Содержание книги

  1. Історія зарубіжної журналістики (лекція)
  2. Загальна характеристика зарубіжної журналістики 19 ст.
  3. Загальна характеристика зарубіжної журналістики першої половини 20 ст.
  4. Загальна характеристика англійської преси 19 ст.
  5. Загальна характеристика американської преси 19 ст.
  6. Загальна характеристика французької преси 19 ст.
  7. Загальна характеристика німецької преси 19 ст.
  8. Загальна характеристика японської преси 19-20 ст.
  9. Загальна характеристика англійської преси 20 ст.
  10. Загальна характеристика французької преси часів Опору
  11. Загальна характеристика німецької преси повоєнного періоду
  12. Преса та радіо Німеччини у 1933-1945 рр.
  13. Світові економічні видання: історія створення, особливості редакційної концепції
  14. Масова и качественная пресса
  15. Ринок спеціалізованої преси: типологія видань, особливості виникнення
  16. Спава Дрейфуса», Панамський скандал і преса
  17. Пуліцер (нью-йорк уорлд, «желтый мальчишка», Нелли блай)
  18. Структура прес-концерна А. Шпрінгера у повоєнні роки
  19. Золотий час» французької преси (1944-1954)
  20. Охарактеризуйте газету «Більд»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна характеристика англійської преси 20 ст.



На рубеже XIX-XX веков, ког­да в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф», 1855), «Гардиан» («Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» («Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый», 1986). Массовая (популярная) печать ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов - «Сан» («Солнце», 1964), «Миррор» («Зеркало», 1903, Хармсворты), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс», 1900, Пирсон), «Дейли мейл» («Ежедневная почта», 1896). Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Today» («Сегодня»), издававшейся всего 10 лет.

Английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спортом и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа — этот перечень можно было бы продолжить. В 20-е годы XX в. понятие журналистики как системы средств, выполняющих определенные функции по распространению информации, начинает наполняться новым содержанием. Пресса перестает быть единственным компонентом этой системы. Уже к 1914 г. 350 000 миль подводного телеграфного кабеля соединяли метрополии с колониями. Первая мировая война продемонстрировала огромные возможности «беспроволочного телеграфа». Важным этапом становления внутреннего вещания явилось создание Британской радиовещательной компании (1923). В 1927 г. возникает радиовещательная корпорация Би-Би-Си. Исполнительный, а затем генеральный директор корпорации Джон Рит. В 1932 г. Би-Би-Си начинает вести передачи для англичан за границей. В скором времени Би-Би-Си стала передавать двухчасовые «блоки» программ в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Восточную и Южную Африку. В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. — новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио.

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри — Кэмроза — укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс». Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них — «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты. Ротермир — владелец «Дейли Мейл» — в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.

Развитие журнальной периодики Великобритании в 20 —30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. В 1925 г. вышел ежемесячный «Модерн Вумэн» («Современная женщина»), за ним последовали «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом»), «Май Хоум» («Мой дом»), «Вумэн энд Бьюти» («Женщина и красота»), «Эври Вумэн» («Для всех женщин»), большинство из этих изданий перестали выходить во время войны или были тогда же приостановлены. В 1938 г. появился национальный иллюстрированный еженедельник «Пикчер Пост» («Иллюстрированная почта» — его издателем был Эдвард Хал тон). Первый номер «Пикчер Пост» разошелся в количестве 750 тыс. экземпляров. Принципиально новым явлением в истории стало возникновение «Радио Таймс» (1923) и «Лиснер» («Слушатель», 1929), тесно связавших судьбу с английским радиовещанием. Оба ежеквартальных журнала издавались Би-Би-Си.

Первая половина XX в. ознаменовалась выходом в свет значительного числа литературной, музыкальной, детской и научной периодики. Во время Второй мировой войны несмотря на увеличение массы информации, получаемой прессой, многие газеты и журналы вынуждены были уменьшить свой объем, издание некоторых (это касалось преимущественно журналов) было приостановлено. Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Система эта предполагала контроль над фактами, а не над мнениями». 21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. В середине XX в. положение английской прессы было исключительно стабильно, что во многом объяснялось ростом рекламы и постоянной ориентацией на разнообразные группы, составлявшие читательскую аудиторию. Журналист приспособился к новым ритмам жизни, отказался от помпезного стиля. Стала более живой подача материалов на первой полосе, увеличился объем международной информации, стал интереснее иллюстративный материал.

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету». На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ныос оф Уорлд Организейшн Лтд.».

В 60-е годы укрепились позиции важнейших периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров. Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файн-эншл Таймс» — 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.). В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, — «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет. В 60-е годы Би-Би-Си сохраняла монополию на центральное радиовещание на территории Великобритании. Би-Би-Си не могла получать доходы.от рекламы и существовала за счет абонентной платы и продажи своих изданий. В 60-е годы упрочились позиции независимого телевидения, которое, не взимая абонентной платы, получало доходы от рекламы. В 1971 г. в Великобритании было введено коммерческое радиовещание в провинциях и начала складываться конкурирующая с Би-Би-Си коммерческая телесеть.

С 1920 по 1970 г. число английских газет сократилось почти на 35%; с 1974 по 1981 г. вместо 1300 провинциальных газет стало выходить 800; за 30 лет, к началу 80-х годов, количество газет, не принадлежавших концернам или конгломератам, уменьшилось с 490 до 220. В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий сократился тираж, снизились прибыли. В 80-е г журналисты стремились создать газеты, не принадлежащих магнатам прессы, например «Санди Корреспондент» (1989) и «Индепендент» (1986). В середине 80-х годов в Великобритании развернулись процессы технического переоснащения прессы, что повлекло за собой массовые увольнения и взрыв социального недовольства в стране. Технологическая революция в области средств массовой информации, связанная с упразднением типографского набора и введением спутникового телевидения, а также рост рекламы, наблюдавшийся в английских масс медиа, способствовали повышению рентабельности ряда газет. К тому же снизился размер капитала, необходимый для выпуска новых изданий, что стало стимулом для расширения качественного своеобразия прессы страны.

В 80-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной сетью периодической печати. Продолжало сохраняться традиционное для страны деление прессы на качественную и массовую. И та, и другая сохраняли свою направленность: первая обращалась к образованному читателю, часто связанному с системой управления, была информативна и аналитична; вторая, ориентируясь на широкую аудиторию, скорее следовала ее вкусам и запросам, чем пыталась изменить или усовершенствовать природу человека. Отличалась разнообразием английская журнальная периодика. Ее представляли политико-экономические и научные издания, Английская военная периодика, Иллюстрированными еженедельниками для женщин. Широкое распространение в Великобритании получили альтернативные издания, публиковавшиеся на кооперативной основе на средства профсоюзов или демократически настроенных лиц. Во второй половине 80-х годов в стране насчитывалось около 80 таких малоформатных газет, напоминающих бюллетень и выходящих нерегулярно небольшими тиражами. В конце 80-х годов было заметно оживление в сфере провинциальной печати, которая стремилась расширить свою аудиторию. Появились также издания, рассчитанные на «цветных» британцев и на выходцев из Азии. Британские издатели планировали создать специальную «говорящую газету» для слепых.

В 1982 г. был открыт первый британский канал спутникового телевидения. Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи. В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Хотя в 1992 г. процесс снижения тиражей затронул и качественные издания. В последующие годы рост цен на бумагу привел к тому, что газеты все больше и больше стали терять своих читателей. Ряд изданий решил использовать совместную полиграфическую базу, чтобы выдержать натиск конкурентов.

В 1993 г. Р. Мэрдок развернул «войну цен». Демпинговое снижение цен на принадлежащие ему издания привело к взлету их тиражей: тираж «Таймс» достиг небывало высокой отметки — 600 тыс. экземпляров. «Войны цен» не выдержала претендовавшая на независимость «Индепендент»: она перешла под контроль консорциума, возглавляемого «Миррор Групп Ньюспейперс». Снизился тираж «Дейли Телеграф»; возникло опасение, что разрушается рынок серьезных газет. Общественное мнение было обеспокоено и деятельностью массовой прессы, которая с начала 90-х годов проявила настойчивость в погоне за сенсацией и в «подглядывании в замочную скважину». Скандальный тон, «наклеивание ярлыков» были присущи многим таблоидам. В 90-е годы были предприняты попытки приостановить чрезмерное вторжение средств информации в частную жизнь, однако они не увенчались успехом.

В 1992 г. была создана Всемирная служба телевидения (ее основали Всемирная служба радиовещания, телевидение Би-Би-Си и коммерческая служба «Би-Би-Си Энтерпрайзис»). В настоящее время Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по насыщенности прессой. В стране издается 160 ежедневных газет, 1300 ежедневников.

Радио- и телевизионное вещание Великобритании находится в ведении Би-Би-Си и Организации независимого радиовещания (Ай-Би-Эй). Телевещание осуществляется Би-Би-Си и 16 частными телекомпаниями, находящимися в ведении Ай-Би-Эй. Сохранилось разделение труда между агентствами «Пресс Ассошиэйшн» (оно продолжает распространять внутреннюю инфор­мацию) и «Рейтер» — мировым агентством новостей. «Рейтер» занимает лидирующие позиции по распространению новостей; его частью стала крупнейшая телевизионная служба новостей «Вис-ньюс». В 90-х годах «Рейтер» активно внедрялось в сферу электронных СМИ (это касается радиоканала «Лондон Ньюс» и спутникового телевидения). 70% новостей «Рейтер» получало при распространение мировой информации; 23% — компьютерных услуг, что связано с финансовыми проблемами; 7% — работа в сфере общеполитической информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.157.34 (0.008 с.)