Политико-правовая теория анархизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовая теория анархизма



 

Теория анархизма есть учение о принципиально безго-сударственном устройстве общественной жизни.

 

Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — извест-ный русский теоретик анархизма. Считал возможным по-


«Война и мир», «О федеративном принципе и единстве Ита-лии», «Политические возможности рабочего класса».

 

Содержание политико-правового учения. Прудон сталрассматривать анархию как порядок, основанный не на ин-ститутах государственной власти и закона, а на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между собой ин-дивидами, группами, семьями, городами, провинциями.

 

Частная собственность и анархизм. По мнению Пру-дона, собственность — это основа экономики и государ-ства. Начиная с первых своих трудов, Прудон критиковал институт частной собственности. В работе «Что такое соб-ственность?» он писал: «Собственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысячелетним существованием соб-ственности; владение соответствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожьте собственность и сохраните владение — посредством одного только этого принципи-ального изменения вы коренным образом измените законы, правительство, хозяйство и все учреждения: вы уничтожи-те зло на земле».

 

Критика государства в целом и отдельных институ-тов государства. В отличие от Гроция, Гоббса и другихпредставителей договорной теории происхождения госу-дарства, рассматривающих государство как нечто разум-ное, Прудон полагал, что государство рождается из «тем-ных» черт человеческой натуры. Он считал, что чем просвещеннее становится общество, тем быстрее идет раз-рушение авторитета государственной власти: «Власть че-ловека над человеком находится — в каждом данном об-ществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом».

 

В отличие от Руссо, который был приверженцем непос-редственной демократии, Прудон полагал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, про-тиворечий идей и интересов, разнообразия мнений и им-пульсивности толпы, я всегда могу спросить — каким об-разом можно установить аутентичность и законность такого обнаружения (общей воли. — ИМ.)! И это тот воп-рос, на который демократия не может дать ответ».

 

Прудон критикует и другие институты непосредствен-ной демократии: «Всеобщие выборы, императивный ман-


нии: «Две семьи, два города, две провинции договаривают-ся... существенны только две вещи — их равенство и кол-лективная власть».

 

Прудон полагал, что «господство договоров вместо гос-подства законов было бы истинным правительством чело-века и гражданина, истинным верховенством народа, рево-люцией».

 

Теория анархизма Прудона основана на идее сувере-нитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. напризнании первостепенной значимости индивидуальной и коллективной свободы в обществе. Аналогичное представ-ление было присуще и Б. Констану — теоретику полити-ческого либерализма.

 

Вначале для реализации этой идеи Прудон предлагал уничтожить государство, а затем смягчил свою позициюи стал предлагать государство упростить: необходима де-централизация государственной власти через федерализа-цию и широкое самоуправление на местах. Поэтому Пру-дон критиковал образование централизованных государств в Германии и Италии.

 

Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепции рабочего самоуправления и профессио-нального федерализма.

 

Прудон критиковал коммунистическую теорию бабуви-стов. Он считал, что реализация такого коммунистическо-го идеала не соответствует человеческой природе и потре-бует применения насилия. «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все спо-собности человека принадлежат государству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудит-ся... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Собственность есть эксплуата-ция слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это гнет и рабство...».

 

Прудон высказал идею «научного управления» об-ществом: «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных меж-дународной статистики. Наука о правительстве или о влас-


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.007 с.)