Модуль 1 Психологическая беседа как процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1 Психологическая беседа как процесс



Тащёва А.И.

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ БЕСЕДА

Учебное пособие

по курсу «Консультативная психология»

для студентов факультета психологии

(ООП ВПО 37.05.01 «Клиническая психология», специалитет,

37.05.02 «Психология служебной деятельности», специалитет)

 

 

Ростов-на-Дону

2014

 

 

Учебное пособие разработано кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности А.И.Тащёвой.

 

 

Ответственный редактор - канд. психол.наук, доцент Е.В.Белова

 

Печатается в соответствии с решением кафедры психологии личности факультета психологии ЮФУ, протокол 17 от 4 июля 2014 г.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение............................................................................................................  
Модуль 1 Психологическое консультирование как процесс……………...  
  1.1 Начало беседы...............................................................................  
  1.2 Расспрос клиента...........................................................................  
  1.3 Постановка психологического диагноза…...…………………..  
  1.4 Оказание психокоррекционного воздействия...……………….  
  1.5 Успокоение клиента…...................................................................  
  1.6 Завершение беседы........................................................................  
  Контрольные вопросы к Модулю 1………………………………...  
  Задание для самостоятельной работы студентов………………….  
  Список литературы для самостоятельного изучения……………...  
Модуль 2 Технология психологического консультирования.......................  
  2.1 Умение слушать..............................................................................  
  2.2 Умение говорить............................................................................  
  2.2.1 Ограничение речи консультанта в диалоге..............................  
  2.2.2 Приближение разговорной речи психолога к языку клиента  
  2.2.3 Краткость и точность высказывания консультанта................  
  2.2.4 Правила формулирования вопросов клиенту..........................  
  2.2.5 Анализ эмоциональных состояний клиента.............................  
  2.2.6 Контакт с клиентом во время беседы.......................................  
  Контрольные вопросы к Модулю 2………………………………...  
  Задание для самостоятельной работы студентов………………….  
  Список литературы для самостоятельного изучения……………...  
Литература.........................................................................................................  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Основным методом психологического консультирования является беседа - специальным образом организованный разговор психолога-консультанта и клиента [2,4,5,6,11,12,17,22 и др.]. Эта беседа имеет определенные этапы, строится по определенным правилам и требует специальных знаний и навыков от психолога.

Условно в беседе выделяют шесть этапов: 1) начало беседы; 2) расспрос клиента; 3) постановка психологического диагноза личности; 4) оказание психокоррекционного воздействия; 5) успокоение клиента; 6) завершение беседы.

Длительность беседы может быть различной в зависимости от ее целей, задач и теоретических ориентаций психолога, но в среднем она составляет один-полтора часа. При этом по названным этапам час распределяется примерно следующим образом: 1) начало беседы - 5 минут; 2) расспрос клиента - 25-35 минут; 3) постановка психологического диагноза - 5-10 минут; 4) успокоение клиента - 5-10 минут; 5) оказание психокоррекционного воздействия - 5-25 минут; 6) завершение встречи - 5 минут.

В 1-ом модуле данного пособия приводятся подробная характеристика, цели и задачи каждого из указанных этапов беседы, типичные трудности, которые могут испытывать клиент и консультант, а также предлагаются апробированные автором способы их преодоления.

Во 2-ом модуле анализируются технология ведения беседы: искусство слушать, умение говорить, навыки поддержания контакта с клиентом; цели, задачи, особенности и методические приемы осуществления названных навыков.

Пособие содержит много оригинальных методических приемов, обеспечивающих успешность консультативной беседы – основного методического инструмента современного психолога.

 


Модуль 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ПРОЦЕСС

Цель модуля: сформировать базовые профессиональные компетенции у студентов о психологической динамике консультативной беседы и о своеобразии её этапов.

Начало беседы

 

Основные цели первого этапа беседы можно определить как знакомство с клиентом, объяснение (напоминание) ему принципов работы психолога и организации доверительных отношений между клиентом и консультантом.

Приведенные цели реализуются на протяжении всей беседы, но преимущественно на ее первом этапе.

Первое, что должен сделать консультант во время приема - это встретить и усадить клиента. Необходимо помнить, что успех взаимодействия людей в существенной мере определяется эффектом их взаимной установки, складывающейся с учетом первого впечатления [1,2,4,5,6,7,11,12,17,22 и др.]. Психолог заведомо должен проявить себя как доброжелательный и заинтересованный собеседник.

Следует встать навстречу клиенту, либо встретить его в дверях; если необходимо, помочь ему снять верхнюю одежду; показать, куда можно повесить ее и поставить сумки и, наконец, предложить устроиться поудобнее.

Установление контакта представляет собой и ситуацию пространственной организации взаимодействия. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство, создающее ощущение безопасности и конфиденциальности. Оптимальный вариант пространственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга), при неярком освещении».

Проявляя искреннее внимание к клиенту, консультант не должен суетиться, заигрывать с клиентом, слишком настойчиво требовать активности последнего. Нужно позволить человеку осмотреться, привыкнуть к обстановке. Для этого обычно требуется около одной минуты.

Знакомиться с клиентом нужно, назвав свою фамилию, имя, отчество и должность; затем следует спросить, как клиент хотел бы, чтобы психолог обращался к нему. Клиент имеет право на анонимность, и поэтому может сохранять свое истинное имя в тайне.

Если психолог понимает, что клиенту не известны принципы и специфика работы психолога-консультанта, то ему необходимо сообщить их клиенту. Сделать это можно, например, так: «Я - психолог. Я помогаю людям увидеть их сложную психологическую ситуацию со стороны, лучше понять себя и других участников событий; иначе отнестись к ним и на основании этого принять стратегическое решение по сути проблемы и приступить к его реализации, изменяя свое поведение. Уважая клиента, я не даю советов, которые могут принципиально изменить судьбу клиента или других людей. Это решение Вы примите сами, а я помогу Вам сделать это осознанно и ответственно». Если клиент продолжает сомневаться в возможной эффективности профессиональной помощи, то не следует вступать с ним в дискуссию, приступив к ее обсуждению.

После этого часть клиентов по собственной инициативе приступает к рассказу о своих психологических трудностях, другим же нужно помочь начать рассказ вопросами типа: «Внимательно Вас слушаю», «Расскажите, что Вас сюда привело». Если клиент не знает, с чего начать рассказ, ему можно посоветовать говорить то, что он считает самым важным для себя.

Тревога, растерянность, внутренний дискомфорт и прочее - это типичные состояния (симптомы), которые испытывает человек, впервые обратившийся за психологической помощью к незнакомому специалисту [2,5,12,20,21 и др.]. Эти и другие состояния могут быть также признаками сопротивления клиента, который с разной степенью осознанности стремится выяснить, насколько профессионально подготовлен, опытен и личностно порядочен специалист; насколько ему можно довериться. Снять или уменьшить перечисленные симптомы помогают приемы первичного успокоения: приободрение клиента, приветливость психолога, его вопросы о том, как клиент попал к психологу, был ли он до этого у специалистов; если был, то у кого. В крайнем случае, Ю.Е. Алёшина рекомендует пообещать человеку, что, если у него действительно возникнет в этом необходимость, то клиент сможет обратиться к другому специалисту [2]. Обсуждая это с клиентом, можно привлечь, например, такие доводы: «Практическая психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой уж большой роли, гораздо важнее профессиональная квалификация, которую Вы сможете оценить, лишь начав работать со мной».

Если клиент просит помочь не ему, а кому-то другому, отсутствующему здесь, то психолог должен сказать, что психологическая помощь оказывается только при активном обращении за помощью, носит добровольный характер и в противном случае является ничем иным как вторжением в интимную жизнь постороннего человека. Нужно лишь помнить, что приписывание собственных проблем постороннему лицу иногда может выступать в качестве камуфляжного мотива, как признак сопротивления клиента [2,5,21,23 и др.].

Основные ошибки на этом этапе психологического консультирования сводятся к опережению психологической готовности клиента к действительно доверительному разговору; к нарушению психотерапевтической дистанции с клиентом (искусственное уменьшение или увеличение ее); использование специальной терминологии или просто неудачных слов (например, слово «проблема» в устах психолога может прозвучать как психологический диагноз, если именно специалист, а не сам клиент произносит ее в начале беседы). Ошибкой считается и фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования «рекомендациями» типа: «Не волнуйтесь Вы так!», «Расслабьтесь», «Не бойтесь», «Не стыдитесь своих проблем» и т.д. Из подобного рода реплик следует, что здесь есть чего бояться, волноваться, отчего напрягаться.

Успех консультирования в существенной мере зависит от того, удастся ли психологу установить с клиентом доверительные, доброжелательные отношения, в противном случае практически гарантированным оказывается сопротивление клиента.

 

Расспрос клиента

Главная цель данного этапа для консультанта – лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны его основные конфликты и тревоги [2,5,10,13,17,18,19,20,22 и др.]. Этот этап служит максимальному выговариванию клиента, что позволяет психологу узнать проблему, а клиенту выплеснуть (сублимировать, канализировать) его внутреннее напряжение, связанное с беспокоящей его ситуацией.

1. «Разговорить» клиента помогают открытые, проективные вопросы, которые стимулируют его рассказ: «Расскажите, пожалуйста, о Ваших отношениях», «Какая у Вас семья?», «Когда и как это началось?» и т.п.

Пока клиент говорит, консультант, слушая его рассказ, работает в следующих направлениях:

- поддерживает контакт с клиентом;

- стимулирует его рассказ;

- способствует целенаправленному развитию беседы;

- осмысливает то, что говорит клиент.

Поддерживанию контакта с клиентом способствует внимательное, сочувствующее (эмпатическое) слушание.

Продуктивными приемами активного слушания являются эмпатическое молчание собеседника; подбадривание собеседника киванием, одобрением, а также угу-поддакивание («угу», «да-да»), прием эха (повторение последних слов собеседника); прием «зеркала» (повтор последней фразы с изменением порядка слов в ней); прием парафраза (передача содержания высказывания партнера другими словами); использование побуждений (междометия и выражения, стимулирующие собеседника к продолжению рассказа, например: «Ну и...», «И что же дальше...?»).

Важны и такие проективные вопросы, которые состоят из двух частей: в первой указывается определенное событие или действие, а вторая - просто вопросительное слово. Например: «Вы встретились с дочерью... и что?» или «Он не знает, что Вы страдаете, но почему?». Эти вопросы идеальны, так как в первой части психолог повторяет слова клиента, которые он не может не узнать. К таким вопросам и задающему их клиент обычно испытывает доверительное отношение.

Непродуктивны такие приемы слушания, как глухое (несочувствующее) молчание; наводящие вопросы, неправомерно расширяющие сферу, затронутую клиентом, так как они могут уводить клиента от главного, что он хотел сообщить. Не способствуют рассказу оценочные суждения собеседника (и особенно - осуждения личности, поступков говорящего, значимых для него близких и т.п.); скороспелые советы и вклинивания в речь собеседника с подсказыванием ему слов, фраз, мыслей. Завершением за него фраз; а также отступления от линии его рассказа с использованием нерелевантных (не относящихся к делу) или псевдорелевантных (лишь внешне относящихся к беседе) высказываний.

На этой фазе выясняется, как клиент видит, чувствует, интерпретирует свою проблему, в чем усматривает ее причины. Часто выясняется, что интерпретации и причинно-следственные связи клиента необъективны, неадекватны, избыточно негативны в отношении других людей и преимущественно позитивно окрашены, когда речь идет о самом рассказчике.

Однако обсуждать этот материал в данный момент непродуктивно: клиент еще не готов к подлинной работе с психологом, доверительные отношения между ними только устанавливаются, и любое несогласие с ним тут же активизирует сопротивление клиента.

Да и у психолога еще недостаточно материала для продуктивной работы с клиентом.

На этой фазе расспроса консультант придерживается принципа «принятия концепции клиента».

2. Для стимулирования рассказа клиента его просят рассказывать не столько о фактах, сколько о его чувствах, эмоциональных переживаниях. Сама по себе эта информация позволит психологу судить о месте проблемы в жизни клиента, о значимости ее.

Например, очевидно, что по-разному чувствуют себя люди, которые о предстоящем разводе рассказывают так: «Я развожусь с женой» или «Мы разводимся с женой, и мне кажется, что мир рушится...» [22,31,34].

Кроме того, возможно, удивившись подобной инструкции (о чувствах, а не о фактах), клиент будет признателен консультанту за внимание к его внутреннему миру, к его личности, что только укрепит взаимное доверие собеседников.

Полезной для стимулирования рассказа является следующая информация; история возникновения проблемы; отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами; отношение всех этих людей к проблеме; представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и значимых для него людей; происходившие когда-либо улучшения и ухудшения ситуации и с чем они связаны; чем именно было вызвано обращение к психологу и почему оно происходит именно сейчас, а не раньше и не позже; предполагаемые мотивы поступков членов семьи и т.д.

Эти и подобные им продуктивно-познавательные, проективные вопросы также должны быть открытыми, они начинаются со слов «почему», «зачем», «что вам (вашему мужу, по вашему мнению) это дает».

На этапе выговаривания полезны и односложные вопросы типа «И что?», «Почему?». Они обычно не замечаются клиентом и, если они заданы вовремя, то человеку кажется, что он сам рассказывает о себе.

3. Структурирование рассказа клиента необходимо рассказчику и консультанту.

В противном случае рассказ может очень затянуться, клиент станет говорить незначимые вещи, а специалист так и не получит необходимой для психологического диагноза информации.

Вместе с тем, структурирование беседы не должно выглядеть насилием для клиента, оно должно восприниматься им как логичное; а для этого клиент должен представлять, для чего и что он говорит в данный момент.

Это позволит клиенту избежать повторов и не будет стимулировать его сопротивление: ведь он будет чувствовать себя субъектом общения. Кроме того, активность клиента, его понимание происходящего способствуют концентрации его внимания, дальнейшему повышению его эмоциональной и интеллектуальной активности.

Для психолога структурирование беседы экономит время, так как клиент в этом случае может сам отслеживать логику беседы.

Приведем два приема структурирования рассказа клиента.

1) Задавая вопрос, меняя план или даже тему беседы, психолог объясняет клиенту, зачем он это делает. Важно при этом соблюдать видимость логики всех переходов и необязательно соблюдение соответствия «логики для психолога» и «логики для клиента».

Примеры логики-связки: «Вы много говорите о муже, но поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне хотелось бы, чтобы Вы немного рассказали и о ребенке» или «Вы рассказали о том, каковы сейчас Ваши отношения, но для того чтобы действительно разобраться в конфликте, мне нужно знать, какими эти отношения были раньше и как, в связи с чем они стали ухудшаться».

2) Краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного.

Например: «Верно ли я поняла, что, по Вашему мнению, конфликт поддерживается сестрой мужа?» или «Таким образом, Вы рассказали о Ваших взаимоотношениях с дочерью на сегодняшний день».

Подобные фразы помогают клиенту оценить свой рассказ, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить или уточнить.

4. Осмысление рассказа клиента - очень сложная, преимущественно внутренняя работа психолога, которая удается не каждому, так как непросто молчать, понимая и анализируя рассказ собеседника.

В бытовых ситуациях собеседник либо сразу берет инициативу в свои руки, либо тут же теряет интерес к разговору и говорящему; отвлекается. Для отвлечения от разговора у человека есть психофизиологические и психологические основания. Так, известно, что скорость мышления в 4 раза выше скорости речи - у интеллектуальных слушателей она еще выше. Очень значительным оказывается искушение потратить «лишнее» время на побочные мысли, что может привести к потере нити изложения собеседника. Часто, слушая другого человека, мы избыточно фиксируемся на «голых» фактах: на первых пяти-семи информационных единицах из сказанного, опуская при этом даже более значимую, но сообщаемую позже информацию. Типичной является и фиксация на «уязвимых» для человека местах в рассказе другого - такие «критические» слова могут быть общими для большинства людей или для данной личности, исходя из ее индивидуального опыта. Услышав эти слова (или слово) человек уже не может воспринимать остальное. «Критические» слова обычно отражают актуальные психологические проблемы человека, следовательно, разрешение последних, кроме психологической, саногенной функции, имеет и организационную функцию, помогая специалисту быть более сосредоточенным.

Приведенные выше и другие ошибки слушания ведут к недопониманию рассказа и личности собеседника, а недопонятый человек чувствует себя дискомфортно, что не может добавить ему доверия к невнимательному слушателю.

Психолог не может позволить себе ничего из вышеперечисленного, кроме активного слушания.

Приемов активного участия в диалоге множество. Хорошо помогает в этом плане и спрашивание и запоминание имен, событий, названий, дат, различных деталей, упоминавшихся клиентом.

Спросив согласие клиента, можно записывать основные моменты беседы или воспользоваться для этого техническими средствами (магнитофон).

В ситуации выбора (слушать или записывать содержание беседы) преимущество отдается клиенту. И, конечно, записывать ничего нельзя, когда клиент плачет, возбужден, или говорит о чем-то очень сокровенном.

Возможные ошибки на этапе расспроса сводятся к нарушению правил активного слушания, задавания вопросов, держания пауз в беседе [1,5,10,19,21,22].

К дополнительным техническим приемам, обеспечивающим соблюдение этих правил, обратимся ниже.

Под информационным запросом в консультировании психологи понимают явно выраженную клиентом просьбу (жалобу), его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он рассчитывает на помощь психолога.

А.А. Бодалев и В.В. Столин предлагают структурировать спонтанно высказанные жалобы клиента следующим образом[19]:

1. Локус жалобы:

субъектный (на кого жалуется),

объектный (на что жалуется).

В рамках субъектного локуса авторы выделяют пять основных видов жалоб (и их комбинаций):

а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

б) на семейную ситуацию в целом (в семье все «плохо», «все не так»);

в) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви, доверия» и т.д.);

г) на самого себя (характер, способности, особенности и т.д.);

д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи родителей партнеров, иных близких.

В рамках объектного локуса выделяются следующие виды жалоб:

а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

б) на особенности ролевого поведения (несоответствие таковых полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.;

в) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга);

д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

е) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).

2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

а) «Злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;

б) «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным;

в) «Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;

г) «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, инициирующих конфликтные взаимоотношения);

д) «Индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации);

е) «Собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга);

ж) «Собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение;

з) «Влияние третьих лиц», актуальное и имевшее место в прошлом: родители, супруг, прародители, учителя;

и) «Неблагоприятная ситуация» для себя или супруга: развод, школьный конфликт, испуг, перегрузка, болезнь и пр.;

к) «Направление или рекомендующее лицо» («Меня к Вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

Наиболее распространенные проблемы клиентов:

1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.).

2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.).

3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.).

4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.)

5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.).

6) Знаю как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

Кроме того, возможны и глобальные формулировки:

«Все плохо, что делать, как жить дальше?»

4. Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «научите».

Решаемость проблемы определяет степень конструктивности жалоб клиента[ 2,10,19, 22, 31,32,33,34].

Так, В.К. Лосева и А.И. Луньков к неконструктивным запросам относят запрос с предельным общением и манипулятивный запрос [10].

Под неконструктивными запросами принято понимать запросы, содержащие предельные обобщения («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» или «хочу, чтобы ничего не менялось в моей семье, а все оставалось по-старому»). Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и развития, установки не на решение проблем, а на его избегание. Часто формой такого избегания является перфекционизм, т.е. стремление к неизменному первенству и совершенству всегда и во всем, к абсолютному соответствию идеализированным, нереальным нормам.

Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне является выражением постоянной тревожности и мотивации избегания по типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной».

Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос, который содержит просьбу о помощи в изменении не самого обращающегося за помощью, а третьих лиц. Это запрос на «методическое подкрепление» для управления другим человеком без его согласия. Такой запрос связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по построению разнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми.

Встречаясь с подобным запросом, психолог должен сообщить клиенту, что не может решать проблемы третьих лиц заочно, тем более, если они сами этого не хотят. Консультант может только помочь клиенту решить его собственные проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами.

Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители обычно продолжают нести ответственность за таких детей, по крайней мере, до их совершеннолетия, если их собственные ресурсы взаимодействия с такими детьми кажутся им полностью исчерпанными.

Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей. При этом игнорируется свобода выбора, имеющаяся у этих лиц в той же степени, как и у клиента.

Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет на время снизить собственную тревожность и сохранить надежду на контроль ситуации в объективно неопределенных условиях. Варианты этого запроса показаны в Таблице 1.

 

Таблица 1 Варианты манипулятивных запросов

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Управление отношениями другого 2 Управление желаниями другого 3 Управление поведением другого 4 Управление эмоциями другого 5 Управление психологом «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...», «Заставьте его (её).., скажите ему (ей)...», «Повлияйте на него (неё)...» Помощь клиенту в осознании бесполезности и опасностей манипуляций близкими, в трансформации его запроса в конструктивную форму; интерпретация, помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью

 

Все остальные запросы могут быть отнесены к «конструктивным».

Запрос об информации в российской культуре встречается достаточно часто. В известном смысле это связано с объективным недостатком психолого- педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным опытом.

Предъявляют этот запрос и люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, особенно если их близкие тоже не обладают опытом решения подобных проблем.

И, наконец, третья группа лиц с таким запросом - это родители, интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а также прогнозом и возможностями коррекции развития детей.

Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует стремиться избегать долженствований в своих рекомендациях, помня о вероятностности любого прогноза, следует оставлять за самим клиентом возможность выбора вариантов действия.

Тем не менее, психологу в ряде случаев (например, при патологических формах обращения родителя с ребенком) полезно бывает открыто заявить о том, к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть, сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.

Характеристика запроса об информации дана в Таблице 2.

 

Таблица 2 Варианты запросов об информации

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Запрос о границах нормы 2 Запрос о возможностях психологического изменения и его прогнозе «Нормально или нет..?», «Можно ли в таком возрасте начать.., отказаться..?», «Можно ли его (ее) учить.., требовать.., разрешать., запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий..?», «К чему может привести..?» Библиотерапия, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика

Запрос о помощи в самопознании характерен для людей с подросткового и юношеского возрастов и отражает возрастные закономерности развития личности. Часто возникновение запроса в самопознании инициируется трудностями в профориентации («какие у меня способности?») и трудностями в общении со сверстниками.

Взрослые также предъявляют этот запрос в кризисных жизненных ситуациях, требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, переструктурирования Я-концепции. Нередко этот запрос возникает при внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия, туберкулез и др.). Это связано с адекватной пониманием клиента того, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с собственными ошибками и неправильными решениями как причинами болезни.

Работая с таким запросом, психологу следует стремиться к тому, чтобы растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту можно порекомендовать соответствующую литературу.

Характеристика этого запроса дана в Таблице 3.

 

Таблица 3 Запрос о помощи в самопознании

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Запрос об определении способностей 2 Запрос о структурировании Я-концепции 3 Запрос о помощи в самопринятии и самопонимании «К чему я способен..?», «Какой у меня характер?», «Помогите разобраться в себе..», «Почему это случилось именно со мной?» Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Нередко к психологу обращаются запросом помощи в саморазвитии как стремлением научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным и т.д.) и формам поведения, желанием отказаться от прежних навыков и их замены более конструктивными. Наличие такого запроса у взрослого человека - благоприятный прогностический признак, и в распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого запроса. Вероятность успеха вырастает в период быстрых социальных изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым профессиям.

Благоприятным признаком является возникновение такого запроса и у пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто эти люди не находят понимания у своего ближайшего окружения в связи со своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Наиболее продуктивным для пожилых считается включение их в групповые формы психологической помощи, включающие разновозрастный контингент.

Характеристика и варианты запроса о помощи в саморазвитии даны в Таблице 4.

 


Таблица 4 Запросы о помощи в саморазвитии

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Развитие когнитивных способностей 2 Развитие коммуникативных навыков 3 Развитие навыков саморегуляции «Помогите научиться общаться», «Помогите улучшить память, внимание и пр., развить способности к математике», «Научите меня управлять своими эмоциями» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, минимизация неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия

 

Особым видом запроса является запрос о трансформации, который В.К. Лосева и А.И. Луньков интерпретируют в традиции аналитической психологии К.Г. Юнга, подразумевающей потребность человека начать жить как бы «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного [10, 30].

Такой запрос характерен для людей, переживающих кризис середины (второй половины) жизни. Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения. Патологично лишь стремление избегание этого кризиса и стремление «протащить» во вторую половину жизни стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за собственную зрелость.

Часто люди во время кризиса середины жизни находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития («жизнь делится на две половины: сначала - подъем, потом - спад»), они испытывают чувство вины за свои новые устремления, «неадекватные возрасту» («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»).

Плодотворна работа психолога с кризисом середины жизни, включающая элементы традиционных и современных духовных практик (символдрама, психосинтез, логотерапия, медитативные и телесно-ориентированные практики и др.) [1,8,9,10,11,12,17].

Характеристика этого запроса дана в Таблице 5.

 

Таблица 5 Запрос о трансформации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.119 с.)