Физический и моральный износ основных фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физический и моральный износ основных фондов



Износ основных средств — это постепенная утрата ими своей стоимости или полезного использования с соответствующим переносом ее на издержки производства. Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влияния природно-климатических условий. На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияет ряд факторов:

а) степень нагрузки основных фондов в производственном

процессе;

б) качество основных фондов;

в) особенности технологического процесса и степень защи-

ты основных фондов от влияния внешних условий;

г) квалификация рабочих и отношение их к основным фондам;

д) качество ухода за основными фондами.

Для определения физического износа основных фондов применяют два метода расчетов: один из них основан на сопоставлении физических и нормативных сроков службы или объемов работ, другой — на данных о техническом состоянии средств труда, устанавливаемых в процессе обследования.

Коэффициент физического износа по объему работ можно установить лишь по тем инвентарным объектам, которые обладают определенной производительностью (машины, станки). Этот коэффициент можно определить по формуле

где И— процент физического износа;

Тф — количество лет, фактически отработанных машиной; Тн — нормативный срок службы;

Пф — среднее количество продукции, фактически вырабо­танной за год;

Пн — готовая производственная мощность (или норматив­ная производительность труда). Физический износ отдельных инвентарных объектов можно определить и по сроку службы. Этот метод применим ко всем видам основных фондов. Исходя из того допущения, что физи­ческий износ происходит равномерно в течение всего срока служ­бы средств труда, коэффициент этого износа может быть опре­делен по следующей формуле:

(62)

Основные производственные фонды изнашиваются не только во время эксплуатации, но и во время бездействия — в результате естественных физико-химических воздействий (так, окисляясь кислородом воздуха, ржавеют железо и сталь, корродирует алюминий).

Физический износ возмещается с помощью текущего и капитального ремонтов. Текущий ремонт предусматривает незначительный объем работ, связанный с устранением мелких поломок, и осуществляется в межсменное время без длительной остановки оборудования или снятия автомобиля с линии.

Капитальный ремонт — это комплекс мероприятий, обеспечивающий восстановление технических свойств основных фондов до первоначального уровня. При капитальном ремонте подвижного состава, оборудования и т.д. производятся разборка, замена и ремонт всех изношенных частей и агрегатов, сборка и наладка ремонтируемого объекта.

Моральный износ — это потеря экономической эффективности и целесообразности использования основных производствен ных фондов до истечения срока полного физического износа. При этом потеря стоимости происходит независимо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет.

Существуют два вида морального износа, являющиеся следствием технического прогресса, но экономические последствия которых различны; необходимость их учета для целей возмещения неодинакова. Величина морального износа обоих видов учитывается, как правило, в ходе переоценки основных фондов.

Моральный износ первого вида заключается в уменьшении стоимости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Относительная величина морального износа первого вида может быть рассчитана по формуле

(6.3)

где И{—относительная величина морального износа первого вида (%);

Ф(— первоначальная стоимость средств труда;

Ф2 — восстановительная стоимость средств труда. Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более совершенных и экономичных видов машин и оборудования. Моральный износ второго вида можно установить по следующей формуле

(6.4)

где Вси Ву — восстановительная стоимость современной и устаревшей машины;

Пс и Пу — производительность (или производственная мощность) современной и устаревшей машины.

При рассмотрении морального износа второго вида выделяют частичный и полный износ, а также его скрытую форму.

Частичный моральный износ — это частичная потеря потребительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, когда окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ — это полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых условиях убыточна

Вероятна ситуация, когда неубыточные операции еще возможны, но они реализуются на более производительных машинах. Устаревшую машину разбирают на запасные части или списывают в металлолом.

Способами преодоления морального износа являются непрерывное совершенствование производства, развитие науки и техники, в результате чего создаются новые машины, оборудование или модернизируются существующие.

Под модернизацией понимают конструктивное совершенствование действующих машин, повышающее технико-экономические показатели их работы до уровня современной техники [17].

Типовая модернизация — это внесение однотипных изменений в серийные конструкции.

Например, в конструкциях автомобилей ранних выпусков производится замена двигателей на более мощные.

Целевая модернизация проводится в связи с изменяющейся технологией и организацией производства. Она осуществляется на предприятии применительно к группе оборудования или отдельным его видам.

Q Например, внедрение поточных линий в зоне ТО автомобилей требует специализации оборудования в зоне.

Автотранспортные предприятия, имеющие автомобили более новых и совершенных конструкций, и располагающее новыми современными средствами для ТО и ремонта автомобилей, будут иметь более высокие производственные показатели.

 

 

Амортизационные отчисления

Амортизация — это процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции.

Денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенной на готовый продукт, называется амортизационными отчислениями. Эти отчисления составляют амортизационный фонд предприятия, который служит источником воспроизводства средств труда.

Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для воспроизводства и расширенного воспроизводства основных фондов, так как новые основные фонды обладают более высокими технико-эксплуатационными показателями. Расчет амортизационных отчислений осуществляется по нормам амортизации.


Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем или арендатором, если это предусмотрено договором аренды, в порядке, изложенном для организаций — правособственников основных средств. Этот же порядок распространяется на лизинговое имущество.

По объектам основных средств, полученным безвозмездно в процессе приватизации, по договору дарения, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства, дорожного хозяйства, а также приобретенным зданиям амортизация в настоящее время не начисляется.

По объектам основных средств, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований, амортизация начисляется на стоимость объекта без учета бюджетных средств.

Объекты жилого фонда, используемые для извлечения дохода, амортизируются в общеустановленном порядке.

Приостановление амортизационных отчислений осуществляется в период реконструкции или модернизации объекта продолжительностью более 12 мес.

Вместе с этим надо учитывать, что если затраты на реконструкцию и модернизацию основных средств улучшают (повышают) ранее принятые показатели функционирования (срок полезного использования, мощность и другие показатели качества), то они увеличивают первоначальную стоимость объекта.

В зависимости от срока полезного использования основные средства в настоящее время объединяются в 10 амортизационных групп (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Объединение основных средств в 10 амортизационных групп

 

 

Срок полезного использования определяется предприятием самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании классификации основных средств, определяемой Правительством Российской Федерации.

Если в классификации не указан срок полезного использования объекта основных средств, то предприятие устанавливает этот срок самостоятельно, исходя из технической характеристики объекта и рекомендаций его производителей.

Амортизационные отчисления по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком службы свыше 20 лет) можно начислять линейным или нелинейным методом.

При применении линейного метода норма амортизации (Яа) рассчитывается по формуле

Ha=1\n*100%

где п — срок полезного действия объекта в месяцах.

Сумма начисленной амортизации за каждый месяц (А) будет равна:

 

A=Ha*Сп

 

где Сп — первоначальная стоимость основных средств.

При использовании нелинейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле

На=2\n*100% (6.6)

Сумма, начисленная за каждый месяц амортизации, будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости основного средства на начало месяца.

По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в амортизационные группы 8—10, предприятия должны применять только линейный метод амортизации.

Возможно также использование метода ускоренной амортизации — применительно к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга с коэффициентом не более 3 или в условиях с повышенной стоимостью в работе с коэффициентом не более 2.

Субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортизацию основных производственных средств по удвоенной норме и списывать дополнительно в виде амортизации до 50% их первоначальной стоимости, если срок полезного использования объекта составляет более трех лет.,

По основным средствам могут применяться повышенные нормы амортизации.

Так, применительно к легковым автомобилям и микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость более 300 тыс. руб. до 400 тыс. руб. включительно, норма амортизации применяется с коэффициентом 0,5.

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств.

Если приобретенный объект основных средств находился в эксплуатации у предыдущих собственников в течение т лет и по нему принято решение начислять амортизацию линейным методом, то по такому объекту норма амортизации рассчитывается по формуле

Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в хозяйственном обороте, и переносят равномерно (ежемесячно) свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования.

Для транспортных средств, выпущенных после 1 января 2002 г., в настоящее время применяется общий порядок амортизации, устанавливаемый для всех видов основных производственных фондов [3].

При этом амортизация исчисляется исходя из первоначальной стоимости транспортных средств, срока полезного использования и метода начисления амортизации. Начисление амортизации ведется методом, принятым учетной политикой предприятия (линейным или нелинейным). Классификация автотранспортных средств, включаемых в амортизационные группы в зависимости от срока полезного использования, приведена в табл. 6.2. (6-7)

Таблица 6.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.028 с.)