Эмоции и темперамент в деловом общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции и темперамент в деловом общении



Эмоции деловых партнеров. Любые проявления активности деловых партнеров сопровождаются эмоциями.1 Эмоции относятся к особо­му типу психологических феноменов, характеризующих такие пси­хические процессы и состояния личности, которые отражаются в форме непосредственных переживаний ею значимости воздейст­вующих на нее внешних факторов и ситуаций. Эмоции служат од­ним из главных регуляторов психического состояния личности, ее деятельности и межличностного общения. С этим связана и основ-

 

 

1 Эмоции (от лат. етоуеге — волновать, возбуждать) — непосредственное пере­живание личностью своего отношения к чему-либо.

 

 

ная функция эмоций в деловом общении. Она состоит в том, что они осуществляют регуляцию внутренних психических состояний деловых партнеров, их межличностных отношений и поведенческих актов. Благодаря эмоциям деловые партнеры могут воспринимать, оценивать и понимать психические состояния друг друга.

Обнаруживая себя в наибольшей степени в невербальной комму­никации, эмоции (в особенности положительные: радость, бодрость) стимулируют социальную активность деловых партнеров. «Эмоцио­нальный язык» деловых партнеров можно считать важнейшим усло­вием развития их личностных коммуникативных качеств.

Среди множества эмоциональных ощущений и переживаний выделяют три основных вида эмоций: собственно эмоции, аффекты и чувства.

Собственно эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.1 Они связаны с оценочным отношением деловых партне­ров к данным им возможным деловым ситуациям, к своим собст­венным поведенческим стратегиям и поведенческим стратегиям друг друга. Оценки деловых партнеров проявляются внутренне в их психических состояниях, в форме эмоциональных переживаний, а внешне — в форме эмоциональной экспрессии.2

Эмоциональные переживания деловых партнеров многомерны, они включают в себя положительные эмоции (удовлетворение, ра­дость, надежду, восторг, творчество), отрицательные (боязнь, ро­бость, тревогу, уныние, горе, страх, злость) и смешанные, в кото­рых сочетаются и положительные и отрицательные оттенки. Поло­жительные эмоции деловых партнеров побуждают их к сохранению межличностного общения и к достижению компромисса в решении деловой проблемы. Отрицательные эмоции, напротив, играют дез­организующую роль в межличностном общении деловых партнеров. Они стимулируют избегание психологического воздействия деловых партнеров друг на друга и в конечном счете содействуют, прекра­щению деловых контактов. Например, злость или страх могут на­столько нарушить поведенческую стратегию делового партнера, что это приведет его к отказу заключать или продлевать деловой кон­тракт или вынудит его занять в переговорах более жесткую и бес­компромиссную позицию.

Важнейшая особенность эмоций состоит в том, что они способ­ны предвосхищать динамику деловой ситуации, опираясь на актуа­лизацию представлений о вероятностных ее изменениях. Например

 

1 Психологический словарь. — С. 428.

2 Экспрессия (от лат. ехрге&зюп — выражение) — система выразительных движе­
ний, с помощью которых человек перелает информацию о своих внутренних со­
стояниях и внешнем мире.

партнер, который не подготовился к деловому разговору, ожидает разочарования и неудовлетворения от него. В типичных, часто встре­чающихся деловых ситуациях партнеры ориентируются на свои собственные стереотипные когнитивные и поведенческие страте­гии, которые были ранее апробиррваны в деловой практике. В не­определенных ситуациях, когда информации крайне недостаточно для делового успеха, чаще проявляется защитная и мобилизующая функция эмоций. В таких ситуациях эмоции делового партнера способствуют поиску новой информации за счет активизации сен­сорной системы и создания маловероятных и случайных когнитив­ных ассоциаций.

В межличностном общении эмоции могут передаваться от одно­го делового партнера к другому на основе уподобления, подражания сопереживания, спонтанного психического заряжения и эффекта синхроничности. Формирующийся при этом «эмоциональный язык» деловых партнеров внешне проявляется в изменении их психомото­рики, двигательных и физиологических реакций, а также в экспрес­сивности. Более выраженная экспрессивность проявляется у тех дело­вых партнеров, кто передает информацию о своих внутренних психи­ческих состояниях с помощью мимики, жестов, пантомимики и экспрессивной речи.

Однако отсутствие внешнего проявления эмоций у делового парт­нера не означает, что он не испытывает эмоциональных переживаний. Они могут тщательно скрываться под маской внешнего спокойствия, безразличия и невозмутимости.

Экспрессивная речь делового партнера всегда сопровождается пантомимическими движениями, возникающими спонтанно. Наи­более выразительные пантомимические движения, сопровождающие экспрессивную речь делового партнера, — иллюстративные жесты, поясняющие или выделяющие какую-либо мысль. С их помощью деловой партнер невербальным путем передает информацию о сво­ем внутреннем психическом состоянии. Эмоции не только регулируют, но зачастую и управляют поведе­нием деловых партнеров, служат способом их самоактуализации, лериканский психолог Абрахам Маслоу считал, что для самоактуализации личности очень важны такие положительные эмоции, сак счастье, радость, внутреннее спокойствие.1 Эмоции в деловом общении выполняют и важную компенсатэрную функцию. Она может проявиться при так называемой «эмоциональной разрядке», когда положительные эмоции несколько снижают жесткий и бескомпромиссный характер интеллектуально-напряженной деловой ситуации.

1 См.: Фрейджер Р., Фейдимен Д. Указ. соч. — С. 504.

 

Особым видом эмоций являются аффекты. В отличие от собст­венно эмоций аффекты воспринимаются и непосредственно пере­живаются личностью в очень сильной и динамичной форме. Они характеризуют сильные и относительно кратковременные эмоцио­нальные переживания, сопровождаемые резко выраженными двига­тельными проявлениями.1

Отличие собственно эмоций от аффектов особенно проявляется тогда, когда возникает эмоциональная реакция личности на аффект. Например, возникновение тревоги и раскаяния после проявленного гнева и ярости. Первое определение аффектов было дано Аристоте­лем в его книге «О душе». Он определял аффекты как все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.2 В качестве примеров аф­фектов Аристотель называл гнев, страх, зависть, отвагу, ненависть, ревность, радость.

Обстоятельную характеристику аффектам дал И. Кант в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения». Основными чертами аффектов он считал неожиданность, опрометчивость, без­рассудность. Сравнивая аффекты с безудержным потоком воды, прорывающим плотину, Кант отмечал, что из-за аффектов личность теряет присутствие духа до такой степени, что какое-либо размыш­ление становится невозможным. Все аффекты он делил на стениче-ские (из силы) и астенические (из слабости). Первые возбуждают и потому часто истощают, вторые снижают напряжение жизненной силы.3 Смех и плач Кант относит к таким аффектам, которые даны человеку от природы и потому полезны для него. Однако, по мнению Канта, в межличностном общении могут проявиться как добродуш­ный (искренний), так и злобный смех. Добродушный смех содейст­вует общительности, а злобный смех враждебен общению.4

В деловом общении аффекты, как правило, развиваются в кри­зисных, конфликтных ситуациях, когда деловые партнеры не могут справиться с неожиданно возникшей эмоциональной напряженно­стью. Формируясь в качестве доминанты всех психических процес­сов, аффекты навязывают деловым партнерам определенный способ разрешения конфликтной ситуации: агрессию, гнев, страх или дру­гие аффективные состояния.

 

Аффекты сопровождаются снижением способности деловых парт­неров к изменению направленности внимания, к пониманию сущ­ности деловой проблемы, к созданию адекватных образов друг друга. Поведение деловых партнеров становится импульсивным, мало кон-

 

' Психологический словарь. — С. 31.

2 Антология мировой философии. — Т. 1. М: Мысль, 1969. — С. 459-

3 Кант И. Соч. в 6 т. - Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - С. 501.

4 Там же. С. 511.

тролируемым. При этом резко сужается поле восприятия информа­ции, ее сущностного смысла, так как внимание деловых партнеров концентрируется лишь на объекте, который вызывает аффект.

Особенность аффектов состоит в том, что они оставляют после себя устойчивые аффективные следы, аффективные комплексы в индивидуальной психике деловых партнеров. Эти аффективные следы и комплексы могут активизироваться при столкновении с от­дельными элементами, породившими аффективную ситуацию. Если же аффективные следы накапливаются и аккумулируются, то в по­ведении делового партнера может наблюдаться новый неуправляе­мый «аффективный взрыв».

Причиной аффектов в деловом общении может послужить и за­вышенная самооценка одного из деловых партнеров, его стремле­ние к самоутверждению и достижению одностороннего успеха. Вы­зывают аффекты и разного рода оскорбления и несправедливости в межличностных отношениях деловых партнеров.

В деловом общении может проявиться и аффект неадекватно­сти, для которого характерно устойчивое отрицательное эмоцио­нальное состояние. Аффект неадекватности чаще всего возникает на основе неуспеха делового партнера в межличностном общении, в решении деловой проблемы. В состоянии аффекта неадекватности деловой партнер избегает осознания своей несостоятельности и со­храняет завышенную самооценку и завышенный уровень притяза­ний к другим деловым партнерам.

В связи с этим представляет интерес когнитивно-аффективная концепция личности, разработанная американским психологом Уолтером Мишелем. Для характеристики поведения личности в различных жизненных ситуациях Мишел предложил когнитивно-аффективную систему личностных черт. Он выделил особый набор взаимосвязанных когнитивно-аффективных единиц — личностных переменных, опираясь на которые можно в значительной степени предсказывать поведение личности в конкретной ситуации. В число этих когнитивно-аффективных единиц входят: когнитивные компе­тентности, стратегии кодирования информации, цели и ценности, ожидания и убеждения и эмоционально-аффективные реакции.1

В деловом общении выделенные Мишелем когнитивно-аффек­тивные единицы играют значительную роль. Так, когнитивные ком­петентности включают весь объем информации, который получают деловые партнеры о внешних обстоятельствах деловой ситуации и о поведении друг друга. Опираясь на эту информацию, деловые парт­неры конструируют свои собственные версии деловой ситуации.

 

1 См.: Фрейджер Р., Фейдимен Д. Указ. соч. — С.767.

Если деловые ситуации однотипные, то конструирование их версий может происходить и до возникновения этих деловых ситуаций. На­пример, деловой партнер, обладающий достаточной профессиональ­ной компетентностью и хорошими коммуникативными способно­стями, чувствует себя уверенно перед предстоящим деловым совеща­нием, деловой встречей или пресс-конференцией, если они часто повторялись в его деловой практике.

Стратегии кодирования информации характеризуют особые спо­собы преобразования и систематизации информации, которые ис­пользует каждый из деловых партнеров. Поэтому одна и та же де­ловая ситуация может быть интерпретирована деловыми партнера­ми различными способами.

Большую роль в деловом общении имеют субъективные цели, цен­ности и предпочтения деловых партнеров. Ими в значительной степени определяются особенности стратегий поведения деловых партнеров в данной деловой ситуации. Если партнеры преследуют различные цели в данной деловой ситуации, то, имея даже во многом схожий профес­сиональный и межличностный опыт общения, они будут разрабаты­вать различные поведенческие стратегии достижения этих целей и принимать существенно различные решения. Например, российский бизнесмен, приверженный патриотическим целям и ценностям, будет руководствоваться в деловых отношениях с зарубежными партнерами в первую очередь российскими национальными интересами.

Важное место среди когнитивно-аффективных единиц занимают эмоционально-аффективные реакции, включающие эмоции, аффекты, чувства и психологические реакции. Оказывая значительное влияние на каждую из когнитивно-аффективных единиц, эмоционально-аффек­тивные реакции определяют динамику поведения деловых партнеров в данной деловой ситуации. Так, положительные эмоциональные ре­акции (радость, удовлетворение, уверенность, безопасность, надеж­ность) будут стимулировать поведение деловых партнеров в направ­лении эффективного межличностного взаимодействия.

В предсказании поведения делового партнера наряду с когни­тивно-аффективными единицами большую роль играют и ситуатив­ные переменные^ выделенные в концепции Мишела. Они включают в себя «все стимулы», которые получают деловые партнеры из кон­кретной деловой ситуации. Взаимодействуя с личностными пере­менными (когнитивно-аффективными единицами), ситуативные переменные определяют характер восприятия деловыми партнерами данной деловой ситуации и способы их реагирования на нее. Так, на сообщение менеджера по работе с персоналом об увольнении трех

1 См.: Фрейджер Р., Фейдимен Д. Указ. соч. — С. 770.

сотрудников банка каждый из уволенных сотрудников будет реагиро­вать по-разному. Один будет чрезвычайно раздражен, другой обидит­ся, а третий отреагирует бурно выраженной агрессией, гневом.

Эмоции деловых партнеров могут отличаться по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине воздействия на психику и поведение, направленности. Так, раздражение делового партнера, вызванное действиями рядового сотрудника фирмы и действиями руководителя фирмы, будет отличаться по интенсивности и степени

выраженности.

Как показали психологические исследования, существует опре­деленная зависимость между уровнем эмоциональной активности и успешностью деятельности деловых партнеров. Слабо интенсивные эмоции не обеспечивают достаточной динамики деятельности дело­вых партнеров, а слишком сильные дезорганизуют ее и делают де­ловую ситуацию неуправляемой.

Существует некоторый средний оптимальный уровень эмоцио­нальной активности, характерный для каждого из деловых партнеров, который и обеспечивает успешность их деятельности в разнообразных деловых ситуациях. В процессе психологических исследований была установлена также соотнесенность когнитивных представлений де­ловых партнеров и их эмоциональных переживаний. Если когни­тивные представления партнеров успешно реализуются в деловой ситуации и их ожидания подтверждаются, у деловых партнеров воз­никают положительные эмоциональные переживания. Если есть расхождение между когнитивными представлениями партнеров и их реализацией в деловой ситуации, у деловых партнеров возникают и усиливаются отрицательные эмоции.1

Характер эмоций зависит не только от когнитивных представ­лений деловых партнеров, но и от их потребностей и способов их удовлетворения. Российский физиолог П.В. Симонов установил информационную модель такой зависимости и предложил силу и качество эмоции вычислять по специальной формуле.

Согласно этой формуле, сила и качество возникающей у дело­вых партнеров эмоции определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной деловой ситуации.2

Существенное воздействие на возникновение и интенсивность эмоциональных переживаний деловых партнеров оказывают не только потребности, но и суггестивность (внушаемость), которая

Широко практикуется в современных манипулятивных технологиях.

 

 

1 Немое Р.С. Указ. соч. — С. 379.

2 Там же. С. 381.

 

 

Манипуляция эмоциональными состояниями деловых партнеров осуществляется с помощью сенсорных (визуальных и звуковых) раз­дражителей, рекламы, особой компоновки когнитивной информа­ции, которая предполагает однозначные выводы. Широко исполь­зуется манипуляция эмоциями деловых партнеров в маркетинговых деловых коммуникациях, коммуникациях менеджмента, в инфор­мационных технологиях.

Высший продукт развития эмоций — чувства. В отличие от аф­фектов и собственно эмоций чувства более устойчивы, долговре-менны и имеют отчетливо выраженный предметный характер. Чув­ства выделяют в объектах и явлениях действительности только то, что имеет для личности стабильную потребностно-мотивационную значимость. В то же время чувства обладают амбивалентностью — внутренней эмоциональной противоречивостью, связанной с двой­ственным отношением к объекту. Эта двойственность выражается в том, что в одном и том же чувстве существуют в неразрывном единстве как положительные, так и отрицательные эмоции. Напри­мер, чувство любви может порождать целый спектр противоречивых эмоций и аффектов: радость, печаль, тревогу, досаду, сожаление, ревность, гнев. В то же время и одна и та же эмоция может отражать разные чувства; тревога может быть вызвана как чувством любви, так и чувством вины.

В современной классификации чувств в качестве основных вы­деляют: моральные (нравственные) чувства, которые выражают по­вседневные межличностные отношения людей (чувства дружбы, любви, тоски, совести, вины, жалости, зависти и др.); эстетические чувства, которые связаны с восприятием личностью красоты, гар­монии объектов внешнего мира (чувства прекрасного, возвышенно­го комического, трагического); духовно-интеллектуальные чувства, имеющие более обобщенный характер и отражающие духовный мир и социальную сущность человека (чувство патриотизма, любви к Родине, долга, чести, достоинства, справедливости).

В деловом общении проявляется весь многообразный спектр человеческих чувств. Нравственное начало в межличностном обще­нии деловых партнеров неразрывно связано с чувством совести. Оно отражает моральные обязательства деловых партнеров друг пе­ред другом за соответствие своих собственных когнитивных и пове­денческих стратегий гуманистическим ценностями: честности, кор­ректности, человеколюбию, порядочности, вежливости, уважению к позициям друг друга, соблюдению договоров и принятых обяза­тельств. Деловой партнер, обладающий совестью, не допускает в

 

' Психологический словарь. —- С. 418.

межличностных отношениях намеренного обмана, лжи, принужде нця, фальсификации позиций других партнеров.

Всякий обман, непорядочность в деловых отношениях могут принести лишь временное вознаграждение, а недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросо­вестных, так как с ними перестают иметь дело.1

Непреходящей ценностью в деловой практике обладают и такие чувства деловых партнеров, как чувства справедливости, ответственно­сти, долга, патриотизма. Так, чувство справедливости оказывает суще­ственное влияние на межличностные отношения деловых партнеров. Оно в немалой степени регулирует как психическую напряженность, так и эмоциональность этих отношений и может привести к укрепле­нию межличностных отношений или, напротив, к их разрыву.

В связи с этим интерес представляет концепция справедливости американских психологов Ричарда Хьюсмана и Джона Хэтфилда. Они установили, что в межличностных отношениях деловых парт­неров проявляются чаще всего три аксиомы справедливости.

Первая аксиома справедливости связана с тем, как деловые парт­неры оценивают свои межличностные отношения на основе срав­нения того, что они вкладывают в эти отношения и что получают взамен. Любое нарушение равновесия вкладов и отдачи в межлич­ностных отношениях деловых партнеров приводит к формированию у них определенного чувства тревоги, беспокойства, эмоциональ­ных переживаний. С этими переживаниями деловых партнеров свя­зано проявление и второй аксиомы справедливости, согласно кото­рой переоценка вклада в межличностные отношения может вызвать чувство вины, а недооценка — чувство обиды. Исследования, про­веденные Хьюсманом и Хэтфилдом в крупнейших американских корпорациях, показали, что 53% руководителей и 83% служащих считают, что их недооценивают в корпорациях, фирме и в межлич­ностных деловых отношениях.

Третья аксиома справедливости связана с потребностью деловых партнеров восстановить справедливость во что бы то ни стало. Для этого они прибегают к трем способам восстановления справедливо­сти: уменьшают свой вклад в деловые отношения путем сокраще­ния объема выполняемой работы или уклонения от нее; увеличи­вают отдачу, требуя увеличения заработной платы, повышения пре­мии или продвижения по службе; прекращают деловые отношения как несправедливые.2

1 Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М-: Фонд «Правовая культура»,
1994. - С 13.

2 См. подробнее об этом: Хьюсман Р.К., Хэтфилд ДжЛ Фактор справедливости. -

М-: Знание, 1992.

Любая из ситуаций несправедливости, детерминируя эмоцио­нальные и поведенческие реакции деловых партнеров, приводит к негативным последствиям.

В современной российской деловой культуре нарушение чувства справедливости в межличностных отношениях деловых партнеров зачастую становится повседневной нормой. И этому в немалой степе­ни способствует складывающаяся социально-экономическая ситуация: произвол бюрократии и преступных группировок в отношении людей, которые отважились на развитие собственного дела; законодатель­ная и правовая незащищенность; непроработанность налогового за­конодательства. Все это и принуждает российский бизнес к неле­гальным и нелигитимным формам выживания и сосуществования с властью и обществом.1

Важнейшим компонентом психологического портрета россий­ского бизнесмена и предпринимателя должно стать чувство граж­данской ответственности, патриотизма, любви к Родине. Отстаива­ние российских национальных интересов — это не только прерога­тива российских дипломатов, но и гражданский долг российских деловых кругов, промышленников, предпринимателей, бизнесме­нов. У деловых кругов каждой страны существуют социальные обя­зательства перед гражданским обществом. Такие обязательства су­ществуют и у российских бизнесменов. Немало российских купцов, промышленников и предпринимателей XIX века считали для себя необходимой защиту российских национальных интересов. Свои обязательства перед зарубежными партнерами выполняли и совет­ские деловые круги. И при этом приоритетными были отечествен­ные интересы.

Формула успеха российских предпринимателей как внутри страны, так и за рубежом должна с необходимостью включать в себя создание цивилизованного имиджа своей фирмы, корпора­ции и своей страны. Осознание российскими предпринимателями единства своих деловых и российских национальных интересов в межличностных отношениях с зарубежными деловыми партнерами является важнейшим условием утверждения России на междуна­родном рынке. Однако пока, к сожалению, приходится констати­ровать, что представителей современной российской бизнес-элиты мало заботят экономические и национальные интересы России. Об этом свидетельствует широкий вывоз бизнесменами капиталов и ресурсов из страны, массовое приобретение ею земельных уча-

 

 

1 Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российско­го общества / В.И. Буренко, В.В. Меркулов, Д.Д. ПеньковскиЙ, Л.Е. Раков. -М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — С. 140.

стков, недвижимости и другой собственности вне пределов Рос­сии. Такое поведение представителей бизнес-элиты способствует формированию о них мнения как о непатриотично настроенных гражданах и деловых партнерах, преследующих только собствен­ные своекоростные интересы.1

В деловом общении особое значение имеют эстетические чувст­ва. Они проявляются в создании деловыми партнерами собственно­го привлекательного имиджа, имиджа представляемой ими фирмы, а также в создании привлекательного дизайна внешнего интерьера деловой ситуации. Учет всех этих компонентов позволяет сформи­ровать своеобразное «эстетическое поле» делового общения, в кото­ром деловые партнеры будут чувствовать себя комфортно и уютно. «Психоэнергетика» созданного эстетического поля будет способство­вать проявлению таких социально-психологических процессов меж­личностного общения, как фасцинация (обаяние, очарование речью, вызывающее доброжелательное расположение партнеров друг к дру­гу) и аттракция (эмоциональное притяжение деловых партнеров, связанное с симпатией друг к другу и готовностью к общению).

Созданию позитивного психоэмоционального фона общения в деловых ситуациях в немалой степени способствует и чувство юмора. У некоторых деловых партнеров оно может быть задано наследственно, у других — приобретено в процессе социально-культурного развития. Активизация чувства юмора, сочетающего в себе смешное и доброе, снижает тревожность, беспокойство деловых партнеров, расслабляет напряжение их психомоторной сферы и способствует разрешению

межличностных конфликтов.

Проблема регуляции эмоционального напряжения деловых парт­неров связана с разработкой и понятия «эмоциональный интеллект» -способности делового партнера управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других субъектов общения в межличностных деловых отношениях. Эмоциональный интеллект включает в себя как генетически обусловленные, так и приобретенные социально способности делового партнера к созданию позитивного эмоцио­нального фона общения, к эмпатии и к подавлению собственных негативных эмоций и импульсивности. С деловым партнером, обла­дающим эмоциональным интеллектом, легко общаться даже в не­определенных и экстремальных деловых ситуациях.

Темперамент деловых партнеров. К числу собственно индивиду­альных эмоциональных характеристик деловых партнеров относится темперамент. Он отражает соотношение различных сторон динами­ки психической деятельности делового партнера. Темперамент оп-

1 В. И. Буренко, В. В, Меркулов, Д.Д. Пеньковский, Л.Е. Раков. Указ. соч. — С. 136.

ределяет индивидуальный темп и ритм психических процессов де­лового партнера, степень устойчивости его чувств, напряженность его волевых усилий. Свойства темперамента относятся к числу наи­более устойчивых и долговременных индивидуальных особенностей делового партнера. Впервые описание основных типов темперамен­та было дано древнегреческим врачом Гиппократом (VI век до н.э.). Он связывал темперамент с соотношением содержания в организме человека крови, лимфы и желчи. На основе этого соотношения Гиппократ выделил четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.1

Значительный вклад в обоснование зависимости темперамента от общего типа нервной системы внес Иван Петрович Павлов, вы­дающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии. В со­временной психологии принято считать, что, хотя тип темперамента обусловлен генетически, врожденными анатомико-физиологическими особенностями, типом нервной системы, он может несколько ви­доизменяться под воздействием внешних условий и воспитания. Обстоятельное описание типов темперамента было дано И. Кантом в работе «Антропология с прагматической точки зрения*. Он под­разделяет темпераменты на «темпераменты чувства» и «темперамен­ты деятельности».2

К темпераментам чувства Кант относил сангвинический и про­тивоположный ему — меланхолический. Для сангвинического темпе­рамента, по мнению Канта, характерно проявление быстрых, силь­ных, но не глубоких ощущений. В межличностном общении чело­век сангвинического темперамента хороший, добродушный, веселый собеседник, все люди ему друзья, но он, как правило, не держит своего слова, обещаний и однообразная работа его быстро утомляет.3

Человек, расположенный к меланхолии, придает всему, что его касается, большое значение и обращает внимание прежде всего на трудности. В межличностном общении он озабочен, недоверчив, полон сомнений, с трудом дает обещания и мало восприимчив к веселью.

К темпераментам деятельности Кант относит холерический и флегматический.

Холерический темперамент, по мнению Канта, характеризует бы­строго, порывистого, вспыльчивого человека, у которого нет вы­держки. В деловых отношениях он стремится к руководству делами

 

1 См.: Психологический словарь. — С. 375.

2 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. - С. 535.

3 Там же. С. 536.

 

 

и одержим честолюбием. Кант считает, что холерический темпера­мент «самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе».1

Флегматический темперамент — это темперамент хладнокровно­го человека, обладающего непреклонной, но благоразумной волей. В межличностном общении он не задевает тщеславия других и его трудно вывести из равновесия. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют фило­софом.2

Кант считал, что сложных, смешанных темпераментов не суще­ствует, поскольку, соединяясь друг с другом, темпераменты либо «противодействуют» друг другу, либо «нейтрализуются». Это соот­ношение темпераментов он показывает схематически3 (рис. 6.1).

Сангвинический А

Меланхолический В

Противодействуют друг другу

Холерический

Флегматический

Рис. 6.1. Кантовское понимание соотношения темпераментов

Определяя динамические аспекты всех видов деятельности лич­ности, темперамент оказывает существенное влияние и на форми­рование характера личности. Кант отмечает в связи с этим, что тем­перамент личности имеет аффективную пену, но характер выше всякой цены, поскольку он имеет внутреннюю ценность.4

Таким образом, сам по себе темперамент не предопределяет соци­ально-нравственной ценности человека как личности. Так, личности с разным темпераментом могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью и, наоборот, личности к одинаковым темпе

 

1 См.: Кант Я. Соч.: В 6 т. Т. 6. - С. 538.

2 Там же. С. 539.

3 Схема Канта воспроизводится с дополнениями и пояснениями.

4 Кант И. Там же. С. 541.

раментом могут резко отличаться по своим социально-нравственным качествам. Однако от темперамента во многом зависят особенности характера личности, формирование ее отдельных черт. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт харак­тера, другие, напротив, препятствуют их же формированию.

В деловом общении существует тесная взаимосвязь темперамента деловых партнеров и свойств их характера. Темперамент деловых партнеров определяет динамику проявления свойств их характера. Например, коммуникативность делового партнера с сангвиническим типом темперамента проявляется в легком и быстром установлении психологического контакта с другими партнерами, поддержании ак­тивного диалога с ними. Коммуникативность делового партнера -флегматика не так ярко выражена вначале, как у партнера-сангви­ника, но она более длительна, устойчива и проявляется в стремле­нии поддерживать уже существующие привычные деловые отноше­ния с прежними давними партнерами.

Коммуникативность делового партнера - меланхолика всегда сдержанна, ограниченна. Он испытывает трудности в общении, по­этому очень важно другим партнерам поддерживать у него уверен­ность в своих силах, высказывать там, где это возможно, одобрение его когнитивным и поведенческим стратегиям. Психологически сложной в межличностном общении является коммуникативность партнера-холерика. Его вспыльчивость, несдержанность не способ­ствует установлению хорошего и долговременного психологическо­го контакта, а его постоянное стремление к лидерству в межлично­стных отношениях вызывает противодействие со стороны других партнеров.

Свойства темперамента так или иначе проявляются в профессио­нальной деятельности деловых партнеров. Хотя сам по себе темпера­мент не определяет уровня общих и профессиональных способно­стей, те или иные свойства темперамента могут способствовать дос­тижению успеха в профессиональной деятельности или, напротив, мешать ему. Если требования профессиональной деятельности проти­воречат какому-либо свойству темперамента делового партнера, он вырабатывает свой собственный индивидуальный стиль профессио­нальной деятельности, опираясь на те способы и приемы, которые наиболее соответствуют его темпераменту. Следует иметь в виду и то, что и характер делового партнера может сдерживать нежелательные для профессиональной деятельности проявления темперамента. Од­нако существуют и такие виды профессиональной деятельности, где предъявляются очень высокие требования к определенным свойст­вам темперамента. Например, требования к менеджеру по работе с персоналом включают наличие у него сдержанности, самооблада­ния, высокой коммуникативности. Поэтому личность с холериче-

ским или меланхолическим типом темперамента менее приемлема для этой профессии.

Темперамент характеризует динамику и особенности протека­ния психических процессов личности. К свойствам, которые харак­теризуют эту динамику, относятся активность, возбудимость, тор-мозимость, переключаемость и продуктивность.1 В межличностном общении деловых партнеров все эти свойства проявляются как в вербальной, так и в невербальной коммуникации. Так, у делового партнера с повышенной эмоциональной активностью более ярко выражены мимика, пантомимика. Речевые оттенки, как правило, сопровождаются эмоционально-экспрессивными движениями, темп речи и тональность голоса значительно возрастают.

Возбудимость делового партнера легко установить по быстроте и интенсивности его психических реакций. Такой партнер быстрее адаптируется к деловой ситуации и более легко включается в меж­личностное общение и в вербальный диалог. Деловой партнер с вы­раженной тормозимостъю психических процессов легко прерывает общение и более сдержан в вербальной коммуникации. Для парт­нера с замедленными тормозными реакциями характерны нетороп­ливость движений и поведенческих актов. Темп его речи медлен­ный, размеренный, и он с большим трудом прерывает общение.

Немаловажное значение в деловом общении имеют и такие свойства психических процессов, связанные с темпераментом дело­вых партнеров, как переключаемость и продуктивность. При быст­рой смене фаз делового общения, переходе от одного вида совмест­ной деятельности к другой возрастает роль переключаемости дело­вых партнеров. Она предполагает мобильность партнеров, быструю смену их поведенческих стратегий и когнитивных ориентации. Про­дуктивность характеризует уровень интенсивности психических процессов в деловом общении. Деловые партнеры, обладающие зна­чительным психофизиологическим ресурсом и повышенной эмоцио­нальной активностью, способны сообщать, воспринимать, осмысли­вать и перерабатывать большой объем информации за единицу вре­мени делового общения (минуту, час).

Будучи динамической основой характера деловых партнеров, темперамент определяет и такие их психические свойства, как впе­чатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Впечатлительный деловой партнер наиболее подвержен воздейст­вию ответных психических реакций со стороны других партнеров как вербальных, так и невербальных. Он дольше сохраняет следы воздействия этих реакций. Например, хотя бы однажды проявлен-

1 Немое Р.С. Указ. соч. — С. 336.

ная агрессивная психическая реакция со стороны других деловых партнеров по отношению к нему надолго определит его насторо­женность и осторожность в деловых отношениях с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.072 с.)