ТЕМА 4. Младший школьный возраст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. Младший школьный возраст



 

1. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития ребенка. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте.

3. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Основная литература

 

1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 51-81, 300-317, 449-457.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Ч. 3. Гл. 1, 2.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 6. Исследование развития научных понятий в детском возрасте // Собр.соч.: В 6 т. М., 1983. Т.2. С. 118–184.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.С. 255-274.

5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988. С.36–44, 77–94, 111-125.

6. Психическое развитие младших школьников / Под ред. Давыдова В.В. М.,1990.

7. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника; О структуре учебной деятельности; Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избр. психол. труды. М., 1989. С. 177–199, 212–257.

Дополнительная литература

 

1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Статьи: Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой. Ч.1. С. 282–290; Ч. 2. С.84–92, 97-100.

2. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. С. 205-215.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С. 467-487, 528-532.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология. М.,2001. С.251-280.

5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992, № 3-4.

 

Примерные темы устных докладов

1. Проблема школьной адаптации в младшем школьном возрасте. Причины школьной дезадаптации и пути ее преодоления.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельности младшего школьного возраста (генезис, структура, динамика развития, роль в психическом развитии)

3. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника.

4. Роль кооперации со сверстниками в процессе обучения (Зачем детям учиться вместе –Г.А.Цукерман)

 

 

ТЕМА 5. Подростковый возраст

 

1. Понятие взросления и его культурно-исторические аспекты. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.

2. «Задачи развития» в подростковом возрасте.

3. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований. Возникновение и развитие чувства взрослости в подростковом возрасте.

4. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста. Самосознание как важнейшее новообразование подросткового возраста. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте.

Основная литература

1. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997. Статьи: Э. Шпрангера, А. Фрейд, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович. С. 33–90, 232–320, 414–430.

2. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 318-341.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С.275-294.

4. Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов. М., 2000. С.73-81, 153.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. С. 9-29, 191-203, 93-189.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 100-106, 139-152.

Дополнительная литература

 

1. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 205. С.216-224.

2. Кле М. Психосексуальное развитие подростка. М., 1991.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.,2001. С. 280-307.

4. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С. 433-508.

5. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М- Рига, 1995.

 

Примерные темы устных докладов

1. Задачи развития в подростковом возрасте (литературный обзор)

2. Подросток в различные исторические эпохи - попытка реконструкции. Современный подросток – кто он, какой он?

3. Эгоцентризм в подростковом возрасте.

4. Развитие дружбы в подростковом возрасте. Одиночество (причины, генезис, влияние на развитие)

5. Развитие самостоятельности и личностной автономии в подростковом возрасте.

6. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

7. Психологические проблемы подросткового возраста.

 

ТЕМА 6. Юношеский возраст

 

1. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление. Юношеская субкультура.

2. Социальная ситуация развития в юности. Юность — молодость зрелости или старость детства. Два периода эпохи юности — переход от самоопределения к самореализации.

3. Основные задачи развития, проблемы и новообразования юношеского возраста.

4. Развитие общения в юношеском возрасте. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения.

5. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Любовь и дружба.

6. Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение.

7. Девиантное поведение и его профилактика.

Основная литература

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Гл. 5. Я-концепция в юности. С. 169-225.

2. Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152-157.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 192-207.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. С. 31-78.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. Гл. 1, 4. С. 5–29, 59– 94.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000. С. 51-70, 76-86, 175-186, 221-253, 258-262, 299-302, 307-335, 356-372, 546-568, 593-598, 600-607.

8. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Дополнительная литература

 

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 4.

3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. Гл. Особенности психологии юношеского возраста, С. 364-377.

5. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.1972. № 2.

6. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных молодежных объединений. М., 1990.

7. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

8. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

9. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. М., 1989. С. 384-410 (Кон И.С., Лосенков В.А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования; Кутрона К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации).

10. Проблемы общения и воспитания / Сост. Б.З.Вульфов, В.А. Лосенков. Тарту, 1974. ч. II.

11. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.

12. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Сост. В.С. Мухина. М., 1984. Статьи: Т. И. Скрипкина, А. И. Новикова.

13. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч. 2. Гл. 8, 9.

14. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. М., 1987. С. 231-266.

15. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А. Г. Быстрицкого, М. Ю. Рошинах. М., 1991.

 

Примерные темы устных докладов

1. Развитие самосознания и идентичности в юношеском возрасте. Проблема жизненного, личностного, профессионального самоопределения

2. Морально-ценностное развитие в подростковом и юношеском возрасте.

3. Явление молодежной/юношеской субкультуры и ее психологическая функция.

4. Девиантное поведение и его профилактика

 

ТЕМА 7. Зрелые возраста

 

1. Критерии зрелой взрослости. Проблема периодизации зрелых возрастов.

2. Молодость как начальный этап зрелости. Задачи развития. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком — основная потребность зрелости. Любовь и дружба.

3. Специфика самореализации в профессиональной деятельности.

4. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

5. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.

6. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.

7. Поздняя зрелость. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».

Основная литература

 

1. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 52-60.

2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. 3-11.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 207-217.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб, 200. С. 650-653, 667-689, 692- 732, 746-748, 770-780, 784-802, 811-817.

5. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 182-186 (Массен П., Конгер Дж., Коган Дж., Ривитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте).

6. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. С. 55-65.

Дополнительная литература

 

1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 332-362.

2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

3. Барух Г., Барнец Р., Риверс К. Женщины в зрелом возрасте начинают новую жизнь // Америка. 1982. № 303.

4. Возрастание особенностей психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) /Под ред. И. Я. Петрова. М., 1978.

5. Галлиган К. Иным Голосом. Психологическая теория развития женщины (Фрагмент книги) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения /Под ред. А.А. Гусейнова. М., 1992.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1983. С. 377-389.

7. Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. Центр общечеловеческих ценностей. М., 1992. С. 450-451.

8. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. М., 1989. Статьи: Р. Сейденберга, Л. Пепло, М. Мицели.

9. Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1982. С. 133-139.

10. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 57-66.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

12. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Под ред. Л.В. Сохань. Киев. 1987. С. 236-247.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

 

Примерные темы устных докладов

1. Основные подходы к проблеме периодизации развития личности в зрелых возрастах

2. Кризис середины жизни: феноменология и психологический смысл.

3. Развитии личности в зрелом возрасте

4. Развитие познавательных процессов в зрелом возрасте

 

 

ТЕМА 8. Поздние возраста

 

1. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

2. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.

3. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения.

4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

5. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.

 

Основная литература

 

1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Собр. соч.: В 6 т.М., 1984. Т. 5. С. 34-48.

2. Грегор О. Жить, не старея. М., 1992. С. 246-269.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 213-231.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С. 826-834, 846-904.3

5. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. М., 1989. Статьи: И. Эйсена, М. Кларк и В. Эндерсон, Т. Ваксон, Л. Пепло. С. 433-510.

6. Панина Н.В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути // Жизненный путь личности / Под ред. Л.В. Сохань. Киев, 1987. С. 236-247.

7. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб, 2002. С. 13-25, 43-57, 66-77, 79-104, 129-149, 191-198.

Дополнительная литература

 

1. Алексеевич Г.С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1970. Т. 2.

2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

3. Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

4. Голман Л. Мудрость старости // Америка. 1982. № 304.

5. Дрейк А. Со смертью рядом //Там же.

6. Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988.

7. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

8. Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. № 1.

9. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М.Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. 1997. № 1.

10. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия — почитание // Природа. 1986. № 5. С. 88-95.

11. Резников С.Г., Рожков А.Г. Жильцы дома-интерната для престарелых // Социологические исследования. 1991. С. 71-73.

12. Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1974 (или любое другое издание). Гл. IV.

 

Примерные темы устных докладов

1. Задачи развития в пожилом возрасте и старости.

2. Жизненная мудрость как новообразование старости.

3. Типы старения.

4. Психологические проблемы старения и старости.

5. Ресурсы для преодоления психологических проблем старости

 


МОНОГРАФИИ

Монография (от греч. μονοσ - один, единый и γραφειν - писать) — научный труд в виде книги с углубленным изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем. Среди ученых принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведенной работы, а также их интерпретацию.

I. ОСЕННИЙ СЕМЕСТР

Ориентировочный срок сдачи монографии – 15-25 ноября (одна из перечисленных книг на выбор)

 

Ж. Пиаже «ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА»

 

Жан Пиаже (1896 – 1980) – выдающийся швейцарский психолог, логик и философ. Его интерес к логике привел его к вопросу о становлении логических структур, для изучения которых он обратился к детям. Ж. Пиаже является основателем метода клинической беседы и автором оригинальной периодизации развития интеллекта.

В книге «Психология интеллекта» описаны основные понятия теории когнитивного развития Жана Пиаже, его представления о путях и механизмах развития интеллекта. Язык Ж. Пиаже считается трудным для студентов, поэтому мы рекомендуем после прочтения монографии обратиться к учебникам, где его теория логически выстроены в виде легко усваиваемой схемы (см. напр. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995; Дж.Флейвелл Генетическая психология Ж.Пиаже, М., 1987; Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Основные положения теории Ж.Пиаже

2. Экспериментальная и теоретическая полемика с основными положениями теории Ж.Пиаже

3. Определение интеллекта. Адаптивная природа интеллекта

4. Основные этапы развития мышления ребенка

5. Основные механизмы познавательного развития ребенка

6. Эгоцентризм детского мышления. Экспериментальные исследования феномена детского эгоцентризма

7. Понятие «Субъекта», «Объекта», «Действия» в концепции Ж.Пиаже

8. Понятие «Операции» и ее место к концепции Ж.Пиаже

9. Законы группировки и операциональное развитие интеллекта

10. Понятие «Структуры» в концепции Ж.Пиаже

11. Навык и сенсомоторный интеллект

12. Стадия интуитивного (наглядного) мышления. Феномены сохранения. Экспериментальное выявление феноменов сохранения

13. Понятие инвариантности и психического развитие ребенка

14. Стадия конкретных операций

15. Стадия формально-логических операций

16. Социальные факторы интеллектуального развития

17. Методы исследования, предложенные Ж.Пиаже

18. Соотношение логики и психологии в изучении интеллектуального развития

 

 

М. Мид «КУЛЬТУРА И МИР ДЕТСТВА»

 

Книга выдающегося американского этнографа Маргарет Мид (1901—1978) посвящена этнографии детства. В книге приведены оригинальные полевые исследования М. Мид, подкрепленные теоретическими взглядами.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Основные районы исследования М. Мид по этнографии детства и юности.

2. Теория рекапитуляции С. Холла и первые этнографические результаты М. Мид (на примере самоанской культуры).

3. Особенности воспитания и обучения детей в племени манус (ранний возраст, взросление).

4. Роль анимистических представлений в жизни детей и взрослых у народов манус (возражение М. Мид по поводу теории Л. Леви-Брюля о первобытном мышлении).

5. Формы социальной организации и взаимодействия детей и взрослых в папуасских племенах арапешей.

6. Воспитательные установки матери и отца в отношении пола ребенка у народов арапеши. Стереотипы маскулинности и фемининности в племенных культурах (мундугаморы, чамбули, ятмулы).

7. Ритуалы признания половой и социальной зрелости у юношей и девушек племени арапеши.

8. Решающая роль культуры в формировании личности, три типа культур и их преемственность.

 

 

Э. Эриксон «ИДЕНТИЧНОСТЬ: ЮНОСТЬ И КРИЗИС»

 

Данная книга посвящена проблемам юношеского возраста, связанным с социальным становлением личности. Анализируя основные аспекты юношеского кризиса идентичности, автор прослеживает индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества. Эриксон, придерживаясь идей психоанализа, ищет истоки судьбы отдельной личности в особенностях ее жизнедеятельности на ранних этапах жизни.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Кризис развития идентичности (характеристики, источники).

2. Стадии развития идентичности.

3. Различия между групповой и эгоидентичностью.

4. Взаимосвязь эгоидентичности с социально-историческими процессами.

5. Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.

6. Характеристика возрастных стадий.

7. Различия между идентичностью и идентификацией.

8. Смешение идентичности и его последствия.

9. Роль общества в формировании эгоидентичности.

10. Юность как современная проблема или проблема юности.

11. Женственность и внутреннее пространство.

 

 

Э. Эриксон «ДЕТСТВО И ОБЩЕСТВО»

 

Фундаментальная работа Э. Эриксона «Детство и общество» (1950 г.) является первой книгой знаменитого автора. Книга в основном опирается на клинические наблюдения из практики психоанализа. По словам Эриксона, эта книга является психоаналитической работой об отношении «Я» к обществу. Теоретические положения эпигенетической теории дополняются многочисленными описаниями конкретных случаев. В книге также приводится исследование исторической идентичности в психоаналитических биографиях А. Гитлера и М. Горького. Исследуя жизни великих людей, он пытается понять, как соотносится индивидуальная и коллективная идентичности, как сильный индивидуум приспосабливается к социальному порядку, внося свой вклад в поддержание социального процесса

 

Вопросы к монографии:

 

1. Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической?

2. Понятия «групповая идентичность» и «эгоидентичность».

3. Особенности кризисов идентичности (на примере кризисов маленького мальчика Сэма и морского пехотинца).

4. Значение кризисов идентичности для развития личности.

5. Сходства и различия концепции Э. Эриксона и теории З. Фрейда.

6. Понятия «модус органа» и «модальность поведения».

7. Особенности воспитания и обучения у народов сиу и юрок.

8. Стадии жизненного пути развития личности.

9. Понятия «ритуал» и «ритуализация».

10. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

11. Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона.

 

Дж. Боулби «ПРИВЯЗАННОСТЬ» + М.И. Лисина «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

(избранные главы)

 

В одну монографию объединены книги Дж. Боулби и М.И. Лисиной. Целью такого объединения служит сравнение двух подходов к проблеме близкого взрослого и роли общения в психическом развитии ребенка.

Дж. Боулби, основатель теории привязанности, объединил в своей теории этологический, культурологический и психоаналитические подходы к развитию человека. После окончания университета, Боулби начал работать в школе для малолетних правонарушителей. Общение с этими детьми привело его к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые ими в процессе социализации, связаны с нарушением общения с родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте.

Во время бурного развития теории привязанности за рубежом, основанного на психоаналитическом подходе, в отечественной психологии начала складываться теория общения М.И. Лисиной. Она работала в рамках культурно-исторической психологии и развивала идеи Л.С. Выготского о том, что ребенок – изначально социальное существо. Перед Лисиной встал вопрос о том, как взрослый (мать) передает ребенку социо-культурные нормы. Лисина также как и Боулби изучала развитие общения в условиях семейного воспитания и в условиях интернатов закрытого типа.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Основные положения концепции М.И. Лисиной об общении как специфической деятельности

2. Характеристика структуры и функций коммуникативной деятельности

3. Потребность в общении: критерии наличия и условия формирования

4. Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми

5. Развитие общения на последовательных возрастных стадиях дошкольного детства

6. Характеристика ситуативно-личностной формы общения

7. Характеристика ситуативно-деловой формы общения

8. Характеристика внеситуативно-познавательной формы общения

9. Характеристика внеситуативно-личностной формы общения

10. Механизмы смены форм общения

11. Значение общения для психического развития детей и пути его влияния. Приведите примеры конкретных исследований

12. Особенности формирования эмоциональных связей и взаимоотношений ребенка с окружающими на основе общения

13. Исследование влияния общения на формирование образа Я

14. Определение понятия привязанности в теории Дж. Боулби

15. Основные подходы к объяснению привязанности (теория вторичного влечения и др.)

16. Проявления привязанности к матери у детенышей приматов и человека

17. Функции привязанности

18. Сензитивные периоды и явление «запечатления»

19. Условия формирования привязанности ребенка к матери

20. Основные стадии развития привязанности по Дж. Боулби

21. Привязанность и особенности ориентировки младенцев на человека

22. Компоненты (поведенческие проявления) привязанности ребенка к матери

23. Влияние привязанности на психическое развитие ребенка

24. Отличие теории привязанности Дж. Боулби от психоаналитического понимания связи ребенка с матерью

25. Сравните взгляды М.И. Лисиной и Дж. Боулби на генезис общения (взаимодействия)

 

 

II. ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР

Ориентировочный срок сдачи монографии - 1-15 апреля (одна из перечисленных книг на выбор)

 

Д.Б. Эльконин «ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ» (любое издание)

 

В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. В книге рассматривается развитие игры на протяжении филогенеза, а также приводятся культурные различия в игровой деятельности. Монография подкреплена интересными и поясняющими примерами.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Социальная природа игры.

2. Теории игры.

3. Функции игры.

4. Историческая природа игры.

5. Символизм в ролевой игре.

6. «Мнимая» ситуация в игре, ее функции.

7. Предпосылки возникновения ролевой игры.

8. Структура игры.

9. Уровни развития игры.

10. Экспериментальные исследования роли игры в развитии произвольности.

11. Экспериментальные исследования роли игры в преодолении познавательного эгоцентризма.

12. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольника.

 

В.В. Давыдов «ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ». М., 1997

 

 

Вопросы к монографии:

 

1. Взаимосвязь материалистической диалектики и психологии в определении понятия деятельности

2. особенности человеческой деятельности, психики и сознания

3. Внутренняя связь обучения и развития. Присвоение форм культуры как путь развития сознания

4. Раскрытие деятельностного подхода к проблеме периодизации

5. Предпосылки возникновения и особенности теории эмпирического обобщения и рассудочно-эмпирического мышления как начальной ступени познания

6. Издержки в обучении при использовании теории эмпирического мышления

7. Источники человеческого познания и развития мышления (практика, чувственность, идеальное)

8. Осуществление эмпирического мышления и отличие его от теоретического мышления

9. Средства научного мышления (моделирование, понятия обобщение чувственного и рационального, восхождение от абстрактного к конкретному, содержательное)

10. Исторический процесс становления учебной деятельности

11. Суть учебной деятельности, ее звенья и компоненты

12. Принципы определения содержания учебных предметов и метода преподавания

13. Формирующий эксперимент как способ формирования теоретического сознания и развития психики младшего школьника

 

Бернс Р. «РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ»

 

Книга Р. Бернса посвящена формированию самосознания личности и влиянию представлений личности о себе на ее воспитание и обучение. Автор обстоятельно рассматривает процессы становления самосознания и самооценки ребенка. Важное место в книге занимают рекомендации, которые помогают педагогам и родителям учитывать в воспитании и обучении сложившееся у детей представления о своих способностях, потребностях, интересах.

Содержание книги Р. Бернса раскрывает читателю, что стоит за понятием Я-концепции человека, как она развивается, какую роль играет в его жизни, каковы возможности воспитания в укреплении психического здоровья личности на всех этапах возрастного развития от младенчества до юности. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р. Бернс выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания».

 

Вопросы к монографии:

 

1. Определение Я-Концепции.

2. Структура Я-концепции. Я-концепция и Я-образ.

3. Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, фрейдизм, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).

4. Психологические и педагогические подходы к пониманию Я-концепции.

5. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции.

6. Развитие Я-концепции в различные возрастные периоды.

7. Проблема измерения Я-концепции.

8. Экспериментальное изучение Я-концепции.

9. Факторы развития позитивной Я-концепции.

10. Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.

11. Я-концепция и социальная компетентность.

12. Семейное воспитание и формирование Я-концепции.

13. Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.

14. Я-концепция и развитие личности ребенка.


КОЛЛОКВИУМЫ

 

Колло́квиум (лат. colloquium - разговор, беседа) – форма проверки и оценивания знаний учащихся, проводимый в середине семестра и имеющий целью более глубокое усвоение наиболее значимого материала по изучаемой теме.

Для успешной сдачи коллоквиума Вам необходимо ознакомиться с обязательной литературой, приведенной в данной методичке. Для более глубокого ознакомления по теме Вашему вниманию представлен список дополнительной литературы. Для систематизации усвоенных в ходе прочтения знаний, Вы можете обратиться к вторичным источникам (учебникам). Рекомендуем Вам сначала вдумчиво прочитать оригинал, а затем переходить к учебникам.

Коллоквиум предполагает не индивидуальную форму сдачи, а обсуждение в группе, дискуссию. В ходе дискуссии поощряется развитие идей автора, приведение аналогий и сравнений, критический анализ и высказывание обдуманных замечаний.

 

I. ОСЕННИЙ СЕМЕСТР

 

Коллоквиум по теме

«Теории познавательного развития в зарубежной психологии»

Ориентировочный срок сдачи коллоквиума – 1- 10 ноября

 

Основная теория познавательного развития для коллоквиума – это теория операционального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже является одной из центральных для понимания когнитивного развития ребенка. Последователи и ученики Пиаже продолжают развивать его идеи (см. книгу А.М. Перре-Клермон). Однако теория Пиаже подвергалась и критике в зарубежной (см. статью О. Лоренцо и А. Мачадо) и отечественной психологии (см. книгу Л.Ф. Обуховой «Этапы развития детского мышления»). Ознакомление не только с основными положениями теории, но и с критикой позволяет более глубоко осмыслить саму теорию.

Также в коллоквиум вошло ознакомление с информационным подходом к когнитивному развитию ребенка как альтернативой теории Пиаже в западной психологии.

 

План семинара-коллоквиума

 

I. Теория операционального развития интеллекта Ж. Пиаже:

1. Описание своеобразия детского мышления в ранних работах Ж. Пиаже.

1.1. эгоцентризм как интеллектуальная позиция, его проявления (эгоцентрическая речь, своеобразие логики ребенка и др.) и условия их преодоления.

1.2. дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о функциях и пути развития эгоцентрической речи.

2. Интеллектуальное развитие как эволюция действия в процессе конструкции интеллектуальных операций:

2.1. основные понятия операциональной теории Ж. Пиаже

- схема, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание

- операции и их основные свойства, примеры операциональных структур

- формирование понятий

2.2. характеристика основных стадий интеллектуального развития

- сенсомоторная стадия

- дооперациональная стадия

- конкретно-операциональная стадия

- формально-операциональная стадия

3. Факторы интеллектуального развития (роль созревания, социального и физического опыта ребенка, фактора уравновешивания).

4. Позиция Ж. Пиаже по проблеме соотношения обучения и развития и ее экспериментально-критический анализ в работах отечественных психологов (на примере отдельных исследований – по выбору).

5. Развитие и критика идей Ж. Пиаже в зарубежной психологии (на примере отдельных исследований – по выбору).

 

II. Информационный подход к исследованию познавательного развития:

1. Отличительные черты информационных моделей познавательного развития в онтогенезе.

2. Компьютерная метафора и процесс обработки (переработки) информации.

3. Роль кратковременной и долговременной памяти.

4. Характер изменений познавательных процессов ребенка по мере развития с позиции информационных моделей.

5. Оценка современного состояния информационного подхода.

 

Основная литература

 

I – из книги «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» / под. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001. Статьи:

1.1. – Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка (С. 46-72).

1.2. – Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь (С. 41-46).

Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи (С. 72-79).

Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» (С. 89-93).

2.1. – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 106-124, 141-147).

2.2. – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 118-124, 232-237).

3 – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 135-141).

Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии (С. 182-185, 218-224).

4 – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 124-130).

Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу... (С. 305-317).

Глава 5 – одна из работ по выбору.

5 – Лоренцо О., Мачадо А. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики (С. 487-530 – отдельные пункты критики по выбору).

 

II – из книги Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб: Питер, 2003. С. 290-299.

Дополнительная литература

 

1. «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» / под. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001 – С. 199-223, 333-352, 352-367.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003. С. 162-213, 363-384.

3. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. С. 82-104.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные качественные особенности сенсомоторного, дооперационального, конкретно-операционального и формально-логического интеллекта.

2. Почему Ж. Пиаже называет интеллектуальные операции структурированным целым?

3. Опишите опыты Ж. Пиаже, показывающие уровень сформированности у детей понятия о сохранении количества. О каких особенностях мышления дошкольников они свидетельствуют?

4. Что называют «феноменами Пиаже»?

5. В чем состоит свойство обратимости интеллектуальных операций, когда оно формируется и какое значение имеет для развития мышления в целом?

6. Какие закономерности образования понятий в стихийном (т.е. вне специально организованного обучения) опыте ребенка показывает Ж. Пиаже?

7. Можно ли распространять описываемые Ж. Пиаже закономерности на условия управляемого формирования понятий у детей, например, при целенаправленном обучении? Ответ обоснуйте.

 

Коллоквиум по теме

«Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского»

О риентировочный срок проведения коллоквиума 5 – 15 декабря

 

1. Критерии психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

2. Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С. Выготского. Структура и динамика возраста.

3. Понятие «социальная ситуация развития». Его теоретическое и практическое значение.

4. Критический анализ подходов к проблеме периодизации психического развития ребенка в трудах Л.С. Выготского.

5. Пересмотр понятия «кризис развития». Роль кризисов в психическом развитии ре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.266 с.)