Дорога к менке. Улица немига. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дорога к менке. Улица немига.



ОКРЕСТНОСТИ МИНСКА

Мы покидаем Минское замчище – место рождения современного Минска. Города, построенного по приказу полоцкого князя Всеслава для защиты южных рубежей своей земли. По документам Минской епархии, которые привел игумен Антоний в книге «Воспоминание о древнем православии Западной Руси» (М., 1867, сс. 170, 179), утверждается, что Всеслав построил здесь замок и основал монастырь, где жил Баян, «соловей старых времен», прославленный в «Слове о походе Игоревом». И, может быть, его песню в честь Всеслава поместил в «Слове» его автор. Гипотеза, что Боян жил в Минске, высказывал и белорусско-польский поэт Владислав Сырокомля (очерк «Минск», 1857) [26, с. 32].

Наш путь от Минска проходит по самой старой улице города, известной с двенадцатого века, получившей свое название от реки Немига. Река в начале двадцатого века была взята в подземный коллектор [2, с. 367], потом в 1929 году в бетонный [15, с. 50]. Глядя на широкую магистраль современной Немиги, трудно поверить в то, что еще в 60-х годах прошлого века ширина древней улицы равнялась всего 5 – 7 метрам. Она была застроена домами, тесно прижатыми друг к другу, создававшими сплошной уличный коридор. Домики были каменные, двух-трехэтажные, построенные в XVII – XIX веках в стиле барокко и классицизма, с многочисленными арками и воротами.

Увы, в начале 1970-х «минский Арбат» был безжалостно уничтожен в связи с реконструкцией автомобильной трассы и строительством 12-этажного жилого дома [15, сс. 50 – 51].

На Немиге торговали во все времена. Здесь находилось множество небольших лавок и магазинчиков, а в первые послевоенные годы Немига была бесспорным торговым центром всего Минска.

В начале двадцатого века на месте нынешнего супермаркета, на старой Немиге, находился Рыбный рынок. Над улицей были сооружены деревянные помосты, на которых сами рыбаки либо торговцы-посредники раскладывали свой плавниково-чешуйчатый товар. А по близости кишел и надрывался многоголосьем лавочников, пожалуй, самый большой губернский базар – так называемый Нижний рынок, - сейчас у площади 8 Марта. Первоначально рынок находился у главных ворот города. Торг всегда размещался за пределами городских стен, но в непосредственной близости от них и городских ворот [8, с. 202]. Это было присуще не только восточнославянским городам. По истолкованию филологов, тюркское слово «базар» означает «дело у ворот». Позже торговая площадь Старого города получила название Старого или Низкого рынка.

Центральную площадь перед Минским замком соединяла улица Немига с бывшим Койдановским трактом [2, с. 367]. Койданово — это прежнее название нынешнего Дзержинска. Дороги обычно называли именем тех поселений, куда они вели. Вдоль дорог строились дома, дороги становились городскими улицами, сохраняя прежние традиционные названия... Улицей Койдановской называлась раньше улица Революционная. На выходе из города она сливалась с Койдановским трактом. В городском оборонительном валу – теперь угол улиц

Революционной и Романовской слободы – располагалась «Брама Койдановская».

Но вернемся к тем временам, о которых шла речь в начале экскурсии. Напоминаю – мы направляемся к городу на Менке.

Здесь, где мы с вами проезжаем, и на сотни верст вокруг лежала Полоцко-Минская земля. Дремучие леса шумели тогда на этой земле. Пущами владели могучие лохматые зубры, лугами быстроногие кони – тарпаны.

Наши предки обустраивались здесь навсегда. Возводили города. Вот имена этих первых городов: Друцеск, Рша, Лукомль, Лагожеск, Полцеск, Видбеск, Борисов, Ижеслав, Голотическ...

Изменчива судьба городов. Например, Минск, Полоцк, Витебск, даже перенеся многочисленные войны, жестокие разрушения и эпидемии, до сих пор сохраняют свое значение. Другие древние города, такие, как Лукомль и Друцк, со временем утратили городской облик, постепенно превратились в поселки – и только остатки искусственных укреплений да курганные холмы напоминают о былой славе их создателей. Наконец, третьи Голотическ, Неколочь, Городец и другие, известные по письменным источникам, до сих пор не найдены.

Наблюдались в раннефеодальный период и случаи, когда города прекращали свое существование, но потом возникали вновь, иногда довольно далеко от первоначального места, сохранив, однако, свое прежнее название. Так было у нас с Полоцком, Борисовом, вероятно, Шкловом. Так некогда произошло с Рязанью. Считается, что были перенесены Смоленск и Новгород.

Может быть, такова судьба и Минска?.. Ведь здесь, на берегах Немиги и Свислочи, в начале двенадцатого века (а может, и в конце одиннадцатого) уже было укрепленное поселение нового типа: его основу составляли искусственные укрепления [8, с. 299 – 303]. Это свидетельствует, что в то время Минск играл значительную роль в планах и расчетах полоцких князей и, возможно, в их усилиях объединить территории Полоцкой земли вокруг Минска.

Начальная история Минска всегда очень тесно была связана с судьбой Полоцкого княжества. Минск являлся пригородом Полоцка – так назывались города, которые находились в зависимости от главного центра. Кроме Минска, пригородами Полоцка были Витебск, Заславль, Логойск, Борисов, Друцк, Браслав и др. От Полоцка они зависели в вопросах внешней политики, но во внутренних делах были самостоятельны [29, с. 73].

Полоцк был главным городом кривичей, которые уже в девятом веке имели свое княжение [29, с. 28], как, впрочем, и их южные соседи – дреговичи [29, с. З0]. Полоцкие кривичи называли себя полочанами – именно так сообщают о них летописи. Некоторые историки утверждают, что летописные полочане – это не полоцкая ветвь кривичей, а совокупность всего населения Полоцкой земли независимо от их происхождения [10, с. 9]. Когда славянские племена кривичей и дреговичей появились на просторах, где позже образовалась Полоцкая земля, они застали здесь балтоязычное население. Для закрепления своей власти над этими землями и создали государственное объединение. Полоцкая земля – первое государственное образование на территории современной Беларуси. Высшая власть в этой земле-государстве была кривического происхождения.

На территории современной Беларуси сложились и существовали здесь такие восточно-славянские союзы племен: кривичи, дреговичи и радимичи. В «Повести временных лет», как известно, даны историко-географические сведения о жизни восточных славян. Радимичи жили на реке Сож. Полоцкие кривичи, или просто полочане, занимали территорию современной

Витебской области, северную половину Минской области, а также некоторые другие соседние районы. Дреговичи – южные соседи полоцких кривичей. Согласно летописи они жили между Припятью и Двиной (Западной). Но где проходила граница между кривичами и дреговичами на территории Беларуси, из этого сообщения узнать нельзя.

Ученые определили, что полоса смешения дреговичей с полочанами проходила в средней части Беларуси в окрестностях городов Минск – Заславль – Борисов – Толочин. Об этом рассказали памятники археологии. Эти немые свидетели истории хранят память о далеком прошлом.

В нашей экскурсии мы часто будем обращаться к памятникам археологии. Археология – это наука, которая изучает далекое прошлое по найденным в земле предметам. Само слово «археология» греческого происхождения и в переводе обозначает «рассказ о древности». О ней образно говорят, что это история, вооруженная лопатой.

Памятники археологии – это объекты, сохранившиеся на земле и под землей. Например, если говорят, что замок сохранился на уровне археологии – это означает, что сохранился лишь фундамент, в лучшем случае с остатками стен. И тем не менее, можно определить, когда его строили, каково расположение замка, назначение отдельных его частей...

К археологическим памятникам относятся городища, остатки древних поселений, укреплений, дорог, каменные изваяния, места захоронений – грунтовые и курганные могильники... Курганы и помогли археологам через многие столетия определить границы между племенами более точно, чем это сделал древний летописец.

Для чего нужно раскапывать эти замшелые курганы, рассматривать почерневшие от времени черепки и украшения на найденных предметах?.. Есть ли смысл сохранять эти памятники прошлого для будущих поколений?.. Нужно ли изучать язычество, если народ на наших землях уже более тысячи лет исповедует христианство?..

Конечно, да. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

Христианство приходит на белорусские земли в десятом веке, хотя первые христианские миссионеры появились видно еще в восьмом веке. На Беларусь оно пришло в то время, что и во многие другие государства Европы (Данию, Швецию, Норвегию, Польшу, Хорватию). Шло как с Запада, т. е. из Рима, так и с Востока - из Константинополя. До середины одиннадцатого века существенной разницы между этими двумя течениями не было. Первая епархия была основана в Полоцке (около 992 г., в дальнейшем православная) и в Турове (в начале десятого века, католическая).

Основной же религией христианство стало только в конце XII – XIII столетий. Даже князья не всегда и не во всем подчинялись новым христианским законам. Так, при рождении Всеслава Полоцкого, например, были вызваны волхвы и слушались их пророчества.

О язычниках, их быте, культуре, верованиях помогли узнать многие памятники древности. На Беларуси, пожалуй, лет такого уголка, где бы их не было. Только курганов ученые насчитывают более сорока тысяч. К одному из таких курганов мы подъедем. Он находится на территории жилого массива Юго-Запад (район ул. Газеты Правда).

[Остановка у кургана]

 

КУРГАН

 

Это один из древнейших курганов на Беларуси. Глядя на него, невольно вспоминаешь строки из поэмы Янки Купалы:

 

Паміж пустак, балот беларускай зямлі,

На ўзбярэжжы ракі шумнацечнай,

Дрэмле памятка дзён, што ў нябыт уцяклі, -

Ударванелы курган векавечны...

Правда, нет здесь уже «Hi пустак, Hi балот», нет и «paкi шумнацечнай», но вот, «памяткай дзён, што ў нябыт уцяклі» он является по-прежнему.

Курган имеет высоту четыре метра при диаметре насыпи двадцать метров. Он располагался когда-то на господствующей высоте окружающей местности и ранее хорошо просматривался со всех сторон. Сейчас его окружают жилые дома. Оставлен он в своем первоначальном виде как наглядный памятник глубокой древности. В начале XX века здесь было курганов несколько сотен.

Курганные могильники население называет по-разному. На Витебщине до настоящего времени можно услышать местное название курганов «волотовки». Оно связано с древним представлением о том, что будто бы в курганах похоронены люди огромного роста и силы — «волоты», т.е. богатыри. На Гомельщине курганы называют «капцами». Но самое распространенное их название на Беларуси «французские» или «шведские могилы». На самом деле погребальные курганы не имеют никакого отношения к шведам, французам или к другим чужеземцам. Это захоронения наших далеких предков — славян [29, сс. 35 – 36]. Это память о наших далеких предках, которые здесь жили, трудились, сражались много столетий тому назад.

По форме курганы разные: длинные (по длине 80 – 100 м и ширине 20 м и более, высота порой доходит до2 м), овальные, круглые, четырехугольные [17, с. 16]. Чаще всего встречаются круглые курганы (их высота от 20 – 30 см до 3 – 4 м, но чаще всего 1 – 1,5 м). Расположены они по одному, по два, но большинство находится на могильниках, где их насчитывается десятки и даже сотни.

Люди тех далеких времен верили, что и после смерти человека ему необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Воину в могилу клали оружие, ремесленнику – топор, литейные формы или готовые изделия, женщине – иголки, украшения, горшки. Верили, что на том свете им могли понадобиться различные орудия труда, домашняя утварь, даже еда в горшках.

По некоторым из этих вещей и была учеными-археологами определена граница между кривичами и дреговичами на территории Беларуси. Как вы думаете, что помогло установить эту границу?.. Оказывается женские украшения. Дело в том, что орудия труда, вещи домашнего обихода, оружие были одинаковыми у восточных славян. Даже глиняные горшки в XI – XII вв. делали всюду одинаковых форм и разрисовок. Женские украшения у разных племен были разные. Самыми распространенными из них были височные кольца, т.е. подвески, которые вплетали в косы или носили на шнурках у висков [показ рисунка] [29, с. 40].

Здесь изображены височные кольца. У кривичей они браслетообразные – это скрученная в большое кольцо проволока. Их носили по три с каждой стороны. У дреговичей на проволочное кольцо надевали крупные металлические бусинки – одну, две или три. Бусинки были сделаны из проволоки, украшенной сверху напаянными шариками – зернью. Наличие зерни является главным определением дреговичских изделий. Женщины радимичей носили височные кольца сложного контура: от полукруглого щитка отходят вниз семь узких выступов-лучей так, что все украшение напоминало звезду [29, сс. 39 – 40] [убрать рисунок].

Верили наши предки, что огонь обладает священной очистительной силой. Ему и отдавали тело покойника вместе с его вещами.

Более тысячи лет назад, в начале десятого века арабский путешественник Ибн Фадлан видел приехавших на Волгу купцов-русов и был свидетелем захоронения знатного славянина. Он подробно описывает этот обряд: «Покойника посадили в деревянный челн. Рядом – оружие. Принесли ему хлеб, мясо, лук. Потом зарезали двух коней, две коровы, курицу и петуха и бросили в челн. По жестокому обычаю тех времен богатого хозяина должна была сопровождать на тот свет одна из его рабынь. Несчастную девушку привели и убили на том месте, где лежал покойник. Челн обложили дровами и подожгли. Через некоторое время все превратилось в пепел. Потом соорудили на месте этого корабля что-то на подобие пригорка и поставили посередине большой деревянный столб...»

Таких пригорков – курганов, о которых рассказывал путешественник, в разных местах Восточной Европы, где жили славянские племена, встречается очень много. '

Часто при насыпании кургана проводилась тризна – торжественное прощание с покойником в виде игры или соревнования.

Этот одиночный курган, как полагают, насыпан в то время, когда на белорусские земли уже пришло христианство.

Церковь упорно запрещала языческий обряд захоронения, не разрешала класть в могилу вещи, насыпать над ней курган. Несмотря на это, население, особенно в деревнях, в течение XI – XIII вв. продолжало хоронить умерших под курганами. Но вскоре – после принятия христианства – их уже больше не сжигали. Вещи по-прежнему сопровождали покойника, но они уже не погибали в огне. Вот почему курганы этого периода являются ценнейшими памятниками. Правда, встречаются пустые курганы – наверное, их насыпали в память о людях, которые погибли на чужбине.

В этой местности довольно большое количество курганов. Это говорит о том, что эти места в глубокой древности были густо населены. До начала строительства жилого массива Юго-Запад недалеко от этого кургана был еще один одиночный. Сохранились и небольшие курганы совсем недалеко отсюда, за жилыми домами. Видны даже отсюда.

Когда-то вдоль старой Койдановской дороги было более 300 курганов. К сожалению, время не пощадило их. Часть из них была изучена, датировались они концом XI – XI bb. и принадлежали потомкам дреговичей, что было определено по составу женских украшений с металлическими зерненными бусинками.

Где на Минщине, в основном, концентрируются курганные могильники?.. Это территория верхнего течения реки Птичь, верхнего и среднего течения реки Свислочь. По этой концентрации можно определить ядро той территории, в центре которой в X веке (а может быть, еще в IX веке) возник Минск, т.е. крупное поселение вокруг которого формировалась округа [8, сс. 58 – 59; 28, с. 71]. Многие исследователи считают, что остатками этого поселения является хорошо известный науке археологический комплекс на реке Менке [10, с. 10]. С этим городом на реке Менке мы с вами сегодня познакомимся.

[Автобус начинает движение]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.02 с.)