Теория фирмы, научный менеджмент и охрана окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория фирмы, научный менеджмент и охрана окружающей среды



Для неоклассической микроэкономики преобладающим был взгляд на взаимодействие фирмы с ее внешним окружением лишь посредством рынка. В рамках данного подхода преобладало представление о фирме как о своеобразном "черном ящике", бесструктурном субъекте, автоматически реагирующем на рыночные сигналы с целью максимизации прибыли (минимизации издержек). При этом без ответа оставались такие остроактуальные для современной экономики вопросы, как мотивация экологически ответственного поведения фирм, принятие ими на себя бремени существенных издержек по соблюдению норм экологической безопасности, выходящих за пределы не только рыночных требований, но и требований природоохранного законодательства.
Среди современных подходов к экономике фирмы в контексте нашего анализа первоочередной интерес представляют развиваемые в рамках неоинституциональной экономики менеджериальная (управленческая) теория фирмы, принципал-агентская теория, а также теория стейк-холдеров. Начнем с кратких комментариев по поводу первой из перечисленных нами теорий. Далее более внимательно проанализируем теорию стейк-холдеров (см. п. 6.1.3), оставив проблему принципал-агентов для последующего рассмотрения (см. гл. 7).
Управленческие теории, включая теории "базирования на власти" и "базирования на лидерстве" [Prakash A. 2000] фокусируют внимание на внутренней структуре фирмы, включая взаимоотношения между различными менеджерами, которые реально руководствуются принципом ограниченной рациональности. Данные подходы позволяют, в частности, раскрыть механизм принятия экологически ответственных решений, выходящих за пределы требований, предписываемых действующим законодательством и стандартами экологической безопасности. Именно к такому типу относятся решения топ-менеджеров о введении весьма дорогостоящих и не сулящих быстрой рыночной отдачи систем корпоративного экологического управления, соответствующих ныне добровольным международным стандартам ISO 14000 или EMAS (см. более подробно п. 7.2).

27 Теория стейк-холдеров и обоснование целей предприятия
Под стейк-холдерами понимаются лица (физические и юридические), обладающие правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможностью заявлять фирме о своих правах (в т.ч., имущественных), или интересах в отношении ее прошлой, настоящей или будущей деятельности (ее части).
Иными словами, стейк-холдеры - это лица (их группы), которые, с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на фирму воздействие, а с другой, - сами испытывают на себе воздействие принимаемых фирмой решений. Принципиальным для данного менеджериального подхода является представление фирмы с позиции сети ее внутренних и внешних взаимоотношений с отдельными индивидами или их группами, при акценте на задачу согласования и управления множественными и часто конфликтующими интересами этих индивидов (или их групп) [Madsen H and Ulhoi J. 2001 p. 77-88]. Как правило, вся совокупность стейк-холдеров подразделяется на два основных класса: первичные стейк-холдеры, формирующие среду прямого воздействия на предприятие, без учета которого фирма как хозяйствующая единица не сможет выжить, и второстепенные (или вторичные) стейк-холдеры, образующие среду косвенного влияния. К первой группе обычно относят собственников, инвесторов, работающий персонал фирмы, поставщиков, покупателей и их организации, конкурентов, как и саму Природу (ее ресурсы и ассимиляционный потенциал). Среда прямого и косвенного воздействия также именуется контактной аудиторией. Особая роль стейк-холдеров с позиции менеджмента также объясняется тем, что они оказывают все более сильное (прямое и косвенное) воздействие на принятие бизнесом своих решений включая экологические, а тем самым, они должны разделять ответственность за последствия (позитивные и негативные) этих решений.
Теория стейк-холдеров продолжает развиваться. Представляет интерес их более глубокая дифференциация, предложенная немецким ученым Х. Дюкхоффом, с учетом различий в потенциале влияния стейк-холдеров и их готовности к кооперированию [Dyckhoff H. 2000. S. 21].
Теория стейк-холдеров при всем ее значении для формирования систем КЭМ не дает готовых практических рекомендаций. Так, на практике часто бывает весьма сложно идентифицировать группы стейк-холдеров. Имея в виду это обстоятельство Р. Важным пунктом теоретического рассмотрения воздействия стейк-холдеров на принятие бизнесом решений в пользу ООС является то, что разные представители заинтересованных групп могут отличаться неодинаковым уровнем экологического сознания, а также различным уровнем ощущения и оценки экологических проблем, бедствий и катастроф. Кроме того, отношение к экологическим проблемам все существеннее зависит от растущей интенсивности коммуникации в обществе. Это значит, что уровень экологического сознания во все большей мере формируется посредством достаточно субъективного обмена информацией, а не вследствие объективного опыта отдельных людей. Отношение представителей заинтересованных групп предприятия к экологическому вопросу приводит, в совокупности с существующей в обществе системой хозяйствования (которая может охватывать весь спектр инструментов - от строгого государственного регулирования до чисто рыночных структур) к выработке новых инструментов экологической политики, открытию новых рынков и переосмыслению потенциальных шансов и рисков фирмы.

28 Теория сервисной фирмы и развитие представлений о современной организации
Современная фирма или организация, будь то мелкое предприятие или транснациональная корпорация, все чаще понимается как сервисная фирма, предоставляющая услуги различным стейк-холдерам. Сервисная функция в настоящее время так важна потому, что не только сами продукты сопровождаются все чаще наборами разного рода услуг, но и дивиденды, налоги, зарплата и т.п. также могут быть истолкованы как услуги Эта характеристика тем более может быть отнесена к усилиям фирмы по уменьшению загрязнения ОПС. Однако, если первые из перечисленными нами виды услуг оказываются клиентам, акционерам, властям или собственным сотрудникам, то экологические услуги предоставляются всем "заинтересованным" в этом лицам и организациям. Поэтому КЭМ с учетом внесения необходимых уточнений можно определить как специальный сервисный менеджмент для некоторого слоя из совокупности всех стейк-холдеров.
Фирмы в современном мире характеризуются далее тем, что их сервисная функция может быть осуществлена только в тесном контакте с поставщиками, клиентами и другими важными для отдельной фирмы сервисными фирмами и организациями (банками, страховыми компаниями, провайдерами логистики и т. д.). Эти фирмы образуют вместе, формальным или неформальным образом, альянсы или точнее, так называемые цепи (сети) поставок (supply chains). Современные, успешно работающие фирмы могут быть охарактеризованы с помощью следующих двух важных черт, которые, отметим сразу, находятся в соответствии или близки теоретико-экономическим подходам к фирме. Первая черта касается прежде всего внутренней организации всех стоящих перед фирмой задач, иными словами, - вопросов оптимальной трансформации сервисных "inputs" в сервисные "outputs" при определенной (заданной) внешней среде. Этим, преимущественно, (в более узкой трактовке, конечно) и занималась неоклассическая микроэкономическая теория. Вторая черта в большей мере относится к процессу формирования и условиям успешной работы сетевых структур, образованных несколькими или многими фирмами. Иными словами, она отражает интеракции между фирмами при заданных формах внутренней организации отдельных предприятий (т. е. при заданной трансформации). В системе введенных понятий первая черта может быть охарактеризована как установление способа трансформации при заданных интеракциях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.005 с.)