Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо



 

Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский философи писатель, теоретик народного суверенитета.

 

Эпоха. Эпоха Просвещения. Вера в прогресс человече-ства, который невозможно остановить; вера в разум; недо-верие к традициям и религии.

 

Биография. Родился в Женеве в семье часовщика. Твор-ческие дарования Руссо раскрылись вопреки неблагопри-ятным условиям детства: он рано лишился родительской опеки, из-за недостатка средств получил лишь фрагментар-ное образование.

 

В 1728 г. Руссо покинул Женеву. Пережил много униже-ний, обостривших чувство социальной несправедливости. Редкое трудолюбие и талант способствовали его самообра-зованию.

 

В 1745 г., перебравшись в Париж, сближается с просве-тителями Дидро и Д'Аламбером, которые привлекают его

 

к работе над знаменитой «Энциклопедией». В 1750 г. Руссо завоевывает первую премию Дижонской академии за очерк «Рассуждение о науках и искусствах». Этот труд принес ему славу и изменил его дальнейшую судьбу.

 

Логическое основание политико-правового учения. Рус-со — представитель идейного течения сентиментализма, в основе которого лежат культ естественных чувств и просто-го образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку, идеализация природного состояния людей и отрицательное отношение к достижениям городской цивилизации.

 

Основные работы: «Рассуждения о происхождении и ос-нованиях неравенства между людьми» (1755); «Об обще-ственном договоре» (1762); «Проект конституции для Корси-ки» (1765); «Соображения об образе правления в Польше и

 

о проекте его изменения» (1772).

 

Содержание политико-правового учения. Этапы об-щественного неравенства и его причины. Руссо впервые вполитической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Все это он изложил в


 


Законы государства «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон соб-ственности и неравенства».

 

Позднее «правители, став наследственными, привыкли рассматривать свою магистратуру как семейное имуще-ство, а самих себя — как собственников государства, кото-рого они первоначально были лишь должностными лица-ми; называть сограждан своими рабами, причислять их, как скот, к вещам, им принадлежащим, и называть самих себя богоравными и царями царей». В результате возника-ет третья форма социального неравенства: устанавлива-ется неограниченная и неподконтрольная народу власть, власть деспотическая, все же остальные граждане стано-вятся рабами этой власти.

 

Таким образом, состояние первоначального естествен-ного равенства людей, которое является для Руссо идеалом, было заменено на равенство рабов в условиях деспотии. При таком положении народа: «Восстание, которое приво-дит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».

 

Эта мысль Руссо вдохновляла французских революцио-неров конца XVIII в.

 

Политическое решение проблемы социального неравен-ства. В произведении «Об общественном договоре, илиПринципы политического права» Руссо предложил создать такое государство, в котором можно было бы обеспечить свободу и равенство индивидов, характеризующие есте-ственное состояние людей.

 

Руссо предлагает «Найти такую форму ассоциации, ко-торая защищает и ограждает всею общею силою личность

 

и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, одна-ко, только самому себе и остается столь же свободным, как

 

и прежде». Основой этого государства-ассоциации должен стать новый общественный договор.

 

Руссо определяет предмет этого договора: «полное от-чуждение каждого из членов ассоциации со всеми его пра-вами в пользу всей общины».


 


коне общую волю, не может ошибаться; общая воля всегда с необходимостью направлена на благо всех и каждого: «Когда в достаточной мере осведомленный народ выносит решение, то, если граждане не вступают между собою ни в какие сношения, из множества незначительных различий вытекает всегда общая воля и решение всякий раз оказыва-ется правильным».

 

Для Руссо угрозой выражению общей воли являются партии — носители частной воли. Идеал Руссо — непос-редственная демократия без политических партий;

 

• суверенитет народа имеет абсолютный характер: «По-добно тому, как природа наделяет каждого человек неограни-ченной властью над всеми членами его тела, общественное соглашение дает политическому организму неограничен-ную власть над всеми его членами, и вот эта власть, на-правляемая общей волей, носит, как я сказал, имя сувере-нитета».

 

Для монархической Франции того времени концепция народного суверенитета имела радикальный характер.

 

Суверен и правительство. Руссо писал, что «есть двевесьма различные условные личности: правительство и су-верен».

 

Они отличаются своими полномочиями:

• суверен (т.е. народ) принимает законы;

 

• правительство призвано приводить «в исполнение за-коны и поддерживать свободу как гражданскую, так и по-литическую».

 

Классификация видов правительства. Руссо проводитклассификацию видов правительства в зависимости от чис-ла лиц, занимающихся управлением. Он выделяет:

 

• демократию;

 

• аристократию;

• монархию.

 

Руссо критически оценивает демократию как вид пра-вительства: «противно естественному порядку вещей, что-бы большое число людей управляло, а малое было управ-ляемым». Такой вид правительства приемлем только для богов, а не для людей: «Если бы существовал народ, состо-ящий из богов, то он управлял бы собою демократически».

 

Более приемлемы для Руссо правительства аристокра-тическое и монархическое. Однако он считал, что ни мо-


 


данин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать».

 

Влияние политико-правовых идей Руссо трудно переоце-нить. Он решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность при-нятия законов самим народом, рассмотрел проблему соци-ального неравенства и признал возможность ее законода-тельного решения.

 

Конституционное законодательство Франции XVIII в. во многом обязано Руссо. В Декларации прав человека и гражданина, Конституции 1791 г., Конституции 1793 г. во Франции есть прямые ссылки на положения, сформулиро-ванные Руссо. В XIX в. влияние идей Руссо также суще-ственно. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная за-конодательная инициатива, и такие политические требова-ния, как возможное сокращение срока депутатских полно-мочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.011 с.)