Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория потребительского поведения – кардиналистский подход. Концепция полезности.
Количественный подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ: U = f (x1,x2, …,xn) С одной стороны данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины — посредством этого можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления.Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль — это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.Кроме того, как можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.
22) Теория потребительского поведения – ординлистский подход. Ординалистская модель основана на менее жестких препосылках: от потребителя уже не требуется измерять полезность какого-либо блага в ютилах (условных единицах полезности в кардиналистской модели). Достаточно, чтобы он смог упорядочить все возможные товары или их наборы по степени предпочтительности (порядковой полезности). Вопрос о том, насколько один товар предпочтительнее другого, здесь не ставится.Ординалистская модель полезности использует следующие положения. 1. Аксиома полной упорядоченности. Состоит в том, что потребитель способен упорядочить сознательно все возможные товарные наборы на основе таких понятий, как предпочтение и безразличие. Признается, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другими всегда может точно сказать, какой из них является предпочтительным для него или что оба набора товаров равноценны. 2. Аксиома транзитивности. Данная аксиома обеспечивает согласованность предпочтений потребителя. Считается, если для потребителя выполняется соотношение между товарами А, В и С: А > В > С, или А – В > С, или А > В – С, то А > С. В соответствие с этой аксиомой покупатель не может себе противоречить и принять решение о том, что А – С. 3. Аксиома ненасыщения. Эта аксиома описывает соотношение двух наборов товаров: А и В. В соответствии с этой аксиомой, если набор А содержит какого-либо товара на единицу больше, чем набор В, то А > В. 4. Аксиома независимости потребителя. Данная аксиома гласит, что степень удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями. Ординалистическая (порядковая) модель понятие «полезность» определяет как «порядок предпочтения». Задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который, с одной стороны, был бы наиболее предпочтительным, а с другой - по своей стоимости не превосходил бы бюджета потребителя. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:
U = f (X,Y) где X и Y — сравнимые товары. Равновесие потребителя. Равновесие потребителя отражает ситуацию, при которой, израсходовав весь свой ограниченный бюджет, он приобрел максимально возможную полезность, т.е. улучшить способ расходования бюджета невозможно: более полезного набора на данный ограниченный бюджет приобрести невозможно. Совместив бюджетную линию и карту безразличия, найдем на ней ту, касательной к которой и станет бюджетная линия (L в точке A). В точке A бюджетные возможности потребителя и его стремление получить максимальную полезность совпадают. Кривая L1, пересекаясь с бюджетной линией, не дает наибольшей полезности, кривая L2 при данном бюджете недостижима. Только в точке A наклон бюджетной линии и наклон кривой безразличия совпадают, что означает, что предельные полезности приобретаемых товаров пропорциональны их ценам, что соответствует принципу рационального поведения потребителя.
Основные законы рынка. Экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы. Спрос – форма выражения потребности, представляемой на рынке и обеспеченной соответствующим количеством денежных знаков. Он изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени. Кривая спроса Кривая предложения Равновесие Существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которая называется законом спроса: 1) высокая цена отбивает желание покупать; 2) низкая цена вызывает желание покупать; 3) покупатель получает меньше удовлетворения (выгоды, полезности) от каждой последующей единицы продукции (закон убывающей предельной полезности); 4) закон спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют «низшие» т. е.низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты, «собачья» колбаса и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. Абогатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.
Факторы (детерминанты) спроса (неценовые): 1) вкус и предпочтения потребителя; 2) половозрастная структура; 3) доходы населения; 4) цены на сопряженные условия (заменители и сопутствующие товары); 5) потребительская ожидаемость (изменение цен и будущий доход). Изменение спроса может происходить за счет 1) изменения объема (величины) спроса под влиянием цены (движение по кривой спроса); 2) изменения характера спроса под влиянием неценовых факторов (цена фиксирована, происходит смещение кривой спроса.). Предложение – совокупность товаров, находящихся на рынке или способных попасть на рынок, т.е. Предложение – это шкала, показывающая разное количество продуктов, которое производитель хочет и может произвести по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Закон предложения: с повышением цен повышается предложение товара (прямо пропорциональная зависимость). Факторы предложения: 1) цены на ресурсы определяют издержки на выпуск данной продукции; 2) технология производства (комбинация ресурсов); 3) налоги и дотации; 4) цена на другие товары; 5) ожидание изменения цен; 6) количество продавцов на рынке. Изменение предложения может происходить за счет 1) изменения объема (величины) предложения под влиянием цены (движение по кривой предложения); 2) изменения характера предложения под влиянием неценовых факторов (смещение кривой предложения). Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Чтобы узнать на каком уровне установится цена необходимо наложить друг на друга кривые спроса и предложения. Точка пересечения есть цена равновесия. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребителинамерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производителинамерены продолжать поставлять на рынок. Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Эластичность Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса. Эластичность спроса по цене. Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен. Эластичность спроса по доходу. Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен. Перекрестная эластичность. Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой. Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.019 с.) |