Потребности человека. Суверенитет потребителя 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности человека. Суверенитет потребителя



Потребность. Для того чтобы и жить и добиваться постав­ленных целей, человек обязан постоянно удовлетворять свои потребности.

Потребностьэто нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека и его развития как личности.

Потребность, отраженная в сознании человека, выступает как интерес. Испытывать потребность — означает осознавать ее необходимость, иметь желание. С учетом конечного предназна­чения потребность выступает как объективное условие жизни.

Потребность проявляется как состояние неудовлетворен­ности, испытываемое человеком, из которого он стремится всячески выйти, или как состояние удовлетворенности, кото­рое человек желает для себя продлить.

Поэтому мир потребностей человека неизбежно таит в себе многочисленные противоречия между имеющимся состоянием и желаемым будущим, между достигнутым комфортным со­стоянием и опасностью его потерять.

Все это в совокупности должно побуждать человека к активной деятельности.

Одним из особых проявлений потребностей современного человека вы­ступает стремление заняться хозяйственной и экономической деятельностью. Поведение потребителя в условиях товарно-денежных (рыночных) отноше­ний проявляется как платежеспособный спрос на основе имеющихся возмож­ностей и желания потратить определенную сумму денег на приобретение эко­номических благ.

Совокупность потребностей человека оказывает решаю­щее воздействие на распределение времени (в течение суток, недели и т. д.) между отдельными видами деятельности, вклю­чая обособление резерва свободного времени, определение порядка его использования.

После одномоментного удовлетворения потребности, как правило, не исчезают, а непрерывно восстанавливаются (на­пример, физиологические потребности, потребности в пище, крове и т. д.).


Сами потребности человека также не являются застывши­ми формированиями. Они имеют исторический характер. Объемы, приоритеты и структура потребностей человека и об­щества непрерывно изменяются, не в последнюю очередь под воздействием развития национальной экономики. В данном аспекте производство выступает как форма хозяйственной и экономической деятельности, предусматривающей создание благ, которые предназначены для удовлетворения индивиду­альных и общественных потребностей (см. ч. 1, глава 3).

В целом между потребителем и производителем складывается весьма сложная причинно-следственная зависимость. Для производства потребитель выступает в роли своеобразного носителя социального заказа. Формируя условия для удовлетворения возникшей потребности, производство сообща­ет о своих возможностях всему обществу.

Роль исходной категории. Не случайно именно потреб­ность человека, а не собственность, конкуренция, государство или товар признается в современных теоретических выклад­ках в качестве исходной экономической категории.

Дело в том, что, только испытывая потребность, чело­век начинает вступать в отношения с окружающей природой, строить общественные отношения. Потребность как эконо­мическая категория призвана первой уловить содержание этих отношений человека, стремящегося создать для себя приемле­мые условия жизни. Только отталкиваясь от потребностей че­ловека, есть возможность логически последовательно отразить национальную экономическую систему.

Познание совокупности отношений, связанных с возникно­вением, формированием и удовлетворением потребностей, по­зволяет обнаружить ряд законов и закономерностей — соци­альных, психологических и экономических.

Среди всеобщих экономических законов, которые отража­ют динамику потребностей человека, следует выделить:

а) закон непрерывного воспроизводства потребностей;

б) закон возвышения потребностей (закон безграничности);

в) закон единства формирования потребностей и развития
производства;


г) закон единства потребностей личности и общества (син­
тез индивидуального и общественного);

д) закон насыщения потребностей.

Выделение данных объективных законов основано на том, что человек постоянно открывает для себя все новые и новые потребности. Развивая свои духовные потребности, человек совершенствует свой внутренний мир. Познавая свои потреб­ности, человек познает самого себя.

Совокупность потребностей определяет содержание лич­ной жизни человека. Потребность выступает как невольное побуждение к жизни — к активной, целесообразной и созида­тельной деятельности. Степень их удовлетворения предопре­деляет осознание человеком своего личного счастья.

С учетом непрерывного воспроизводства потребность не­обходимо рассматривать как исходный и как конечный пункт хозяйственной деятельности человека.

Однако экономисты признают, что им одним исследование процесса фор­мирования и удовлетворения потребностей все же оказывается не под силу. Дело в том, что при зарождении потребностей и желаний человека обнаружи­ваются многие обстоятельства, которые непосредственно не относятся к пред­мету фундаментальной экономической теории Поэтому в таких исследовани­ях необходимо опираться на поддержку со стороны других социальных наук.

Классификация потребностей. В современной экономичес­кой литературе хорошо известны варианты систематизации потребностей по А. Маслоу, А. Маршаллу и др., когда при классификации используются достаточно гибкие критерии (см. ч.1, стр. 109-110).

Одним из наиболее простых вариантов такой классифика­ции выступает выделение:

1) потребности в средствах существования;

2) потребности в средствах, необходимых для хозяйствен­
ной деятельности;

3) потребности в средствах, необходимых для социально-
культурной жизни (образование, культура и т. д.);

4) потребности в социально-престижных благах.

Не секрет, что каждый из нас вполне осознанно выделяет первичные и вторичные потребности.


Первичные (крайне необходимые) потребности — это самые насущные, элементарные или физиологические потребности человека. Их перечень (пища, кров, медицинское обслуживание) и интенсивность удовлетворения не в последнюю очередь опре­деляются чувством самосохранения самого человека. Неудов­летворение первичных потребностей — это прямая угроза го­лода и болезней, деградация человека как личности.

Поэтому первичные потребности следует рассматривать как жесткие, не отменяемые. Они непрерывно воспроизводятся, со­провождают человека на протяжении всей его земной жизни.

Вторичные (высшие) потребности связаны с дальнейшим развитием человека, с формированием его способности к тру­ду (рабочей силы), в том числе его «человеческого капитала». Это — потребности духовного развития, социальных контак­тов и развлечения. Вторичные потребности, как правило, вза­имозаменяемы и отменяемы. Будучи высшими социальными потребностями, они более эластичны, изменяемы во времени и при переходе от одной социальной группы к другой.

Разделение потребностей на первичные и вторичные не остается без последствий для всей национальной экономики. От их удельного веса зависит определение приоритетов соци­ально-экономического развития.

Следует отметить, что степень удовлетворения потребно­стей, сама их градация, оценка возможностей национальной экономики переходить от удовлетворения потребностей с бо­лее низким к потребностям с более высоким порядковым но­мером часто выступают объектом социальной напряженности и политических конфликтов.

Определенное взаимодействие и противоречия могут скла­дываться между индивидуальными и общественными потребно­стями. Не столь уж редко в общественной практике обнаружи­вается тенденция подавления или упрощения индивидуальных потребностей человека. Это характерно, например, для коман­дной экономики, экономики военного типа, различных моделей «патрулируемой экономики».

Увлечение материальными потребностями в ущерб духов­ному развитию формирует так называемое потребительское


отношение к жизни. Больше симпатий все же вызывает выд­вижение на первые позиции духовных и культурных потреб­ностей человека.

Суверенитет потребителя. В условиях современной рыноч­ной экономики есть основание считать, что человек как потре­битель независимо принимает решения об объеме и структуре своих покупок. Суверенитет потребителя означает:

1) имеет место свобода потребительского выбора на рын­
ке товаров и услуг;

2) наличие множества доступных вариантов выбора, т. е.
наличие ситуации, когда есть из чего выбирать;

3) осознание того обстоятельства, что множество вари­
антов выбора всегда ограничено (доход, цена товара, есте­
ственные возможности и склонности человека и т. д.);

4) результаты деятельности производителя оценивает по­
требитель,
который лишь собирает «голоса» своих покупате­
лей (избирателей), голосующих денежными купюрами;

5) ситуация выбора предполагает в конечном счете воз­
можность выделения одного варианта из множества других;

6) наличие или, наоборот, отсутствие критерия выбора,
т. е. реализация выбора каким-либо случайным образом.

В реальной действительности суверенитет и «свобода по­требителя», как и иная свобода, все же ограничены. Приходит­ся сталкиваться с фиксированными ценами. Порой имеет мес­то нормирование потребления некоторых видов товаров. Чтобы стимулировать предложение, сплошь и рядом исполь­зуются дотации для производителей «хороших» товаров. Что­бы сдерживать интерес к «плохим» товарам, вводятся акцизы (специальные налоги). Имеет место запрет на определенные виды деятельности (наркотики, устаревшие модели техники, торговля с некоторыми странами или фирмами и т. п.).

Как особый вариант ограничения суверенитета потребителя можно рас­сматривать ситуацию, когда производственные программы хозяйствующих субъектов определяются не рыночным спросом, а административными указа­ниями органов государственного управления.

Гипотеза о рациональности поведения потребителя. Фундамен­тальная теория потребления исходит из того, что каждый потре-


битель имеет свою субъективную шкалу предпочтений. На осно­ве данной шкалы он стремится выбрать наиболее предпочтитель­ный товар или набор товаров, а также количество данного блага. Гипотеза о рациональности потребления потребителя ут­верждает: потребитель постоянно ведет себя таким образом, чтобы при ограниченном доходе максимизировать собствен­ную выгоду.

Другими словами, при заданных ценах и денежном дохо­де потребитель стремится распределить свою покупательную силу (денежные средства) таким способом, чтобы максимизи­ровать получаемое удовлетворение.

Данная гипотеза при всей кажущейся ее простоте, тем не менее, занимает центральное место в общей теории потребления.

Отметим, что данная гипотеза не поддается экспериментальной количествен­ной проверке, так как она — элемент индивидуальной системы предпочтений. А это означает, что «нечто хорошее» для одного покупателя может выступить для другого лишь посредственным благом. К тому же сторонний наблюдатель не в состоянии оценить рациональность выбора конкретного покупателя.

Можно лишь исходить из того, что каждый потребитель стремится израсходовать свои деньги наиболее эффективным способом. Это — один из признаков поведения экономическо­го человека (homo oeconomicus).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.003 с.)