Изменение экономических условий и сдвиг спроса. Неценовые факторы сдвига спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение экономических условий и сдвиг спроса. Неценовые факторы сдвига спроса



Факторы сдвига спроса. Зависимость между ценой спро­са и величиной спроса в двухмерной системе координат отра­жается в виде линии спроса (см. рис. 2.2). При этом предпола­гается, что остальные факторы, влияющие на спрос, или отсутствуют, или неизменны, или не оказывают прямого вли­яния на формирование объема спроса и от их воздействия мож­но вполне абстрагироваться.

Однако в реальной действительности все же обнаружива­ются такие факторы, которые оказывают сильное воздействие на объем спроса, на взаимосвязь между объемом спроса и це­ной. Поэтому рыночное ценообразование и формирование спроса выступают как многомерный процесс.

Среди таких факторов воздействия выделим три большие группы.

1.Цены на товары-субституты и товары-комплементы
(прямая конкуренция между экономическими благами).

2. Цены на товары, входящие в общую потребительскую
корзину покупателя (косвенная конкуренция за «доллар поку­
пателя»).

3. Неценовые факторы, к которым следует отнести изме­
нение денежных доходов покупателя, покупательские ожида­
ния, включая и инфляционные ожидания, а также временные
или постоянные субъективно-личностные предпочтения (вку­
сы потребителей, отношение к моде, дизайну и т. д.).



В итоге функция спроса приобретает более сложный и развернутый вид:

Сдвиг кривой спроса. Следует подчеркнуть, что в двух­мерной системе координат линия спроса по цене не в состоя­нии отразить воздействие этих дополнительных факторов. Появление особого обстоятельства (например, рост денежных доходов, смена моды и т. д.) означает, что потребитель пере­ходит в другие экономические условия и свое решение об объе­ме покупок принимает с учетом новых реалий.

Например, при цене в 5 талеров покупатель охотно приобретает 10 еди­ниц товара. Но почему через некоторое время при той же цене он уже скло­нен купить не 10, а 18 единиц? Ответ таков — потому что изменились эконо­мические условия и при той же цене в 5 талеров покупателю выгоднее приобрести именно 18, а не прежние 10 единиц товара.

При инфляции имеет место обесценение денег, снижение их покупательной способности. В таких экономических услови­ях потребитель будет вынужден перераспределять свои денеж­ные доходы между приобретаемыми материальными благами. Обычно под воздействием инфляционных процессов в струк­туре денежных расходов домашнего хозяйства повышается

Рис. 2.4. Изменение экономических условий (рост дохода) и сдвиг линии спроса домашнего хозяйства


удельный вес расходов на питание и сокращается удельный вес расходов на культтовары, предметы отдыха и роскоши, путешествия и т. п.

Влияние таких дополнительных факторов на объем спро­са отражается через сдвиг кривой спроса в ту или иную сто­рону.

Прежде всего определим саму технологию сдвига линии спроса в условиях, когда в качестве дополнительного фактора выступает изменение денежного дохода домашнего хозяйства.

Предположим, что у домашнего хозяйства увеличился денежный доход. Это означает, что отныне появилась возмож­ность больше приобретать экономических благ.

В первую очередь обратим внимание на точку А (см. рис. 2.4). Если прежняя цена Рр которая устраивала покупателя и при на­личии которой объем спроса был равен qi; будет и далее сохране­на, то под воздействием возросшего денежного дохода обозначится переход потребителя из точки А в точку Аг Тем самым при воз­росшем денежном достатке покупатель демонстрирует свою впол­не объяснимую готовность больше покупать.

Но может случиться и нечто другое — вдруг на рынке не окажется дополнительного количества товара. Тогда вслед за возрастанием денежного дохода среди покупателей неизбежно усилится конкуренция за право обладать желаемым товаром. Такое соперничество приведет к тому, что вместо цены Р, будет установлена цена Р2. В итоге будет обозначено движе­ние покупателя из точки А в точку А2 (см. рис. 2.4).

Располагая двумя точками (Aj и А2), мы получаем воз­можность построить новую линию спроса. Как показано на рис. 2.4, кривая спроса одновременно смещается вправо и вверх, занимает положение D.,.

L

Таким образом, рост денежного дохода при неизменной цене обусловливает повышение объема спроса на данный то­вар, усиливает конкуренцию среди покупателей и вызывает рост цены при том же объеме продаж:. Вполне возможно, что ранее сложившиеся низкие денежные доходы все же ограничи­вали платежеспособный спрос домашнего хозяйства. Теперь же


рост денежных доходов создал более благоприятные условия для удовлетворения потребностей.

Понятно, что здесь определена лишь самая общая зависи­мость между денежным доходом и объемом спроса по цене. Изменение денежного дохода рассматривается как одномомен­тный акт, а не как процесс. Что касается других факторов воздействия, то они вновь остались у нас «за кадром».

Не учитывается и влияние со стороны предложения, что в следующем разделе данной главы составит предмет специального анализа.

Но тем не менее нам удалось достаточно четко обозна­чить саму идею сдвига кривой спроса по цене товара под воз­действием повышения денежного дохода покупателя.

Кривые Энгеля. При анализе зависимости между объемом спроса (потребления) и уровнем денежных доходов можно ис­пользовать и другой подход. При наличии данных об уровнях спроса (потребления) и соответствующих уровнях денежного дохода (см. таблицу 2.3) открывается возможность построить график «доход — потребление».

В данном примере денежный доход домашнего хозяйства выступает как переменный фактор, а потребление (платежес­пособный спрос) как экономическое следствие (см. рис. 2.5).

Такие кривые носят имя немецкого экономиста Э. Энгеля, который во второй половине XIX века внес значительный вклад в разработку теорети­ческих основ социально-экономической статистики.

Если сдвиг кривой спроса по цене отражает лишь одну из возможных реакций спроса на изменение дохода, то кривая Энгеля выявляет непрерывную зависимость объема потребле­ния (платежеспособного спроса) от уровня денежных доходов домашнего хозяйства:

Таблица 2.3. Исходные данные об уровнях денежного дохода и объемах продаж товара X

 

Денежный доход (D              
Объем платежеспособного спроса (Qd)              

где I — уровень денежного дохода домашнего хозяйства; Qd — объем платежеспособного спроса на конкретный товар.



 


Рис. 2.5. Кривая «доход — потребление» Энгеля

Анализ эластичности спроса от дохода. Результаты анализа такого рода имеют особое практическое значение. Дело в том, что состояние спроса выступает в качестве мощного фактора эконо­мического развития, оказывает прямое воздействие на состояние того или иного вида национального производства. Последователь­ный анализ соответствующих взаимосвязей позволяет прогнози­ровать динамику развития отдельных отраслей и производств.

Эластичность спроса от дохода (Ed/I) отражает зави­симость объема платежеспособного спроса от изменения уровня денежного дохода.

Количественно данный показатель определяется как отно­шение процентного изменения величины спроса на определен­ный товар (D) к процентному изменению дохода покупателя (I).

Сама формула эластичности спроса по доходу приобрета­ет следующий вид:



 


Когда денежные доходы потребителя растут, то следует ожидать, что объем спроса на определенный товар X будет также увеличиваться. Однако в реальной жизни возможны осо­бые варианты.

1. Есть такие товары, на которые объем спроса вслед за
ростом дохода снижается. В таком случае эластичность спро­
са по доходу принимает отрицательное значение (Ed/I < 0).
Линия спроса по цене сдвигается не вправо и вверх, как это
было отмечено ранее, а влево и вниз.

Подобные товары принято называть «низшими». Отнесение товара к та­кой группе связано не с потребительскими свойствами товара (качеством), а лишь с потребительской оценкой данных свойств.

Данную ситуацию более четко отражает кривая Энгеля «доход — потребление» (см. рис. 2.5). Чем больше доход, тем ниже темпы прироста объема потребления экономического блага и платежеспособного спроса.

2. Если эластичность спроса по доходу колеблется между
нулем и единицей (0 < Ed/1 > 1), то считается, что в данном
случае мы имеем дело с товарами первой необходимости.

3. Если эластичность спроса по доходу равна единице или
приближается к данному значению, то в таком случае выде­
ляется товар второй необходимости.

4. Если Ed/] > 1, то в таком случае выделяется группа
товаров, которая относится к предметам роскоши.

Эластичность объема спроса от дохода потребителя изме­няется и во времени, В кратковременном периоде на обычные товары данный показатель менее эластичен, т. е. такая зави­симость между доходом и спросом менее заметна. В долговре­менном периоде для данной группы товаров спрос по доходу более эластичен.

Например, с ростом денежного дохода домашнего хозяйства количество поездок на частной автомашине увеличивается, но лишь постепенно. Зависи­мость спроса на бензин от уровня дохода наиболее ощутима в долговремен­ном периоде.

Теперь выделим товары длительного пользования. Здесь чаще всего складывается иная ситуация. В кратковременном периоде эластичность спроса от дохода значительна: потреби­тель заметно увеличивает потребление ранее для него недо-


ступных вещей. В долговременном периоде такая зависимость менее заметна.

Какой же напрашивается практический вывод? А вывод та­ков — отрасли национальной экономики, производящие товары длительного пользования, в кратковременном периоде будут весь­ма чувствительны к изменениям денежных доходов населения.

Отметим и то, что вслед за ростом денежных доходов домашних хо­зяйств стабильно увеличивается спрос на товары известных фирм, качество продукции которых не подвергается сомнению. Наоборот, спрос снижается на продукцию малоизвестных фирм, которая в оценках потребителей пере­ходит в группу «низших» товаров.

Другие факторы сдвига кривой спроса. Обобщение рыноч­ной практики позволяет выделить и систематизировать те факторы, которые способны повлиять на линию спроса, выз­вать ее сдвиг в ту или иную сторону (см. таблицу 2.4).

Предельно кратко остановимся лишь на тех позициях, которые до сих пор оставались без особых комментариев.

Так, наличие товаров-субститутов и товаров-комплементов, а также полнота их перечня влияют на эластичность спроса по

Таблица 2.4. Основные факторы, способные вызвать сдвиг линии спроса

 

  ФАКТОРЫ СДВИГА НАПРА влево и вниз ВЛЕНИЕ вправо и вверх
  Повышение цены на товар-заменитель (PY) Понижение цены на товар-заменитель (PY) + +
3 4 Повышение цены на товар-комплимент (Pz) Понижение цены на товар-комплимент (Pz) + +
5 6 Увеличение денежного дохода потребителя (нормальный товар) Уменьшение денежного дохода потребителя ^нормальный товар) + +
7 8 Увеличение денежного дохода потребителя (низший товар) Уменьшение денежного дохода потребителя (низший товар) + +
9 10 Предпочтения потребителя растут Предпочтения потребителя снижаются + +

цене. Иначе обстоит дело, когда в движение приходят сами цены на товары-субституты и товары-комплементы. Повышение цены на товар-субститут (например, маргарин против масла растительного) приводит к тому, что анализируемый товар по отношению к маргарину, как заменителю, дешевеет. Это усили­вает его привлекательность у покупателей. В итоге происходит сдвиг кривой спроса, так как для анализируемого товара (масла растительного) складываются новые условия реализации.

В итоге возникает так называемая перекрестная эластич­ность спроса.

Перекрестная эластичность спроса. Данный показатель выражает зависимость спроса на данный товар X по отноше­нию к изменению цены на товар Y.

Перекрестная эластичность рассчитывается как отноше­ние процентного изменения величины спроса на товар X к за­данному процентному изменению цены на другой товар Y. Точечная перекрестная эластичность спроса рассчитывается по следующей формуле:

Понятно, что при расчете перекрестной эластичности спроса следует выделять товары-субституты и товары-комп­лементы.

По товарам-субститутам (кофе — чай; сахар — мед, и т. п.) перекрестная эластичность положительная: повыше­ние цены на товар Y вызывает увеличение спроса на товар

* (Qdx).

По товарам-комплементам (бензин — моторное масло; рыба — растительное масло, и т. п.) перекрестная эластичность всегда отрицательная. Например, повышение цены на бензин вызывает сокращение спроса не только на бензин (уменьша­ется количество поездок), но и на все остальные товары и услуги, которые непосредственно связаны с эксплуатацией автотранспорта (ремонт, масло моторное и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.024 с.)