Провокативная речевая коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провокативная речевая коммуникация



– Что такое провокация?

Провокация – предательское поведение, подстрекательство кого-либо к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия.

– Кто легче поддается на провокацию?

Особенно легко поддаются на провокацию молодые люди в силу своей доверчивости.

Провокацией являются намеренно уничижительные самохарактеристики, которые имеют одну цель: вырвать у собеседника похвалу.

– Ой, я сегодня так плохо выгляжу (а у самой новая блузка, и глазки блестят, и кудри вьются непокорной волной, и слова эти – сплошное кокетство).

– Ну что ты! Ты сегодня сногсшибательна! (Цель достигнута).

Не зря в народе про такой вид коммуникативного поведения говорят: «Самоуничижение паче гордости».

– Зачем произносят провокационные речи?

Провокационная речь говорится не для того, чтобы передать информацию, а для того, чтобы получить ее. Для этого используется особая конструкция – вопросительная, но без вопроса, утвердительная, но с жаждой провокационного поведения.

– Ты не сможешь выиграть этот матч.

– Нет, смогу. Я прошел серию тренировок с большими нагрузками и нахожусь сейчас в отличной форме.

Первую реплику можно назвать провокационной.

Провокационная речь – это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации – или не известной тому, кто ее хочет получить, или известной наполовину.

Например, вы готовитесь к поступлению в университет. Под большим секретом от всего класса нашли себе репетиторов – подготовка идет полным ходом. Человек, с которым у вас соперничество, с наглым видом говорит:

– Ты все равно не поступишь на этот факультет, ты в школе-то из последних сил едва четверки получаешь, а лезешь Бог знает куда.

– Да ты знаешь, какие у меня репетиторы!

И от злости «выбалтываете» все свои секреты. Вот пример провокационной речи и провокационного поведения.

Провокатор не просто получает – он выпытывает информацию у доверчивого и самолюбивого собеседника, играя с его самолюбием, подбрасывая в огонь этого самолюбия специально высушенные березовые поленья.

Для провокаций используют вопросительную конструкцию предложений. Сама по себе вопросительная конструкция является универсальной, она присутствует в сознании людей всех национальностей. Разумно предположить, что потребность в задавании вопросов дана человеку от природы. Т.е. провокационная речь, рассчитанная на получение определенной информации, генетически дана человеку в отличие от речи ритуальной, которой ему приходится учиться в течение всей жизни.

Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы вынуждаете человека помимо его воли передать некоторую информацию. Потребность эта свойственная каждому человеку. Мы так устроены, что в нас возникает желание вынуждать других людей действовать в соответствии с нашей волей.

Риторические вопросы к публике – самые распространенные ораторские приемы. Как только человек слышит вопросительную интонацию, ему интуитивно хочется ответить, а для ответа требуется раздумье.

В каждом вопросе заложена возможность скомпрометировать человека. Особенно неприятно это в публичных местах: на переговорах, на конференциях, во время защиты диплома или диссертации. Человеку задают вопрос, в котором вопрос на самом деле не содержится. Если человек растерян или взволнован, он может не сразу это понять и начнет отвечать, вызывая ухмылки окружающих. Он скомпрометирован, причем не столько как личность, сколько как носитель интеллекта – не хватило ума догадаться, что его ни о чем не спрашивают.

Человек знает, что у вас были крупные неприятности, его это мало интересует, но из общеэтических соображений он спрашивает: «Как обстоят дела с Вашей проблемой?» Отвечать надо коротко: «Чуть лучше» или «Почти также». Но если вы начали излагать приватные подробности человеку, которому это не интересно, вы обнажили свой внутренний мир, показали свою боль перед лицом человека равнодушного. Он торопится, ему скучно и вы, кроме негативного отношения к себе, ничего от разговора не получите.

Но вернемся к провокационным речам. Внутренний мотив провокационной речи – получение правдивой информации. Как узнать у экспертов перспективы инфляции? Как спровоцировать их на правдивый ответ? Вы помните, что человеческий мозг так устроен, что он болезненно реагирует на любую ложь или глупость.

Попробуйте сказать безапелляционным тоном что-нибудь явно не соответствующее здравому смыслу: «Я удовлетворена всем, что происходит с отечественной финансовой системой в течение последних лет, особенно процессом инфляции». Скорее всего вам начнут возражать, объяснять – вы спровоцировали публичные размышления сведущего человека на интересующую вас тему. Не на каждую реплику стоит обращать внимание. Иначе вы можете оказаться под угрозой сказать больше, чем хотели.

Кто побеждает в диалоге двух дипломатов, у которых одна цель – узнать важную информацию у своего коллеги? Побеждает тот, кто лучше обучен и кто умнее. В дипломатической деятельности часто используется такой прием. Чтобы узнать секретную информацию, ее пытаются спрогнозировать, а потом безапелляционным тоном подают как очевидную и общеизвестную. Если прогноз неверен, то разговор не получается, если же верен – с дипломатом будут разговаривать конфиденциально, как с человеком осведомленным. Такое речевое поведение основано на блефе. Блеф – это не синоним лжи, ибо вы имеете право высказать свою точку зрения, в достоверности которой сомневаетесь.

Пытаясь спровоцировать человека и выпытать у него секрет, помните, что для каждого умнейшего человека можно найти такого, который будет умнее собеседника и лучше обучен, он переиграет его. Провокация может обернуться публичным позором и грубостью, ведь наше общество (увы!) воспитано в речевой разнузданности.

О грубости стоит сказать особо. С психологической точки зрения грубость есть следствие трех разных причин: во-первых, она свидетельствует о том, что человек дурно воспитан, что он рос в неинтеллигентной среде; во-вторых, грубость говорит сама за себя, значит вам удалось задеть этого человека, он уязвлен вами и не может скрыть своей слабости по отношению к вам; в-третьих, грубость говорит о том, что человек недостаточно умен.

Каждый раз, когда вам хочется нагрубить, следует вспомнить эти три причины. Ведь, грубя, вы расписываетесь в том, что у вас неинтеллигентные родители, что человек, на которого направлена ваша грубость, умнее вас, наконец, у вас не хватило ума его переиграть. Для тех, кто хочет одерживать речевые победы, всякая грубость должна быть исключена.

Грубость – это самое мелкое оружие из всех, какие бывают: когда человеку нечего сказать, он начинает кричать и ругаться. В этом проявляется его беспомощность. Люди, которые одерживают речевые победы, обычно говорят тихо, очень вежливо, уверенно, а в это время их противники находятся в состоянии нервной комы.

Если вы задались целью дискредитировать человека, спровоцируйте его на грубость – и вы достигнете своей цели. Нередки случаи, когда таким способом решается проблема увольнения человека с работы: его провоцируют на грубость и брань в присутствии начальства, и он теряет работу по причине неэтичного поведения. Хотя неэтичность – только повод, истинная же причина, как правило, совершенно другая.

В менеджменте прием дискредитации через провокацию является типовым. Вы не говорите о человеке что-то плохое, чтобы его дискредитировать, а просто ставите его в такое положение, когда он сам себя дискредитирует.

Провокация – это жестокое, изощренное силовое воздействие на человека, ведь человек обычно не предполагает, что его собираются спровоцировать на поступок, для него невыгодный и нецелесообразный.

– Почему провокационная речь часто используется в социальной сфере?

Потому что в общественной иерархии побеждает тот, кто лучше информирован: кто получил информацию первым, тот может стать хозяином положения.

Литература

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2002.

Лекция №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.008 с.)