среднесписочную численность за месяц, суммируют списочную численность за каждый день, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и делят полученную сумму на число календарных дней. Среднесписочную численность работников на предприятиях, работавших неполный месяц, например вновь созданных, определяют путем деления суммы списочной численности за все дни работы предприятия в отчетном месяце, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, на общее число календарных дней в этом месяце. Для более крупных периодов времени (квартал, год) вместо данных об отработанных днях используют данные среднесписочной численности за месяц.

Степень интенсивности изменений в составе работающих характеризуется следующими показателями [7]:

• коэффициент оборота по приему;

• коэффициент оборота по увольнению;

• коэффициент текучести;

• коэффициент постоянства рабочих кадров. Коэффициент оборота но приему вычисляют путем деления

числа принятых за отчетный период на среднесписочное число работников за этот же период.

Коэффициент оборота по увольнению определяют путем деления числа уволенных за отчетный период на среднесписочное число работников за этот же период.

Коэффициент текучести представляет собой отношение числа выбывших по неуважительным причинам за период и среднесписочного числа работников за этот же период. К неуважительным причинам относятся увольнения по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины, из-за профессиональной непригодности, по решению судебных органов. Текучесть может быть связана с недостатками в организации и условиями труда на производстве.

Коэффициент постоянства рабочих кадров рассчитывается как отношение лиц, состоящих в списочном составе весь отчетный период на данном предприятии, и среднесписочной численности.

Основными унифицированными нормами первичной документации по учету численности служат приказы и распоряжения о приеме на работу, переводе на работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта); личная карточка работника; табель использования рабочего времени и др.

В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура имеющихся кадров. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) весь производственный персонал делят на рабочих, руководителей, специалистов и других служащих.

На АТП к категории рабочих относят водителей, рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, а также рабочих, занятых ремонтом оборудования (гаражного, силового). При этом наибольшая доля в численности рабочих приходится на водителей.

Руководителями считают работников, занимающих должности руководителей предприятий и его структурных подразделений.

В группу специалистов включают работников, выполняющих инженерно-технические, управленческие, экономические и другие подобные работы (инженеры, бухгалтеры, менеджеры, диспетчеры, инспектора, экономисты и т.п.).

Другими служащими считают работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хо^ зяйственное обслуживание. К другим служащим относятся также архивариусы, делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, учетчики, стенографы, чертежники, копировщики технической документации и т.п.

Современные АТП могут выполнять работы, не связанные с основной (профильной) деятельностью. В этой связи весь производственный персонал предприятия разделяют на две группы: персонал основной и неосновной деятельности; ко второй группе относят работников структурных подразделений, которые не связаны с профильной деятельностью (здравпункты, общественное питание и т.д.).

Для аналитических целей используется классификация персонала по функциональному, профессионально-квалификационному, возрастному, половому, образовательному и другим признакам.

По функциональному признаку выделяют следующие группы работников: инженерно-технические работники (ИТР), служащие, основные и вспомогательные рабочие, младший обслуживающий персонал, охрана и ученики.

К группе инженерно-технических работников относят специалистов, организующих производственный процесс и руководящих им. По номенклатуре к ним относят директоров предприятий, их заместителей по производственно-техническим вопросам, главных инженеров, начальников производств и цехов, инженеров, техников, мастеров и т.п.

К категории служащих относятся лица, занимающие учетные, канцелярские, некоторые административно-хозяйственные должности.

К основным рабочим на АТП относят водителей и рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, к вспомогательным — рабочих, занятых на ремонте оборудования.

Младший обслуживающий персонал (МОП) — это лица, производящие уборку дворов и непроизводственных помещений, курьеры.

В личный состав включают личный состав военизированной, сторожевой и пожарной охраны.

Учениками считаются лица, обучающиеся на предприятии производственным процессам в порядке индивидуального и бригадного обучения.

К производственному персоналу не относятся работники, занятые в непроизводственной сфере предприятий, — это работники, обслуживающие жилые дома, медпункты, детские сады, подсобные хозяйства, принадлежащие предприятиям.

Потребную (нормативную) численность работников АТП рассчитывают по каждой категории. В частности, численность водителей определяется путем деления объема работы на перевозках в автомобилечасах на баланс рабочего времени одного водителя в расчетном периоде.

Нормативная численность ремонтных рабочих (Ж) определяется в расчете на 10 тыс. км исходя из норм трудоемкости по видам технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР) на основании норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, разработанных Центроргтрудавтотрансом в 1999 г. на основе отраслевой методики, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации, и нормативного пробега автомобилей в расчетном периоде.

За основу расчета принимается формула

(8-І)

где Гоб — общая трудоемкость работ, чел-ч;

71|раб — годовой фонд времени одного рабочего, ч. Фонд рабочего времени одного рабочего за год (Т]ра6) определяется по формуле

(8-2)

где Дк — календарные дни; Д, — выходные дни; ДП — праздничные дни; Д0 — дни отпуска;

Дао — дополнительные дни отпуска; Д6 — дни пропуска по болезни;

Д. — дни выполнения государственных обязанностей;

tр — продолжительность рабочего дня;

tПП — продолжительность рабочего дня в предпраздничные

и предвыходные дни. Численность вспомогательных рабочих при планировании принимается равной 10%-от количества ремонтных рабочих. Численность ИТР и служащих устанавливается согласно штатному расписанию АТП.

Автомобильный транспорт, так же как другая отрасль производства, в связи с разделением труда и наличием в производствен

 

 

ном процессе различных работ характеризуется делением рабочих по профессиям, специальностям, квалификациям.

Профессия характеризует определенный вид работы в одной из отраслей производства, требующий особого комплекса знаний и практических навыков, необходимых для ее выполнения.

Внутри профессии различают специальности, требующие дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на определенном участке определенной отрасли производства.

Например, профессия слесаря делится на специальности: слесарь по ремонту автотранспортных средств, слесарь по ремонту оборудования и т.д.

Под квалификацией понимается совокупность знаний и умений выполнять работы разной сложности на отдельных участках производства. Чем выше технический уровень производства, сложнее система машин и технологических процессов, тем выше требования к квалификации рабочего.

Важную роль играют правильный подбор и расстановка кадров, создающие предпосылки для наиболее полного применения их квалификации и дальнейшего ее повышения.

Подбором кадров называют процесс определения пригодности кадров для эффективного выполнения ими своих функций. Основными требованиями при этом являются интересы производства, возможности использования профессионально-квалификационных качеств работников, соответствие личных и деловых качеств кадров характеру их деятельности.

Необходимость постоянного воспроизводства рабочей силы на предприятиях требует организации подготовки кадров и регулирования их качества.

Одним из самых распространенных способов подготовки рабочих кадров является обучение рабочих непосредственно на производстве. Главное достоинство этого способа — возможность предприятия быстро реагировать на изменения потребности в кадрах и их структуре.

Подготовка новых рабочих на производстве проходит в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Наиболее массовый вид — индивидуальное обучение, при ко тором учеников прикрепляют к высококвалифицированным рабочим или мастерам. В результате обучения приобретаются прочные практические навыки и минимально необходимые теоретические знания. После сдачи экзаменов специальной комиссии рабочему присваивают соответствующий квалификационный разряд.

Бригадное обучение имеет две формы: 1) учеников объединяют в специальные ученические бригады, в которых они под руководством инструкторов выполняют работы в соответствии с учебными планами и программами; 2) учеников зачисляют в состав действующих производственных бригад, где они приобретают необходимые знания и навыки по выбранной специальности. Эта форма сходна по своему существу с индивидуальным обучением, имеет те же достоинства и недостатки.

Курсовое обучение имеет своей целью подготовку рабочих по более сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и нередко определенного практического опыта (например, слесарей по ремонту автомобилей иностранного производства). Оно в большинстве случаев помогает преодолеть ограниченность индивидуального и бригадного обучения. Вместе с тем организация курсов требует создания специальной учебной базы. Курсовое обучение осуществляется с отрывом и без отрыва от основной работы.

Большое значение имеет подготовка рабочих в профессионально-технических училищах (ПТУ). Установлено, что производительность труда выпускников ПТУ на 20—30% выше, чем производительность выпускников производственных курсов. К сожалению, число ПТУ в последние годы резко уменьшилось из-за бюджетного недофинансирования.

Кадры специалистов высшей квалификации для предприятий автомобильного транспорта готовят автомобильно-дорожные вузы, а также факультеты при различных вузах страны; специалистов со средним специальным образованием выпускают колледжи.

Важное условие повышения эффективности работы АТП — правильная расстановка и использование кадров. Недостатки в этой работе приводят к текучести кадров, которая определяется как отношение всех уволенных по разным причинам (по собственному желанию, за прогул и другие нарушения дисциплины) к среднесписочной численности работников предприятия за определенный период.

Высокая текучесть кадров сопровождается потерями для предприятия, которые возникают из-за снижения выработки работников перед их увольнением. Поэтому на АТП необходимо вести постоянную работу, направленную на стабилизацию производственных коллективов: совершенствование мотивации труда, создание благоприятного психологического микроклимата и условий для безопасного труда и квалификационного роста.

Одним из признаков и недостатков рыночной экономики является безработица, которая заключается в том, что часть эко номически активного населения не может применить свою рабочую силу, становится излишней. Безработица имеет место и на предприятиях автомобильного транспорта. Причем в ряде регионов страны основными профессиями неудовлетворенного или повышенного спроса на протяжении многих лет являются водители автотранспортных средств, электрики, сварщики, т.е. те профессии, которые используются на автомобильном транспорте.

В этих условиях каждое транспортное предприятие должно работать в тесном контакте с государственными службами занятости населения, а также коммерческими структурами, осуществляющими свою деятельность на рынке труда. Как службы занятости, так и коммерческие структуры выполняют одну задачу — помогают людям найти работу, а предприятиям — получить нужных специалистов. Однако они работают с разными категориями клиентов. В коммерческие структуры обращаются, как правило, уже имеющие работу люди, но желающие по каким-либо причинам сменить ее. Клиенты службы занятости относятся к проблемным категориям — это женщины, имеющие детей, лица предпенсионного возраста или вернувшиеся из мест лишения свободы, молодежь без опыта работы. Указанные категории требуют предварительной профессиональной подготовки и переподготовки, их психологической поддержки, серьезного информационного обеспечения. Служба занятости предоставляет перечисленные услуги безработным бесплатно.

Для решения проблем, связанных с безработицей, предусмотрена единая для России служба занятости.

Службы занятости представляют собой посреднические учреждения, которые осуществляют следующие функции: регистрация безработных и вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу или поменять место работы; изучение спроса и предложения рабочей силы и предоставление информации о соответствующей конъюнктуре; профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных; выплата пособий.

Важную роль в эффективном осуществлении службой занятости своих функций играют компьютерные технологии. С их помощью создаются банки рабочих мест, где собирается и пополняется информация о вакансиях на рабочие места, о предложениях рабочей силы, соответственно подбираются претенденты.

Законом о занятости установлены основные условия получения пособия по безработице: минимальный стаж работы, необ-

ходимый для получения пособия, составляет 12 недель за предыдущий год. Размер пособия по безработице гарантирован не ниже величины

минимальной заработной платы. Время, в течение которого безработный получал пособие, включается в общий трудовой стаж.

Предупреждение безработицы и смягчение ее последствий могут быть достигнуты с помощью комбинации различных мер экономического и организационного характера — создания условий для количественного и качественного роста объемов производства, сокращения продолжительности рабочей недели, создания действенной системы подготовки и переподготовки кадров, предвосхищающей необходимость смены рабочих мест.

В настоящее время трудовые взаимоотношения на автомобильном транспорте между работодателями и работниками определяются Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) и жестко не регламентируются. Предприятиям предоставлены большие права в выборе форм и условий оплаты труда, установлении режима работы и т.п. Однако государством установлен механизм социальной защиты работников.

Так, законодательно регламентируются минимальный размер заработной платы с учетом инфляции на предприятиях всех форм собственности, минимальная продолжительность отпуска, максимальная продолжительность рабочего дня, определенные льготы по налогообложению доходов отдельных категорий работников.

Важное место в регулировании трудовых взаимоотношений занимает коллективный договор, который заключается между работодателем и работником. Коллективным договором регламентируют социально-экономические условия работы коллектива, в частности в нем оговариваются условия труда, отпуска, льготы и т.п.

Договоры (контракты) могут заключаться на определенный срок, на время выполнения определенных работ. Трудовые отношения оформляются в письменной форме.

Взаимоотношения между работниками и работодателями в рамках трудового договора (соглашения) регулируются ТК РФ. По трудовому договору рабочий (служащий) вступает в коллектив предприятия и подчиняется правилам внутреннего распорядка, т.е. выполняет ту работу, которая ему поручена, соблюдает установленные режим рабочего времени и нормы выработки.

В последние годы на предприятиях автомобильного транспорта широко применяется контрактная система найма, при этом контракт заключается на определенный срок или бессрочно.

Контракт на работу есть соглашение, заключаемое на определенный срок между работником предприятия и предприяти ем, по которому работник обязуется выполнять определенную работу, по определенной специальности, квалификации или на определенной должности с подчинением уставу предприятия, внутреннему трудовому распорядку и условиям контракта, а предприятие (собственник предприятия) обязуется оплачивать труд работника, обеспечивать условия труда и иные не противоречащие действующему законодательству условия. В контракте обязательно указывается срок его действия. Он вступает в силу с момента его подписания (или иного оговоренного в нем срока).

По окончании срока контракт может быть по согласованию сторон либо продлен, либо перезаключен на новый срок, либо по желанию любой из сторон прекращен. Истечение срока контракта исключает необходимость какой-либо дополнительной отработки и предупреждения за месяц, если работник хочет уволиться.

Досрочное расторжение контракта допускается в строго определенных случаях. Очевидно, наиболее распространенным станет увольнение по инициативе одной из сторон, когда не соблюдаются условия контракта.

В ТК РФ, положения которого распространяются на все отрасли экономики, включая транспорт, установлено, что каждый работник имеет, в частности, право:

1) на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

2) возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

3) равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;

4) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;

5) социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях.

Основанием для возникновения трудовых отношений является приказ о приеме на работу. Работнику может быть установлен испытательный срок, не превышающий трех месяцев, а в отдельных случаях, с согласия профсоюза, — до шести месяцев. Работникам, оформляемым на работу в порядке перевода, испытательный срок не устанавливается. При реорганизации предприятия трудовые отношения продолжаются с согласия работника.

Норма рабочего времени для основной массы работников установлена в 40 ч в неделю. Работа в сверхурочное время должна оплачиваться выше, причем первые два часа — не менее чем в 1,5 раза, остальные — не менее чем в 2 раза. Работа в выходной должна быть компенсирована по договоренности (отгул или двойная оплата). Если работнику устанавливается ненормированный рабочий день, то это должно быть отмечено в договоре.

В соответствии с коллективным договором работодатель обязан не позднее чем за три месяца предоставлять в профком информацию о сокращении численности штатов, планы-графики, программу высвобождения работников с разбивкой по месяцам, список сокращаемых должностей и работников, перечень вакансий, предлагаемые варианты трудоустройства. Только с согласия профкома осуществляются ликвидация структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе работодателя, другие мероприятия, влекущие за собой сокращение рабочих мест.

О предстоящих увольнениях работодатель обязуется извещать работников не менее чем за два месяца. При сокращении численности штатов свыше 10% работодатель обязан предупредить профсоюзный орган не менее чем за три месяца. При угрозе процедуры банкротства обязательно при инвестиционном или коммерческом конкурсе сохраняются профиль производства и не менее 70% рабочих мест. При невозможности сохранения 70% рабочих мест выигравшие конкурс обязаны переподготовить до 50% сокращаемых работников предприятия.

При невыполнении норм труда (трудовых обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически отработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени.

При невыполнении норм труда (трудовых обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется 2/3 тарифной ставки.

Работодатель обязан приводить условия труда работника в соответствие с требованиями охраны труда и санитарно-гигиенических норм; соблюдать требования ТК РФ при применении женского труда и труда лиц моложе 18 лет, работающих инвалидов и работников с ограниченными физическими возможностями; выделять средства для обучения руководителей и специалистов предприятия, специалистов по охране труда вопросам трудового законодательства, охраны труда и экологии, для оснащения кабинетов охраны труда средствами наглядной агитации, зако нодательными и нормативными актами, технической и учебной литературой.

В коллективном договоре обязательно содержится раздел, посвященный социальным гарантиям и защите работников.

Учетом личного состава работников предприятия обычно занимается отдел кадров. Первичными документами по учету численности персонала и его движения являются приказы о приеме на работу, о предоставлении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков. Если с работником заключается трудовой контракт, то наличие приказа не обязательно.

Учет использования рабочего времени ведется в таблицах учета использования рабочего времени, в годовых табельных карточках и т.п. Табель открывается по предприятию в целом.

На предприятиях применяются две формы табеля по учету использования рабочего времени — № Т-12, Т-13. Источниками информации по труду являются форма № 1-Т «Отчет по труду», форма № 5-3 «Отчет о затратах на предприятии», форма 5-Т «Сведения о численности и заработной плате работников».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.059 с.)