Уровни и этапы формирования креативности. Оценивание навыков креативности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни и этапы формирования креативности. Оценивание навыков креативности



Уровни Этапы Характеристика деятельности субъектов. Оценивание навыков креативности
I-й – знакомство с образцами поисковой деятельности (ПД) 1-й – накопление первоначального опыта ПД на основе первых ключевых задачновой учебной темы (образцы демонстрируются учителем) демонстрация образцов ПД учителем в режиме проблемного изложения; узнавание образцов поисковой деятельности уч-ся, их дифференциация; этому уровню соответствует 1-2 балла
II-й – воспроизведение образцов ПД освоение образцов ПД в процессе их воспроизведения, рефлексия методов и приемов ПД; этому уровню соответствует 3-4 балла
III-й – формирование навыков ПД в типичных ситуациях 2-й – интенсивное формирование навыков ПД на основе всей совокупности ключевых задач данной учебной темы (задач средней сложности из креативного раздела задачника); создание условий для переноса навыков ПД приобретение и закрепление навыков ПД на примере типичных учебных ситуаций (ключевых задач темы, курса); рефлексия методов и приемов ПД. Учитель пользуется полным набором методов проблемного обучения: проблемным изложением, частично-поисковым и исследовательским методом; обеспечивается при этом возрастание самостоятельности уч-ся; этому уровню соответствует 5-6 баллов
IV-й – перенос навыков ПД на ситуации, близким к типичным ситуациям 3-й – закрепление и первичное обобщениенавыков переноса ПД закрепление и первичное обобщение навыков ПД на доступном материале, в ситуациях, достаточно близких к исходным ситуациям; рефлексия методов и приемов ПД. Деятельность осуществляется в рамках субъектно-субъектных отношений; этому уровню соответствует 7-8 баллов
V-й – перенос навыков ПД на новые ситуации 4-й – закрепление и вторичное обобщение навыков переноса ПД. Формирование метанавыков. Переход к новой учебной теме (цикл повторяется) закрепление и вторичное обобщение навыков ПД в новых ситуациях; применение индивидуальных траекторий обучения; системный, согласованный подход к формированию навыков ПД в рамках всего комплекса учебных предметов. Придание навыкам ПД практической направленности (подготовка к жизни, к выбору профессии). Этому уровню соответствует 9-10 баллов
VI-й – синхронное обобщение навыков ПД средствами различных учебных предметов

В процессе становления креативности выделяются несколько уровней.

Качественные характеристики каждого уровня определяются как генетическими факторами, так и качеством образовательной среды. Уровни 1-2 связываются с репродуктивной деятельностью. Уровни 3-5 связываются с реализацией технологий развивающего обучения математике (отдельному учебному предмету), а 6-й уровень, непосредственно отвечает за перевод творческих, интеллектуальных навыков в качества личности, – с образовательной средой по всему комплексу учебных предметов. Реализация этих уровней осуществляется: а) с помощью методов обучения, выделяемых по уровню креативной деятельности: проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод, каждый из которых предусматривает воспроизведение эталонов творческой деятельности, демонстрируемых учителем, выработку навыков переноса их на новые ситуации; б) путем включения образцов поиска в учебники; в) стимулированием креативной деятельности с помощью предложенной в таблице системы ее оценивая, могут выставляться две оценки: одна – за решение задачи, вторая – за поиск решения и его рефлексию.

 

Модель креативной учебной деятельности.

Под моделью учебной деятельности обычно понимается предварительное описание системы действий учащихся, приводящих их к освоению содержания образования.

В модели отражена структура и этапы деятельности, краткая характеристика взаимодействия субъектов и объектов. Модель учебной деятельности в содержательном плане – это, по существу, система учебных задач, которая должна быть поставлена перед учащимися. Теоретико-методическая модель предусматривает:

а) субъектно-объектный подход к понятию задачи, учитывающий не только объективные математические особенности задачи, но и готовность учащихся к ее решению.

б) ознакомление учителя и учащихся с общим характером креативной деятельности, имея в виду, что учитель сам показывает образцы креативного подхода в типичных геометрических ситуациях, ученики воспроизводят эти образцы, постепенно наращивают навыки его применения в новых ситуациях;

в) введение понятия информационного сообщения, служащего объединяющим началом проблемной ситуации и задачи. Основой такого сообщения в геометрии обычно выступает чертеж. Информационное сообщение, в отличие от задачи, не имеет каких-либо определенных указаний на условие и требование задачи. В нем, например, не содержатся задания типа: «Вот условие задачи, подберите требование задачи, или наоборот»;

г) формирование креативных качеств в массовом обучении на материале задач средней трудности, что позволяет охватить подавляющую часть учащихся и реализовать тем самым потенциальные возможности в повышении эффективности геометрической подготовки учащихся;

д) использование цепочки моделей поисковых действий (универсальная модель – модели различной степени конкретизации – разрешающая модель). Конкретизирующие модели представляют типичную геометрическую конфигурацию (например, комбинацию треугольника и описанной окружности) и эвристические приемы использования этой конфигурации при решении задач;

е) ориентация моделей поисковых действий на геометрические методы, их общие схемы и признаки;

ж) вариативность модели, позволяющая связывать начало деятельности, отталкиваясь от информационного сообщения и проблемной ситуации-1, либо от готовой задачи и проблемной ситуации-2.

1. Ориентация на креативную деятельность

Осознание учащимися характера креативной учебной деятельности в соответствии с общей моделью, обладающей признаками (по Т.А.Барышевой и А.Жигалову):

по ориентации – вариативностью;

по вектору времени – обращенностью к созиданию будущего;

по мотивации – стремлением к самореализации;

по характеру познания – стремлением к преобразованию, открытию;

по типу мышления – стремлением к сочетанию конвергентного и дивергентного мышления; по результатам – стремлением к сочетанию запланированных и известных с вероятностными и неизвестными;

по технологиям – осуществляющие динамическое взаимодействие репродуктивных, проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологий; по функциям педагога – осуществляющим взаимодействие, сопровождение, поддержку;

по последействию – рефлексия актуальных достижений, мотивация перспективы; осознание проблемной ситуации, вводящей в предмет предстоящей работы; формулирование учебной задачи; самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности.

2. Структура (этапы), условия, методы и средства креативной деятельности

I этап. Встреча с некоторым информационным сообщением. Выяснение его познавательной ценности (создание проблемной ситуации-1).

II этап. Переход от проблемной ситуации-1 к задаче. Формулирование задач. Общая цель предстоящей деятельности. Конкретизация общей цели. Дополнительная конкретизация цели.

III этап. Ориентировочная часть (по П.Я.Гальперину). Поиск решения задачи (проблемная ситуация-2).

IV этап. Исполнительная часть. Осуществление найденного решения. Действия. Операции – осуществление намеченного в ориентировочной части плана действия, выполнение всех операций с соблюдением всех условий.

V этап. Рефлексия. Пооперационное слежение за ходом выполнения действия.

VI этап. Завершение деятельности. Встреча с новым информационным сообщением.

Результат обучения – достижение положительной динамики в уровнях знаний, развития и креативности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.008 с.)