Вода как объект правовой охраны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вода как объект правовой охраны.



Необходимость правового регулирования отношений по использованию и охране вод требуют расшифровки понятия воды[6].

 

Вода - кровеносная система Земли - подлинный источник земли.

 

Распространение растений и животных на нашей планете всегда связано с наличием пригодной для их жизни воды (поверхностной или подземной). Там, где вода в изобилии, все живое размножается быстрее.

Реки, озера и часто подземные воды во всех странах мира играли важную роль в размещении производительных сил городов и других населенных пунктов. Так, любое поселение человека создается всегда на том месте, где есть питьевая вода, будь то река или выход подземных вод на поверхность в виде родников.

 

Как и другие предметы природы, вода также подвергается производственному воздействию людей.

Главным отличием правового режима добытой воды от правового режима природных запасов является то, что добытая вода в процессе ее использования в качестве сырья или потребительского продукта может принадлежать на праве собственности не только государству, но и общественным организациям.

 

Вода с момента ее отделения от природной среды утрачивает качества объекта природы и приобретает качества товара, включается в товарный оборот и может состоять как в собственности государства, так и в собственности иных субъектов права.

 

Правовой охране подлежат воды, состоящие в собственности государства и составляющие в совокупности единый государственный водный фонд, который включает: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря и другие морские воды, и территориальные воды.

Понятие воды как природного ресурса- понятие экологическое, выражает потребительское отношение общества к водам. Включение природного ресурса в систему правовой охраны природы объясняется тем, что природное вещество (вода), получившее экономическое значение, продолжает существовать в неотделимом состоянии с природой, а всякое изъятие его вносит изменения в экологические пределы естественной среды. Природным комплексом считается участок природной среды, включающий в себя совокупность взаимосвязанных между собой природных объектов (земли, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира), специально обособленный с целью заповедной охраны природы.

 

Такие природные комплексы создаются государством и служат для сохранения участков естественной среды от разрушительного влияния производственно-хозяйственной деятельности. Для них характерен заповедный режим правовой охраны, главным содержанием которого является запрещение вредного вмешательства в природные процессы.

 

Природно-территориальные комплексы создаются с целью рационального совмещения определенных видов производственно-хозяйственной деятельности с запретительными или ограничительными мерами в области природопользования.

 

В отличие от природных комплексов природно-территориальные комплексы могут быть местом жизни и деятельности человека. В их пределах разрешается развитие некоторых безвредных для природы видов производств, таких как курорт-но-оздоровительные зоны, зеленые зоны вокруг городов, зоны рекреаций и другие охраняемые зоны.

 

Следовательно, юридическому понятию "воды", обозначающему объект правовой охраны, соответствуют природные запасы воды, выступаю щие как самостоятельное материальное благо и об разующие единый государственный водный фонд[12].

Водный фонд государственный

Водный фонд государственный в РФ- это водные объекты воды, т. е. реки, озёра, водохранилища, каналы, пруды и другие поверхностные водоёмы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря и другие внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море). Водный фонд государственный (В.ф.г.) является всенародным достоянием и состоит в исключительной собственности государства. Объекты

В. ф. г. предоставляются населению, предприятиям, учреждениям и организациям только в пользование.

Вода, являющаяся компонентом растительных и животных организмов, горных пород, атмосферного воздуха, как и вода, добытая из природной среды и находящаяся в водопроводных системах, сосудах, резервуарах, не входит в состав В. ф. г.

Для учёта В. ф. г. ведётся Водный кадастр, включающий количественную и качественную характеристику вод и степени их использования, а также государственную регистрацию водопользований.

Должностные лица и граждане, виновные в незаконном распоряжении, пользовании водами и в иных нарушениях права исключительной государственной собственности на воды, в самовольном производстве гидротехнических работ, в загрязнении или порче объектов В. ф. г., несут ответственность в установленном порядке.

45. Право водопользования и его виды.

 

Основной целью водопользования является соблюдение такого режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное комплексное использование вод, их экономное потребление, охрану, улучшение качественного состояния, а также предупреждение вредного воздействия водных объектов.

При осуществлении водопользования устанавливаются лимиты, которые являются системой ресурсных, экологических и иных ограничений по водным объектам.

 

Кроме того, порядок предоставления водных объектов зависит от того, в какое пользование предоставляются водные объекты: общее или специальное, совместное или особое.

 

Общее водопользование не требует получения разрешения, когда оно осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств как гражданами, так и юридическими лицами.

 

Специальное водопользование осуществляется, когда водные объекты используются с применением сооружений, технических средств и устройств как гражданами, так и юридическими лицами, и только при наличии лицензии на водопользование.

 

В особое (обособленное) пользование водные объекты предоставляются для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и других государственных потребностей по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах

 

Помимо общего, специального, совместного и особого водопользования, в зависимости от цели использования, водные объекты могут предоставляться в пользование для удовлетворения следующих нужд:

 

питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

 

здравоохранения, промышленности и энергетики;

 

сельского и лесного хозяйства;

 

гидроэнергетики;

 

рекреации;

 

транспорта;

 

строительства;

 

обеспечения пожарной безопасности;

 

рыбного хозяйства;

 

лесосплава;

 

добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;

 

сброса сточных и дренажных вод и для иных целей.

 

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

 

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

 

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

 

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

 

Но существует и более дробная классификация.

 

1) По способам пользования: - общее (осуществляемое без применения сооружений, средств и технических устройств;

 

- специальное (осуществляемое с применением специальных приспособлений);

 

2) По характеру водопользования: - платное;

 

- бесплатное;

 

3) По времени пользования: - бессрочное;

 

- срок: - краткосрочное;

 

- долгосрочное;

 

4) По субъектам: - РФ;

 

субъекты РФ;

 

органы местного самоуправления;

 

юридические лица;

 

граждане РФ;

 

5) По целевому назначению: - питьевое и бытовое;

 

лечебно-курортное;

 

оздоровительное;

 

сельскохозяйственное;

 

промышленное;

 

транспортное;

 

рыбохозяйственные;

 

энерготехническое;

 

иное, предусмотренное действующим законодательством;

 

6) По условиям предоставления: - совместное пользование неопределенным числом водопользователей;

 

обособленное пользование определенным числом водопользователей;

 

особое пользование ограниченным кругом лиц;

 

ограниченное пользование (водный сервитут: публичный, частный).

 

Порядок и условия осуществления отдельных видов и способов использования водных объектов, а также особенности их использования определяются водным законодательством РФ.

 

46. Управление государственным фондом вод: понятие, органы, функции.

Сферы государственного правления в области использования и охраны водных объектов

При огромных потребностях страны в водных ресурсах и одновременном их дефиците в ряде регионов возникают проблемы государственного управления в области хозяйственного использования и охраны водных объектов, решение которых обеспечивается нормами водного законодательства.

Важнейшая функция госуправления планирование рационального использования водных объектов. Оно осуществляется по средствам разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов на срок не менее 10 лет.

Другая функция- определить основные направления деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Мониторинг водных ресурсов- система наблюдений, оценка и прогноз изменений состояния водных ресурсов осуществляется согласно Постановлению РФ. Отвечают за мониторинг Росводресурсы, Росгидромет, Роснедра, Росприроднадзор, которые тесно взаимодействуют с широким кругом федеральных и региональных органов власти. Региональные органы власти также обязаны проводить регулярные наблюдения за водными объектами, находящимися в собственности РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Государственный водный реестр- систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах, котрый вёлся по прежнему законодательству (водный реестр- преемник водного кадастра).

Ведение реестра осуществляется Росводресурсами.

Ст36 ВК определила полномочия государственных инспекторов. Основная задача водного контроля (надзора) заключается в обеспечении соблюдение требований к использованию и охране водных объектов. Важная задача водного контроля (надзора)- привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях.

Постановлением Правительства РФ (2006г) Федеральный контроль и надзор доверен Росприроднадзору. Проверкам контрольного органа подлежат не только хозяйствующие субъекты, но и уполномоченные государственные (или муниципальные) органы. Прежде всего Росводресурсы, а также соответствующие органы субъектов РФ (министерства, комитеты и т.д)

 

47. Виды водных правонарушений и ответственность за их совершение.

 

 

Охрана воды - это система государственных мер, направленных на обеспечение:

 

сохранения рационального использования и воспроизводства воды;

 

В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает исключительно важное значение в деле защиты права водопользования.

 

Ответственность за нарушение права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях принуждать водопользователей к выполнению своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет целью принуждать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и граждан к такому поведению, при котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных с организацией использования и охраны вод в нашей стране.

 

Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя лежат на основе ответственности в субъективном и объективном смысле.

 

По субъекту различаются правонарушения, совершаемые самими водопользователями и совершаемые другими лицами и организациями, посторонними по отношению к водопользователю.

 

К первой группе правонарушений следует отнести неисполнение водопользователями своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Ко второй - нарушения субъективных прав тех или иных водопользователей со стороны государственных органов, правомочных регулировать водопользование, решать вопросы предоставление или изъятия водных объектов и т.п., а также со стороны других государственных органов, либо других водопользователей или иных посторонних субъектов.

 

Если правонарушение заключается в неисполнении обязанностей водопользователем, то он должен нести имущественную ответственность перед государством или другими субъектами, а в установленных законом случаях он может быть лишен права пользования тем или иным водным объектом. Кроме этого в этих случаях могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Если в результате правонарушения нарушены субъективные права водопользователей посторонними организациями и лицами, то последние должны нести материальную ответственность перед потерпевшим водопользователем, наряду с этим виновные должны привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

 

В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители права водопользования, различаются правонарушения, связанные с нарушением права государственной собственности на воды, правонарушения, связанные с нарушением порядка рационального использования и охраны вод, а также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование и самовольное производство гидротехнических работ.

 

Вторая группа правонарушений выражается непосредственно в изменении качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных вод с превышением установленных норм; иные случаи загрязнения и засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений.

 

К третей группе относятся нарушения порядка водопользования, уничтожение или повреждение водохозяйственных сооружений или устройств, строительство новых либо реконструкция существующих объектов, могущих вызвать изменения водного режима, без разрешения водохозяйственных органов и т.п.

 

Каждый из перечисленных видов нарушений права водопользования характеризуется присущими ему специфическими признаками, которые лежат в основе юридической квалификации правонарушений, выбора видов и мер ответственности, применяемых к правонарушителям.

 

Применительно к видам ответственности нарушения права водопользования подразделяются на преступления, административные и дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Такая классификация видов водных правонарушений тесно переплетается с предыдущими классификациями и дополняет их.

 

В соответствии с законодательством РФ граждане и юридические лица, виновные в совершении водных правонарушений, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность в целях охраны водных ресурсов может наступать по общим статьям гл. 8, а именно:

– за несоблюдение экологических требований при производстве работ, при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, при обращении с пестицидами и агрохимикатами;

 

– за несоблюдение законодательства об экологической экспертизе;

 

– сокрытие или искажение экологической информации, в том числе о состоянии водных объектов.

 

Уголовная ответственность наступает за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Наказание за загрязнение вод предусмотрено в виде наложения штрафа, либо лишения права занимать определенную должность, либо исправительных работ, либо в виде ареста на срок до трех месяцев. Санкции по квалификационным составам выше и предусматривают лишение свободы.

 

Гражданско-правовая имущественная ответственность за виновное причинение экологического вреда осуществляется путем разрешения экологических (водных) споров в судах и арбитражных судах.

 

48. Леса как объект использования и охраны.

 

Основы лесного законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют понятие лес так: “Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.” Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной сред.

 

Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.

 

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей- экономическая форма взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

 

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

 

Указом Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”, осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, ”...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.”

 

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

 

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

 

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.

49. Право лесопользования и его виды.

 

Право лесопользования является составной частью права природопользования, потому ему присущи все общие особенности последнего. Вместе с тем право лесопользования имеет определенные особенности, что обусловлено формой государственной собственности на леса, их правовым режимом, значимостью лесов в исполнении экологической, экономической, культурно оздоровительной и других функций.

Право лесопользования следует рассматривать в двух аспектах - как объективное и как субъективное право.

Объективное право лесопользования - это совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия рационального пользования и воссоздания лесов, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в отрасли.

Субъективное право лесопользования следует понимать как установленную и гарантированную законом возможность конкретных субъектов непосредственной эксплуатации лесов с целью удовлетворения потребностей в лесных ресурсах, добывания их полезных свойств.

В лесах осуществляются такие виды пользований:

- за основаниями возникновения - общее и специальное использование лесных ресурсов;

- за правовой формой реализации - первичное использование лесов;

- по целевому назначению леса - использования лесов для потребностей лесного хозяйства; использование лесов для потребностей охотничьего хозяйства; использование лесов в научно-исследовательских целях, санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных, спортивных и других целях;

- за сроками использования - постоянное и временное.

Право общего лесопользования осуществляют граждане, которые имеют право свободно находиться в лесах, безвозмездно собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы, другие плоды, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

1. Право лесопользования

При осуществлении права общего использования лесных ресурсов граждане обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться отмеченными лесными ресурсами в сроки, установленные государственными лесохозяйственными органами и способами, которые не наносят вред воспроизведению этих ресурсов.

Специальное использование лесных ресурсов осуществляется в пределах земельных участков лесного фонда, предоставленных для этого в пользование в порядке, определенном земельным законодательством.

В основу классификации видов специального использования лесов положена роль лесов, которые используются в качестве природного ресурса. Она, в частности, заключается в значении леса как источники древесины, живицы, других лесных ресурсов, а также в специфических качествах леса: лечебно оздоровительных, рекреационных, эстетичных.

Все виды лесных пользований (кроме общих) имеют договорную форму: осуществление лесных пользований допускается лишь при наличии специального разрешения - лесорубного билета (ордера) или лесного билета.

По своему содержанию право лесопользования - это совокупность полномочий лесопользователей или совокупность их прав и обязанностей, определенных законодательством и условиями разрешений. Они вправе осуществлять лишь те лесные пользования, которые им разрешенные, и использовать лишь те ресурсы, на которые выдано специальное разрешение.

Права пользования субъектом права лесопользования. Но из анализа лесного законодательства можно сделать вывод, что такими субъектами является: государственные, кооперативные и общественные специализированы лесохозяйственные предприятия, другие предприятия, учреждения, организации в которых созданы специализированные подразделы для ведения лесного хозяйства, для специального использования лесных ресурсов, потребностей охотничьего хозяйства, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ. Законодательство относит этих субъектов к постоянным лесопользователям.

За экологическим и хозяйственным значением леса как объект права лесопользования разделяются на первую и вторую группы.

К первой группе принадлежат леса, которые выполняют преимущественно природоохранные функции.

Ко второй группе принадлежат леса, что рядом с экологическим имеют эксплуатационное значение и для сохранения защитных функций, непрерывности и не изнурительности использования которых устанавливается режим ограниченного лесопользования.

50. Управление лесным фондом: понятие, органы, функции.

Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции. Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лесным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Федерации. К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят следующие вопросы: определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов управления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за пользование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т. д. Введение субъектов Федерации Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; участие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение совместно с РФ лесным фондом и т. п. К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом относятся участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Иной перечень полномочий у исполнительных органов городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри городов, пригородных не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационная. К органам общей компетенции закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов. В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз), имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества. Рослесхоз разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств. С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и организует ведение лесного кадастра, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возложены данные функции. Федеральная служба лесного хозяйства организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу. Закон предоставляет органам Рослесхоза привлекать лесонарушителей к административной ответственности.

 

51. Виды лесонарушений и ответственность за их совершение.

 

К лесонарушениям влекущим материальную ответственность установлена административная и уголо вная ответственность.

1. Уголовно наказуема незаконная рубка, а также повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений, если эти деяния совершены в значительном размере. Более строгие меры ответственности применяются если эти деяния совершены: 1) группой лиц; 2) лицом с использованием своего служебного положения; 3) в крупном размере

2. Уголовно наказуемы уничтожения или повреждения лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности, а также путём поджога или в результате загрязнения или иных негативных воздействий. Ущерб возмещается.

3. Предусматривает ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы и другое). Уголовная ответственность за причинение значительного вреда!

Разграничение условий применения уголовной или административной ответственности в основном необходимо проводить по признакам наличия или отсутствия крупного ущерба и вреда здоровью людей.

Статьёй 8.25 КоАП установлен штраф за нарушение правил использования лесов. Это нарушение правил заготовки древесины, порядка проведения рубок лесных насаждений, сбора лекарств растений, использование лесов с нарушением условий договора аренды участка и другое.

Незаконно добытая в результате лесонарушения продукция подлежит изъятию и реализации в предусмотренном вышеуказанной инструкцией Гослесхоза России порядке.

 

При невозможности изъятия у лесонарушителей незаконно добытой ими древесины сумма исчисленного ущерба увеличивается на однократную стоимость ее по таксам на древесину, отпускаемую на корню, а при невозможности изъятия незаконно добытого сена — на стоимость его по заготовительным ценам.

 

Независимо от возмещения предприятиями, учреждениями, организациями (в том числе колхозами), а также гражданами ущерба, причиненного всеми перечисленными выше лесонарушениями, должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане, виновные в совершении указанных лесонарушений, привлекаются в случаях, предусмотренных действующим законодательством, к уголовной или административной ответственности.

 

Ст.8.26 КоАП предусматривает штраф за самовольное использование лесов, уничтожение лесных ресурсов: сенокошение и выпас животных на лесных землях, где это запрещено. За самовольный сбор лекарственных трав в запрещённых местах, размещение пасек и другое.

Установлена ответственность в виде штрафа за нарушения требований к охране лесов: санитарная безопасность в лесах, загрязнение их сточными водами, химическими, радиоактивными и другим вредными веществами, отходами производства; за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и другое.

 

52. Животный мир как объект использования и охраны. Объекты животного мира.

 

Животный мир- это совокупность живых организмом всех видов диких животных, населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального и исключительной экономической зоны РФ. Водные биологические ресурсы: рыбы, водные беспозвоночные млекопитающие, водоросли, водные растения и животные находящиеся в состоянии свободы дополняют животный мир.

Животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, научное значение. Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. Поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных–почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

 

Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство.

Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

 

Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Закона“О животном мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.116 с.)