Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие философской антропологии
Что такое «философская антропология»? Чем она отличается от антропологии и от философии человека? Когда она возникла? Как естественнонаучное знание соотносится с философским постижением человека? Философская антропология — это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира. Как самостоятельная отрасль философского знания антропология возникла в XVIII веке. Однако размышление о человеке вовсе не является привилегией только этого столетия. С тех пор как человек стал раздумывать об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконечном (так ли?) историческом развитии? Что выделяет нас из (С.21) пестрого, многоликого сонма живых существ, населяющих Землю, и что роднит с ними7 Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования? Каким путем развивается его дух — к познанию мира и себя в нем или к саморазрушению9 Может ли он изменить окружающий мир или, напротив, является рабом обстоятельств9 Любой феномен может бьпь осмыслен, по-видимому, двояким способом- либо через сопоставление его с другими существами или явлениями, либо через раскрытие его собст венной уникальной природы Изучение человека «извне» предполагает истолкование его отношений с Богом, природой (космосом), обществом (культурой), логосом (ментальностью) и другим человеком Приближение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, вопящего, нравственного, духовного и социального бытия Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть, как нам кажется, типологизировано В истории мировой философии можно проследить различные мировоззренческие установки, в зависимости от того, какому феномену отдается безусловный приоритет — Богу, природе, социуму. Логосу, человеку. Назовем в этой связи природоцентризм (космоцентризм), теоцентризм, социоцентризм (культуроцентризм), логоцентризм и антропоцентризм Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они, как будет показано да лее, дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции.
ТЕОЦЕНТРИЗМ Религиозные философские направления рассматривают в качестве высшей ценности —Бога Главная проблема христианской теологии, как это очевидно, постижение божественного. Характеризуя эту философскую установку, Августин Блаженный отмечает: «.. если же мудростью является Бог, которым все сотворено, как удостоверяют божественные авторитет и истина, то истинный философ любит Бога» 1Августин Блаженный. О граде Божием // Мир философии. Книга для чтения.- М. 1991 - Ч 1. С.14). Тайна человека в этой системе размышления оказывается (С.22) принципиально непостижимой (как, впрочем, и тайна Бога), как соотнесенная с сущностью божественного. «Есть какие-то истины о Боге, — пишет Фома Аквинский, — которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как, например, о том, что Бог троичен и един. Однако есть какие-то истины, которые может достичь и естественный рассудок, как, например, о том, что Бог есть, что Бог един и т.п.; эти истины о Боге наглядно доказали и философы, ведомые светом естественного рассудка...» 2.(Фома Аквинский. Сумма против язычников. // Мир философии' Книга для чтения. - М., 1991 -4.1.-С 15.) По его мнению, «рассмотрение почти всей философии предполагает к познанию Бога» 3(Там же.) Древняя философия основывалась на религиозном сознании. Это относится к философской мудрости Гераклита и Пифагора. Вот почему, по мнению Н.А. Бердяева, в досократовской философии было много здорового реализма 4 (Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. — С. 19.). Мудрость божественного Платона, по его словам, связана, быть может, с посвящением в Элевсинские мистерии. Средневековью мистики также были посвящены в тайны христианства Однако новая философия, начиная с Декарта, перестает быть сакральной и подвергается обмирщению. Русские религиозные философы отвергали идею, согласно которой философия должна стать прислужницей теологии Вместе с тем они рассматривали философию как органическую функцию религиозной жизни. «Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии, — отмечает Н А. Бердяев, — ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т.е. сознанию соборному, церковному» 5 (Там же. - С. 27.)
ЛОГОЦЕНТРИМ Логоцентрическая картина мира связана с утверждением приоритета Логоса, который был назван В. фон Вейцзеккером рабовладельцем Запада. В логоцентризме сплетены две концепции: мир понимается как система, связанная логикой и методом, и как струк-(С. 23)тура, состоящая из задач, которые заставляют людей неустанно и систематически заботиться о порядке в этом мире. Тяготение к порядку в теории и на практике находит свое выражение в иерархическом мышлении. Построение иерархий по принципу времени и ранга — руководящая нить данной концепции мира. По мнению Ганса Буркхарда, такая иерархическая структура представлений имеет множество корней. Некоторые из существующих здесь связей поддаются обозначению, и то лишь поверхностному. Она восходит к монотеистической картине мира, которая излагается в Ветхом Завете. Первоначальной модель» логоцентрической картины мира послужил теоцентризм. «Каждый христианин и каждый иудей представляет Вселенную как монархию», — писал А. Уоттс. Высокоразвитая способность к абстрактному мышлению, к которому народы, населяющие пустынные географические регионы, были предрасположены с самого начала, разрушила представления о чувственной жизни богов. С точки зрения теоцентризма и логоцентризма, человеческое бытие равнозначно некой миссии. Сущность ее — подчиняйте себе землю. «В божественном организме Христа, — писал В С.Соловьев, — действующее единящее начало, начало, выражающее собою единство безусловно-сущего, очевидно, есть Слово, или Логос» 6 (Соловьев В.С Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В С Сочине ния В 2 т - М, 1989 - Т 2 - С 108). Логос есть тот же Бог, но Бог, проявляющийся по отношению к чему-то Такое понимание Бога предполагает человека, перед которым и развертывается божественная сущность Истоки логоцентрической картины мира — в античной философии. В ней первоначальное бытие чувственно живых феноменов было заменено мыслительными абстракциями послегераклитовых столетий. Мифическая стадия сознания оказалась замененной умственно-рациональной. В эпоху эллинизма произошел резкий поворот к дуалистической картине мира в пользу логоса и оценки чувственной жизни как сатанинской. В эпоху христианской миссионерской деятельности эти течения были впитаны первоначально более открытым христианским учением о спасении. (С. 24) Логоцентризм укоренен в западном сознании и благодаря тому типу мышления и деятельности, который создал Римское государство Лучшего примера конструктивной активности при устранении фантазии нельзя отыскать в мировой культуре Римское представление о порядке имело для католической церкви такое же важное значение, как камень святого Петра. Римское мышление — это стратегическое мышление, Отцовское право, подчинение мира линейному сознанию Мир, который не поддается упорядочению и выпрямлению, выглядит при этом как нечто подозрительное: властвующий ненавидит его, а подвластный боится. В мире язычества, подчеркивает Г.Бурхгардт, с богами Гомера никакая система не могла бы ничего сделать. Также чужды какой бы то ни было системе германские боги. Их очертания терялись в полумраке Языческий мир исходил из того, что природа гораздо сильнее человека Европейский север оставался в течение столетий и остается до сих пор в основном чуждым иерархии, церкви, государству, системе, власти.
Мессианские концепции были развиты, затем идеалистической философией. А.Камю отмечал, что в мировой истории никогда не проливалось столько крови, сколько после того, как философия захватила власть над человечеством. На фоне убийств во имя великих идей завоеватели и тираны прежних эпох выглядят скорее наивными и сравнительно безобидными. Под знаком сконструированного на философской основе системного мышления человек все дальше уходит от смысла открытого бытия. Наступила эра бытия без любви и свободного выбора. Со времен Гегеля системное мышление завладело исторической перспективой. Человек, согласно Марксу, это просто историческое существо. Стало быть, жизнь человека не может иметь никакого иного смысла, кроме подготовки будущего. Таким образом, древняя мессианская идея получила секуляризированную интерпретацию. За счет логоцентрических систем человек создает себе иное существование и, как отмечал С. Кьеркегор, смешивает себя со своим временем, своим столетием, человечеством в целом. Он нередко отождествляет себя с логосом государства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.008 с.) |