Введение в психологию развития и возрастную психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в психологию развития и возрастную психологию



РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии

 

1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.

2. Категория развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание».

3. Культурно-историческая природа психологического возраста. Возраст как форма описания процессов развития.

4. Эволюция детства в истории общества.

5. Основные теоретические задачи психологии развития и возрастной психологии.

6. Пути применения развитийно- и возрастно-психологического знания в общественной практике.

7. Стратегии и методы психологии развития и возрастной психологии.

а. Констатирующая и формирующая стратегии.

б. Метод «поперечных срезов» и лонгитюдинальный метод как основные разновидности констатирующей стратегии.

в. Экспериментально-генетический метод и метод планомерно-поэтапного формирования как основные разновидности формирующей стратегии.

г. Монокультурный и кросскультурный планы проведения исследования.

д. Особенности метода наблюдения, метода эксперимента, метода беседы (исследовательское интервью), проективных методов, биографического и нарративного метода применительно к психологии развития и возрастной психологии.

е. Особенности клинического и стандартизированного (тестового) исследования процессов развития.

ж. Возможности и ограничения использования близнецового метода и метода сравнения нормы и патологии в исследовании детерминант психического развития.

8. Проблема экологической валидности исследования в психологии развития и возрастной психологии.

9. Значение этических принципов для планирования и проведения исследований по психологии развития и возрастной психологии

 

Основная литература

1. Хрестоматия по возрастной психологии Часть 1. / Под ред. О.А. Карабановой. А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999.С. 6-31, 314-351. Статьи В.И. Аснина, А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, В.И. Слободчикова, Б.Д. Эльконина, П.Я. Гальперина, П. Балтеса.

2. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. Изд.2, М., 2005. С. 6-26. Статьи А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология. М. 1995. С. 12-32, 295-311.

4. Крайг Г. Психология развития СПб., 2000 С. 15-16, 18, 23-47, 48-56, 230-236.

5. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. Лекции 1-3. С. 7-48.

6. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 97-100, 108-113, 195-206, 207-210, 221-222, 230-236.

7. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб., 2002. С. 14-19, 45-60, 97-106, 144-150, гл.8.

8. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М. 1991.

9. Сапогова Е. Психология развития человека. С.18-23.

 

Дополнительная литература

 

1. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979, № 12. С. 142-157.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., Когито-центр, 2000. С. 21-36.

3. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. С. 16-60.

 

Примерные темы устных докладов

1. Эволюция представлений о детстве в истории общества

2. Кризис детства – миф или реальность?

3. Развитие детской психологии в истории психологической науки.

4. Место детской и возрастной психологии в решении актуальных социальных проблем.

4. Экологическая парадигма в изучении психического развития ребенка

5. Близнецовый метод: возможности и ограничения исследования детерминант развития

6. Когортные и возрастные различия – проблема их дифференциации в исследовании психического развития ребенка.

7. Эвристическое значение понятия «задачи развития» (Р.Хевигхерст)

 

 

РАЗДЕЛ II

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

ТЕМА 1. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Критика факторного подхода

 

1. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Проблема связи исторического и индивидуального. Закон повторяемости форм развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

2. Нормативный подход к развитию психики ребенка и характеристика методов исследования (А. Гезелл, А. Бине, Л. Термен, П. Векслер). Закон затухания темпа психического развития.

3. Теории развития как созревания. Теория преформизма К. Бюлера о трех ступенях психического развития. Закон функционального удовольствия. Проблема соотношения морфологического созревания структуры и функции в современной психологии.

4. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме (ассоцианизм, бихевиоризм). Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Объективный метод изучения поведения человека и животных. Законы научения Э. Торндайка. Теория оперантного научения Скиннера и ее практическое применение. Теория социального научения А. Бандуры.

5. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии (К. Коффка). Принцип структуры. Психофизический метод исследования психики.

6. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Современное состояние проблемы соотношения роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

7. Социокультурный подход в исследовании психического развития человека. Концепция психического развития ребенка А. Валлона. Сравнительные исследования нормы и патологии как метод изучения психического развития. Всевозрастной подход П. Балтеса.

Основная литература

 

1. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методывозрастной психологии / Под ред. Карабановой О.А., Подольского А.И., Бурменской Г.В. М., 1999. С. 32-36, 38-65; 335-351.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 38-48, 112-179.

3. Карабанова О.А.Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. С. 50-71.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. Гл. 2. С. 33-64.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1984. Биогенетическая проблема.

Или:

1. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С. 7-22; 93-106.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 41-58, 302-313.

3. Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая советская энциклопедия. М., 1936. Т. 6.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка. Принципы обучения, основанные на психологии. Т.1. С. 177–195. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка». Т.1. С. 196–209. Проблема развития в структурной психологии. Т.1. С. 282-286, 265-271, 288–290. Лекции по психологии. Т. 2. С. 387–397.

5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1976. С. 52-76.

 

Д ополнительная литература

1. Бандура А. Теория социального научения. М., 1999.

2. Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1932.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. М., 1991. Т.2. С. 23-25.

4. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Проблемы развития психики. М., 1981.

5. Психическое развитие ребенка / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1969. С. 131-162.

6. Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930.

7. Штерн В. Психология раннего детства. 1922. С. 18-23.

8. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. С. 65-105.

Примерные темы устных докладов

1. Идея рекапитуляции как объяснительный принцип психического развития ребенка в онтогенезе.

2. Исследования развития поведения ребенка в бихевиоризме – возможности, ограничения, перспективы.

3. Теория социального научения Бандуры: теоретические и прикладные аспекты.

4. Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка: история и современное состояние проблемы.

5. Роль созревания в психическом развитии ребенка.

 

ТЕМА 2.

Примерные темы устных докладов

1. Развитие защитных механизмов личности

2. Этапы развития психоаналитического учения о развитии личности в онтогенезе

3. Детерминанты психического развития ребенка в теории объектных отношений.

4. Метод исследования привязанности (тест незнакомой ситуации).

5. Тип привязанности – стабильность или изменение на протяжении жизни.

 

ТЕМА 3.

Теории познавательного развития ребенка в зарубежной психологии.

Примерные темы устных докладов

1. «Эгоцентрическая речь» и «речь для себя» - дискуссия Ж.Пиаже и Л.С.Выготского и новые подходы.

2. Детерминанты развития интеллекта в концепции Ж.Пиаже.

3. Значение кооперации со сверстниками в развитии интеллекта ребенка.

4. Место понятия «сохранение» в концепции Ж.Пиаже. Возможности целенаправленного формирования понятия «сохранения» (П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова).

5. Есть ли альтернатива операциональной концепции развития интеллекта Ж.Пиаже?

Примерные темы устных докладов

1. Развитие концепции психологического возраста в современной отечественной психологии.

2. Социальная ситуация развития (структура и динамика)

3. Категория ведущей деятельности в отечественной психологии развития: история и современное состояние проблемы

4. Критерии классификации периодизаций психического развития

5. Универсализм и нормативность психического развития – миф или реальность?

6. Роль наследственности в психическом развитии ребенка – современное состояние проблемы

7. Основные подходы к проблеме развивающего обучения: теория и практика.

РАЗДЕЛ III.

Примерные темы устных докладов

1. Есть ли психика у плода? Факты и дискуссии.

2. Феномен госпитализма и его причины.

3. Влияние социальной депривации на психическое развитие ребенка.

4. Основные теоретические подходы к проблеме формирования потребности ребенка в общении

5. Развитие движений и действий у ребенка первого года жизни

6. Проблема сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

7. Развитие восприятия – врожденное и приобретенное. Факты и дискуссии.

 

ТЕМА 2. Ранний возраст

 

1. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Орудийно-предметная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Качественные отличия орудий человека и вспомогательных средств животных. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

2. Развитие общения и социальной привязанности в раннем детстве. Типы привязанности (М. Эйнсворт).

3. Основные психологические новообразования раннего возраста. Развитие речи, восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Возникновение стремления к самостоятельности.

4. Характеристика кризиса трех лет. Феномен «я сам».

Основная литература

 

1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 275-282, 415-421, 483-489, 556-561.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл.3. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна).

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т. 6. С. 3-14, 21-32, 37-38.

4. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Там же. Т.4. С. 340-375.

5. Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством / Психология как объективная наука. Воронеж, 1997.

6. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2000. Ч. 2. Гл. 5.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166.

Дополнительная литература

 

1. Венгер Л.А. Формирование зрительного соотнесения формы на основе практических действий с предметами у детей преддошкольного возраста // Вопросы психологии. 1964. №

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл.5 // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 89–118.

3. Выготский Л.С. Развитие воображения в детском возрасте. М., 1967.

4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.

5. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 38-42.

6. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. С. 168-184.

7. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. С. 3-13, 51-57.

8. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 73–90. Гл. 5. С. 94-114.

9. Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.

10. Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. M., 1943. С. 63-127.

11. Швачкин Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка // Известия АПН ВСФСР. 1954. Вып.4.

12. Швачкин Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребенка // Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 4.

13. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1978. №3 или // Избр. психол. труды. М., 1989. С. 130–141.

14. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-центр, 2000. С. 123-180.

 

Примерные темы устных докладов

1. Принципиальные отличия орудийной деятельности человека и животных

2. Развитие видов деятельности и общения в раннем возрасте.

3. Факторы формирования типа привязанности ребенка к близкому взрослому в раннем возрасте.

4. Основные теоретические подходы к проблеме развития речи в онтогенезе.

5. Кризис 3-х лет: феноменология и психологический смысл. Рекомендации роьдителям и воспитателям ребенка

 

ТЕМА 3. Дошкольный возраст

 

1. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

2. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка.

3. Роль различных видов деятельности дошкольника в психическом развитии (изобразительная деятельность, восприятие сказки, учение, элементарный труд).

4. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте.

5. Основные психологические новообразования в личностной сфере ребенка дошкольного возраста.

6. Характеристика кризиса семи лет. Симптом потери непосредственности.

Основная литература

 

1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 283-299, 365-381, 423-448, 489-504, 517-555, 562-594.

2. Бурменская Г.В. Понятие инвариантности количества как показатель умственного развития ребенка// Вопросы психологии. 1978. № 6.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл.5. Экспериментальное исследование понятий // Там же. Т. 2.

6. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т. 6. С. 32-37.

7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А.Н Проблемы развития психики. М., 1981. С. 481-508.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 75-77, 89-100, 120-133.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 231– 255.

10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. С.34–48, 58–61, 69–87, 142–147.

11. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988. С. 12–14, 22–39, 44–45, 56–65.

12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1986. Гл. 1, 2; Заключение.

13. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.Н. Усовой. М., 1963. Статьи: А.В. Запорожца, Л.Н. Журовой, Д.Б. Эльконина, Н.П. Сакулиной. С. 30–99, 213–226.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 16–18, 40, 66–92, 94–112, 271–288.

Дополнительная литература

 

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Гл. Игра. С. 58–73.

2. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976. Гл. 1. С. 1–18; гл. 7. С. 233 –248.

3. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. 1967. № 1.

4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т 1. С. 91-99.

5. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. С. 185-204.

6. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольника. М., 1986. С. 4-20, 21-27, 131-136.

7. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С.432-435.

8. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. С. 51–78. Гл. 3.

9. Левина Р.Е. Идеи Л.С. Выготского о планирующей функции речи // Вопросы психологии. 1969. № 4.

10. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. 1979. № 5.

11. Мануйленко Э.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

12. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С.156-212.

13. Психология детей дошкольного возраста / Под ред.А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964. Гл.5. Развитие мышления. С.183–246.

14. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.Н. Усовой. М., 1966. Статьи: А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Н. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Г.Л. Выготской. С. 5–56, 172–187.

15. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1986.

16. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет // Вопросы психологии. 1986. № 4.

17. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения и стиль общения дошкольников // Вопросы психологии. 1981. № 2.

18. Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14, Психология. 1977. № 1.

19. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967. Гл. 4. Развитие символической функции. С. 165– 219.

20. Штерн В. Психология раннего детства. Пгр., 1922.

21. Эльконин Б.Д., Эльконинова Л.И. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия // Вест.Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993. № 2.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С. 148– 178, 216-292.

23. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. С. 19-27.

Примерные темы устных докладов

1. Роль различных видов деятельности (рисование, сказка, игра) в психическом развитии дошкольника

2. Генезис, содержание и структура сюжетно-ролевой игры. Возможности использования игры в развивающих, коррекционных и профилактических целях.

3. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте.

4. «Сенсорное воспитание» как организация присвоения ребенком социо-культурного опыта и его значение для развития познавательной сферы.

5. Психологическая готовность ребенка к школе. Какая школа нужна ребенку?

 

Примерные темы устных докладов

1. Проблема школьной адаптации в младшем школьном возрасте. Причины школьной дезадаптации и пути ее преодоления.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельности младшего школьного возраста (генезис, структура, динамика развития, роль в психическом развитии)

3. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника.

4. Роль кооперации со сверстниками в процессе обучения (Зачем детям учиться вместе –Г.А.Цукерман)

 

 

Примерные темы устных докладов

1. Задачи развития в подростковом возрасте (литературный обзор)

2. Подросток в различные исторические эпохи - попытка реконструкции. Современный подросток – кто он, какой он?

3. Эгоцентризм в подростковом возрасте.

4. Развитие дружбы в подростковом возрасте. Одиночество (причины, генезис, влияние на развитие)

5. Развитие самостоятельности и личностной автономии в подростковом возрасте.

6. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

7. Психологические проблемы подросткового возраста.

 

ТЕМА 6. Юношеский возраст

 

1. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление. Юношеская субкультура.

2. Социальная ситуация развития в юности. Юность — молодость зрелости или старость детства. Два периода эпохи юности — переход от самоопределения к самореализации.

3. Основные задачи развития, проблемы и новообразования юношеского возраста.

4. Развитие общения в юношеском возрасте. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения.

5. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Любовь и дружба.

6. Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение.

7. Девиантное поведение и его профилактика.

Основная литература

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Гл. 5. Я-концепция в юности. С. 169-225.

2. Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152-157.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 192-207.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. С. 31-78.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. Гл. 1, 4. С. 5–29, 59– 94.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000. С. 51-70, 76-86, 175-186, 221-253, 258-262, 299-302, 307-335, 356-372, 546-568, 593-598, 600-607.

8. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Дополнительная литература

 

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 4.

3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. Гл. Особенности психологии юношеского возраста, С. 364-377.

5. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.1972. № 2.

6. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных молодежных объединений. М., 1990.

7. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

8. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

9. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. М., 1989. С. 384-410 (Кон И.С., Лосенков В.А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования; Кутрона К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации).

10. Проблемы общения и воспитания / Сост. Б.З.Вульфов, В.А. Лосенков. Тарту, 1974. ч. II.

11. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.

12. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Сост. В.С. Мухина. М., 1984. Статьи: Т. И. Скрипкина, А. И. Новикова.

13. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч. 2. Гл. 8, 9.

14. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. М., 1987. С. 231-266.

15. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А. Г. Быстрицкого, М. Ю. Рошинах. М., 1991.

 

Примерные темы устных докладов

1. Развитие самосознания и идентичности в юношеском возрасте. Проблема жизненного, личностного, профессионального самоопределения

2. Морально-ценностное развитие в подростковом и юношеском возрасте.

3. Явление молодежной/юношеской субкультуры и ее психологическая функция.

4. Девиантное поведение и его профилактика

 

ТЕМА 7. Зрелые возраста

 

1. Критерии зрелой взрослости. Проблема периодизации зрелых возрастов.

2. Молодость как начальный этап зрелости. Задачи развития. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком — основная потребность зрелости. Любовь и дружба.

3. Специфика самореализации в профессиональной деятельности.

4. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

5. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.

6. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.

7. Поздняя зрелость. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».

Основная литература

 

1. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 52-60.

2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. 3-11.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 207-217.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб, 200. С. 650-653, 667-689, 692- 732, 746-748, 770-780, 784-802, 811-817.

5. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 182-186 (Массен П., Конгер Дж., Коган Дж., Ривитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте).

6. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. С. 55-65.

Дополнительная литература

 

1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 332-362.

2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

3. Барух Г., Барнец Р., Риверс К. Женщины в зрелом возрасте начинают новую жизнь // Америка. 1982. № 303.

4. Возрастание особенностей психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) /Под ред. И. Я. Петрова. М., 1978.

5. Галлиган К. Иным Голосом. Психологическая теория развития женщины (Фрагмент книги) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения /Под ред. А.А. Гусейнова. М., 1992.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1983. С. 377-389.

7. Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. Центр общечеловеческих ценностей. М., 1992. С. 450-451.

8. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. М., 1989. Статьи: Р. Сейденберга, Л. Пепло, М. Мицели.

9. Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1982. С. 133-139.

10. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 57-66.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

12. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Под ред. Л.В. Сохань. Киев. 1987. С. 236-247.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

 

Примерные темы устных докладов

1. Основные подходы к проблеме периодизации развития личности в зрелых возрастах

2. Кризис середины жизни: феноменология и психологический смысл.

3. Развитии личности в зрелом возрасте

4. Развитие познавательных процессов в зрелом возрасте

 

 

ТЕМА 8. Поздние возраста

 

1. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

2. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.

3. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения.

4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

5. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.

 

Основная литература

 

1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Собр. соч.: В 6 т.М., 1984. Т. 5. С. 34-48.

2. Грегор О. Жить, не старея. М., 1992. С. 246-269.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 213-231.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С. 826-834, 846-904.3

5. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. М., 1989. Статьи: И. Эйсена, М. Кларк и В. Эндерсон, Т. Ваксон, Л. Пепло. С. 433-510.

6. Панина Н.В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути // Жизненный путь личности / Под ред. Л.В. Сохань. Киев, 1987. С. 236-247.

7. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб, 2002. С. 13-25, 43-57, 66-77, 79-104, 129-149, 191-198.

Дополнительная литература

 

1. Алексеевич Г.С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1970. Т. 2.

2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

3. Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

4. Голман Л. Мудрость старости // Америка. 1982. № 304.

5. Дрейк А. Со смертью рядом //Там же.

6. Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988.

7. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

8. Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. № 1.

9. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М.Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. 1997. № 1.

10. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия — почитание // Природа. 1986. № 5. С. 88-95.

11. Резников С.Г., Рожков А.Г. Жильцы дома-интерната для престарелых // Социологические исследования. 1991. С. 71-73.

12. Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1974 (или любое другое издание). Гл. IV.

 

Примерные темы устных докладов

1. Задачи развития в пожилом возрасте и старости.

2. Жизненная мудрость как новообразование старости.

3. Типы старения.

4. Психологические проблемы старения и старости.

5. Ресурсы для преодоления психологических проблем старости

 


МОНОГРАФИИ

Монография (от греч. μονοσ - один, единый и γραφειν - писать) — научный труд в виде книги с углубленным изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем. Среди ученых принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведенной работы, а также их интерпретацию.

I. ОСЕННИЙ СЕМЕСТР

Ориентировочный срок сдачи монографии – 15-25 ноября (одна из перечисленных книг на выбор)

 

Ж. Пиаже «ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА»

 

Жан Пиаже (1896 – 1980) – выдающийся швейцарский психолог, логик и философ. Его интерес к логике привел его к вопросу о становлении логических структур, для изучения которых он обратился к детям. Ж. Пиаже является основателем метода клинической беседы и автором оригинальной периодизации развития интеллекта.

В книге «Психология интеллекта» описаны основные понятия теории когнитивного развития Жана Пиаже, его представления о путях и механизмах развития интеллекта. Язык Ж. Пиаже считается трудным для студентов, поэтому мы рекомендуем после прочтения монографии обратиться к учебникам, где его теория логически выстроены в виде легко усваиваемой схемы (см. напр. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995; Дж.Флейвелл Генетическая психология Ж.Пиаже, М., 1987; Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Основные положения теории Ж.Пиаже

2. Экспериментальная и теоретическая полемика с основными положениями теории Ж.Пиаже

3. Определение интеллекта. Адаптивная природа интеллекта

4. Основные этапы развития мышления ребенка

5. Основные механизмы познавательного развития ребенка

6. Эгоцентризм детского мышления. Экспериментальные исследования феномена детского эгоцентризма

7. Понятие «Субъекта», «Объекта», «Действия» в концепции Ж.Пиаже

8. Понятие «Операции» и ее место к концепции Ж.Пиаже

9. Законы группировки и операциональное развитие интеллекта

10. Понятие «Структуры» в концепции Ж.Пиаже

11. Навык и сенсомоторный интеллект

12. Стадия интуитивного (наглядного) мышления. Феномены сохранения. Экспериментальное выявление феноменов сохранения

13. Понятие инвариантности и психического развитие ребенка

14. Стадия конкретных операций

15. Стадия формально-логических операций

16. Социальные факторы интеллектуального развития

17. Методы исследования, предложенные Ж.Пиаже

18. Соотношение логики и психологии в изучении интеллектуального развития

 

 

М. Мид «КУЛЬТУРА И МИР ДЕТСТВА»

 

Книга выдающегося американского этнографа Маргарет Мид (1901—1978) посвящена этнографии детства. В книге приведены оригинальные полевые исследования М. Мид, подкрепленные теоретическими взглядами.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Основные районы исследования М. Мид по этнографии детства и юности.

2. Теория рекапитуляции С. Холла и первые этнографические результаты М. Мид (на примере самоанской культуры).

3. Особенности воспитания и обучения детей в племени манус (ранний возраст, взросление).

4. Роль анимистических представлений в жизни детей и взрослых у народов манус (возражение М. Мид по поводу теории Л. Леви-Брюля о первобытном мышлении).

5. Формы социальной организации и взаимодействия детей и взрослых в папуасских племенах арапешей.

6. Воспитательные установки матери и отца в отношении пола ребенка у народов арапеши. Стереотипы маскулинности и фемининности в племенных культурах (мундугаморы, чамбули, ятмулы).

7. Ритуалы признания половой и социальной зрелости у юношей и девушек племени арапеши.

8. Решающая роль культуры в формировании личности, три типа культур и их преемственность.

 

 

Э. Эриксон «ИДЕНТИЧНОСТЬ: ЮНОСТЬ И КРИЗИС»

 

Данная книга посвящена проблемам юношеского возраста, связанным с социальным становлением личности. Анализируя основные аспекты юношеского кризиса идентичности, автор прослеживает индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества. Эриксон, придерживаясь идей психоанализа, ищет истоки судьбы отдельной личности в особенностях ее жизнедеятельности на ранних этапах жизни.

 

Вопросы к монографии:

 

1. Кризис развития идентичности (характеристики, источники).

2. Стадии развития идентичности.

3. Различия между групповой и эгоидентичностью.

4. Взаимосвязь эгоидентичности с социально-историческими процессами.

5. Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.

6. Характеристика возрастных стадий.

7. Различия между идентичностью и идентификацией.

8. Смешение идентичности и его последствия.

9. Роль общества в формировании эгоидентичности.

10. Юность как современная проблема или проблема юности.

11. Женственность и внутреннее пространство.

 

 

Э. Эриксон «ДЕТСТВО И ОБЩЕСТВО»

 

Фундаментальная работа Э. Эриксона «Детство и общество» (1950 г.) является первой книгой знаменитого автора. Книга в основном опирается на клинические наблюдения из практики психоанализа. По словам Эриксона, эта книга является психоаналитической работой об отношении «Я» к обществу. Теоретические положения эпигенетической теории дополняются многочисленными описаниями конкретных случаев. В книге также приводится исследование исторической идентичности в психоаналитических биографиях А. Гитлера и М. Горького. Исследуя жизни великих людей, он пытается понять, как соотносится индивидуальная и коллективная идентичности, как сильный индивидуум приспосабливается к социальному порядку, внося свой вклад в поддержание социальног



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.3 с.)