Категории диалектики, упорядочивающие бытие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории диалектики, упорядочивающие бытие



Философские категории – это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. Отличие философских категорий от категорий других наук состоит в том, что философские категории – это универсальные понятия, т. е. такие понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений, в том числе и связи в человеческом мышлении. Нефилософские категории являются общими понятиями, отражающими ту или иную область действительности (вещи). Вне связей и отношений одной вещи к другим вещам никаких предметов не существует. Категория «вещь»употребляется в философии во взаимосвязи с категориями «свойство» и «отношение».

Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются ее свойства, выражающие отдельные стороны предмета, обусловливающие его различие или общность с другими предметами. Всякое свойство относительно. Свойства самой вещи обнаруживаются через отношение к другим вещам.

Отношение – это момент взаимосвязи, взаимозависимости всех явлений. Понятие об отношении возникает как результат сравнения предметов по выбранному или заданному признаку. Существуют отношения пространственные, отношения между содержанием и формой, причиной и следствием и т.д. в связи с тем, что вещь обладает множеством свойств, она «вплетена» в систему отношений со множеством других вещей и выступает как часть единого целого.

Целое – это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется новыми, интегративными свойствами и закономерностями, не присущими предметам в их разобщенности.

Часть – это элемент целого.

Категории «часть» и «целое» выражают отношения между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы. Благодаря этой связи, образуется целое, выступая в качестве частей.

Категории «часть» и «целое» относительны. Часть, являющая элементом целого, сама выступает как целое, имеющее свои элементы и свою структуру. Целое оказывается частью иного целого.

При анализе категорий «часть» и «целое», следует обратиться к категориям «элемент», «структура», «система».

Элемент – это относительно самостоятельная составная часть сложного целого. Иногда элемент определяют как простой, далее неделимый. Однако понятия «простой» и «сложный», «делимый» и «неделимый» относительны. То, что в одной системе выступает как простое и неделимое, в другой системе оказывается сложным и делимым. Например, атом по отношению к вещи выступает как «простой», как ее элемент, но и сам оказывается сложным, состоящим из электронов, протонов и т.д.

Структура – это взаимосвязь и взаимообусловленность элементов объекта, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т.е. обеспечивающая сохранение его основных свойств при различных изменениях.

Система – это единство элементов и структуры сложного целого. Предметы и процессы действительности образуют собой сложное целое, т.е. выступают как системы, причем степень их сложности может быть такова, что целое обнаруживается как единство нескольких (а может быть и множества!) систем, связанных между собой определенным образом, зависящих друг от друга. В этом случае говорят о соподчиненности, субординации и координации систем целого, о подсистемах системы. В настоящее время в конкретных науках большое распространение получили системный подход к изучаемым явлениям, методы структурно-функционального и системного анализа.

Системный подход к изучаемым объектам предполагает раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный анализ применяют, как правило, к тем сложным объектам, которые содержат фактор или ряд факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Эти факторы обусловливают неопределенность в поведении объекта, многообразие его возможных вариантов. Системный анализ – это совокупность методов, применяемых для анализа таких объектов. В широком смысле слова системный анализ совпадает с системным подходом, но, в отличие от него, системный анализ предполагает построение обобщенных моделей объекта, отображающих все факторы и взаимосвязи реальных ситуаций, в которых может оказаться объект. Это создает многообразие вариантов, на основе которых осуществляется выбор необходимого решения той или иной задачи.

Структурно-функциональный анализ – это один из принципов системного анализа явлений и процессов действительности. Согласно этому принципу в процессе этого анализа объекта необходимо выявлять его структурно-расчлененную целостность, каждый элемент которой имеет определенное функциональное значение, выполняет определенную функцию.

Структура предмета и функция ее элементов взаимно обусловливают друг друга. Это обусловленность подчиняется диалектике формы и содержания. Эти категории используются при анализе функционирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованного целого.

Содержание – это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма – это способ существования и выражения содержания объекта. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи с этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма всегда связана с определением пространственно- временных границ существования вещи, а внутренняя форма характеризует способ связи, элементов содержания вещи, ее свойств, противоречий и т.д. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя форма всегда проявляется через внешнюю. При анализе взаимоотношения формы и содержания следует подчеркнуть, что оно носит диалектический характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве: содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутренне противоречиво.

Новому содержанию должна соответствовать новая форма. Последняя, как правило, дает достаточный простор для развития нового содержания. Но наступает время, когда противоположность между содержанием и формой опять обостряется, переходит в противоречие, которое снова требует своего разрешения.

Сущность – это единство глубинных связей, отношений, законов, определяющих основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Это категория отражает внутреннюю, устойчивую, непосредственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов.

Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. Эта категория отражает внешнюю изменчивую, чувственно воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без сущности. Точно также и сущность не может обнаружиться в не явления или вне множества явлений.

Категории «сущность» и «явление» отражают одну и туже реальность. Хотя они и взаимосвязаны, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление характеризует нечто подвижное, изменчивое, сущность – более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Подчеркивая взаимосвязь сущности и явления, необходимо обратить внимание на то, что сущность не всегда проявляется адекватно.

При знакомстве с окружающей действительностью мы обращаем внимание на качественное многообразие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно, на определенное их сходство, родство, общность. Это объективно данная особенность вещей и явлений действительности отражается в категориях «единичное», «особенное», «всеобщее».

Единичное – это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, ограниченный в пространстве и во времени, от других предметов и явлений.

Категория «общее» отражает сходство свойств сторон, организации вещей и явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое проявляет и общее с другими вещами и явлениями. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единичного и общего.

Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему – единичным. Различие между единичным, особенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, предметы и процессы действительности. Связь – это основа процесса взаимодействия между вещами. Когда мы имеем дело с какими-то конкретными предметами, то и связь конкретна. В качестве конкретной связи могут выступать, например, общие признаки, свойство предметов и др. Структура всеобщей универсальной связи является чрезвычайно сложной. Она никогда не охватывается целиком и полностью. Отражаются лишь ее отдельные стороны с помощью категорий.

Существует еще ряд категорий, характеризующих связи и отношения между предметами. Это – причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Причинно-следственная связь, или причинность представляет собой одну из важнейших форм всеобщей связи.

Причиной называется то явление, которое при наличии определенных условий вызывает, порождает какое-то новое явление, определяет его существование.

Следствие – это результат действия причины, то явление, которое вызывается, порождается причиной. В процессе этого порождения между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией и информацией. Причинность – это такая внутренняя связь, которая выражает генетическую зависимость между явлениями. Спецификой причинно-следственной связи является то, что в ней причина порождает следствие, вызывает его к жизни.

Выясняя специфику причинно-следственных связей, следует усвоить такие понятия, как «детерминизм» и «индетерминизм».

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положения о существовании причинности (Бэкон, Декарт, Ньютон, французские материалисты XVIII в.). Однако принцип причинности не следует отождествлять с принципом детерминации. Принцип причинности утверждает, что всякое явление в мире имеет свою причину и беспричинных явлений не бывает. Принцип детерминации (или детерминизма) говорит о том, что вследствие всеобщей универсальной взаимосвязи все явления в мире взаимно обусловливают друг друга. Степень свободы какого-то явления, т.е. возможность его движения или развития в том или ином направлении, ограничивается другими, взаимодействующими с ним явлениями.

Альтернативой детерминизма является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще, или ее всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант и др. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом. Диалектический материализм исходит из признания объективного характера причинно-следственных связей, их существования в самом материальном мире.

Переход причины в следствие всегда является необходимым, но осуществляется он в случайных формах. Категория «необходимость» отражает внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений и процессов действительности. Можно сказать, что необходимым является все то, что обязательно происходит при определенных условиях. Необходимостью, например, является смена времен года, прорастание семени при благоприятных условиях.

Необходимость объективна (что отрицают представители субъективного идеализма) и носит всеобщий характер, она неотделима от всеобщего. Необходимость непосредственно связана с закономерностью развития природы и общества. Понятия необходимости и закономерности являются однопорядковыми, выражают суть одних и тех же процессов.

В категории «случайность» отражаются внешние, неустойчивые явления и процессы. Случайным является все то, что может быть, а может и не быть. Случайные связи характеризуют не сущность процесса, а лишь его конкретное, единичное проявление, его внешнюю сторону. Они не определяют общую тенденцию развития. Случайность выступает дополнением и формой проявления необходимости. В объективном мире, в человеческой деятельности необходимость не существует в чистом виде. Любой необходимый процесс осуществляется во множестве случайных форм, необходимость пробивает себе дорогу сквозь случайности. Взаимосвязь необходимости и случайности проявляется и в том, что они могут меняться местами: то, что в одних условиях и в одном отношении является случайным, в других условиях и отношениях - необходимым и наоборот.

Понятия «необходимость» нельзя отождествлять с понятием «неизбежность». Неизбежным называется такое явление, которое проявляется независимо от наличия тех или иных условий. Другими словами, если необходимое явление имеет целый спектр возможностей для своего осуществления, и, поэтому, форма его осуществления оказывается случайной, то неизбежное явление имеет лишь одну возможность и появление его жестко детерминировано, исключает другие варианты осуществления.

При анализе отношений причины и следствия, необходимости и случайности мы постоянно обращались к категории возможность. Последняя неразрывно связана с категорией «действительность».

Под действительностью понимают весь реально существующий мир, во всей его конкретности, всей совокупности налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В узком смысле слова действительность – конкретное бытие отдельных предметов или процессов, обладающих определенными пространственными и временными, качественными и количественными характеристиками.

Возможность – это тенденции, предпосылки возникновения того, чего еще нет в действительности, в настоящем, реальном бытии.

Действительность – это актуальное бытие вещей и явлений.

Возможность – это их реальное потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. При наличии определенных условий потенциальное бытие переходит в актуальное.

Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами, отношения функционирования и развития объекта, а второе – со случайными. Их можно охарактеризовать с помощью вероятности. Формальные возможности хотя и не противоречат закономерности развития объекта и, следовательно, могут превратиться в действительность, но вероятность такого превращения близка к нулю. Что касается реальных возможностей, то их вероятность в этом отношении, наоборот, близка к единице. Сами реальные возможности, в свою очередь, подразделяются на абстрактные и конкретные.

Абстрактные возможности – это возможности, для реализации которых в настоящее время нет необходимых условий. Конкретные возможности могут иметь или уже имеют условия для своего осуществления в настоящее время.

Итак, категории представляют собой наиболее подвижную часть диалектики, методологическая функция которых неотделима от их содержания: во-первых, они отражают общие свойства связей и отношений объективной реальности; во-вторых, являются ступенями проникновения человека в окружающий мир; в-третьих, категории – это важнейшие формы описания и разъяснения развития всего разнообразия бытия; в-четвертых, в категориях диалектики конкретизируются ее основные законы – единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицание отрицания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.022 с.)