Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский философи писатель, теоретик народного суверенитета.
Эпоха. Эпоха Просвещения. Вера в прогресс человече-ства, который невозможно остановить; вера в разум; недо-верие к традициям и религии.
Биография. Родился в Женеве в семье часовщика. Твор-ческие дарования Руссо раскрылись вопреки неблагопри-ятным условиям детства: он рано лишился родительской опеки, из-за недостатка средств получил лишь фрагментар-ное образование.
В 1728 г. Руссо покинул Женеву. Пережил много униже-ний, обостривших чувство социальной несправедливости. Редкое трудолюбие и талант способствовали его самообра-зованию.
В 1745 г., перебравшись в Париж, сближается с просве-тителями Дидро и Д'Аламбером, которые привлекают его
к работе над знаменитой «Энциклопедией». В 1750 г. Руссо завоевывает первую премию Дижонской академии за очерк «Рассуждение о науках и искусствах». Этот труд принес ему славу и изменил его дальнейшую судьбу.
Логическое основание политико-правового учения. Рус-со — представитель идейного течения сентиментализма, в основе которого лежат культ естественных чувств и просто-го образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку, идеализация природного состояния людей и отрицательное отношение к достижениям городской цивилизации.
Основные работы: «Рассуждения о происхождении и ос-нованиях неравенства между людьми» (1755); «Об обще-ственном договоре» (1762); «Проект конституции для Корси-ки» (1765); «Соображения об образе правления в Польше и
о проекте его изменения» (1772).
Содержание политико-правового учения. Этапы об-щественного неравенства и его причины. Руссо впервые вполитической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Все это он изложил в
Законы государства «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон соб-ственности и неравенства».
Позднее «правители, став наследственными, привыкли рассматривать свою магистратуру как семейное имуще-ство, а самих себя — как собственников государства, кото-рого они первоначально были лишь должностными лица-ми; называть сограждан своими рабами, причислять их, как скот, к вещам, им принадлежащим, и называть самих себя богоравными и царями царей». В результате возника-ет третья форма социального неравенства: устанавлива-ется неограниченная и неподконтрольная народу власть, власть деспотическая, все же остальные граждане стано-вятся рабами этой власти.
Таким образом, состояние первоначального естествен-ного равенства людей, которое является для Руссо идеалом, было заменено на равенство рабов в условиях деспотии. При таком положении народа: «Восстание, которое приво-дит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».
Эта мысль Руссо вдохновляла французских революцио-неров конца XVIII в.
Политическое решение проблемы социального неравен-ства. В произведении «Об общественном договоре, илиПринципы политического права» Руссо предложил создать такое государство, в котором можно было бы обеспечить свободу и равенство индивидов, характеризующие есте-ственное состояние людей.
Руссо предлагает «Найти такую форму ассоциации, ко-торая защищает и ограждает всею общею силою личность
и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, одна-ко, только самому себе и остается столь же свободным, как
и прежде». Основой этого государства-ассоциации должен стать новый общественный договор.
Руссо определяет предмет этого договора: «полное от-чуждение каждого из членов ассоциации со всеми его пра-вами в пользу всей общины».
коне общую волю, не может ошибаться; общая воля всегда с необходимостью направлена на благо всех и каждого: «Когда в достаточной мере осведомленный народ выносит решение, то, если граждане не вступают между собою ни в какие сношения, из множества незначительных различий вытекает всегда общая воля и решение всякий раз оказыва-ется правильным».
Для Руссо угрозой выражению общей воли являются партии — носители частной воли. Идеал Руссо — непос-редственная демократия без политических партий;
• суверенитет народа имеет абсолютный характер: «По-добно тому, как природа наделяет каждого человек неограни-ченной властью над всеми членами его тела, общественное соглашение дает политическому организму неограничен-ную власть над всеми его членами, и вот эта власть, на-правляемая общей волей, носит, как я сказал, имя сувере-нитета».
Для монархической Франции того времени концепция народного суверенитета имела радикальный характер.
Суверен и правительство. Руссо писал, что «есть двевесьма различные условные личности: правительство и су-верен».
Они отличаются своими полномочиями: • суверен (т.е. народ) принимает законы;
• правительство призвано приводить «в исполнение за-коны и поддерживать свободу как гражданскую, так и по-литическую».
Классификация видов правительства. Руссо проводитклассификацию видов правительства в зависимости от чис-ла лиц, занимающихся управлением. Он выделяет:
• демократию;
• аристократию; • монархию.
Руссо критически оценивает демократию как вид пра-вительства: «противно естественному порядку вещей, что-бы большое число людей управляло, а малое было управ-ляемым». Такой вид правительства приемлем только для богов, а не для людей: «Если бы существовал народ, состо-ящий из богов, то он управлял бы собою демократически».
Более приемлемы для Руссо правительства аристокра-тическое и монархическое. Однако он считал, что ни мо-
данин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать».
Влияние политико-правовых идей Руссо трудно переоце-нить. Он решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность при-нятия законов самим народом, рассмотрел проблему соци-ального неравенства и признал возможность ее законода-тельного решения.
Конституционное законодательство Франции XVIII в. во многом обязано Руссо. В Декларации прав человека и гражданина, Конституции 1791 г., Конституции 1793 г. во Франции есть прямые ссылки на положения, сформулиро-ванные Руссо. В XIX в. влияние идей Руссо также суще-ственно. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная за-конодательная инициатива, и такие политические требова-ния, как возможное сокращение срока депутатских полно-мочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.011 с.) |