Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда



 

Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работников на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда. В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области. Цель этих органов — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий сооружений, требуют устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к госу­дарственным органам.

Органы надзора, обладая определенными властными полно­мочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки наподнадзорных и подконтрольных объектах, но и давать адми­нистрации обязательные юридические указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения при­знаются недействительными, нарушенные права работника под­лежат восстановлению, а виновные должностные лица привлека­ются к ответственности.

К органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюде­нием законодательства о труде и охраной труда, относятся:

государственные органы и инспекции, специально уполномо­ченные на государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственнос­ти и подчиненности, в соответствии с федеральными законами;

профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением за­конов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Законодательство различает следующие формы надзора и конт­роля: предварительный, текущий и последующий.

Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего мо­гут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстано­вить нарушенные права.

В КЗоТ РФ перечисляются специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей дея­тельности от администрации предприятий, учреждений, органи­заций и их вышестоящих органов.

Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышен­ной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных гру­зов железнодорожным транспортом.

Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасно­сти (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энер­гии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.

Государственный энергетический надзор РФ и его органы осуще­ствляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих бе­зопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих уста­новок.

Государственный пожарный надзор РФ (Госпожнадзор России) и его органы, входящие в систему МВД РФ, осуществляют над­зор за соблюдением правил и норм, направленных на предотв­ращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, других правил пожарной безо­пасности.

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор РФ (Госсан­эпиднадзор России) и его органы осуществляют надзор за соблю­дением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических меропри­ятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профес­сиональных и инфекционных заболеваний, приведением меро­приятий по гигиеническому воспитанию населения.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Правительство Российской Фе­дерации утвердило Положение о Федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда — единая федеральная централи­зованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления, единениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными орга­низациями.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, осуществ­ив государственные инспекторы труда и иные должностные лица Федеральной инспекции труда.

Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функ­ции:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

расследуют в установленном порядке несчастные случаи на Производстве, анализируют их причины и разрабатывают предло­жения по предупреждению таких случаев;

рассматривают в соответствии с законодательством Российской федерации дела об административных правонарушениях;

информируют соответствующие органы государственной влас­ти и органы местного самоуправления о фактах нарушения зако­нодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

участвуют в работе по правовому воспитанию, распростране­нию знаний по соблюдению законодательства Российской Феде­рации о труде и охране труда;

обобщают опыт применения законодательства Российской (федерации о труде и охране труда;

ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

Положение о Государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития РФ.

Департамент государственного надзора и контроля за соблю­дением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ выполняет следующие функ­ции:

руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;

обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их норматив­ное и материальное обеспечение;

осуществляет контроль за соблюдением установленного поряд­ка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

анализирует состояние и причины производственного травма­тизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает пред­ложения по их профилактике;

готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности Феде­ральной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостове­рения установленного образца посещать в целях проведения инс­пекции организации любой организационно-правовой формы;

осуществлять в установленном порядке проверки и расследо­вание причин нарушений законодательства Российской Федера­ции о труде и охране труда;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представи­телей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законо­дательства Российской Федерации о труде и охране труда, о вос­становлении нарушенных прав граждан с предложениями о при­влечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответ­ственности или отстранении их в установленном порядке от долж­ности;

привлекать к административной ответственности в установлен­ном законодательством Российской Федерации порядке лиц, ви­новных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

по результатам проверок передавать материалы по фактам нару­шений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Государственные инспекторы по охране труда имеют право:

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, тех­ническое переоснащение производственных объектов, производ­ство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвра­щения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, сни­жающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых произ­водственных объектов;

требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в орга­низации труда, которые они имеют основание считать угрожаю­щими здоровью или безопасности работников;

запрещать производство и использование средств индивидуаль­ной и коллективной защиты работников, не имеющих сертифи­катов соответствия или не соответствующих государственным нор­мативным требованиям по охране труда;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатывае­мых материалов и веществ при условии уведомления об этом ра­ботодателя (его представителя);

приостанавливать работу отдельных производственных подраз­делений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работ­ников, до устранения этих нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном по­рядке обучение безопасным методам и приемам выполнения ра­бот, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Главный государственный инспектор труда Рос­сийской Федерации и руководители государственных инспекций труда имеют право:

приостанавливать деятельность организаций, в которых выяв­лены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нару­шений;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

Надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют профсо­юзы (ст. 244 КЗоТ РФ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией Наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам вновь были возвращены государствен­ным органам.

Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. Министерство труда РФ 8 апреля 1994 г. разработало и утвердило Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда про­фессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченный наделяется значительными правами. Так же, как и государственный инспектор, он может потребовать приос­тановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоро­вью работников, выдать обязательное к рассмотрению представ­ление об устранении выявленных нарушений, обратиться в со­ответствующие органы по поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на произ­водстве.

Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании тру­дового коллектива на срок не менее 2 лет. Они должны периоди­чески отчитываться на общем собрании перед коллективом и мо­гут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если не выполняют своих функций. Организация выборов возла­гается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы. Если на предприятии несколько проф­союзов или представительных органов, каждому из них предос­тавлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномо­ченных по охране труда.


 

Глава 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.017 с.)