Предмет и основные методы изучения экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и основные методы изучения экономической теории



Экономическая теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех людей без исключения, независимо от того знают они об этом или даже не подозревают. Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Предметом ее исследования являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества, т.е. деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей (нужд) людей.

Поскольку экономическая теория касается бесконечного множества проблем и вопросов практической жизни людей, в течение довольно короткого периода времени сложилась множественность подходов к определению основного содержания предмета экономической науки. Экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения.

Экономическая теория по праву считается «первой дамой» среди общественных наук. Она превратилась в «царицу социальных наук». Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Экономическая наука вышла за узкие рамки ее прежнего царства — производства и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную территорию, которая простирается от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права.

Современная экономическая наука возникла на базе практических и философских исследований в различных областях. Лишь сравнительно недавно экономическая наука стала достаточно единой, чтобы обнаружить сходство проблем, изучаемых разными направлениями исследований. Общие основы в определении предмета современной экономической науки сформулировал английский экономист Л.Роббинс в 1932 году. Он описал фундаментальные условия человеческого существования, которые создают экономический аспект проблемы. Это, во-первых, человек стремится к различным целям; во-вторых, время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены; в-третьих, они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в-четвертых, в каждый момент времени разные цели обладают различной важностью.

Поскольку время и средства для достижения целей ограничены и допускают альтернативное использование, а цели можно расположить по степени важности, то поведение человека неизбежно принимает форму выбора. Каждое действие, предполагающее затрату времени и редких ресурсов для достижения какой-либо цели, подразумевает, тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели. Такое действие имеет экономический аспект.

Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки. Таким образом, экономическая наука (по Роббинсу) — это «наука, изучающая человеческое поведение с точкп зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

В дальнейшем это базовое определение видоизменялось, уточнялось многими авторами, но содержание в принципе оставалось без изменений. Именно изучение того, как люди индивидуально, либо организованные в группы (в т.ч. все общество), осуществляют выбор на основе ограниченных ресурсов является предметом экономической науки. К настоящему времени, наряду с различными частностями, сложилось общепринятое по содержанию определение предмета экономической теории, а именно, что она исследует проблемы эффективного (рационального) использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимально возможного удовлетворения практически безграничных потребностей человека и общества.

Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения, т.е., прежде всего, не с позиции отдельного человека, а с позиции общества в целом (социальных групп, слоев населения и т.д.).

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты, к которым относятся не только работники во всех сферах национального хозяйства, но и фирмы (как предпринимательские институты, организационные формы), менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облигаций, земельных участков, фермеры, индивидуальные предприниматели и т.д. Деятельность экономических агентов включается в предмет экономической теории.

Любое общество, экономическая система, экономические агенты должны тем или иным способом решить три коренные взаимосвязанные экономические проблемы:

1. Что и сколько производить, т.е. какие из взаимоисключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве.

2. Как, каким образом будут производиться заранее определенные наборы товаров, т.е. каким образом распределить имеющиеся в наличии производственные ресурсы и какие необходимые технологии использовать.

3. Для кого производить, т.е. кто должен располагать этими товарами услугами и извлекать из них пользу, удовлетворение; иными словами, каким образом, на основе каких законов и принципов должен распределяться валовой национальный продукт между участниками национального производства.

Изучение экономической теории направлено, прежде всего, не на решение отдельных задач, а на развитие экономического образа мышления, т.е. умения регулярно применять содержание экономической науки для анализа конкретных явлений и процессов.

Экономическая наука обладает не только специфическим предметом, но и предполагает использование совокупности методов исследования тех процессов и явлений, которые составляют содержание ее предмета. Термин «метод» в переводе с греческого языка означает «путь к чему — либо». Применительно к экономической науке — это путь к достижению истины экономических явлений или к пониманию их действительного смысла, содержания. Поскольку мир экономической действительности исключительно сложен и запутан, то при его исследовании невозможно ограничиться каким-либо одним, даже самым универсальным, методом. Поэтому экономисты используют широкий набор подходов, приемов, принципов, направлений экономического анализа действительности.

Необходимо, хотя бы вкратце, познакомиться с основными методами данной науки. В данном случае не рассматривается и даже, возможно, не соблюдается иерархия методов, т.е. не придается особого значения их делению на более или менее важные, а дается их краткое перечисление.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Позитивная экономическая теория исследует сугубо реальные, объективные факты и зависимости по принципу «что происходит (что есть)». Она дает объективные или научные объяснения функционирования экономики. Позитивный вопрос — это вопрос о последствиях проведения особой политики и общественных мероприятий. Большинство положений позитивной экономики не являются спорными. Когда экономисты имеют дело с позитивной экономикой, они ведут себя так же, как ученые других областей науки (физики, химии), т.е. как в любой естественной науке.

Нормативная экономическая теория выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика, т.е. ее содержание основано на субъективных, личностных оценках и действиях. Нормативный вопрос — это вопрос о том, какие государственные или общественные мероприятия будут способствовать наилучшим образом осуществлению экономических процессов. В этом смысле нормативная сторона экономической науки связана с многочисленными и разнообразными дискуссиями и спорами по принципу «как должно быть».

Экономическая теория предусматривает два принципиально различных уровня исследования: микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ (микроэкономика) предусматривает, во-первых, исследование поведения фирм и домохозяйств как отдельных самостоятельных экономических агентов; во-вторых, изучение конъюнктуры на отдельных частных рынках; в-третьих, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение.

Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единую систему. Поэтому ее предметом являются отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Макроэкономическое исследование включает такие явления и процессы как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, совокупных расходов и т.д.

Все многочисленные понятия и факты в экономическом анализе связаны между собой. Любое описание того, как различные факты взаимосвязаны, взаимозависимы, можно назвать моделью. Более конкретно, модель — это упрощенное описание реальности или точное представление воображаемой простой экономики. В экономическом анализе модели используются для получения выводов и заключений при помощи логики, графических построений и математических формул и расчетов. Таким образом, модель может быть использована для предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях.

Цель экономической модели — помочь понять, как функционирует данный сектор экономики. Выводы экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты реальными фактами.

Реальная экономика очень сложна, чтобы размышлять о ней логически во всех деталях; слишком много различных товаров и услуг, фирм, работников и потребителей необходимо для этого отслеживать. Чтобы построить понятные описания реальности, которые можно использовать для ответов на вопросы типа «что, если», мы должны ее сильно упростить. Поэтому экономическая модель, как правило, предсказывает взаимосвязи между двумя переменными показателями при условии, что все остальные факторы, кроме двух используемых, остаются без изменений.

Исходя из этого, экономисты используют в анализе принцип «при прочих равных», т.е. они допускают, что все другие переменные величины, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, не принимаются во внимание. Здесь используется метод обобщений и абстракций. Абстракции (отвлечения) означают выделение наиболее существенных сторон и фактов изучаемого явления и отвлечение от всего второстепенного и случайного. Эти показатели и иная информация могут быть включены в рассмотрение на следующем этапе экономического анализа.

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории становятся бессмысленными.

Экономика, как наука, дает ответы на задачи в своей компетенции, но, как правило, это ответ — размышление о том, что может произойти, или какова будет доминирующая тенденция, а не рекомендация практикам, что надо делать, чтобы стать здоровым и богатым. Как писал Дж. М. Кейнс: «Это скорее метод, чем доктрина, инструмент разума, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею приходить к правильным заключениям».

Экономическая наука позволяет лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей. Обучение экономической теории направлено, прежде всего, не на решение отдельных задач и заучивание готовых экономических методик, а на развитие экономического образа мышления.

Практические задания

1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:

а) В прошлом году общий уровень цен вырос на 4,4%;

б) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и государственная политика должна сократить темп инфляции;

в) максимальная температура составила сегодня 10 градусов по Цельсию.

2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:

а) уровень безработицы составил 7%;

б) фабрика «Красный Октябрь» уволила в прошлом месяце 14 рабочих;

в) на прошлой неделе банк «Уралсиб» снизил процентную ставку по кредитам на половину процентного пункта;

г) в 1997 г индекс потребительских цен вырос на 2,3%;

д) внезапные холода сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на апельсины.

3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:

а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное и затраты на производство снизились;

б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

в) снижение учетной ставки Центрального банка сделало кредит более доступным, и в экономике наметилось оживление;

г) ректор академии никак не может принять решение: истратить выделенные средства академии на ремонт студенческой столовой или купить оборудование для химической лаборатории;

д) рост цен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен;

е) расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления маргарина вместо животного масла.

4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:

а) рост спроса на цветы в канун 8 Марта приводит к повышению цен на них;

б) отсутствие контроля государства за деятельностью химических комбинатов может привезти к загрязнению притока Волги, протекающего по территории области, где работают комбинаты;

в) для того, чтобы страна не попала в экономическую зависимость от других, более развитых стран, следует наладить на ее территории производство всей необходимой продукции;

г) снижение поступления налогов в бюджет государства приводит к возникновению бюджетного дефицита;

д) для уменьшения дефицита госбюджета необходимо увеличить ставку налога на прибыль предприятий;

е) если цена на женскую обувь повысилась на 80%, то объем продаж снизился бы вдвое;

ж) переход к рыночной экономике следует начинать с приватизации государственных предприятий.

 

Тесты

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном хозяйстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;

е) дайте свое определение.

2. «Положительная наука, — писал Дж.М.Кейнс,— может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся...(продолжите):

а) к тому, что есть;

б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

3. Выберите утверждение, не являющееся верным по отношению к модели:

а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений;

б) модель строится на основе абстракции;

в) модель является инструментом для экономических прогнозов;

г) абсолютно верным отражением конкретной экономической ситуации.

4. Что из перечисленного не является моделью:

а) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже;

б) иерархия потребностей;

в) концепция экономического человека;

г) валовый внутренний продукт.

5. Понятие метода науки включает в себя:

а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;

б) структуру предмета;

в) набор фактических данных;

г) мировоззренческие установки ученого.

6. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) кейнсианство;

г) классическая политэкономия;

д) физиократы.

7. Какая экономическая школа впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) австрийская школа.

8. В какой экономической школе впервые анализируется воспроизводство и распределение дохода в сельском хозяйстве:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) кейнсианство;

д) маржинализм.

9. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями таких направлений экономической науки, как:

а) классическое;

б) неоклассическое;

в) кейнсианское;

г) все ответы верны.

10. Тезис о «невидимой руке» рынка содержится в теоретических концепциях:

а) классического направления экономической науки;

б) институционализма;

в) кейнсианства;

г) неоклассического направления;

10. Политику протекционизма впервые рекомендовали:

а) физиократы;

б) меркантилисты;

в) маржиналисты;

г) неоклассики.

11. Кто из перечисленных ниже экономистов является сторонником предельной полезности:

а) А.Смит;

б) К. Менгер;

в) Д. Рикардо;

г) К. Маркс.

12. Термин «Экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:

а) Жана-Батиста Сея;

б) Джона Стюарта Милля;

в) Альфреда Маршалла;

г) Джона Мейнарда Кейнса.

13. Создатель первой экономико-математической модели:

а) Ф.Кенэ;

б) А.Смит;

в) К.Маркс;

г) Е. Бем-Баверк.

14. Определите, какая проблема из ниже перечисленных не является предметов изучения современной экономической науки:

а) социальная справедливость в распределении доходов;

б) соответствие хозяйственной деятельности религиозным заповедям;

в) преимущества и недостатки различных социально-экономических систем;

г) все эти проблемы.

15. Определите, какое из определений соответствует тому представлению о предмете своей науки, которое было у представителей классической политической экономии:

а) «экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками с людьми»;

б) «экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров… и распределения их между членами общества в целях потребления»;

в) «экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства»;

г) «экономическая теория есть наука о богатстве».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.065 с.)