Хозяйственная деятельность человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственная деятельность человека.



Хозяйственная деятельность человека.

Возникновение цивилизации есть следствие возникновения сферы надбиологических потребностей и материальных технологий. В списке злодеяний против окружающей среды на второе место после гибели лесов можно поставить «опустынивание». На территории РФ опустыниванию подвержены Черные земли в Калмыкии и Астраханской области и некоторые другие районы. Все они относятся к зонам экологического бедствия.

2. Развитие технологий и достижение индустриальных цивилизаций создало негативные тенденции:

1. Потребление ресурсов в РФ привело к истощению природных богатств, к необратимому обеднению литосферы и биосферы.

2. Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для здоровья человека.

Загрязнение природных вод.

Забор воды на орошение из рек в Средней Азии привели к обмелению Аральского моря, которое практически перестало существовать. Со дна высохшего моря соль разносится ветром на сотни километров, вызывая засоление почв. Не менее грозное явление-загрязнение пресных водоемов. Соли тяжелых металлов (ртути, свинца, цинка, меди и др.) накапливаются в иле на дне водоемов и в тканях организмов, составляющих пищевые цепи. В организме человека они вызывают тяжелейшие отравления.

Уникальным по запасам пресной воды является озеро Байкал. Но тревогу вызывает все возрастающее количество хозяйственных стоков. Стоки несут губительные для гидробионтов вещества такие, как ртуть, цинк, вольфрам, молибден.

Загрязнение водоемов происходит не только отходами промышленного производства, но и попаданием с полей в водоемы органики, минеральных удобрений, пестицидов.

Научные открытия и развитие физико-химических технологий в XX столетии привели к появлению искусственных источников радиации, представляющих потенциальную опасность для человечества и всей биосферы.

Морские воды так же подвергаются загрязнению. С реками и со стоками прибрежных промышленных и сельскохозяйственных предприятий ежегодно выносятся в моря миллионы тонн химических отходов и другое. Из-за аварий танкеров и нефтедобывающих установок в океан попадает нефть, вызывая гибель многих водных животных, морских птиц. Опасение вызывают захоронения ядерных отходов на дне морей, затонувшие корабли с ядерными реакторами и ядерным оружием на борту. Их много в Баренцевом, Карском, Японском морях.

4. С получением энергии на теплоэлектроэнергетических предприятиях связаны сложные экологические проблемы.

1) строительство плотин на равнинных реках вызывает затопление больших территорий под водохранилища, отсюда потеря пахотных земель, лугов и пастбищ.

2) плотина, перегораживая реку, создает непреодолимые препятствия для миграции проходных и полупроходных рыб, которые поднимаются на нерест в верховья рек.

 

3) в хранилищах вода застаивается, проточность ее замедляется.

 

4) местное повышение воды оказывает влияние на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию, а гак же к эрозии берегов и оползням.

 

Опаснейшими загрязнителями природной среды являются ТЭЦ, на которых сжигаются огромные объемы топлива. Вредные и опасные отходы поступают в природную среду.

 

5. Атомные АЭС таять опасность в случае серьезных аварий реактора. Например авария на Чернобыльской АЭС стали катастрофой глобального масштаба.

 

Энергетика ставит сложнейшие экологические проблемы.

 

6. Уменьшение площади лесов вызывает нарушение круговоротов кислорода и углерода в биосфере. Это массовые экстенсивные лесозаготовки, лесные пожары идругое.

Сведение лесов влечет за собой гибель их богатейших фауны и флоры

7. Загрязнение подземных вод химическими веществами может идти через загрязнённые поверхностные воды, которые питают подземные.

 

8. Загрязнение атмосферного воздуха происходит в процессе производственной и иной деятельности человека, от выбросов вредных веществ в атмосферу (источники выброса: автомобили, плавильные заводы и т.д

Экологическая проблема-реальная угроза человечеству.

Заключение

 

2. Причины экологического кризиса в России и основные направления выхода из него.

Экологические кризисы и пути выхода из них

Реймерс в 1990 году дал определение глобального экологического кризиса - это направление, состояние во взаимоотношениях между человеческим обществом и природой характеризующееся несоответствием производственных сил и производственных отношений человеческого общества, у ресурсно-биологическим возможностям биосферы.

 

Первым экологическим кризисом считается кризис присваивающего хозяйства. Выход из кризиса был найден в переходе на коллективную охоту и разделением труда между участниками.

 

Второй кризис связан с перепромыслом крупных зверей. Выход был найден в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Развитие сельского хозяйства определило прогресс человечества на тысячелетия.

 

Третий кризис связан с полным сведением лесов и чрезмерной нагрузки примитивного земледелия.

 

Четвертый кризис связан с научно технической революцией.

 

Пути выхода из глобального экологического кризиса

 

Анализ экологического и социально-экономической обстановки РФ позволяет выделить 5 основных направлений выхода РФ из глобального экологического кризиса.

 

Экология технологий

Развитие и совершенствование экономики механизма охраны окружающей среды

Административно-правовое направление

Эколого-просветительное

Международно-правовое

 

Все компоненты биосферы охранять надо не по отдельности, а в целом как единую природную систему. Согласно федерального закона об «охране окружающей среды» (2002г.) основными принципами охраны окружающей среды является:

 

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду.

Рациональное и не расточительное природопользование

Сохранение биологического разнообразия

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

Обязательное проведение государственной экологической экспертизы

Приоритет сохранения естественных экосистем природных ландшафтов и комплексов

Соблюдение прав каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Важнейшим природоохранным принципом является научно – обоснованное сочетание экономических, экологических и социальных интересов (1992г.)

Международная конференция ООН в Рио-де-Жанейро.

3. Природа как объект использования и охраны. Основные понятия экологического права.

Основные понятия экологического права представлены в статье 1 Федерального Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. В статье предложен обширный перечень понятий, используемых в экологическом праве. Юридический смысл дефиниций заключается в том, что данные понятия должны трактоваться при реализации закона строго в том значении, которое придается им в данной статье. Кроме того, по общему правилу, именно это значение должно вкладываться в соответствующие термины и в том случае, когда они встречаются в иных законах или подзаконных актах, если только в самом нормативном акте не дается иное определение.

 

Понятийный аппарат закона представляет собой сложную систему, в которой все термины тесно взаимосвязаны, каждый из них интерпретируется с обязательным учетом всех остальных. Начальным звеном в этой терминологической цепочке можно считать понятие "природный объект".

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и, составляющая их, компоненты природной среды.

 

Природно-антропогенным объектом называются те объекты, которые созданы искусственно, но приобрели все свойства природного объекта (например, водохранилища, пруд).

 

Антропогенные объекты – это объекты, которые созданы человеком.

 

Окружающая природная среда – это все (компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект), кроме антропогенных объектов.

 

Объекты правового регулирования экологического права должны обладать признаками:

 

Естественное происхождение

 

Экологическая зависимость и состояние в цепи экосвязей

 

Выполнение жизнеобеспечивающих функций, определяющих их социально-экологическую ценность для общества и человека

 

Природа включает в себя три вида экологических систем:

 

Естественные

 

Модифицированные (видоизмененные системы в процессе хозяйственной деятельности)

 

Трансформированные (системы преобразованные деятельностью человека – например, мелиорация)

 

На этой основе закон дает определения окружающей среды и природной среды. Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

 

Компоненты природной среды (это её основные, укреплённые состовляющие):

 

Недра

 

Подземные и поверхностные воды

 

Земля (почва)

 

Животный и растительный мир

 

Атмосферный воздух

 

Озоновый слой

 

Околоземное космическое пространство

 

В терминологическом словаре закона даёт понятие окружающей среды. Заглавный термин "охрана окружающей среды" определяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям: а) сохранение и восстановление природной среды, б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; г) ликвидация последствий такого воздействия.

 

Следующий терминологический блок связан с ограничениями негативного воздействия на окружающую среду. Это такое воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды

Два основных вида нормативов в области охраны окружающей среды или природоохранных нормативов - нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Традиционно выделяются по Российскому законодательству три группы объектов правовой охраны:

а) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы,

б) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

в) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

То есть объектами охраны выступают компоненты (элементы) окружающей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образующие специфические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др.

В законе предложен более развернутый, детализированный перечень природоохранных нормативов. Это нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов и другие.

 

К нормативам качества окружающей среды, в свою очередь, относятся нормативы предельно допустимых концентраций, нормативы допустимых физических воздействий, отражающие уровни допустимого воздействия тех или физических факторов на окружающую среду.

Последний тематический цикл терминов, определяемых в законе, связан с проблемами государственного контроля и обеспечения экологической безопасности. Это особая деятельность по выявлению, анализу и учету последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; по результатам такой оценки принимается решение о возможности или невозможности осуществления соответствующей деятельности.

 

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), который включает систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

 

Еще один смежный вид деятельности - контроль в области охраны окружающей среды, или экологический контроль.

 

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это юридически обязательные условия, предъявляемые законодательством и иными нормативными актами к хозяйственной и иной деятельности с целью охраны окружающей среды.

 

Экологический аудит - особый вид оценки соблюдения природоохранных требований

 

В ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится определение четырех различных видов оценки состояния окружающей среды: ОВОС, экологического мониторинга, экологического контроля и экологического аудита

4.Понятие, предмет и методы экологического права.

Экологическое право -- это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

 

Предмет экологического права -- общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей -- земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, -- заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов -- земли, недр, вод, лесов и др.

 

Источником основополагающих принципов экологического права является Конституция РФ. Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципы приоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения перед будущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливая конституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечислены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

 

Метод правового регулирования общественных отношений -- это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае -- нормами экологического права).

 

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействия на общественные отношения являются:

 

для императивного метода -- запрет и предписание;

 

для диспозитивного метода -- напротив, способы согласования, рекомендаций.

 

Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.

 

Широкое применение получает экономический механизм -- в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.

 

Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.

5.Нормы экологического права.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

 

Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д. отражающие требования охраны природной среды).

 

Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы - принципы, нормы- приоритеты, нормы - правила.

 

Нормы - принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст.3 Закона об охране окружающей природной среды).

 

Нормы - приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

 

Различают эколого-правовые нормы -приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.

 

Нормы - правила - содержат экологические требования применительно к конкретной сфере экологических отношений.

 

По содержания они подразделяются на: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обзывающие.

 

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

 

Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты. В экологии - события и действия.

 

Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов и т.д. Действия проявляются через поступки человека. Которые подразделяются на позитивные и негативные.

 

Позитивное поведение человека - использование природных ресурсов - охрану окружающей природной среды т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду, экологические - нейтрализующие вредные последствия деятельности.

 

Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.

6.Экологические правоотношения.

Экологические правоотношения -- это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.

 

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Так, в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:

 

- естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;

 

- земельных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;

 

- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).

 

Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

 

1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

 

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

 

3) общественные объединения экологического профиля;

 

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

 

Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны.

 

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Экологические правоотношения возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие.

7. Система экологического права.

Система экологического права - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

 

Под системой отрасли права понимается структура ее основных элементов, частей - подотраслей, институтов, норм. Система экологического права складывается из Общей, Особенной и Специальной части.

 

Общую часть составляют следующие правовые институты: экологические права граждан и общественных организаций, право собственности на природные объекты (ресурсы), право природопользования, экологическое управление, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, лицензирование и контроль, экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

 

В состав Особенной части входят правовые нормы, регулирующие: правовой режим охраны и использования отдельных природных ресурсов (земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха); правовое положение зон экологического бедствия; правовую охрану окружающей среды городских и сельских поселений; правовое положение особо охраняемых природных территорий.

Специальная часть экологического права включает в себя международно-правовой механизм сотрудничества государств в области охраны окружающей среды.

8. Источники экологического права.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

по юридической силе - на законы и подзаконные акты.

Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

по предмету регулирования - на общие и специальные.

Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (например Конституция РФ).

Специальные - это акты, целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).

по характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).

по своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.

9. Основные принципы экологического права.

Принципы права представляют собой руководящие положения, в соответствии с которыми строится вся отрасль права, основные начала выражающие его сущность и социальное назначение. Принципы экологического права отражают объективные закономерности и потребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающей природной среде. Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды»3. К ним относятся:Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды» Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. К ним относятся:

принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

 

принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;

 

принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

 

принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;

 

принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;

 

принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.

Систему принципов экологического права дополняют:ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организацией и развитием системы экологического образования, воспитанием и формированием экологической культуры; участием граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; ответственностью органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др.

10. Экологические права и обязанности граждан.

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

 

- благоприятную окружающую среду;

 

- достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

 

- возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

1. Право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. Оно связано с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти.

Оно может реализоваться в «пассивном» режиме. Обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае.

 

3. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав.

 

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы.

 

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания.

К экологическому праву гражданина относится проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера. Такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

 

Отдельные права граждан и иных лиц относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта.

Участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются особыми экологическими правами.

 

Граждане имеют право:

 

- на защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

 

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций и другое.

 

Стандартизация

– это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Экологическая сертификация

представляет собой специализированную деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, в том числе в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. Она является средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем, содействует потребителям в правильном выборе продукции, выполняет функцию контроля за безопасностью продукции для окружающей среды, здоровья и имущества, защиты потребителя от недобросовестного изготовителя продукции.

Экологическая сертификация бывает обязательной и добровольной.

Обязательной сертификации подлежат древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы; продукция оборонных отраслей промышленности; ввозимые на территорию РФ товары и технологии, отходы; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах; определенные виды пищевых продуктов, материалов, изделий, услуг, систем качества по перечню, утвержденному Правительством РФ.

 

28. Понятие и виды экологического контроля.

Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требо­ваний природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Содержание экологического контроля объединяет такие категории, как качество окружающей природной среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическая экспертиза и др.

В Законе об охране окружающей среды выделяются 3 вида экологического контроля:

1. Государственный

2. Производственный

3. Общественный

В состав государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды включается контроль за охраной и использованием отдельных природных ресурсов (земельный, лесной, водный, геологический), объектов животного мира, контроль за охраной атмосферного воздуха.

Общеэкологический контроль

Относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне - это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Специализированный экологический контроль

По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России.

Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и т.д.

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Государственными учреждениями, организациями и предприятиями, находящиеся в подчинении вышестоящих органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.145 с.)