Культурология в системе гуманитарного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология в системе гуманитарного знания.



Культурология изучает не только культуру в целом, но и различ­ные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни. Культурология вза­имодействует (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономи­ческой теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время, сохраняя соб­ственное лицо и решая свои собственные исследовательские зада­чи.

Иными словами, культурология является комплексной гума­нитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.

Культурология относится к циклу социально-гуманитарного знания, к блоку философских дисциплин, который генерализирует весь комплекс социальных и гуманитарных наук, изучающих культурные феномены, культуру, общество, человека. Культурология, в силу особенностей своего предмета, имеет комплексный междисциплинарный характер. В решении своих проблем она органично взаимодействует с гуманитарными науками: философией, историей, социологией, искусствоведением (обосновывает детерминантное поле культуры) и природными науками, где она практически формирует социальный заказ на природные исследования и обеспечивает создание новой техники и технологий, а на уровне индивидов – обеспечивает их адаптацию в новом информационном обществе.

Культурология как наука: особенности изложения дисциплины.

Культурология выделилась из философии и её методология базируется на философских принципах, подходах и методах.

1. Принципы культурологии. Принципы - это базисные, стабильные начала, которые позволяют систематизировать, анализировать и структурировать отдельные природные и социальные явления (явления природы, социальные процессы, поведение индивидов).

Культурология как наука использует общие принципы изложения дисциплины (историзма и научности) и специфично культурологичные (системности, интегративности и равноправия).

Исходный принцип – принцип научности и объективности включает достоверность эмпирического материала, повторяемость во времени результатов исследования, обоснованность и результативность исследований в реальной практике

Принцип историзма предполагает анализ явлений адекватно времени их возникновения, выводы обосновываются исторической прогрессивностью этих явлений.

Принцип системности позволяет исследовать и осознавать весь мир человеческой культуры как системное единство совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Любое культурное или социокультурное явление рассматривается как элемент более сложной системы, в которой выявляются взаимосвязи и выявляются закономерности.

Принцип интегративности позволяет исследовать и анализировать социокультурные явления не отдельно от явлений смежных наук, а с учётом объединения всех научных знаний в данной сфере.

Принцип равноправия предполагает равенство всех известных концепций, теорий, прогнозов при проведении культурологического анализа.

2. Методы культурологии. Метод исследования в науке имеет ключевое значение, так как приближает исследователя к истине. Метод (с греч. «methodos» - путь, подход исследования) – это способ теоретического или эмпирического получения информации, технология исследования, в которй четко определяется последовательность шагов на пути познания истины. В нашем случае речь идёт о том, как надо изучать культуру, чтобы она открывала свои тайны.

В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры в целом на изучение её в определённых пространственно-временных границах, на описание и объяснение её конкретных форм с опорой на определённый материал.

В культурологии выделяются и используются все методы социогуманитарного познания. Среди них выделяются четыре группы методов: общефилософские, общенаучные, частные и собственно культурологические.

Прежде всего используются общефилософские методы:

-диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;

-системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент;

-структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в её функционировании.

Общенаучные методы:

-аналитический метод позволяет рассматривать явления культуры через поиск общих законов, принципов развития знаний, через выявление закономерностей;

-компаративный метод позволяет сравнивать культуру по какому-либо основанию или признаку в ходе её «диалога» с другими культурами;

-типологический метод используется при обобщении характеристик социокультурных миров.

Частные методы конкретных дисциплин, сотавляющих эмпирическую базу для культурологии: описание, наблюдение, классификация.

Собственно культурологические методы: культурантропологический, семиотический, герменевтический и логический метод. Культурантропологический метод рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.

3. Функции культурологии. Функции культурологии не совпадают с функциям и культуры. Функции культурологии нацелены на получение результата и действуют при проведении культурологического анализа и синтеза явлений культуры. К функциям культурологии относятся:

- исследовательская функция - исследование мира человеческой культуры как системного единства совокупности материальных и духовных ценностей;

- инвариантно-прогностическая функция - прогнозирование вариантов общественного развития, создание программ, проектов и прогнозов будущего культурного развития человечества;

-прогаммно-ориентированная функция - выработка системного видения современных процессов мирового культурного развития, их анализа и синтеза с целью инновационного решения накопившихся сложных проблем в новом информационном обществе XXI века.

Культурология как учебная дисциплина.

Учебная дисциплина культурология изучается на гуманитарных кафедрах западных вузов с 80-ых годов ХХ века, а во всех высших учебных заведениях Украины с 2003 года. С чем связана необходимость её внедрения в вузы? Почему она занимает особое место в гуманитарной подготовке специалистов?

Причины обострённого внимания к культуре кроются в особенностях жизни современного общества. Первая особенность эпохи связана с процессами индивидуализации, когда не целое, а личность всё более приобретает приоритетное значение. Вторая особенность – социальная обусловленность культуры, её неразрывная связь с обществом и человеком.

Каждый человек считается самоценен, следовательно, имеет право доступа к высшим достижениям человеческого разума. В условиях глобализации информационного простора и его беспрерывного расширения современный специалист высокой квалификации не может быть специалистом только узкого профиля. Современная личность должна иметь представление о национальных приоритетах и общеловеческих ценностях, ориентироваться в мировом социокультурном просторе, формировать гуманистическое мировоззрение на основах универсализма. Приобщение к миру этих ценностей должно быть связано с собственной корреляцией поведения на общечеловеческие, гуманные ценности.

Проблема культуры приобрела в современном мире глобальный характер. В ХХ веке угрозой культуре были тиранические режимы в мире: в Европе - Гитлер, в СССР - Сталин, в Румынии – Чаушеску, в Чили – Пиночет, в Камбодже - Полпот; в ХХI веке страшной угрозой человечеству стал международный терроризм. В прошлом столетии игнорировался тот факт, что многие социальные изменения опосредуются культуросозидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, изменением мировоззренческих ориентиров, перестройкой менталитета, выработкой новых духовных практик. В итоге, общество оказались слабо подготовленными к проводимым сегодня реформам во всех сферах общественной жизни, что привело к дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации.

Именно от культуры, уровня её формирования и развития зависит сегодня будущее человечества. Сознательная жизнь наших современников выпала на начало III тысячелетия. В XXI веке главной проблемой человечества стал сам человек, его будущее и его сущность. Сущность человека сегодня определяется прежде всего его знаниями, освоенными, добытыми и реализованными в течение его жизни и его нравственной сущностью, а не материальной собственностью. Идеологией будущего будет идеология гуманизма. Глобальный переход к новому подлинно человеческому обществу, которое определяется как цивилизация социального гуманизма, предполагает создание условий для творческого развития личности, прежде всего выход человека из технологического процесса, в котором он формировался как частичная личность. Восстановлению гуманистического смысла существования должна предшествовать работа мысли по пониманию и осознанию значения и ценности культуры.

Актуальность изучения курса связана с тем, что без учета социальных и культурных перемен сегодня невозможно решать современные мировые и национальные проблемы во всех сферах общественной жизни. Главная концептуальная идея курса «культурологии» - показать гуманистический, поступательный характер развития мировой и украинской культуры.

Цель курса культурологии: формирование современной личности инженера-интеллигента, представителя новой цивилизации - цивилизации социального гуманизма, носителя передовой культуры человечества, развитие его нравственного и эстетического сознания.

Задачи курса:

1. Формирование высокой духовной культуры современной личности – инженера.

2. Утверждение гуманистических ценностей современного мира.

3. Приобщение студентов к достижениям мировой и национальной культуры.

4.Воспитание художественного вкуса личности и понимания произведений искусства.

5.Содействие преобразованиям, направленным на преодоление духовного кризиса, на возрождение культуры украинской нации и формировании современных ценностей в условиях становления демократического правового государства.

Вывод: Культурология утверждает гуманистические ценности современного мира и приоритет культуры в общественном развитии. Как наука культурология вырабатывает системное видение современных процессов мирового развития и даёт практические рекомендации для решения сложных проблем ХХI веке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.008 с.)