Основные концепции и подходы к КСО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции и подходы к КСО



Основные концепции и подходы к КСО

Существуют три базовые интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса.

1. Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов КСО заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.

2. Концепция «корпоративного альтруизма». КСО в данном случае трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.

3. Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.

Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

В целом ни одна из существующих точек зрения не противоречит другой, поскольку каждая из них отражает разные аспекты одной и той же проблемы:

1. Акционерная собственность является самой демократичной формой групповой частной собственности, и поскольку акционеры - значительная часть общества, социальные инвестиции - это вклад, обеспечивающий будущую стабильность их доли в бизнесе.

2. «Корпоративный альтруизм» - это «корпоративныйэгоизм», расширенный до рамок всего общества, отражающий глобальную тенденцию превращения нации в единую корпорацию.

3. «Разумный эгоизм» - это симбиоз «корпоративногоэгоизма» с «корпоративным альтруизмом», сознательно поддерживаемый государством и принимающий правовые, институциональные и общественные формы.

 

В литературе выделяется четыре основных подхода к корпоративной социальной ответственности:

· Рыночный подход к корпоративной социальной ответственности

· Подход к социальной ответственности с позиции государственного регулирования

· Подход с позиции «корпоративной совести»

· Подход с позиции «заинтересованных лиц» (стейкхолдеров)

Наиболее адекватным сегодняшним экономическим условиям и наиболее полезным с точки зрения практической применимости является интеграция рыночного подхода к КСО и подхода с точки зрения заинтересованных лиц, поскольку данные подходы предполагают возможность свободного решения на основе концепции корпоративной социальной ответственности и концепции устойчивого развития стратегически важных вопросов организации, в число которых входят экономический, экологический и социальный аспекты, без прямого вмешательства государства и с учетом интересов тех групп, которые влияют на деятельность компании и испытывают влияние со стороны компании.

 

1. РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД К КСО

Согласно мнению Петрунина Ю.Ю., Борисова В.К., действенность рыночного подхода к корпоративной социальной ответственности состоит в том, что он обеспечивает готовую форму регулирования деятельности корпорации, устраняя необходимость в бюрократическом вмешательстве государства. При рыночном подходе потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где корпорации руководствуются только принципом умножения прибыли в условиях свободной конкуренции. Этот подход находит значительную поддержку в рамках общей экономической теории.

С другой стороны, слабость этого подхода в том, что он не охватывает социальных проблем, которые являются отражением так называемых «провалов рынка». Все возрастающее количество негативных внешних эффектов и невозможность нулевых транзакционных издержек создает ситуацию, когда рынок сам не в состоянии эффективно отрегулировать ситуацию. Вопрос в том, кто может оказать ему помощь: государство, крупные промышленные объединения, специальные подразделения внутри корпораций или кто-то ещё. Согласно рыночному подходу, как только деятельность корпорации начинает регулироваться чем-то другим, кроме рынка, открывается путь бюрократическому управлению и экономической неэффективности. Таким образом, решение одной проблемы создает множество новых. Однако проблема «провалов рынка» заслуживает пристального внимания. И ещё менее привлекательным будет выглядеть рыночный подход, если отказаться от представления о свободной конкуренции на рынке и признать существование различных форм давления на рынок со стороны олигархов и монополий.

ПОНЯТИЯ КСО

Корпоративная социальная ответственность (в широком смысле) – это влияние бизнеса на общество.

Организации, которые оперируют в области корпоративной социальной ответственности, определяют данное понятие по-разному:

1. «Бизнес для социальной ответственности»:
корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.

2. «Международный форум бизнесс-лидеров»:
корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.

3. «Мировой совет бизнеса для устойчивого развития»:
определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни.

4. «Центр системных бизнес-технологий «SATIO»:
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Социальная ответственность бизнеса
носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса
можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса
можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

 

За прошедшие годы появлялись разные термины для обозначения одной и той же идеи. Схематично трансформацию базового термина можно изобразить так:

«корпоративное гражданство (1970-е) (корпоративная) социальная ответственность (1990-е) корпоративная ответственность устойчивое развитие (2000-е).»

Это не означает, что один термин сменял другой, скорее, через переформулировку термина происходило уточнение его содержания или подчеркивались специфические особенности этого содержания. Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении.

Приведем лишь несколько примеров.

  • Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса, поддерживающая ценности, которая компания объявляет в своей миссии, а также ежедневный выбор, которые делают ее менеджеры и работники.
  • Социальная ответственность частного сектора касается отношений компании не только с клиентами, поставщиками и работниками, но также … к потребностям, ценностям и целям общества. Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами.
  • КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы.
  • Социальная ответственность - ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

- согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;
- учитывает ожидания заинтересованных сторон;
- согласуется с международными нормами поведения;
- введено во всей организации». ISO 26000 (проект), 2008.

  • Устойчивое развитие – это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего.

 


ЭЛЕМЕНТЫ КСО

Приоритетные направлениями являются в области КСО:

· Улучшения в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения и промышленной безопасности

· Повышение квалификации сотрудников

· Взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера

· Повышение российской доли участия в соответствии с Политикой по обеспечению российского участия в Проекте

ВЛИЯНИЕ КСО НА ИНВЕСТОРОВ

Реализация принципов КСО открывает компаниям доступ к более широкому кругу инвестиционных ресурсов. На западных финансовых рынках широко распространено такое понятие, как социально ответственное инвестирование. В последнее время это направление, хотя и только в некоторых формах, начинает развиваться и в России.

В соответствии с определением, социально ответственное инвестирование (СОИ) – это инвестиционный процесс, который учитывает социальные и экологические последствия вложений (и положительные, и отрицательные) в контексте строгого финансового анализа. В западных странах под словами «социально ответственные инвестиции» (social responsible investment, ethical investment и др.) подразумевается принятие решений физическими и институциональными инвесторами о поддержке тех компаний, которые не только имеют хорошие показатели рентабельности, но и отличаются ответственным поведением по отношению к окружающей среде, развитию местного сообщества, на территории которого работают, и при этом не участвуют в производстве определенных видов продукции, которые негативно сказываются на здоровье населения. Вопрос социально ответственных инвестиций (СОИ) относится к объединению инвестиционных решений и решений, касающихся социальных и экологических проблем и человеческих ценностей.

Специалисты в области корпоративного управления и КСО выделяют четыре основные стратегии СОИ:

1. Социально-ответственный отбор проектов (Screening) – это практика включения или исключения корпоративных бумаг в инвестиционный портфель в зависимости от социального или экологического критерия. Социально ответственные инвесторы, как правило, стремятся владеть прибыльными компаниями, у которых достойные отношения со своими сотрудниками, сообществами, строгие правила в отношении охраны окружающей среды, которые соблюдают права человека по всему миру и производят безопасные и полезные товары. Напротив, они часто сторонятся инвестиций в те компании, которые игнорируют решение этих вопросов[5].

2. Защита интересов акционеров (Shareholder Advocacy) – данная стратегия подразумевает различные варианты усилий инвесторов по воздействию на поведение компании. Эта стратегия приобрела известность во время бойкотов компаний, которые вели дела в ЮАР до крушения апартеида. В действиях акционеров выделяют четыре уровня воздействия на менеджмент и Совет Директоров корпорации: голосование по социальным и экологическим вопросам на ежегодных собраниях акционеров, инициация диалога с руководством компании, поддержка решений акционеров и, наконец, отзыв вложений[6].

3. Инвестиции, создающие выгоды для сообщества, (Community Investment) обращены к финансовым потребностям местных сообществ. Такие инвестиции можно осуществлять посредством региональные банков и ссудных фондов развития, а также через кредитные союзы. Инструментами могут быть такие продукты, как займы, чеки, сбережения и депозитные счета денежного рынка. Как правило, они предоставляются по рыночным или заниженным ставкам[7].

4. Вложения в социальные проекты (Social Venture Capital) являются частным случаем социально ответственных проектов с той лишь разницей, что они превращают общественные и экологические заботы в профессионально управляемые институциональными инвесторами венчурные портфели[8].

Реализация всех четырех стратегий требует постоянных, хорошо организованных и упорядоченных усилий и временных затрат на изучение корпоративной политики и деловой практики множества компаний, что оказывается не под силу для многих инвесторов. Для решения этой проблемы создаются и развиваются соответствующие институты-посредники, называемые социально ответственными взаимными инвестиционными фондами (СОВИФ). Их деятельность значительно упрощает инвесторам принятие решений о вложении своих средств. Сами фонды при принятии решений об инвестициях используют разработанные ими специальные принципы, фильтры и подходы к реализации вышеназванных стратегий[9]. В Таблице 3 указаны примеры фильтров, используемых СОВИФ для реализации стратегий СОИ.

 

 


 

Экономическая составляющая

Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная составляющая

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.


Основные концепции и подходы к КСО

Существуют три базовые интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса.

1. Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов КСО заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.

2. Концепция «корпоративного альтруизма». КСО в данном случае трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.

3. Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.

Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

В целом ни одна из существующих точек зрения не противоречит другой, поскольку каждая из них отражает разные аспекты одной и той же проблемы:

1. Акционерная собственность является самой демократичной формой групповой частной собственности, и поскольку акционеры - значительная часть общества, социальные инвестиции - это вклад, обеспечивающий будущую стабильность их доли в бизнесе.

2. «Корпоративный альтруизм» - это «корпоративныйэгоизм», расширенный до рамок всего общества, отражающий глобальную тенденцию превращения нации в единую корпорацию.

3. «Разумный эгоизм» - это симбиоз «корпоративногоэгоизма» с «корпоративным альтруизмом», сознательно поддерживаемый государством и принимающий правовые, институциональные и общественные формы.

 

В литературе выделяется четыре основных подхода к корпоративной социальной ответственности:

· Рыночный подход к корпоративной социальной ответственности

· Подход к социальной ответственности с позиции государственного регулирования

· Подход с позиции «корпоративной совести»

· Подход с позиции «заинтересованных лиц» (стейкхолдеров)

Наиболее адекватным сегодняшним экономическим условиям и наиболее полезным с точки зрения практической применимости является интеграция рыночного подхода к КСО и подхода с точки зрения заинтересованных лиц, поскольку данные подходы предполагают возможность свободного решения на основе концепции корпоративной социальной ответственности и концепции устойчивого развития стратегически важных вопросов организации, в число которых входят экономический, экологический и социальный аспекты, без прямого вмешательства государства и с учетом интересов тех групп, которые влияют на деятельность компании и испытывают влияние со стороны компании.

 

1. РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД К КСО

Согласно мнению Петрунина Ю.Ю., Борисова В.К., действенность рыночного подхода к корпоративной социальной ответственности состоит в том, что он обеспечивает готовую форму регулирования деятельности корпорации, устраняя необходимость в бюрократическом вмешательстве государства. При рыночном подходе потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где корпорации руководствуются только принципом умножения прибыли в условиях свободной конкуренции. Этот подход находит значительную поддержку в рамках общей экономической теории.

С другой стороны, слабость этого подхода в том, что он не охватывает социальных проблем, которые являются отражением так называемых «провалов рынка». Все возрастающее количество негативных внешних эффектов и невозможность нулевых транзакционных издержек создает ситуацию, когда рынок сам не в состоянии эффективно отрегулировать ситуацию. Вопрос в том, кто может оказать ему помощь: государство, крупные промышленные объединения, специальные подразделения внутри корпораций или кто-то ещё. Согласно рыночному подходу, как только деятельность корпорации начинает регулироваться чем-то другим, кроме рынка, открывается путь бюрократическому управлению и экономической неэффективности. Таким образом, решение одной проблемы создает множество новых. Однако проблема «провалов рынка» заслуживает пристального внимания. И ещё менее привлекательным будет выглядеть рыночный подход, если отказаться от представления о свободной конкуренции на рынке и признать существование различных форм давления на рынок со стороны олигархов и монополий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 8933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.043 с.)