Цивилизация – исход и завершение всех поисков, последняя стадия развития культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация – исход и завершение всех поисков, последняя стадия развития культуры.



На этапе цивилизации культурный организм, как историческое явление, умирает. Но это не означает, что все люди физически гиб­нут: они остаются существовать, но ведут уже лишь биологическое существование. Переход от культуры к цивилизации соответствует переходу от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических «деяний» к механической «работе». Весь период жизни каждой культуры определяется Шпенглером приблизительно в 1000 лет. Последняя стадия — цивилизация — продолжается 200-300 лет. Она — перегной, мертвое время культуры.

Цивилизация характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир, опирается на шаблоны и стереотипы и доказывает неизбежную гибель Западной культуры.

«Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию (в конце XIX- начале XX века) и ее окончательная гибель – только вопрос времени.Характерными признаками цивилизации является космополитизм и города-гиганты, научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии, масса вместо народа.… Перед смертью цивилизация переживает короткий период второй религиозности, характеризуемой волнами мистицизма и гностицизма».

5. Шпенглер называет восемь великих культур:

- египетская культура, - античная культура,

- вавилонская культура - культура майя

- китайская культура - византийско-арабская культура

- индийская культура - западноевропейская культура

Он указывает на возможность появления девятой русской великой культуры, которая находится в процессе становления. Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская претерпели на ранних стадиях развития частичное подавление и разрушение.

Концепция Арнольда Тойнби

Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.): английский историк и социолог, его работа - 12 томный труд «Постижение истории». Основные идеи концепции:

1.Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающиекак относительно самостоятельные культурные миры.

2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций.

Локальная цивилизация - это устойчивое единство людей, возникающих в отдельных регионах и базирующаяся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях. Всемирная история - это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом.

Анализируя сначала 21 цивилизацию, далее Тойнби сократил их до 13, а чуть позже до пяти. До нашего времени дожили пять цивилизаций:

-западнохристианская цивилизация,

-восточнохристианские цивилизации – две православных (византийская и русская),

-исламская (арабская) цивилизация,

-индийская цивилизация,

-китайская цивилизация.

Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам.

3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития:

-возникновение - общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу и общество через творческое меньшинство отвечает);

-рост - это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например: Индийская цивилизация – акцент делает на религиозные ценности, Западная цивилизация - акцент делает на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности);

- надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций - 4(5) мертворожденные, 16 цивилизаций - прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется 3-я моментами:

· Недостатком созидательной силы у творческого меньшинства.

· Отказ большинства от подражания меньшинству.

· Утрата обществом социального единства.

Примеры: Римская империя в I в н. э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство – основа для новой цивилизации;

-гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н. э. (21 столетие)).

Т.о., по А. Тойнби: все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства.

Консолидация всех элементов общественной жизни в цивилизованное объединение происходит на основе религии. В этом смысле появление мировых религий является лучшим условием консолидации человечества. Прогресс человечества заключается в духовном самосовершенствовании и создании единой мировой религии на статус которой сегодня претендует Вера Бахаи.

Сторонником Арнольда Тойнби был Самюэль Хантингтон, который рассматривал цивилизацию, как культурную целостность, высокий уровень культурной идентичности людей, явно выраженную культуру.

Все рассмотренные научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, разработанные в философии в конце ХVШ ст. - ХХ ст. позволяют нам в зависимости от содержательной сущности цивилизации и критериев её оценки определить тип цивилизации (тип – объединение в единое целое по общности признаков). Тип цивилизации – это утверждение сходства, общности, которая обнаруживается в некотором ряде социокультурных образований. Сходство облика цивилизаций объединяет их в некоторую смысловую целостность, но это же качество отделяет эту целостность от других цивилизаций, имеющих иные опорные принципы существования.

Существует несколько вариантов типологии цивилизации:

- по масштабам рассмотрения(цивилизацию связывают с конкретным географическим местом): мировая или глобальная цивилизация, континентальная (европейская, африканская), региональная (славянская, североафриканская), национальная (французская, английская). По масштабам рассмотрения мировую цивилизацию делят на два типа: цивилизация Запада и цивилизация Востока или цивилизация Севера и цивилизация Юга. Они рассматриваются и как два типа культуры и как два типа цивилизации.

- по типу хозяйственной деятельности:приморские и континентальные цивилизации;

- по типу природно-географической среды: закрытые и открытые цивилизации и т. д.

Вывод: Цивилизация, с одной стороны, выступает как социокультурное образование, своего рода пересечение культуры и общества, основу которого составляет уникальная однородная культура. С другой стороны, ивилизация отражает степень прогрессивного развития общества и его культуры на определённом историческом этапе развития. Прогресс культуры идет от варварства к цивилизации, которая отражает степень очеловечивания народов.

 

 

3. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация".

Всё многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:

1. Англо-американская традиция: понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы и между ними отсутствуютсколько-нибудь существенные различия.Её сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби(1889-1975)и Самюэль Хантингтон.

В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:

- явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;

- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);

- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;

- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.

2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются две противоположности. Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), позже, в начале XX в. её поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889-1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898-1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.

Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889-1936) и теория Н.Я. Данилевского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.006 с.)