Давайте для начала познакомимся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Давайте для начала познакомимся.



Давайте для начала познакомимся.

Игра для первого знакомства(«Снежный ком»).

Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий - имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!) Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня, Ленивый Леша и т.д.

Играют 10-30 человек, незнакомых друг другу. Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий - имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!) Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня, Ленивый Леша и т.д.

Теперь перейдем непосредственно к теме

К основным видам деятельности детского психолога относят:

 

1. Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.

2. Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.

3. Психологический тренинг - активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.

 

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. К детскому психологу обращаются, если у ребенка существуют:

 

1. Проблемы в поведении: агрессивность, конфликтность, неспособность постоять за себя, гиперактивность, импульсивность, медлительность

 

2. Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка, тревожность, страхи, инфантилизм.

 

3. Проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, трудности в коллективе сверстников.

 

4. Ситуативные психологические реакции на развод родителей, рождение братика или сестренки, смерть близких, переезд, острые конфликты в семье.

 

И сегодня мы с вами поговорим о теме «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста».

План

Агрессивное поведение

Диагностика агрессивного поведения у детей

Практическое занятие

 

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности.

Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессии преимущественно в подростковом возрасте, то теперь зачатки агрессии в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

 

А теперь перейдем к лекции, узнаем, что такое агрессивное поведение, формы его проявления у детей дошкольного возраста.

Лекция:

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессивное поведение-это действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие ущерб другим людям и живым существам.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

 

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Рассмотрим основные деятельностные формы проявления агрессии: ярость, раздражение, злость, ненависть.

Ярость - это основное состояние, характеризующее агрессию.

Раздражение - слабо выраженное проявление агрессии, которое сигнализирует о потенциале реакций ярости и в хронической форме предстает в виде раздражительности.

Злость - более интенсивное проявление агрессии, чем раздражение, однако более дифференцированное по своему содержанию и природе.

Ненависть - наиболее тяжелое и доминирующее проявление агрессии. В противоположность остроте реакций ярости и легко варьирующим когнитивным аспектам злости и ярости когнитивный аспект ненависти является хроническим и стабильным. Ненависть укоренена в характере человека.

 

Интенсивность агрессивных проявлений - раздражения, злости или ярости - в целом зависит от их силы и психологических "функций": отстаивания автономии, удаления препятствий или барьеров на пути желаемого уровня удовлетворения, либо удаления или разрушения источника глубокой боли или внутриличностного конфликта и др.

 

Гнев - ответная эмоциональная реакция организма на стрессы, которая сигнализирует о том, что какие-то наши потребности не могут быть удовлетворены. Гнев начинает доставлять неприятности, когда выражен неприемлемыми способами для окружающих, когда приводит к агрессии.

 

Виды агрессии и их характеристика
Гетероагрессия - направленность на окружающих: нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика
Аутоагрессия - направленность на себя: саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее)
Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)
Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее
Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: дошкольник, который обиделся на сверстника и избил его и другие
Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее
Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): сплетни, злобные шутки, крики, топанье ногами и прочее
Вербальная - выражена в словесной форме: крики, визги, угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса, и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника
Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику – драка, пинки, укусы, царапанье, ломание вещей

На возникновение агрессии оказывают влияние:

Ø Личные причины агрессии

Личный отрицательный опыт

Агрессия у детей может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.

Недовольство собой

Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Чувство вины

Как ни странно, повышенная агрессия у детей может быть вызвана чрезмерным комплексом вины, который уводит их в страх и депрессию. Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, таким детям понадобится время, помощь и поддержка родителей. А главное – их пример. Если дети будут видеть, что родители в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

 

Ø Ситуативные причины агрессии

Оценка другими людьми.

Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессии наблюдателя. Эксперименты показали, что если за поведением детей наблюдает человек, воспринимающийся детьми как лицо, склонное к агрессии (например, тренер по восточным единоборствам), то они проявляют больше актов агрессивного характера.

Если в этой же ситуации наблюдателем является человек, воспринимаемый детьми как противник агрессии (например, воспитатель), то о их поведение отличается большей сдержанностью.

Намеренность агрессии.

В таких случаях обычно основным стимулом выступает гнев как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Если же противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит.

4. Восприятие агрессии. Обилие видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов, которые убеждены, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Чрезмерное увлечение подобными фильмами возникает только у детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут проявить себя в реальной жизни.

Желание возмездия

Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что – либо. Например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие на его глазах совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику, их наблюдение ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют потребность в агрессии.

 

Источники агрессивного поведения:

 

Социум

Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками.

Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры — в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред — фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.

Человек, ставший свидетелем насилия, обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли.

В результате наблюдатель настолько привыкает к насилию и его последствиям, что перестает рассматривать его как особую форму поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных действиях. Люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно. Дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

Семья

Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разное образны и включают в себя прямое физическое или сексуаль­ное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учиться взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими в зрелые годы.

Агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов).

 

Диагностика

 

Для того чтобы понять степень проявления агрессивного поведения, необходимо знать есть ли у нас наличие такого свойства личности, черты характера, как агрессивность.

 

Существует много диагностических методик по выявлению агрессивности.

 

Мы с вами проведем графическую методику для выявления уровня агрессивности под названием «Кактус»

 

Цель: исследование эмоционально - личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.

Материалы и оборудование: лист бумаги форматом А4, простой карандаш

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

 

Критерии Показатели Интерпретация результатов
1.Пространствен-ное положение рисунка Расположение рисунка внизу листа Неуверенность в себе, зависимость
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа Эгоцентризм, стремление к лидерству
2. Размер рисунка   Маленький рисунок. Неуверенность в себе, подавленность
Крупный рисунок Эгоцентризм, стремление к лидерству
3. Характеристи- ки линий Отрывистость линий Импульсивность
Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Скрытость, осторожность
Преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями Тревожность
4. Нажим карандаша Слабый нажим Неуверенность
Сильный нажим Импульсивность
5. Характеристика «образа кактуса»     Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм Демонстративность  
Дикорастущие, «пустынные» кактусы Отсутствие стремления к домашней защите
6.Наличие на рисунке других кактусов На рисунке изображен один кактус Интровертированность-направленность на себя
7. Характеристика иголок (размер, расположение, количество). Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки Наличие агрессивности    

 

Отсутствие у ребенка агрессивности отмечалось при показателях: «отсутствие иголок на кактусе»; а также при показателях:

 

Критерии Показатели   Интерпретация результатов
Характеристи- ка «образа кактуса» Изображение «радостных кактусов», изображение улыбки, глаз. Оптимизм
Наличие украшений, мягких линий и форм. Женственность
Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности.
Наличие на рисунке других кактусов Наличие на рисунке других кактусов. Экстравертированность-направленность на других

 

После выполнения задания с детьми проводится беседа с целью уточнения рисунка.

Вопросы беседы:

- Кактус домашний или дикий?

- Он сильно колется? Его можно потрогать?

- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

- Кактус растет один или с какими – то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

- Когда кактус подрастет, то как он изменится?

Ответы детей Наличие (отсутствие) агрессивности
«Кактус домашний, Его можно потрогать, Ему нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют. У него много друзей, они дружат, Он вырастет, будет добрым, хорошим и т.д.» Агрессивность отсутствует
«Кактус дикий, он колется и его нельзя потрогать, ему не нравится, когда его трогают, поливают; он растет один и у него мало друзей, когда он подрастет, то будет колоть остальных» Агрессивность присутствует

 

Существует много различных упражнений для коррекции агрессивного поведения, мы остановимся на следующих упражнениях:

Практическое занятие:

Драка»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Инструкция: «Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

Игра «Толкалки»

Цель: с помощью этой игры дети могут научиться выражать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои сила и использовать для игры свое тело, могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

Инструкция: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвигает вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп» Когда «Стоп» крикну я, все должны остановиться».

3. «Обзывалки».

Цель: Формирование коммуникативных умений со сверстниками.

Инструкция: Участники передают по кругу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами: деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты...». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу справа что – нибудь приятное: например: «А ты моя радость!».

Давайте для начала познакомимся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.058 с.)