ТЕМА 1. Предмет, система и методы юридической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Предмет, система и методы юридической психологии.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет и система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими научными направлениями.

2. Классификация методов юридической психологии.

3. Новые направления современной юридической психологии.

Литература: 2, 12, 18, 20, 23, 42, 59, 62, 63, 64, 75, 76, 86, 95, 101, 102.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

 

ТЕМА 2. Совокупность психических свойств личности: темперамент, характер, способности. Психологические особенности профессии юриста.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Понятие темперамента. Основные виды темперамента.

2. Типы высшей нервной деятельности как нейрофизиологическая основа темперамента.

3. Проявление особенностей темперамента в динамике поведения человека.

4. Понятие и структура характера.

5. Понятие акцентуации характера.

6. Типы характера и стили поведения.

7. Понятие и классификация способностей.

8. Профессиограмма юриста.

Практическое задание: проведение тестирования по тесту К.Леонгарда (Приложение №1), анализ профессиограммы юриста (Приложение № 3).

Литература: 22, 24, 28, 29, 38, 39, 58.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

ТЕМА 3. Эмоционально-волевые процессы и состояния и их влияние на противоправное поведение личности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие эмоций. Эмоции как организующий фактор сознания.

2. Теории происхождения и функционирования эмоций. Классификация эмоций.

3. Функции эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.

4. Общая характеристика и реализация в противоправном поведении личности основных базовых эмоций.

4.1. Характеристика триады враждебности (гнев, отвращение и презрение) и реализация их в агрессивном поведении личности.

5. Теории воли. Воля как фактор управление поведением личности.

6. Функции воли. Характеристика отдельных волевых качеств.

7. Структура и общая характеристика волевого акта.

8. Психология воли.

9. Формирование волевых качеств личности.

10. Психология личной безопасности.

Литература: 4, 5, 23, 27, 29, 45, 50, 63, 65, 70.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

 

ТЕМА 4. Личность и структура ее психических свойств.

Контрольные вопросы

1. Понятие о личности в психологии.

2. Общая характеристика современных теорий личности и их связь с основными направлениями юридической психологии.

3. Формирование правосознания.

4. Закономерности и механизмы правовой социализации личности.

Практическое задание: проведение тестирования по тесту Р.Кеттела на определение степени развития 16 типичных черт личности. (Приложение №2)

Литература: 4, 5, 12, 23, 37, 39, 40, 43, 44, 45, 50, 52, 90, 91, 92, 93, 94, 100.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

ТЕМА 5. Психологическая характеристика личности преступника, преступной группы и преступного деяния (криминальная психология).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Предмет криминальной психологии.

2. Единство социальных и биологических факторов в формировании личности преступника.

3. Понятие бессознательного в мотивации преступного поведения.

4. Предмет криминальной патопсихологии.

5. Проблема криминогенности психических аномалий.

6. Общая характеристика личности преступника с психическими аномалиями.

7. Общая характеристика тревожности и внушаемости.

8. Общая характеристика жестокости и агрессивности.

9. Общая характеристика ригидности.

10. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями (мотивация, принятие решения и планирование).

11. Ювенальная психология.

12. Психология группового преступления.

Литература: 1, 8, 11, 17, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 35, 36, 38, 51, 60, 71, 80.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

ТЕМА 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет, объекты и основные задачи судебно-психологической экспертизы.

2. Методы судебно-психологической экспертизы.

3. Виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

5. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании.

6. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности.

7. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших.

8. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза психопатических личностей.

9. Виды судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе.

10. Компетенция комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы, ее виды и основные направления

Литература: 78, 79, 82, 86.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.html

 

 

Задание

для выполнения контрольных работ для студентов

Курса заочного отделения и 3 курса заочного отделения сокращенной формы обучения.

 

В соответствии с учебным планом, по курсу «Юридическая психология» обязательным является написание контрольной работы для студентов обучающихся по заочной форме обучения, и имеет цель содействовать более глубокому изучению важнейших тем курса «Юридическая психология» привитие студентам навыков психологического диагностирования личности человека, выбору той или иной стратегии поведения в профессиональной деятельности.

Задания для выполнение контрольных работ по «Юридической психологии» составлены в соответствии с программой курса для высших учебных юридических заведений.

Выполняющий задание должен ознакомится не только с материалами по данному вопросу, но также изучить основные теоретические положения курса «Юридическая психология».

При написании контрольной работы необходимо обращаться не только к материалам учебника, но и к дополнительной литературе, приведенной в списке литературы.

Работа должна быть подписана и указана дата выполнения. Рекомендованный объем контрольной работы 20-25 страниц.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Студенты, фамилии которых начинаются на букву «А» по «Ж» (включительно) выполняют первый вариант, «З» по «О» - второй вариант, «П» по «Х» - третий вариант, «Ц» по «Я» - четвертый вариант.

Контрольная работа должна быть представлена в установленные сроки.

Студент, выполнивший контрольную работу и получивший положительную рецензию, проходит индивидуальное собеседование с преподавателем и допускаются к сдаче экзамена.

Студент, контрольная работа которого не зачтена или не прошедший по результатам контрольной работы собеседования с преподавателем, не допускается к сдаче экзамена по «Юридической психологии».

 

Вариант 1. Психологические особенности судебной деятельности.

 

1. Психологические особенности допроса подсудимого.

2. Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей.

3. Психологические аспекты судебный прений и вынесения приговора.

4. Социально-психологические основы рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей.

 

Литература: 9, 13, 15, 22, 24, 42, 73, 74, 75, 81, 85, 95, 97, 99.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

Задание. Охарактеризуйте возможности использования прокурором и адвокатом нейролингвистического программирования (НЛП) в процессе судебного разбирательства и приведите примеры из судебной практики эффективного применения данного направления прикладной психологии.

 

Вариант 2. Предмет и система правовой психологии.

 

1. Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения.

2. Психологические предпосылки эффективного действия правовых норм.

3. Психологическая характеристика понятия правосознания (в том числе и профессионального). Негативные девиации сотрудников правоохранительных органов, их преодоление и профилактика.

 

Литература: 2, 12, 18, 20, 23, 37, 42, 45, 53, 59, 73, 74, 76, 85, 88, 99.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

Задание. Проанализируйте конкретное, последнее по времени периодическое издание, обозначьте название и время изданию и дайте ему оценку по следующим параметрам:

1. Какое количество статей содержит позитивную, а какое – негативную информацию?

2. Каким образом в данном издании освещена правовая тематика?

3. Оказывает ли данное издание влияние на формирование правосознания, повышение психологической и правовой культуры общества?

 

Вариант 3. Криминальная психология. Психологическая характеристика личности преступника.

 

1. Основные задачи современной криминальной психологии.

2. Психологические аспекты девиантного (отклоняющегося) поведения. Виды девиантного поведения и их характеристика.

3. Понятие бессознательного в мотивации преступного поведения

4. Психологические аспекты повышения эфективности путей и средств предупреждения преступности.

 

Литература: 1, 8, 11, 17, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 35, 36, 38, 51, 60, 71, 80.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

Задание.

История человечества знает немало тиранов, осуществляющих массовые преступления против своего народа и представителей других национальностей (Нерон, Робеспьер, Гитлер, Сталин и т.д.) Какие с вашей точки зрения личностные качества присущи данной категории людей. Каковы основные причины подобного поведения (генетика, дефекты воспитания, реализация и преодоление внутренних комплексов, объективные условия исторического развития)?

Вариант 4. Психология конфликта.

 

1. Охарактеризуйте отдельные виды конфликтов.

1.1. Личностные конфликты.

1.2. Межличностные конфликты

1.3. Межгрупповые конфликты

1.4. Внутригрупповые конфликты.

2. Какие существуют стратегии и тактики выхода из конфликтной ситуации.

3. Формирование качеств конструктивного поведения, обучение эффективному поведению в конфликтах как основа правопослушного поведения и гармоничной адаптации человека в обществе.

4. Обучение эффективному поведению в конфликтах для их разумного разрешения в профессиональной деятельности юриста.

 

Литература: 4, 5, 15, 16, 23, 40, 47, 58, 59, 65, 74, 75, 76, 86, 97.

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/kochen/02.htm

 

Задание.

Раскройте понятие «конфликтная личность» и опишите используемые вами способы нейтрализации конфликта в различных ситуациях.

 

Задание для самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Формы самостоятельной работы разнообразны - это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ, организация научного кружка по специальности, а на заключительном этапе — выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Самостоятельная работа способствует:

- углублению и расширению знаний;

- формированию интереса к познавательной деятельности;

- овладению приемами процесса познания;

- развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Самостоятельная работа осуществляется в следующих направлениях подготовка к семинарским занятиям, дополнительное изучение рекомендуемой литературы, подготовка выступлений, написание рефератов, участие в научном кружке по «Юридической психологии».

При подготовке используется литература, указанная в УМК для написания рефератов по изучаемой дисциплине и последующем представлении этих работ на семинарских занятиях и кружках.

 

 

Темы выступлений и рефератов для самостоятельной работы.

 

1. История становления юридической психологии как науки.

2. Процессы памяти. Субъективные и объективные условия, способствующие успешному запоминанию информации.

3. Понятие о мнемонике. Приемы оказания мнемической помощи в следственной тактике.

4. Значение интуиции, глубины, широты, гибкости, подвижности, самостоятельности прогностического мышления юриста для эффективного выполнения профессиональных функций.

5. Теории происхождения и функционирования эмоций.

6. Общая характеристика современных теорий личности.

7. Характеристика мотива, потребности, цели как элементов мотивационной сферы личности.

8. Основные составляющие профессиональной деятельности юриста

9. Специфика профессиональной деятельности адвоката, прокурора, судьи, следователя и т.д.

10. Обучение эффективному поведению в профессиональных конфликтах для их разумного разрешения в юридической практике.

11. Понятие бессознательного в мотивации преступного поведения.

12. Преступное поведения лиц с психическими аномалиями (мотивация, принятие решения и планирование).

13. Структура и содержание правовой психологии личности. Направленность личности на правомерное поведение.

14. Психологические аспекты профилактики правонарушений.

15. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших.

 

 

Приложение №1

ОПРОСНИК Х. СМИШИКА

«ДИАГНОСТИКА ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА ПО К. ЛЕОНГАРДУ».

 

В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леонгард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотомический, аффектно-экзальтированный, эмотивный.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет», проставляя в регистрационном бланке соответственно «+», если ответ утвердительный, или «-», если ответ отрицательный. Не задумывайтесь долго над ответом. Помните, плохих или неверных ответов нет.

Текст опросника

 

1. Часто у вас бывает веселое и беззаботное настроение?

2. Чувствительны ли вы к обидам, оскорблениям?

3. Бывает ли так, что в кинотеатре или в разговоре у вас на глаза наворачиваются слезы?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли выполнено правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве были таким же отчаянным и смелым, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас меняется настроение от невероятно веселого к крайне тоскливому?

7. Являетесь ли вы центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком недовольно-раздражительном настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, не застряло ли оно в щели?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

17. Стремитесь ли вы во всем соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли вас преследует чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. Часто ли у вас подавление настроение?

22. Была ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам длительное усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, отстаиваете ли вы свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу?

26. Если занавески висят неровно, раздражает ли вас это обстоятельство и вы стараетесь сразу поправить их?

27. В детстве вы боялись оставаться один дома?

28. Часто ли у вас без причины колеблется настроение?

29. Всегда ли вы стремитесь быть компетентным в своей профессии или одним из лучших в учебе?

30. Быстро ли вы злитесь или впадаете в гнев?

31. Можете ли вы быть беспечно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально вас пронизывает?

33. Как вы думаете, смогли ли быть ведущим (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Обычно вы высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, так как это вызывает у вас неприятные ощущения?

36. Любите ли вы работу, требующею от вас огромной ответственности?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. Вам страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли вы деятельность, требующею неторопливости и усидчивости, работе быстрой, где требования к качеству невысоки?

40. Общительный ли вы человек?

41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Были ли такие ситуации, что вы так расстроились, что не в состоянии были пойти на работу, занятия?

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первым шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Выйдя из дома, возвращаетесь ли вы снова, чтобы убедиться, что оставили его в таком состоянии, что ничего не случится?

49. Беспокоили ли Вас мысли, что с вами или родными что-нибудь может случиться?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам выступать с докладами, играть на сцене перед большой аудиторией?

52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбляет?

53. У вас очень высока потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к такому типу людей, кто впадает в отчаяние при каких-либо разочарованиях?

55. Нравиться ли вам работа, требующая активной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если приходиться преодолевать массу препятствий?

57. Может ли вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?

58. Трудно ли уснуть из-за того, что проблемы пережитого или следующего дня постоянно в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам огромная сила воли, чтобы ночью пройти по кладбищу?

61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь имела свое место?

62. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении, вы встаете в подавленном настроении?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Подвержены ли вы головным болям?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Из-за несправедливости вы часто переживаете?

69. Любите ли вы природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, погашен ли свет, закрыты ли двери, выключен ли газ?

71. Вы боязливы?

72. Часто ли меняется ваше настроение?

73. Принимаете ли вы участие в кружках художественной самодеятельности или участвовали в них в школьные годы?

74. Расцениваете ли вы жизнь несколько пессимистически, без радостных надежд?

75. Увлекает ли вас путешествие?

76. Меняется ли у вас настроение от огромной радости до глубокой тоски?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей или компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы длительное время несчастье других людей?

80. Будучи школьником часто ли вы переписывали страницу в вашей тетради, из-за ошибки?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и настороженно, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли у вас такое состояние, что вы боитесь, что броситесь под поезд или выброситесь из окна многоэтажного здания?

84. Вы обычно веселы в хорошей компании?

85. Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Становитесь ли вы среди близких людей менее сдержанным, чувствуете себя более свободно?

87. В беседе вы скорее немногословны, чем разговорчивы?

88. Если бы вам надо было бы играть на сцене, могли бы вы так перевоплотиться, что забыли бы о том, что только играете?

 

Ключи к опроснику.

1. Гипертимность (х3): «да» – 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

2. Застревание (х2): «да» – 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81; «нет» – 12, 46, 59.

3. Эмотивность (х3): «да» - 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; «нет» - 25.

4. Педантичность (х2): «да» – 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; «нет» – 36.

5. Тревожность (х3): «да» – 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; «нет» – 5.

6. Циклотимность (х3): «да» – 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

7. Демонстративность (х2): «да» – 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 88, 85; «нет» – 51.

8. Возбудимость (х3): «да» – 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86.

9. Дистмность (х3): «да» – 9, 21, 43, 74, 87; «нет» – 31, 53, 65.

10. Экзальтированность (х6): «да» – 10, 32, 54, 76.

 

Регистрационный лист.

№ п/п + - № п/п + - № п/п + - № п/п + -
                       

 

Обработка результатов.

 

Для обработки результатов опроса нужно изготовить трафареты в соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист.

Затем подсчитывается количество ответов, соответствующих ключам, и сумма умножается на соответствующий коэффициент (2, 3 или 6). Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции к акцентуации свидетельствует сумма баллов от 15 до 18.

Гипертимическим личностям характерно приподнятое настроение в состоянии с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью. Они всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают трудности.

Застревающие личности характеризуются большой устойчивостью переживаний. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается, поэтому их часто характеризуют как злопамятных людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми.

Эмотивные личности характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Мягкосердечие, задушевность людей этого типа связаны с усилением внешним проявлением их реакции. Особенно характерна для них слезливость.

Педантичные личности, прежде чем что-либо сделать долго и тщательно все обдумывают. Любят свое производство, хорошо осознают обстоятельства по отношению к нему и не меняют место работы без веских оснований. В быту им характерна добросовестность.

Тревожные (боязливые) отличаются робостью, в которой чувствуется элемент покорности, унижения. Человек постоянно настороже перед внешними раздражителями.

Циклотимические личности - характерна смена гипертимических и дестимических состояний. Радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.

Демонстративные личности весьма озабочены впечатлением, которое они производят. К словесному самохвалению у них присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание окружающих.

Возбудимые личности характеризуются импульсивностью, им чужда терпимость. Решающими для их образа жизни и поведения часто является неблагоразумие, но логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения.

Дистимические личности представляют собой противоположность гипертимическим. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных печальных сторонах жизни. Стимулирование жизнедеятельности ослаблено, мысль работает медленно.

Экзальтированные личности реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаше она мотивирована тонкими, альтруситическими побуждениями. Они также крайне впечатлительны по поводу печальных фактов.

 

Приложение №2.

Эта методика предназначена для оценивания степени развития 16 типичных черт личности. Такая оценка дается по результатам анализа ответов на проводимые ниже 187 вопросов-суждений. Вы должны прочесть каждое суждение и выбрать один из трех ответов на него. Ответы даются сразу же после формулировки суждения. Выбранные ответы сравниваются с ключевыми, которые приводится в конце опросника. Результатом такого сравнения становится оценка степени развитости различных типичных черт личности, названия которых даются вместе с ключевыми ответами.

Итак, внимательно прочтите каждое из приведенных ниже высказываний и выразите свое отношение к нему, выбрав один из ответов.

 

1. Я хорошо понял инструкцию к опроснику:

1 – да; 2 – не уверен; 3 – нет.

2. Я готов как можно искренне ответить на предложенные вопросы:

1 – да; 2 – не знаю; 3 – нет;

3. Если бы у меня была дача, то я предпочел бы ее иметь:

1 – среди людей, в большом поселке; 2 – нечто среднее;

3 – в лесу, далеко от людей.

4. Я нахожу в себе сил достаточно сил, чтобы справляться с жизненными трудностями:

1 – всегда; 2 – как правило; 3 – редко.

5. При виде диких животных мне становится не по себе, даже если они надежно заперты и никакая опасность мне не угрожает:

1 – да; 2 – не всегда; 3 – никогда.

6. Я воздерживаюсь от критике людей и их взглядов:

1 – всегда; 2 – иногда; 3 – нет.

7. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других людей:

1 – да; 2 – не уверен; 3 – нет.

8. Я люблю планировать свои дела и действовать в соответствии с намеченным планом:

1 – да; 2 – трудно ответить; 3 – нет.

9. Если бы я видел дерущихся детей, то:

1 – предоставил бы им возможность самим выяснять свои отношения;

2 – не знаю, что сделал бы в этой ситуации;

3 – вмешался бы, чтобы разобраться в ссоре.

10. На собраниях и в компаниях я:

1 – стараюсь быть на виду у всех;

2 – нечто среднее;

3 - предпочитаю держаться в тени.

11. По-моему, интереснее быть:

1 – инженером-конструктором по профессии;

2 – не знаю, что предпочесть;

3 – поэтом или драматургом.

12. Мне легко подчиняться приказам, даже если они кажутся не вполне разумными:

1 – да; 2 – нечто среднее; 3 – нет.

13. Обычно я спокойно переношу общество самодовольных людей:

1 – да; 2 – не всегда; 3 – никогда не переношу.

14. Разглядывая на небе облака, я обычно:

1 – думаю о погоде; 2 – ни о чем не думаю; 3 – вижу в них разные, в том числе самые причудливые, образы.

15. Я считаю, что самую скучную, повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если в этом нет особой необходимости:

1 – да; 2 – не уверен; 3 – нет.

16. Я предпочел бы иметь такую работу, в которой:

1 – можно было бы много заработать с риском потерпеть неудачу; 2 – не знаю; 3 – можно иметь не очень высокий, но твердый заработок.

17. Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне:

1 – изворотливым; 2 – трудно сказать; 3 – воспитанным.

18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или беспокойства, сам не знаю почему:

1 – да; 2 – иногда; 3 – никогда.

19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я невиноват, то:

1 – никакого чувства вины у меня не возникает; 2 – я чувствую себя неопределенно; 3 – у меня возникает чувство вины.

20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:

1 – отказываются работать по-новому; 2 – не знаю; 3 – всякий раз стараются работать по-новому.

21. Принимая решения, я обычно руководствуюсь:

1 – чувством; 2 – нечто среднее; 3 – разумом.

22. Люди били бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:

1 – да; 2 – не знаю; 3 – нет.

23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:

1 – да; 2 – не всегда; 3 – нет.

24. Разговаривая с людьми, я:

1 – склонен высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;

2 – нечто среднее; 3 – предпочитаю сначала хорошо думать, а уже потом говорить.

25. Даже если я чем-то сильно взволнован, я успокаиваюсь довольно быстро:

1 – да; 2 – когда как; 3 – нет.

26. При одинаковом рабочем дне и зарплате я предпочел бы работать:

1 – работать в одиночестве; 2 – не знаю, что выбрать; 3 – постоянно быть среди людей.

27. У меня было:

1 – очень много случаев, когда меня выбирали организовать какое-либо дело; 2 – были такие случаи, но не так уж много; 3 – не было таких случаев.

28. «Лопата» так относится к слову «копать», как «нож» к:

1 – острый; 2 – резать; 3 – точить.

29. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть:

1 – да; 2 – иногда; 3 – никогда.

30. Я в своей жизни, как правило, достигаю те цели, которые поставил перед собой:

1 - да; 2 - иногда; 3 - почти никогда.

31. Если закон устарел, то он должен быть немедленно изменён:

1 - да; 2 - не знаю;

3 - нет, надо ещё хорошенько подумать, стоит ли это делать.

32. Мне становится не по себе, когда дело требует быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:

1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.

33. Большинство знакомых считает меня весёлым человеком:

1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.

34. Когда я вижу неопрятных, неряшливо одетых людей, то:

1 - это меня не волнует; 2 - нечто среднее;

3 - они вызывают у меня неприязнь и отвращение.

35. Неожиданно оказавшись в центре внимания людей, я теряюсь:

1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.

36. Я всегда рад присоединиться к большой компании:

1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет.

37. В школе я предпочитал:

1 - уроки, связанные с музыкой и танцами;

2 - не знаю;

3 - уроки математики и физики или занятия в мастерской труда.

38. Если меня назначают ответственным за что-либо, то я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе отказываюсь от назначения:

1 - да; 2 - когда как; 3 - никогда.

39. По некоторым вопросам я занимаю непреклонную позицию:

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

40. Мне интересны люди, которые во многом со мной не согласны, с которыми можно поспорить:

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

41. Если в новой компании кто-то много и громко смеётся, то это говорит о том, что данный человек:

1 - жизнерадостный; 2 - не знаю; 3 - не умеет себя вести.

42. Я предпочёл бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, а не с грубыми и слишком прямолинейными:

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

43. Когда меня критикуют на людях, то это меня крайне расстраивает:

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

44. Если меня вызывал к себе директор школы или классный руководитель, то я:

1 – использую эту встречу для того, чтобы попросить его о чём-то, что мне нужно;

2 - заранее ни о чём не думал;

3 - обычно думал о том, что я что-то сделал не так и меня собираются наказать.

45. Я испытываю чувство смущения, если моё мнение о какой-нибудь прочитанной книге или о фильме разошлось с общепринятым:

1 - да; 2 - трудно сказать; 3 - нет.

46. Прежде чем высказать своё мнение, я:

1 - стараюсь узнать мнение других людей;

2 - когда как;

3 - никогда не думаю о том, каково мнение других людей.

47. Я с удовольствием участвовал в жизни школы:

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

48. Я поддерживаю дома порядок и почти всегда знаю, что где лежит:

1 - да; 2 - иногда; 3 - никогда.

49. Когда я думаю о том, что произойдёт в течение дня, то я нередко испытываю беспокойство:

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

50. Иногда я сомневаюсь в том, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, то я говорю.

1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.

51. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочёл бы быть:

1 - лесничим; 2 - не знаю; 3 - учителем старших классов.

52. Ко дню рождения и к праздникам я:

1 - люблю делать подарки;

2 - затрудняюсь ответить;

3 - не люблю делать подарки и считаю, что это неприятная обязанность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.246 с.)