Законодатель различает две формы дознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодатель различает две формы дознания.



Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закрепле­нию следов преступлений.

К таким следственным действиям отно­сятся:

ü осмотр,

ü обыск,

ü выемка,

ü задержание и допрос подозреваемых,

ü освидетельствование,

ü допрос потерпевших и свидетелей.

О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направ­ляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания прижимает ОРМ для его установления и сообщает следователю о результатах. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые осо­бенности, в частности:

— срокдознания—1 месяц, а также то, что

— по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомле­ния только обвиняемому, а другие участники процесса лишь изве­щаются об окончании дознания.

Милиция подразделяется на:

— криминальную милицию,

— милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются:

ü выяв­ление,

ü предупреждение,

ü пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия,

ü организация и осуществление розыска лиц:

— скрыва­ющихся от органов дознания, следствия и суда,

— уклоняющихся от исполнения уголовного наказания,

— без вести пропавших;

— иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Основные задачи МОБ:

ü обеспечение безопасности личности,

ü обеспечение общественной безопас­ности,

ü обеспечение охраны собственности,

ü обеспечение общественного порядка,

ü выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных преступлений,

ü раскрытие преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно,

ü розыск от­дельных категорий лиц.

 

74. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Понятие, органы ее осуществляющие.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органами дознания признаются:

— ОВД РФ,

— иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

Аналогичные формулировки имелись и в УПК РСФСР. Поэтому часть процессуалистов прямо или косвенно указывают на то, что всем органам дознания присуще производство этого вида деятельности. Так, А.П. Кругликов утверждает, что органы дознания, входящие в систему МВД (а таковыми являются и командиры воинских частей МВД, и начальники учебных заведений МВД) могут проводить ОРД. Некоторые авторы даже описывают труд оперативного работника Государственного пожарного надзора. В настоящее время органом дознания является ОРГАН Государственной противопожарной службы. Вместе с тем в нормативных актах, регулирующих порядок деятельности многих указанных органов (командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений, органов Гос.пожар.службы, капитанов мор. и реч. судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок) нет даже упоминания о такого рода функции. Они не обладают необходимым для этого аппаратом. Поэтому такие сотрудники просто не в состоянии проводить ОРД. Применение оперативно-розыскных мер выходит за пределы правового статуса названных органов дознания. Даже если командир воинской части, соединения, начальник воен.учреждения, орган Гос.пожар.надзора оказывал милиции помощь в проведении оперативно-розыскного мероприятия, его нельзя признать органом, уполномоченным осуществлять ОРД. Сделать такой вывод позволяют следующие обстоятельства. В подразделениях подобного рода органов дознания отсутствуют не только спец.аппарат, но и соответствующие нормативная и проф.базы деятельности. Мало того, органы Гос.противопожар.службы, командиры воинских частей и др., оказывая помощь оперативным работникам, действуют в рамках административного процесса и поэтому не обладают даже правовым статусом органа дознания. В то время как только данным учреждениям предоставлено право осуществлять ОРД. Заключение о том, что командиры воинских частей, аппараты Гос.противопожар.службы и др. анализируемую функцию не выполняют, основывается также на изучении репрезентативного массива уголовных дел о подведомственных таким органам преступлениях, в которых не найдено ни одного документального подтверждения их такого рода практики. С учетом изложенного можно констатировать, что некоторые органы дознания неправомочны осуществлять оперативно-розыскные меры даже по поручению следователя. Полный, исчерпывающий перечень органов, уполномоченных осуществлять ОРД, приведен ст. 13 ФЗ «Об ОРД».

На территории РФ право осуществлять рассматриваемый вид деятельности предоставляется оперативными подразделениям:

1. ОВД РФ.

2. Органов ФСБ.

3. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Тамож.органов РФ.

6. Службы внешней разведки РФ.

7. Минюста РФ.

В этом же нормативно - правовом акте отмечается, что перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители указанных органов. Все указанные учреждения являются органами дознания.

 

75. Законодательство о прокуратуре.

Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре РФ”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

 

76. Понятие прокурорского надзора, направления и отрасли прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора.

77. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории РФ. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (Закон о прокуратуре).

Цель проку­рорской деятельности.

Ею является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Исходя из этого под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность спе­циально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обес­печению точного исполнения и единообразного применения Консти­туции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответ­ственности. Новым направлением стал надзор за исполнением законов су­дебными приставами. ПрокуратураРФ принимает участие в правотворческой дея­тельности. Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централи­зации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти. Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглав­ляемую Генпрокурором РФ. Этот принцип означает един­ство целей и задач, стоящих перед прокураторами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства оп­ределяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также при­нять на себя полномочия нижестоящих прокуроров. Принцип независимости прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, об­щественных объединений означает осуществление надзора за пра­вильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов при­оритет отдается законам РФ, а также единооб­разному их пониманию и толкованию. Гласность в деятельности прокуратуры означает, что проку­ратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от граждан. Закон говорит о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой зако­ном тайны. Помимо этого в ранг принципа деятельности прокуратуры воз­ведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Феде­рации и местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Кроме этого нельзя, конечно же, забывать и о принципе закон­ности, сформулированном в Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполнять­ся всеми государственными и иными организациями, должностны­ми лицами и гражданами.

При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов органы прокуратуры действуют в соответствии с:

ü Конституцией РФ,

ü конституциями республик,

ü Законом о прокуратуре,

ü другими законодательными актами, действую­щими на территории РФ,

ü международными до­говорами (соглашениями).

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституци­ей РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены За­коном о прокуратуре. Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Ге­неральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокуро­ром РФ.

В систему органов прокуратуры помимо Генеральной про­куратуры РФ входят:

ü прокуратуры субъектов Федерации,

ü районные прокуратуры,

ü городские прокуратуры.

В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчи­нены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, име­ют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют глав­ным образом организационные функции.

В систему органов прокуратуры входят также:

ü военные проку­ратуры,

ü прокуратуры по надзору за исполнением законов в испра­вительных учреждениях,

ü транспортные прокуроры и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным проку­рором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ, допускается только с согласия высших органов законодательной власти страны. Право образования новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью (изменение административно-территориального деления, образование новых районов и т.д.) принадлежит Генеральному прокурору РФ. Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему орга­нов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней час­ти включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместите­лем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором).

В состав военной прокуратуры входят:

• Главная военная прокуратура

• прокуратуры военных округов, флотов,

• прокуратура Ракетных войск стратегичес­кого назначения,

• прокуратура Федеральной пограничной службы РФ,

• Московская городская военная прокуратура,

• другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ,

• прокуратуры гарнизонов, объединений и соеди­нений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Структуры органов прокуратуры обычно определяется как внут­ренняя организация прокуратур, входящих в систему органов про­куратуры.

 

78. Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры.

79. Единство и централизация органов прокуратуры.

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглав­ляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает един­ство целей и задач, стоящих перед прокураторами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства оп­ределяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также при­нять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

 

80. Принцип независимости прокуратуры.

81. Гласность в деятельности прокуратуры.

82. Понятие отраслей прокурорского надзора, их система.

1. Предметом надзора являются:

• соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

 

83. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — РФ. В этом его главное отличие от др.видов надзора, осуществляемого иными государственными органами. Прокурорского надзор по сравнению с др. государственными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. Прокурор.надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурор.надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями. В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:

1) надзор за исполнением законов федеральными мин-вами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществившими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона. Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие:

ü имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и др.органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам;

ü вправе требовать от руководителей и др.должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деят-сти подконтрольных или подведомственных предприятий;

ü при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона может быть:

- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

- внесение представления об устранении нарушений

- обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;

- вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

- письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;

- предостережение.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в писменной форме. О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Ген. прокурор информирует Президента РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в писменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.

 

84. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления:

• должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих;

• о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Статья 25. Постановление прокурора

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 

85. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

• использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего ФЗ.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

86. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Предметом надзора является:

• соблюдение прав и свобод человека и гражданина,

• установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,

• выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования,

• законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

87. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом надзора являются:

• законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

• соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

• законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

 

88. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.

 

89. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

5. Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Опротестование судебных решений

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Опротестование судебных решений Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. Защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие методами прокурорского надзора осуществлению правосудия являются одними из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Выступая в качестве обви­нителя, прокурор занимает положение стороны в уголовном про­цессе.

Его полномочия определяются уголовно-процессуальным законодательством, прокурор (ст. 248 УПК).:

• принимает участие в иссле­довании доказательств,

• дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам,

• представляет суду свои сооб­ражения по поводу применения уголовного закона и меры наказа­ния в отношении подсудимого

В ч. 3 ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроизводство осу­ществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Вместе с тем участие прокурора в качестве государственного обви­нителя в судебном разбирательстве по уголовным делам призвано способствовать установлению истины судом, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального законов, вынесе­нию законного и обоснованного приговора. В соответствии с УПК участие прокурора в судебном разбира­тельстве по уголовному делу оставляется на его усмотрение. Про­курор или его заместитель одновременно с направлением уголов­ного дела с обвинительным заключением сообщает суду, считаетли он необходимым поддерживать в суде обвинение. Согласно прика­зу Генерального прокурора РФ от 18 августа 1994 г. № 44 «О по­вышении качества и эффективности участия прокуроров в судеб­ных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной ре­формы» прокурорам предложено обеспечить поддержание госу­дарственного обвинения по всем делам, рассматриваемым судом присяжных, по делам об организованной преступности, бандитиз­ме, умышленных убийствах, контрабанде и других опасных пре­ступлениях, когда в силу важности или сложности дела прокурор сам сочтет необходимым поддержать обвинение либо его участие признает необходимым суд. По остальным делам согласно приказу № 44 прокуроры должны решать вопрос о поддержании обвинения исходя из реальной возможности. В ст. 217 УПК говорится об уведомлении суда о намерении (или отсутствии такового) поддерживать обвинение прокурором или его заместителем, утвердившим обвинительное заключение.

Одна­ко на практике во многих случаях в качестве государственного об­винителя в судебном разбирательстве участвуют:

• старшие помощ­ники и помощники прокуроров районов и городов (приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур),

• стар­шие прокуроры,

• прокуроры управлений отделов прокуратур субъектов Федерации

• приравненных к ним иных прокуратур.

Такая практика не противоречит закону. Вместе с тем в ряде указаний Генеральной прокуратуры РФ подчеркивается необходимость участия в поддержании государственного Обвинения по наиболее сложным или получившим наибольший общественный резонанс уголовным делам руководителей органов прокуратуры. Подготовка к поддержанию государственного обвинения начи­нается с изучения уголовного дела, что является необходимым для прокурорских работников, не надзиравших за ходом предвари­тельного расследования. Любой государственный обвинитель дол­жен хорошо знать материалы уголовного дела, чтобы быть готовым определить свое отношение к решению вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства, Сопоставлять содержание прото­колов следственных и других процессуальных действий с показа­ниями допрашивающихся в суде лиц, наметить тактику допросов.

Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

1. Участвует в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; даёт заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; направляет в суд исковые заявления, даёт заключения по существу дела в целом по гражданским делам;

2. Опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, постановления судей

3. Проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя;

4. Принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам. Предметом надзора являются не только решения, определения и постановления суда, но и все процессуальные действия, выполняемые как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе рассмотрения дела. Прокурор, не имея ни какого личного интереса, а исходя из общегосударственных интересов, следит за те



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.103 с.)