Оказание психокоррекционного воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оказание психокоррекционного воздействия



 

Психокоррекционное воздействие – попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению, к его близким (и другим значимым для него людям), к их поведению.

Следствием этого изменения становится оптимизация жизненной ситуации клиента, разрешение его психологических проблем.

Основная задача консультантана данном этапе – повторный анализ особенностей поведения (возможно, и личности) клиента, лежащих в основе его проблем, с поисками ответа на вопрос: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом, словом, зачем ссоры нужны ему самому.

Литературные данные и консультативная практика свидетельствуют, что любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом удовлетворяет те его неосознаваемые потребности, которые, как ему кажется, он не может удовлетворить по каким-то причинам иным образом.

Условная желательность (выгодность) симптома является одним из основополагающих принципов современной психотерапии [2,3,6,8,9,10,20,21,24,26,27,28 и др.].

Чаще всего неадекватно «удовлетворяются» такие потребности, как: потребность в любви, потребность во власти, потребность в понимании.

Задача психологической коррекции считается решенной, если клиент осознает, что его поведение неадекватно, как неадекватны и избираемые им средства (давление, унижение, усиление психологической зависимости и пр.). Клиент понимает, что такое поведение и используемые им средства не только не помогут ему достичь целей, но будут и впредь приводить к дальнейшим сложностям во взаимоотношениях; что, в свою очередь, лишь осложнит, усугубит психологические его трудности.

Многие специалисты полагают, что это самый трудный этап психологического консультирования, так как воздействие психолога не может носить характер прямого совета или рекомендации [2,5,10,17,24].

Суть психологической коррекции в разных психологических школах трактуется по-разному: преобразование бессознательной продукции на уровне сознания, ведущая роль в этом придается катарсису [13,20,25,30]; изменению личностных структур [14]; приобретение смысла [26]; развитию выбирающего «Я», той части психики, которая способствует развитию человека, его личностному росту, конструктивному социальному участию, достижению человеком более полной интегрированности и целостности [8,17]; увеличению возможности выбора и ответственности за этот выбор за счет расширения самосознания [4,6,8,9,12,15,16,17,21, 32 и др.]. Психолог личностно-ориентированной психотерапии стремится фактом своего присутствия и принятия клиента способствовать его личностному росту [13]. Психолог гештальт-терапевтического направления, по Ф. Перлзу, обязан помочь клиенту перейти от внешней поддержки (болезнь, беспомощность, глупость) к внутренней, к поддержке в себе самом, через переживание неприятных для него ситуаций [14,34]. У психолога поведенческого направления активная, директивная роль [17]. Психолог здесь – ролевая модель, образец поведения, которое вырабатывает у себя клиент.

В различных психотерапевтических школах и подходах есть разные представления о том, что должен делать психолог, помогая клиенту изменить его ситуацию.

Например, в системной психотерапии клиентам даются системные предписания того, что и как им необходимо сделать. Напротив, в психоанализе психотерапевт никогда не говорит о том, что поведение клиента должно измениться пока сам клиент не начнет рассказывать об уже происходящих с ним изменениях. Цель логотерапии состоит не в том, чтобы показать человеку смысл его жизни, а в том, чтобы научить его даже в страданиях видеть смысл. Основная цель гуманистической индирективной психотерапии - в создании условий для самоактуализации личности, то есть развитие у нее таких характеристик, как готовность к принятию своего опыта и переживаний; доверие к себе, к своему организму; внутренний контроль и ответственность за собственное развитие; желание личностного роста. Цель гештальт-терапии - помощь клиенту в сосредоточенности на собственных актуальных фрустрирующих его чувствах, а через переживание этих чувств освобождение самосознания для личностного роста[14]. Цель бихевиоральной психотерапии - выявление поведенческих трудностей у клиента, создание новых условий для их изменения и собственно изменение поведения путем научения [18].

Однако в соответствии со спецификой психологической консультативной помощи психолог не имеет времени на развернутую, длительную работу с клиентом и, главное, сам клиент ставит перед ним принципиально иную задачу – помощь в улучшении его межличностных отношений, оптимизации его социальной ситуации.

Существует множество технических приемов психологического воздействия на клиента в рамках психологического консультирования.

Проанализируем некоторые из них.

Акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности.

Этот прием реализовывается такой, например, фразой:

Вы несколько раз сетовали на то, что Ваш муж часто конфликтует с Вами. Но Вы только что рассказали несколько ситуаций, в которых Вы сами выступали инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинять Вас в чем-то, но и искал пути примирения. Что Вы по этому поводу думаете?».

Психолог может показать клиентке, что она не жертва, а преследователь, а ее муж не коварный и безжалостный, а несчастный человек.

Так как в диаде «психолог - клиент» к этому этапу уже установились доверительные отношения, в консультировании активно участвует сам клиент, по-новому осмысливая свою жизнь, то этого толчка может оказаться достаточно, чтобы он по-другому увидел происходящее.

Попытка расширить восприятие ситуации клиентом, предлагая ему взглянуть на происходящее глазами других участников конфликта и оценить их глазами собственное поведение.

«Вы рассказывали, что ежедневно пытаетесь получить помощь от сына в ведении домашнего хозяйства, напоминая ему об этом. Как Вы думаете, как он относится к этим вашим попыткам, как воспринимает то, что Вы делаете?»

Если клиенту трудно представить себе позицию другого человека, если поступки другого воспринимаются им как однозначно негативные и в необходимости собственных изменений он, отнюдь, не убежден, то психолог может занять еще более активную позицию, спросив: «Как Вы чувствовали бы себя, если бы Вам напоминали о Ваших обязанностях часто и в самых неподходящих для Вас ситуациях, какой могла бы быть Ваша реакция?»

Или еще более жестко:

«Вы наверняка знаете, что подростки очень уязвимы, что для них чрезвычайно важно чувствовать свою самостоятельность. То, что делаете Вы по отношению к своему сыну, очевидно, ограничивает его, лишний раз напоминает ему, что он зависит от Вас, и поэтому происходящее вряд ли может способствовать налаживанию взаимоотношений между вами».

На данном этапе беседы полезны внешне парадоксальные вопросы. Их цель - поставить под сомнение то, что клиент считает очевидным или само собой разумеющимся. Общепризнанные истины типа «грубить нехорошо», «родители всегда знают, что лучше ребенку» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Поставить их под сомнение - значит, инициировать клиента к мысли о том, что именно скрывается для него за подобного рода сентенциями.

Формулировка таких вопросов достаточно проста: «А почему бы и не...?».

На этом этапе не следует бояться выражать сомнение и несогласие с клиентом. Как правило, отталкиваясь от них, можно успешно продемонстрировать клиенту, что именно он делает и каким образом он делает то, что приводит к возникновению трудностей в его жизни.

Клиенту с недостаточно развитыми навыками рефлексии, эмпатии и самоанализа можно предложить «игровые» методические приемы, например такие психодраматические техники, как «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями» [8].

Техника «дублирование».

Главное действующее лицо (в психодраме оно называется протагонистом) в этом случае - клиент, которому предлагается побеседовать с воображаемым значимым для него человеком, сказать этому человеку то, что рассказать еще не удалось. Психолог выполняет роль дубля действующего лица и выражает его чувства. Отрешившись от собственных потребностей, чувств и психологических представлений, дубль предается вчувствованию в клиента, в его ситуацию. Дубль вслух говорит то, что клиент проговорить не решается или не может. Эффекту принятия голоса протагониста за свой собственный внутренний голос способствует и интонирование высказываний дубля, близкое к голосу и речи клиента. Протагонист принимает замечания дубля, которые соответствуют его переживаниям и активно возражает против ошибочных высказываний дубля.

Виды дублирования: «драматизация чувств», «вербализация невербального компонента», «физикализация слов протагониста», «поддержка», «вопросы к себе», «противоречие чувствам», «работа с чувствами», «возвращение», «интерпретация», «генерализация», «сатира» и др.

Пример использования техники «проекция» в приеме «работа с защитами» может выглядеть так: клиент говорит о чувствах другого как о доступном, известном и понятном себе: «Да ничего особенного моя жена не чувствует, ей не обидно!».

Дубль голосом с интонациями клиента утверждает: «Да, я всегда и точно знаю, как чувствуют себя люди в этой ситуации».

Пример использования техники «генерализации»:

Клиент: «Мать меня не любит»

Дубль: «И вообще меня никто не любит».

Здравомыслящему человеку понятно, что последнее маловероятно, он возражает, он ищет доказательства своей мысли, осознает, что дома ему бывает не только «нестерпимо плохо»...

Названные и другие приемы могут использоваться в индивидуальной работе с клиентом и в условиях групповой работы с близкими клиента.

Обычно критические, спорные, но корректно высказанные замечания психолога не вызывают резкого отпора клиента. Чаще проявляется защитная реакция типа: «Ну, а что мне теперь делать?».

Это уже шаг клиента к дискуссии, его готовность к изменениям.

Психолог может помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, оценивая их вместе с клиентом, помочь последнему выбрать тот вариант, который самому клиенту кажется наиболее подходящим.

Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации, к близким.

Однако на детальную проработку возможных альтернатив поведения клиента во время приема у психолога может не остаться времени - добросовестному клиенту эту работу можно дать на дом. При этом психолог должен подчеркнуть, что реальные изменения в жизни клиента необходимы: недостаточно лишь понять себя и ситуацию - нужно проявить это в поведении. В противном случае отношения навряд ли изменятся к лучшему.

 

Этап успокоения клиента

Психологу в консультативной работе параллельно приходится решать два ряда задач: 1) профессионально-психологически интерпретировать проблему клиента и 2) ориентироваться на его состояние [2,4,22].

В первом случае выявятся уровень образования, научная эрудиция и теоретические вкусы специалиста. Сюда войдут его мысли, суждения, гипотезы о причинах проблем клиента, о нем самом, его семье, о возможных воздействиях для разрешения предъявляемых клиентом проблем либо уменьшения их остроты.

Под состоянием клиента имеют в виду особенности его личности, суть запроса (жалобы), субъективное видение человеком собственной проблемы и эмоциональное состояние клиента в момент посещения психолога.

Опыт показывает, что по крайней мере на первых этапах работы с клиентом психолог обязан ориентироваться, прежде всего, на состояние клиента: иначе последний, не получив вовремя психологической поддержки, просто не услышит психолога, окажется не способным активно участвовать в работе со специалистом, да и вообще, возможно, больше не придет к психологу на прием. И, напротив, успокоение мотивирует человека к поиску, к активности.

При низкой психологической культуре и компетентности населения России к психологу в настоящее время обычно обращаются граждане с очень непростыми психологическими проблемами, в состоянии острого горя либо - затяжного тяжелого межличностного или внутриличностного конфликта. Названные причины у абсолютного большинства людей актуализируют потребность в сочувствии, утешении от авторитетного для них лица - психолога.

Состояние клиента определит «дозу», форму, и время выражения сочувствия.

Контакт с клиентом только укрепится и доверительность в общении возрастет, если психолог на этапе знакомства или в первые минуты расспроса, поняв суть проблемы, выразит свое сочувствие клиенту. Это несколько уменьшит синдром уникальности у клиента: «Искренне сочувствую Вам: трудно назвать большую беду, чем смерть близкого человека» или «Очень хорошо понимаю Вас: я знаю, как трудно в наши дни воспитывать подростка, да еще одной матери, но замечательно уже то, что Вы нашли в себе силы, время и обратились за помощью к специалисту», «Нет ничего удивительно в супружеских конфликтах: ведь супружество - это настоящее искусство». Иногда уместна и открытая похвала: «Не всякому по силам то, что пережили Вы» или «Вы, конечно же, разбираетесь в людях, если так тонко понимаете мотивы поступков Вашей невестки». Подобные высказывания, помимо чисто психологической поддержки, имеют и самостоятельный терапевтический потенциал, так как способствуют формированию у клиента положительной Я-концепции.

Кроме того, психологически поддержать, подбодрить человека можно и косвенным образом: подтверждением его самооценки через похвалу значимых для него людей.

Психологически поддержать, успокоить человека можно на любом этапе консультирования, но обнадеживать человека в удовлетворительных перспективах разрешения проблемы можно только после постановки психологического диагноза. При этом полезно подтвердить установку клиента на активные действия по оптимизации его жизненных обстоятельств. В соответствии с «Законом края» психологическая поддержка клиента в конце беседы лучше акцентируется, запоминается человеком, что закрепляет контакт, и в случае необходимости инициирует клиента к продолжению встреч с психологом.

В более продолжительном выражении сочувствия нуждаются клиенты, обращающиеся к психологу с симптомом «поиска участия»: обычно это люди, которым в быту не хватает доверительности в общении. Изредка поиск участия может принять самоценный характер, и тогда человек (например, одинокий и немощный) может вновь и вновь обращаться к психологу с этой целью.

Вместе с тем, некоторые клиенты опасаются прямого выражения сочувствия. Как правило, это люди, которые с трудом принимают любую помощь от кого бы то ни было. Если не сам по себе этот факт является причиной обращения клиента за психологической помощью, то, естественно, «сочувственная инициатива» психолога будет ошибкой специалиста.

Несомненно, что в любом случае добросовестная работа психолога, его корректное, доброжелательное отношение к клиенту также воспринимаются клиентами как сочувствие, служат поводами для успокоения.

 

Этап завершения беседы

 

На данном этапе психолог должен выполнить следующие задачи: 1) подвести итоги беседы; 2) обсудить вопросы, касающиеся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом [2,22,29].

Остановимся подробнее на содержании этих задач.

1) Результат консультативной встречи важен не только сам по себе – важно, как он был достигнут, на каких конкретных фактах из жизни клиента он был основан. Иначе клиент может предположить, что выводы, к которым он пришел во время работы со специалистом, необоснованны, непонятно откуда взяты, возможно, навязаны психологом. Этому же эффекту могут способствовать такие проявления сопротивления клиента, как забывание, вытеснение, непонимание. Иногда, желая обсудить то, что происходило на приеме, клиент вместо логичного рассказа о своих новых переживаниях, идеях, с трудом воспроизводит лишь обрывки беседы.

Этих трудностей помогает избежать итоговое обобщение того, что обсуждалось во время приема, воспроизведение основной логики сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть кратким, в 3-4 предложения: иначе клиент его не запомнит.

При этом психолог должен говорить только о том, что действительно имело место во время встречи, лучше это произносить словами, выражениями клиента, иначе в конце сеанса может возникнуть спор о терминах. Такой краткий пересказ содержания беседы может выглядеть, например, так: «Наш сегодняшний разговор был посвящен Вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что Ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, что Вы постоянно учите ее; Вы же хотите выразить ей свое беспокойство за нее, помочь советом. В ходе нашего разговора Вы пришли к выводу, что если бы Вы стали иначе выражать свои чувства, рассказывали бы ей о своих тревогах и переживаниях, Ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за Вами».

Важно спросить клиента о его самочувствии на данный момент и впечатлениях от сеанса.

Такое краткое подведение итогов помогает клиенту сформулировать невысказанные идеи и соображения. Небольшая пауза позволит клиенту отреагировать на окончание беседы.

2) Большинство клиентов психолога ориентированы на разовое посещение специалиста [2,10,22 и др.]. И, если в продолжение работы с данным клиентом нет необходимости, то достаточно того, что человек знает о возможности обращения к психологу, что он почувствовал вкус от размышлений о себе и о других людях, осознал, что работа с психологом может быть полезной. Если же повторная встреча необходима, то психолог должен прямо сказать об этом и предложить договориться о приеме в конкретные дни и часы. Обязательно нужно объяснить человеку, какие задачи будут решаться в следующий раз и сколько конкретно встреч может понадобиться [2,22]. Эта договоренность может и измениться, но клиент должен представлять, что его ждет. Это сделает его работу с психологом более эффективной, целенаправленной и конструктивной. Если решено, что клиент придет на прием повторно, то следует обменяться телефонами, чтобы иметь возможность предупредить друг друга о каких-то непредвиденных обстоятельствах, которые могут мешать встрече (болезнь, внезапная командировка и т.д.).

Если, по мнению психолога, клиент нуждается в дополнительной консультации другого специалиста (психолога, врача, юриста), то в оптимальном варианте клиенту нужно дать конкретные координаты этих людей, что повысит вероятность посещения их клиентом. Сам факт работы психолога в профессиональном сообществе и в сотрудничестве с другими специалистами обычно повышает авторитет психолога в глазах клиента.

3) Прощание с клиентом - во многом ритуальный факт, но оно не должно выглядеть формально, и человек не должен думать, что психолог забудет его, как только он выйдет за дверь. Клиента следует проводить до двери, по возможности сказать ему несколько теплых слов, употребив при этом его личное имя.

Если прием прошел не очень удачно и клиент недоволен, выражает претензии, то психолог должен обсудить это с клиентом, должен объяснить ему с чем, по мнению специалиста, связана эта ситуативная неудовлетворенность посетителя, порекомендовать ему что-то. Особенно важно при этом оставаться профессионалом и не вступать в излишние споры с клиентом, уметь признать ограниченность своей компетенции и достойно завершить беседу.

Таким образом, мы обсудили содержание консультативной беседы с клиентом и поведение консультанта во время приема. Очевидно, что для эффективной работы знать все это явно недостаточно: нужна помощь более опытных коллег – преподавателей и супервизоров.

 


Контрольные вопросы к Модулю 1

1 Основные этапы психологического консультирования, задачи и методические трудности каждого из них.

2 Стратегия и тактика начала беседы с клиентом. Основные трудности в организации первичной беседы с различными типами (контингентами) клиентов.

3 Консультативная гипотеза и принципы отбора ситуаций из жизни клиента при проверке консультативных гипотез.

4 Техники работы с переживаниями клиента на этапе психологической коррекции.

5 Типы нарушения контакта в психологическом консультировании, их причины и способы восстановления продуктивного общения.

Задание для самостоятельной работы студентов

Напишите максимально подробно возможные трудности клиента/психолога на одном из этапов консультативной беседы; предложите приёмы их минимизации.

Список литературы для самостоятельного изучения

1 Лосева В.К. Рассмотрим проблему. Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам [Текст] / В.К.Лосева, А.И.Луньков. - М.: А.П.О., 1995. – 48 с.

2 Мицич П. Как проводить деловую беседу [Текст] / П.Мицич. – М.: Просвещение, 1984.- 261 с.

3 Мэй Р.Искусство психологического консультирования [Текст]: пер. с англ. Т.А.Кругловой / Р.Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 91 с.

4 Соммерз-Фланаган Дж. Соммерз-Фланаган, Р. Клиническое интервьюирование [Текст]: - 3-е изд.; пер. с англ. / Дж.Соммерз-Фланаган, Р.Соммерс-Фланаган. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 672 с.

5 Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи [Текст] / А.И.Тащёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.052 с.)